Программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Мечта» село Частые, Пермский край
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методсовета Директор МОУ ДОД ЦДТ «Мечта»
протокол № ___ ____________
«___» ________________ « ___» _________________
Программа
дополнительного образования детей
«Юный исследователь»
(срок реализации – 1 год )
(возрастная категория – 14 - 16 лет)
Составитель:
Шустова Людмила Филипповна,
педагог дополнительного образования
Частые, 2013
Содержание
Пояснительная записка ..3
Учебно-тематический план..5. Содержание программы .7
Методическая часть..10
Диагностическая часть..11
Список литературы. ..13
Приложения
Приложение №1 Информационная корзина школьника..16
Приложение №2 МЕТОДИКА ФОРМАЛИЗОВАННОГО СОСТАВЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ,
ТЕКСТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ17
Приложение №3 "АСПЕКТ - МАРКЕР"21
Приложение №4 Выступление с докладом – основы искусства речи..25
Приложение №5 Научный аппарат исследования26
Пояснительная записка
Данная программа имеет культурологическую направленность. На занятиях воспитанники познают культуру проведения исследований по тематике различных школьных предметов за пределами школьных программ по биологии, истории, химии, физике экологии, литературе, географии, оформления и защиты учебно-исследовательской работы .
Программа предназначена для детей с 14-16 лет. Программа реализуется на базе Ножовской средней общеобразовательной школы.
Программа имеет статус модифицированной, за ее основу взята авторская программа учителя С. Новиковой «Основы учебного исследования» г. Кемерово, 2005 год Изменения коснулись количества учебных часов, а так же добавлением разделов III. «Оформление исследовательской работы» и IV. «Публичное выступление перед экспертной комиссией»,
V. «Подготовка исследовательских и творческих работ учащихся для участия в заочных российских, краевых, районных конкурсах».
Программа рассчитана на 144 часа в год. Учебный год: сентябрь – май.
Учебная нагрузка 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность – 1 год
Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе дополнительного образования является организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, которая позволяет:
- установить оптимальное сочетание теории с практикой;
- создать условия для сближения учебно-познавательной и практической деятельности учащихся, связанных с решением многих образовательных проблем, особенно в ходе профессионального самоопределения.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью ознакомления учащихся с технологией учебного исследования в связи с перспективами продолжения обучения в старшем звене школы и вузах, со спецификой и разнообразием видов самостоятельной работы. Старшеклассники сталкиваются со значительными трудностями и проблемами и при подготовке к научно-практическим конференциям.
Анализ проблемы организации исследовательской деятельности высвечивает:
Сильные стороны – а) вызывает устойчивый интерес к предмету;
б) побуждает к периодическим и продолжительным внутренним поискам;
в) позволяет глубже осмыслить и творчески переработать информацию;
г) развивает аналитико-прогностического свойства.
Слабые стороны – а) низкая познавательная активность школьников;
б) невысокая степень распространения передового опыта;
в) отсутствие качественной технологии организации исследовательской деятельности;
г) увлеченность современных детей компьютерными играми в ущерб учебной деятельности.
Возможности - позволяет осуществлять индивидуальные образовательные траектории;
- усиливает связь родителей и школы;
-формирует личность, готовую к самоопределению и самореализации.
-Ограничения и риски - слабое оснащение школ экспериментальным оборудованием;
- слабое оснащение некоторых школ современным информационно-компьютерным оборудованием;
- несоизмеримость уровня рассматриваемой темы имеющемуся уровню развития познавательных способностей учащихся может вызвать «обратный эффект» (испугать ученика)
Цель: знакомство с культурой учебно-исследовательской и проектной деятельности старшеклассников, овладение основами проведения учебного исследования и оформления его результатов.
Задачи:
1. Дать знания по основам экспериментально-исследовательской работы.
2. Познакомиться с методами исследования.
3. Приобщить учащихся к культуре исследовательской деятельности.
4. Дать практические умения и навыки о том, как пользоваться современной
литературой и материалами интернета.
5. Способствовать развитию творческого мышления учащихся.
Программа данного объединения ориентирована на получение практических знаний, умений и навыков.
Ожидаемый результат
Овладение основами проведения учебного исследования и оформления его результатов.
Учебно-тематический план
№
Тема
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Всего
I.
Вводное занятие
111
1
II.
Общая характеристика учебного исследования.
13
14
27
2.1. Особенности, структура и этапы учебного
исследования
1
2
3
2.2. Методы исследования.
2
2
4
2.3. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования.
2
2
4
2.4 Процедура получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.
4
4
8
2.5 Виды наблюдения в науке: стандартизованное,
лабораторное, полевое, включенное, невключенное.
4
4
8
III.
Оформление и проведение практикумов в научно-исследовательской работе.
16
18
34
3.1. Постановка и анализ проблемы исследования.
