Формирование общих коммуникативно-речевых умений школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

«Формирование общих коммуникативно-речевых умений младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.       Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.       Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. 
У школьников с раннего детства формируются способы работы с текстом, которые они используют при чтении текстов на любых уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений-умение учиться.
Основной базой для формирования способов работы с текстом являются уроки русского языка и литературного чтения. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у обучающихся. Работа по развитию речи в УМК, ПНШ ведется с 1-го класса.
Образное представление о тексте как доме, в котором живут и дружат предложения, умение выделять из короткого текста отдельные предложения, не нарушая последовательности, и соотносить их с моделью текста, а затем и моделировать текст, формируется уже в период обучения грамоте.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Обучающиеся учатся читать и составлять простейшие схемы предложения, а так же оформлять их письменно.
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир ( не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Программные требования 1-го класса определяются необходимостью формирования потребности и мотива чтения. Большое внимание уделяется произведениям в стихотворной форме, так как дети легче овладевают начальными умениями и навыками чтения, а так же требования 1-го класса определяются логикой развития литературного процесса от устной картины творчества к письменным оформлениям.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Основным из приемов работы с текстом является прием сравнения.
Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Со 2-го класса «Развитие речи» как специально выделенная система работы, занимающая отдельную часть, «Русский язык» ( 2 часть).




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





Нужно отметить, что уже в этой части учебника находятся словари: толковый словарь, «пиши правильно», «обратный словарь», «произноси правильно», «словарь устойчивых выражений», «словарь происхождения слов».


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Главные задачи курса 2-го класса по развитию речи связаны с формированием умений создавать устные и письменные высказывания в рамках жанров, определенных программой. А для того, чтобы создать собственное представление о высказывании, необходимо иметь точное представление о высказывании ( его структуре, предмете речи, способах создания и оформления).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Школьники учатся отличать текст от совокупности предложений.
Поэтому понятие «текст» - это понятие, вокруг которого организуется речевая деятельность второклассника.
В процессе деятельности обучающихся, основанный на сравнительном анализе двух записей (текста и набора предложений), появляется определение: текст – это запись ( ведь сравнивали записи), в которой предложения связаны по смыслу.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Все предложения объединяет общая тема.

На следующих уроках первоначальное определение уточняется и конкретизируется. Предложения не только связаны по смыслу, но и предполагают развитие мысли, и поэтому важна их последовательность.
Учатся давать названия тексту по одному или двум основаниям и по заголовку предположить общий характер сообщения.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Знакомство с композиционными особенностями текста, формирования умения выделять в тексте смысловые части, определять тему, микротемы и формулировать их подводят обучающихся к пониманию, что такое план текста. Сначала предлагается поработать с готовыми планами, которые составили Маша и Миша ( герои внешней интриги), соотнести части текста с названием, выбрать название, выбрать из нескольких предложенных планов наиболее соответствующий тексту, и только затем составить план самостоятельно.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


К концу 2-го класса младшие школьники знакомятся с разными типами текстов: описание и повествование, учатся различать научный и художественный текст. Приобретают навыки отличия деталей, характерных для определенного текста ( это наличие приемов сравнения, олицетворения, наличие автора- рассказчика и т.д.).


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Следующий вид работ по развитию речи – это устное и письменное изложение. В ходе этой работы развивается устная речь школьников: умение своими словами пересказать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста.
При письменном пересказе текста необходимо обращать внимание детей на тему и основную мысль каждой части текста, развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и написания.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Ещё один из разделов в учебнике по развитию речи называется «Азбука вежливости» (прочитать со слайда).



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Вы видите задания для написания поздравления и письма. Письмо должно строиться так, чтобы тот, кому оно адресовано, чувствовал, что он тебе интересен, что его дела для тебя важны.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Дети очень любят в курсе “Развитие речи” раздел “Азбука вежливости”, когда разыгрываются ситуации из жизни. Здесь поднимаются вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек. Правила вежливости в школе, дома, на улице, этикет телефонного разговора, культура поведения в общественных местах, как правильно написать письмо. Используя полученные знания, дети с удовольствием пишут письма в клуб “Ключ и Заря”, “Мы и окружающий мир”.












13PAGE 15


13PAGE 14615




15