2
2
4
3.2. Выдвижение гипотез, экспериментальная гипотеза, контргипотеза
2
2
4
3.3. Формулирование цели, задач исследования.
2
2
4
3.4. Логика, программа исследования.
1
1
2
3.5. Требования к эксперименту и экспериментальному материалу.
Использование материалов Интернета.
1
3
4
3.6. Обработка результатов исследования, анализ, выводы.
2
2
4
3.7. Требования к оформлению отчета .
2
2
4
3.8. Навыки ведения, обработки, интерпретации протоколов эксперимента.
2
2
4
3.9. Навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы.
2
2
4
IV.
Оформление исследовательской работы.
11
13
24
4. 1 Оформление исследовательской работы
( Бумажный вариант)
8
8
16
4.2 Оформление тезисов публичного выступления.
2
2
4
4.3 Оформление компьютерного варианта работы
1
3
4
V.
Публичное выступление перед экспертной комиссией.
5
5
10
Подготовка к выступлению.
2
2
4
Репетиция выступления.
1
1
2
Анализ ошибок выступления и их коррекция.
1
1
2
5.4 Выступление на школьной и районной НПК.
1
1
2
VI.
Подготовка исследовательских и творческих работ, социальных проектов учащихся для участия в заочных российских, краевых, районных конкурсах
20
26
46
6.1. Изучение Положений о конкурсах.
Сбор материалов для работ.
20
20
6.2. Оформление работ на Конкурсы. Оформление содержания и бюджета социально-культурных проектов
26
26
VI I.
Заключительное занятие
2
2
Итого:
66
78
144
Содержание программы
Вводное занятие . (1 час)
Решение орг. вопросов и инструктажи по пожарной безопасности и охране труда
Общая характеристика исследования. (27 час.)
Введение. Назначение программы. Предметом данной программы являются методика и техника учебного исследования, методики сбора данных. Значение программы обусловлено тем, что методики сбора данных для исследования проблемы являются ключевым инструментом эмпирического исследования в науке, имеющего как научное, так и практическое значение. Особенности, структура и этапы учебного исследования. Методы исследования. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования.
Процедура получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.
Виды наблюдения в науке: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное,
невключенное.
Оформление и проведение практикумов в учебно-исследовательской работе.
(34 час).
Общая характеристика учебного исследования.
Особенности, структура и динамика учебного исследования. Понятие о научном исследовании. Научная теория, научная гипотеза, научный факт и эмпирическое исследование. Виды исследований: фундаментальное и прикладное, научное и практическое.
Учебное исследование как деятельность: функциональная структура, этапы исследования и задачи, решаемые на каждом этапе.
Постановка и анализ проблемы исследования, выдвижение гипотез, логический план, программа исследования. Формулировка темы, анализ истории и состояния проблемы, определение позиции исследователя по отношению к проблеме как условия и предпосылки выдвижения рабочей гипотезы исследования. Система гипотез исследования: основная против альтернативных. Логический план исследования как способ проверки истинности или ложности основной гипотезы против альтернативных. Примеры наиболее типичных планов эксперимента и анализа.
Сбор данных исследования (эмпирические методы).
Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (тестирование, анкетирование, интервью, опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы). Виды наблюдения в науке: лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания отчета на основе наблюдения и эксперимента.
Опрос, анкетирование и беседа. Виды беседы: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; правила ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Эксперимент и моделирование. Эксперимент и его разновидности.
Обработка и анализ данных учебного исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.
Количественный и качественный анализ данных учебного исследования. Основные процедуры первичного количественного анализа данных (вычисление важнейших мер центральной тенденции, мер вариативности, мер связи). Таблицы и графические средства представления данных.
Наиболее универсальные методы статистической проверки гипотез.
Интерпретация данных, выводы, отчет о проведенном исследовании.
Структурная интерпретация эмпирических данных. Особенности интерпретации данных в экспериментальном исследовании. Структура отчета о проведенном учебном исследовании.
III. Оформление исследовательской работы. (24 час).
Оформление письменного варианта работы:
Титульный лист, оглавление. Введение. Основная часть. Заключение.
Список использованной литературы. Приложение.
Оформление тезисов публичного выступления.
Оформление компьютерного варианта работы: требования к электронной презентации.
Создание электронной презентации исследовательской работы. Использование фотографий в презентации.
IV. Публичное выступление перед экспертной комиссией. (10 час.)
Подготовка к выступлению: культура внешнего вида: силуэт, стиль, одежда, цвет, осанка, походка, пластика, жест, мимика.
Формирование и коррекция вербального образа: техника речи, взгляд, голос,
интонация.
Репетиция выступления. Анализ ошибок выступления и их коррекция.
Выступление на школьной и районной НПК.
V. Подготовка исследовательских и творческих работ учащихся для участия в заочных российских, краевых, районных конкурсах ( 46 час.)
Изучение Положений о конкурсах. Сбор материалов для работ.
Оформление работ на Конкурсы.
Основы проектной деятельности, социального проектирования.
VI. Заключительное занятие. ( 2 час)
В результате обучения обучающиеся должны знать:
- методы исследования;
- логику учебного исследования.
Должны уметь:
- планировать, организовывать, проводить учебное исследование;
- обрабатывать и анализировать полученные результаты;
- формулировать выводы исследования;
- оформлять исследовательскую работу в соответствии с Положениями конкурсов;
- составлять краткое публичное выступление и презентовать свою работу.
Должны овладеть навыками:
- применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента;
- использования в исследовательской и практической работе основных методик и техник сбора данных.
Получение практического результата в виде
- Учебно-исследовательской работы на районные и краевые НПК.
- Реферат по исследуемой теме для участия в конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги»;
- Презентация - сопровождение реферата по исследуемой теме для участия в конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги»;
- Электронная публикация выполненной работы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или на других образовательных порталах – Учительский портал, NUMI, и др.)
Методическая часть
Формы учебных занятий
- внеклассное занятие
- экскурсия
- лекция
- наблюдение
- праздник
- представление
- беседа
- сюжетно – ролевая игра
- практическое занятие
- презентация.
На практических занятиях применяются следующие методики и методы: практические и лабораторные занятия; групповое обсуждение методики, полученных данных, вопросов планирования и организации исследования; экскурсии по местам выбранной темы; работа с Интернетом, компьютерными программами.
Методы, способы и приемы передачи знаний, умений и навыков
- перцептивные (с помощью органов чувств)
- словесные (лекция, рассказ)
- наглядные и иллюстративно-демонстрационные
- практические.
Методы, способы и приемы педагогического мониторинга
- педагогический и родительский отзыв.
Методы, способы и приемы детского мониторинга
- самооценка
- накопление фотоматериалов
- печатание в школьную газету
- результаты участия в конкурсах разных уровней.
Материальное обеспечение
Компьютер, экран, проектор, научная литература в школьной и сельской библиотеках, школьный зал для выступлений, принтер, сканер, бумага, краски.
Диагностическая часть
Критерии и формы оценки качества знаний
- предварительное прослушивание – 100% воспитанников
- учебные конкурсы и конференции - 100% воспитанников
-одно отчетное открытое занятие и участие 50% детей в конкурсах разных уровней.
Баллы распределяются по уровням: высокий, средний, низкий в соответствии с Положениями о конкурсах (в пределах от 5 до 100 баллов).
Критерии выступления: - внешний вид выступающего - 1-5 баллов; - культура речи и научность (эрудиция)– 1-5 баллов; - уверенное и свободное, логически построенное выступление - 1-5 баллов; - аргументированные ответы на вопросы жюри - 1-5 баллов. Максимально – 20 баллов.
Оценка культуры выступления
Критерии оценки
Дата
Дата
Дата
Дата
Самооценка
Оценка педагога
Самооценка
Оценка педагога
Самооценка
Оценка педагога
Самооценка
Оценка педагога
1
невербальный образ
силуэт,
стиль,
одежда,
цвет,
осанка,
походка
пластика,
жест,
мимика.
2
вербальный образ
техника речи
взгляд
голос
интонация
Проведение входной, промежуточной, итоговой диагностик уровня развития каждого воспитанника (сентябрь, январь, май). 1-10 баллов.
Результаты диагностик оценивать и представлять в виде графиков, тестов, диаграмм в конце учебного года.
.
Список литературы
Литература для педагога
1. Алехина Т.Н., Силина Л.И. Управление исследовательской деятельностью учащихся. /Физика в школе. Научно-методический журнал. №1, 2009. – С. 14-21.
2. Гороховатский Ю.А. Новые информационные технологии как способ включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность [Текст]. / Ю.А. Гороховатский // Применение новых информационно-коммуникационных технологий в преподавании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – C. 52-72.
3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
4.Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Г.А. Иванов //Педагогические технологии, №1. - М.: Народное образование - 2006. С.22-29.
5. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ [Текст] / О.Д. Калачихина // Исследовательская работа школьников, №2. //. – М.: Народное образование - 2004. – С. 77-82.
Каунов А.М. Некоторые методологические аспекты развития научно-технического творчества учащихся работ [Текст] / А.М. Каунов // Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности – Волгоград, 1998. – C. 234-239.
Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении [Текст] / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников, №1. //. – М.: Народное образование - 2006. – С. 100-107.
Литература для детей
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 296-298.
2.Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации/ ВИНИТИ. Л.: Наука, 1982.- 166 с.
3.Блюменау Д. И., Гендина Н. И., Добронравов И. С. и др.// НТИ. Сер. 2. 1981. -.4- С. 16-20.. Формализованное реферирование с использованием словесных клише .
4. Гендина Н. И. Методика реферирования: Метод, рек./ КГИК. Кемерово, 1991.- 100с.
5. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. М., 1996. 7 с.
6.Леонов В. П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы/Отв. ред. Б. С. Елепов. Новосибирск: Наука, 1986. 176 с.
7. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. Новосибирск, 1996
8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972.
Приложения
Приложение №1
Информационная корзина школьника
1. Тезаурус
План – последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную мысль. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
2.
3.и т.д.
Сложный план –это план включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2. и т. д.
Таблица – это представление информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок столбцов или граф).
Схема – это условное графическое изображение, показывающие составные части объекта и связи между ними.
График – это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой.
Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Конспект – это законченная часть текста, в котором отдельные слова или обороты речи получают точный смысл, соответствующий их нормативному употреблению.
Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.
Аннотация – небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи.
Пометки – это надписи, записи, знаки, отмечающие что-либо: важность, актуальность, неясность, несогласие и т. п.
Выписки – это копии части текста.
Цитата – это выписка, наиболее характерно отражающая ту или иную мысль автора.
Рецензия – это изложение анализа текста, в котором рассматривается его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
Реферат – это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой тем, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
Научно-исследовательская работа – работа учащегося, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением, характерным для исследования в научной сфере
Учебно-исследовательская работа – работа, связанная с выполнением эксперимента с известным результатом, описанным в науке, характерным для функционального навыка исследования, развития способностей учащихся.
Реферативно-исследовательская работа – работа, написанная на основе нескольких литературных источников, включающая сопоставление разных точек зрения и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.
Приложение №2
2. МЕТОДИКА ФОРМАЛИЗОВАННОГО СОСТАВЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ, ТЕКСТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение
Назначение формализованной методики составления рефератов заключается в снижении субъективности действий человека, преследующего цель извлечь наиболее важные сведения из первичного документа и представить их в сжатом виде; в повышении качества подготавливаемых вторичных документов; снижении временных и интеллектуальных затрат на их подготовку.
1.2. Область применения
Предлагаемая методика рассчитана на работу с первичными документами при
подготовке докладов и выступлений, тезисов, статей, обзоров. Также может быть использована
при организации руководства и написании курсовых и дипломных работ.
Формализованная методика лежит в основе ряда технологических процессов, выполняемых в библиотеках и службах информации (научная обработка документов,
справочно-информационное обслуживание и др.); применяется при производстве комплекса информационно-библиотечных продуктов и услуг.
1.3. Объект
В качестве объектов реферирования выступают научные, научно-технические статьи, разделы монографий.
1.4. Описание цели, задач
Целью формализованной методики реферирования является алгоритмизация действий человека при анализе текста научного документа для выявления его основного смыслового содержания. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- анализ структуры первичного документа;
- выявление в тексте документа аспектов содержания на основе формальных текстовых признаков;
- выбор в соответствии с заданным перечнем тех аспектов содержания, которые подлежат включению в реферат-экстракт (дайджест);
- составление реферата на основе выбранных из текста первичного документа аспектов содержания.
1.5.Требования к конечному продукту
Качество подготовленного на основе предлагаемой методики реферата должно удовлетворять требованиям ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.
1.6. Организация-разработчик
Методика разработана на кафедре технологии автоматизированной обработки информации Кемеровской государственной академии культуры и искусств.
2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
2.1. Исходный продукт
В качестве исходного продукта при реферировании выступают тексты научных документов, которые обладают рядом особенностей:
2.1.1.Специфический стиль изложения. Научный стиль имеет ряд общих черт, являющихся независимо от характера науки (естественные, точные,гуманитарные), различий между жанрами (монография, научная статья, доклад и т. п.). К этим чертам относятся:
логическая последовательность изложения;
объективность изложения;
смысловая точность (однозначность, терминологичность);
отвлеченность и обобщенность (безобразность);
безэмоциональность (или скрытая эмоциональность).
2.1.2. Четкая структурированность научных текстов. Как правило, в текстенаучного документа можно выделить три семантических блока:
введение;
основная часть;
заключение.
Каждый из этих блоков делится на более мелкие текстовые фрагменты аспекты содержания. Аспект содержания относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством. Перечень аспектов содержания, входящих в состав каждого семантического блока, приводится в приложении 1.
2.1.3. Клишированность научной речи. Независимо от отрасли знания, к которой относится первичный документ, в структуре научных текстов выделяются формальная часть и текстовые признаки устойчивые словесные обороты, своего рода словесные клише-штампы, позволяющие различать отдельные аспекты содержания в тексте, проследить развитие авторской мысли в тексте. К числу формальных текстовых признаков относятся:
Маркеры характеристические слова или словосочетания, однозначноопределяющие тот или иной аспект содержания. Каждый аспект обладает своим специфическим набором маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий. Задать полный список маркеров для каждого аспекта содержания невозможно в силу богатства естественного языка, его вариативности. Примерный перечень, содержащий основные типы конструкций маркеров для каждого из наиболее часто встречающихся в текстах научных документов аспектов содержания, приводится в приложении 1.
Индикаторы устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание читателя на отдельных фрагментах текста. В отличие от маркеров, индикаторы не привязаны жестко к конкретному аспекту содержания, а являются своего рода указателями развития авторской мысли в тексте. Можно выделить следующие виды индикаторов: - индикаторы, формулирующие тему документа, характеризующие последовательность изложения того, о чем будет идти речь в документе. Например, "Данная статья посвящена ...", "Ниже описывается (приводится, характеризуется) ...", "Далее будет рассмотрен вопрос о ...", "Рассмотрим ...", "Обратимся к ...";
- индикаторы результирующего характера. Например, "Итак, ...","Таким образом,...",
"Следовательно,...";
- индикаторы, акцентирующие внимание читателя на наиболее важных утверждениях, положениях текста. Например, "Существенным является ...", "Важно заметить, что...",
"Следует подчеркнуть...".
2.2. Методы преобразования информации при реферировании
В качестве основного метода при построении реферата используется формализованное экстрагирование. Экстрагирование это извлечение, вытяжка из первичного документа наиболее ценных в смысловом отношении фрагментов текста. Сущность используемого метода заключается в том, что при реферировании научных текстов заранее задаются некоторые формальные правила, которые регламентируют деятельность человека при составлении реферата. Формальные правила сводятся к следующему:
определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав реферата;
приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре реферата аспекты содержания;
задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в реферат.
2.3. Перечень выполняемых технологических операций
Технология формализованного реферирования включает выполнение следующих операций:
2.3.1. Составление библиографического описания первичного документа.
2.3.2. Анализ текста первичного документа.
2.3.3. Синтез текста.
2.3.4. Редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений.
2.3.5. Запись и оформление реферата.
2.4. Ожидаемый результат технологического процесса
Результатом использования формализованной методики реферирования является
составление реферата-экстракта вторичного документа, полученного путем извлечения из текста первичного документа наиболее важных в смысловом отношении предложений, обладающих формальными текстовыми признаками.
Структура реферата-экстракта включает:
1. Библиографическое описание;
2-Текст реферата, состоящий из следующих аспектов содержания первичного документа:
целевая установка;
предлагаемый вариант решения (или объект, предмет рассмотрения);
особенности предлагаемого варианта решения;
назначение или область применения предмета рассмотрения;
место исследования;
методы исследования;
экспериментальная проверка;
оборудование или технические средства реализации;
результаты;
выводы;
преимущества предлагаемого варианта решения;
рекомендации.
В реферируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты из приведенного перечня, однако последовательность изложения сохраняется.
3. Дополнительные сведения, которые содержат указание на количество иллюстраций, таблиц и библиографических ссылок в следующей последовательности: «Ил. табл...., библ.... назв.". В качестве дополнительных сведений могут указываться* на опубликованные ранее документы идентичной тематики, если реферируемый документ является продолжением, а также примечания референта, если в реферируемом документе допущены явные ошибки.
2.5. Последовательность выполнения отдельных технологических операций
2.5.1. Составление библиографического описания первичного документа.Библиографическое описание на первичный документ составляется в соответствии
с требованиями ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления (М., 1986. 75 с).
2.5.2. Анализ текста первичного документа.Реферирование предполагает чтение всего первичного документа.
Пользуясь таблицей "Аспект-маркер" (приложение 1), определить гранисемантических блоков в тексте первичного документа.
На основе приложения 1 выделить в тексте документа все имеющиеся аспекты содержания.
2.5.3. Синтез текста.
Пользуясь списком аспектов, подлежащих обязательному включению реферат-экстракт (см. пункт 2.4.), определить предложения, которые войдут в составевторичного документа.
При объединении в единое целое выявленной в ходе анализа первичного документа информации использовать основные способы реферативного изложения текста:
Цитирование, т. е. дословное воспроизведение фрагментов первичного»документа.
Перефразирование, которое предполагает частичное изменение (сокращение, объединение, замену, группировку и тому подобные процедуры) отдельных фрагментов текста первичного документа при сохранении основного смысла.
Редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений. Отредактировать извлеченные из текста первичного документа предложения,
подлежащие включению в реферат-экстракт с целью достижения смысловой целостности и связности текста реферата, уменьшения его объема. В ходе редактирования используются операции:
2.5.4.1. Замещение процесс замены одного фрагмента текста (предложения в целом, его части, словосочетания или слова) другим в опорном маркированном предложении.
Замещение обеспечивает ясность и понятность текста. Данная операция используется в случаях, когда включенное в реферат маркированное предложение содержит слова типа "эти", "такие", "подобный", "вышеприведенный", "рассмотренный ранее" и т.п. значение которых следует непременно раскрыть, иначе реферат будет непонятен читателю, вызывая вопросы: "Кто?", "Какой?" и др. В этом случае выполняется операция "шаг назад": в тексте первичного документа отыскивается фрагмент, с помощью которого и осуществляется необходимая замена в реферате.
Рассматриваемый прием используется и в том случае, если маркированное предложение, включенное в реферат-экстракт, содержит аббревиатуру, смысл которой мот быть неясен читателю.
Опущение пропуск слова или словосочетания без ущерба для смыслового содержания реферата.
Основная цель операции опущения достижение лаконичности. Пропуску подлежат сведения аргументирующего, пояснительного характера, разъясняющие и иллюстрирующие основные положения первичного документа.
Обычно в ходе редактирования извлеченных из первичного документа маркированных. предложений пропуску подлежат слова типа "данная статья", "настоящая работа", Итак", "таким образом", "следовательно", "например", "в частности", "в том числе", при этом"
Операция опущения при редактировании часто используется одновременно с операцией замещения.
2.5.4.3. Совмещение операция, при которой два или несколько предложений, содержащих совпадающие (тождественные) элементы, накладываются друг на друга, образуя сокращенную конструкцию, где совпадающие компоненты употребляются только однажды.
В практике редактирования операции замещения, опущения и совмещения могут использоваться одновременно.
. Примеры редактирования предложений, извлекаемых, из текста первичного документа приведены в приложении 2. 2.5.5. Запись и оформление реферата.
2.5.5.Записать и оформить реферат в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования и пункта 2.4. данной методики. Образец реферата-экстракта приведен в приложении 3.
3. ОСОБЕННОСТИ РЕФЕРАТА, ПОЛУЧЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ
Особенностью реферата, полученного в результате экстрагирования, является выделение основного смыслового содержания текста первичного документа на основе представлений о ценности, новизне, значимости информации первичного документа, субъективных суждений референта. Реферат-экстракт должен удовлетворять требованиям ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования, заложенные в определении реферата:
- лаконичность в сочетании с точностью изложения содержания первичного документа;
- отсутствие дополнительной интерпретации или критических замечаний референта.
Приложение №3 "АСПЕКТ - МАРКЕР"
Аспект содержания
Маркер аспекта
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 1 - "ВВЕДЕНИЕ"
Актуальность проблемы
Одной из актуальных проблем... в настоящее время является...
Огромную важность приобретают вопросы... Особое значение приобретает вопрос... Социальная значимость темы определяется... Среди проблем, связанных с ..., пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о... В связи с... большое значение приобрела проблема... Интерес к проблеме... обусловлен...
Известный вариант решения
Известно, что... Известны способы... Широкое применение получили... Проблеме... посвящено значительное число публикаций (115)* Вопросу... отводится большое место в работах (59) В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах, как (14-18) Освещение проблемы... нашло отражение в в монографиях (911); в ряде статей (1218); диссертаций (35).
Достоинства известного варианта решения
Предложенный в (19) метод выгодно отличаетсярешения от..., позволяя повысить..., улучшить...,
устранить...
К числу достоинств описанного в монографии (7»
подхода следует отнести...
Преимуществом предложенного В.П. Дубовиньш I
(9) способа является...
Концепция..., сформированная коллективом
авторов монографии (3), позволяет..., открывает
возможности...
Недостатки известного варианта решения
Недостатком известных способов ... является ...
Использование... связано с серьезными трудностями
Высокая трудоемкость... не позволяет ..., не дает возможности
Однако, несмотря на ..., существуют препятствия...
Наряду с достоинствами предложенный авторами 1
работы (8) подход обладает следующими
недостатками... Тем не менее предлагаемое в (4) решение не позволяет..., не дает возможность... Однако подход к решению вопроса о ..., описанный в (11), не дает ответа на ..., неоправданно сужает возможности... Предложенный в (17) способ ... ограничивает....отрицательно сказывается на...
Целевая установка
Цель настоящей статьи...
Целью настоящей публикации является...
Цель данной работы состоит в...
В задачу данной публикации входит...
Настоящая работа имеет целью...
К числу основных задач исследования относятся...
Основная задача монографии.
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 2 - "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ"
Описание предлагаемого варианта
Предлагаемая ... форма ... базируется на... решения или предмета рассмотрения Предлагается такой метод ..., при котором... Ниже предлагается один из методов... Предлагаемый подход ... основан на...
Особенность (новизна) предлагаемого варианта решения
Особенность предлагаемого способа ...состоит в...
предлагаемого варианта решения Особенностью ... является...Отличительная черта предлагаемого нами метода... состоит в...Отличительная черта предлагаемого нами метода... состоит в...
Характерным признаком, отличающим наш способ..., является...Новизна предлагаемого подхода состоит в...
Новизна... проявляется в...Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в...
Назначение предмета рассмотрения
...используются для... предназначен для... ... служит для...... может быть использован в качестве... ...возможно его использование как...
Место исследования
В МГУ разработан... Сотрудниками ВИНИТИ предложен... В КемГАКИ ведется исследование...
На базе школы-гимназии № 32 г. Новокузнецка проведен...
Технические средства, оборудование
Система реализована на ЭВМ... В ходе исследования использовалась следующая аппаратура...
Технической базой системы послужила сеть ЭВМ... Для ... применялось оборудование, включавшее... С целью ... был использован аппарат...
Метод исследования
В данной работе используется метод...
Исследование предполагало комплексное
использование таких методов, как...
Для ... использовалось интервью...
Сочетание наблюдения и тестирования
позволило... Применение таких методов, как ..., дало возможность... В состав методов, обеспечивших проведение данной НИР, входили... ...применялась методика...
... метод основан на...
Экспериментальная проверка
Эксперимент показал, что... Эксперимент проводился в... Цель эксперимента ... Наши эксперименты доказали, что... Опытным путем показано... Опыты подтвердили, что... Испытания проводились... Серия испытаний позволила установить...
Примеры
Например, Рассмотрим на примере...
Приведем пример... Обратимся к примеру...
Этот пример подтверждает, что...Данный пример дает основание говорить...
Математический аппарат
Воспользуемся формулой ... (наличие
Математических символов) Расчеты показывают, что... Исходя из формулы...
Наглядное представление информации
См. рис. См. табл. (график, схему...)
На рис. 1 наглядно видно
Данные, приведенные в табл. 6, позволяют
утверждать, что...
График демонстрирует зависимость...
На схеме наглядно отражена...
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 3 - "ЗАКЛЮЧЕНИЕ"
Результаты
Результаты показали следующее
Результаты... оказались следующие...
Из полученных результатов видно, что...
Основные результаты исследования заключаются следующем...
Главным результатом проведенного анализа следует считать...
Полученные результаты ... позволяют утверждаться что...
Выводы
Итак, можно сделать вывод, что...
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о... Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее...
В заключение отметим , что...Резюмируя предшествующие рассуждения, можно
сказать...Подводя итоги нашего анализа, следует отмети" Из всего сказанного следует вывод о...Таким образом, можно сделать вывод...Следовательно, мы приходим к выводу... ... работа позволяет сделать вывод, что...
Преимущества предложенного
Этот способ имеет то преимущество, что...
Следовательно, преимущества состоят в...
Анализ показал преимущества метода... Предлагаемый способ позволяет повысить ..., ускорить..., снизить...
Рекомендации
Система может быть рекомендована для...
Как..., так и ... могли бы быть рекомендованы для... Этот метод может быть рекомендован для... ... может найти применение для...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ОПУЩЕНИЯ, ЗАМЕЩЕНИЯ И СОВМЕЩЕНИЯ ПРИ РЕДАКТИРОВАНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В РЕФЕРАТ-ЭКСТРАКТ
Предложения, включенные в реферат-экстракт
Неправильно
Правильно
ЗАМЕЩЕНИЕ
Проанализируем опыт работы с базами данных ВИНИТИ
Методика рассчитана на отработку навыков управления самолетом при СМУ
Анализируется опыт работы с базами данных ВИНИТИ
Методика рассчитана на отработку навыков управления самолетом
при сложных метеорологических условиях
ОПУЩЕНИЕ
В данной работе предлагается метод оценки информативности научных
документов
Предлагается количественный метод оценки информативности научных документов
СОВМЕЩЕНИЕ
Таким образом, эксперимент, описанный в данной статье, показал, что больше половины информации, содержащейся в научных книгах, нельзя выявить из-за
ограниченных поисковых возможностей каталогов
Эксперимент показал, что половины информации,
содержащейся в научных книгах, нельзя выявить из-за
ограниченных поисковых возможностей каталогов
ЗАМЕЩЕНИЕ + ОПУЩЕНИЕ
Нами будут рассмотрены роль и место персональных ЭВМ в информационно-библиотечной технологии
Рассматривается роль и место персональных ЭВМ в информационно-
библиотечной технологии
Предпринята попытка оценить творческую активность сотрудников НИИ. При этом в качестве показателя творческой активности показателя сотрудников НИИ использовалось отношение числа оригинальных публикаций к суммарному числу жильных и повторных публикаций.
Предпринята попытка
оценить творческую
активность сотрудников НИИ, в качестве ее показателя использовалось отношение числа оригинальных публикаций к
суммарному числу оригинальных и повторных публикаций.
Приложение №4
4. Выступление с докладом – основы искусства речи
Говорение как вид речевой деятельности
Говорение – это наиболее активная форма речевого взаимодействия, с помощью которого осуществляется общение в устной форме; выступает как самостоятельная деятельность при выступлении с лекцией, докладом, сообщением т.д.
Выступление с докладом
-мотивационная часть – сообщить новую научную информацию; объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов;
-аналитико-синтетическая часть – формирование основных мыслей, положений, написание фактов;
-исполнительная часть – говорение.
Научный стиль в устной речи осуществляется через:
диалог, полилог (дискуссии, дебаты, беседа);
монолог (доклад, сообщение, отчет, защита реферата, исследовательской работы).
Как начать выступление?
Задать проблемный или оригинальный вопрос;
Начать с интересной цитаты;
Начать с конкретного примера из жизни;
Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью;
Начать с истории, случая, притчи.
Но после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы и её актуальность, а также научное положение – тезис.
Как закончить выступление?
Кратко изложить основные мысли, которые изложены в докладе;
Процитировать что-либо по теме доклада;
Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.
Резюмирование – это подведение итогов:
-таким образом,
-итак, можно утверждать
основная идея, следовательно, сводится к следующему
-подытожим сказанное
Типичные ошибки при выступлении
Злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
Наличие слов – паразитов: «вот», «значит», «так сказать» и. д.;
Чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8-10 минут не воспринимают такую речь;
Построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15: такие фразы не воспринимаются, смысл ускользает за сложностью грамматической конструкции;
Монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада и т. д.
Приложение №5
5. Научный аппарат исследования (Логинова Л.Г.)
Структура
аппарата научного
исследования
Вспомогательные вопросы
Проблема
Что надо изучить из того, что не было изучено ранее?
Тема
Как это назвать?
Актуальность
Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
Объект исследования
Что рассматривается в исследовании?
Предмет исследования
Как рассматривается объект? Какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование?
Цель
Какой результат предполагается получить в итоге?
Задача
Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Какие промежуточные результаты необходимо получить в процессе исследования, чтобы получить итоговый результат – достичь цели?
Гипотеза и защищаемые
положения
Что не очевидно в объекте? Что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
Научная новизна
Что сделано исследователем из того, что ранее не было сделано другими? Какие результаты получены впервые?
Значение для науки или
теоретическая значимость
В какие проблемы, концепции, теории, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие?
6. Типовой текст рецензии или отзыва
I.Предмет анализа:
установить жанр текста: реферат, статья, исследовательская работа и т.д.
использовать далее различные замены:
в работе
в данном исследовании
в предмете анализа
настоящий труд
рецензируемая работа и т.д.
II.Актуальность темы:
Использовать одну из формул:
Настоящая работа посвящена проблеме, которая указывает на актуальность проводимых автором исследований.
Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемого труда и не требует дополнительных объяснений.
Работа рассматривает актуальную тему совершенствования существующих систем и способствует углублению наших знаний в этой области и т.д.
III.Краткое содержание
Пересказать содержание (введения, глав, параграфов, заключения, приложения; подсчет страниц, рисунков, упомянутых источников; библиография).
Отметить лишь самое существенное, центральные вопросы:
Центральным вопросом работы, где наиболее интересны и
существенны результаты, является
Для оценки работы нет необходимости рассматривать ее в целом; достаточно остановиться на содержании III главы, составляющей основу исследования
Через всю работу красной нитью проходит вскрываемое и исследуемое автором соотношение, на котором и следует остановиться подробнее
IV.Общая оценка:
Начать данную часть фразами:
Суммируя результаты отдельных глав,
Таким образом, настоящая работа
Оценивая работу в целом
Подводя общие итоги, следует отметить, что
Определить качество работы и дать оценку:
Работа заслуживает: - положительной оценки (слабая работа);
высокой оценки (средний уровень работы);
отличной оценки (хорошая работа).
V.Недостатки, недочеты:
1.Использовать в начале шаблоны:
К недочетам работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении и недостаточную четкость речевого оформления материала
Работа методически не рациональна, следовало бы изменить последовательность глав, несколько сократить введение и снабдить работу приложением
Существенный недостаток данного исследования заключается в
2.Закончить постраничное перечисление недостатков и недочетов:
Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, то есть носят локальный характер
Указанные замечания не влияют на конечные результаты работы. Можно лишь обратиться к автору с пожеланиями
Перечисленные недостатки и недочеты слишком серьёзны и не позволяют рассматривать работу как состоявшееся исследование
Выводы:
Использовать одну из формул:
Работа может быть оценена положительно и рекомендована
Настоящее исследование заслуживает высокой оценки, а ее автор достоин
Работа удовлетворяет требования, предъявляемые к учебным исследованиям
Наиболее интересный материал дан в третьей главе, которая и является собственно оригинальной. Однако избыточность речевого оформления крайне затрудняет чтение.
13PAGE 15
13PAGE 142215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815