Использование Семи модулей обучения на уроках развития речи.
Использование 7 модулей обучения на уроках развития речи.
Филимонова Е.Р., учитель русского языка и литературы высшей категории I первого (продвинутого) уровня.
Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни.
К.Д. Ушинский
Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые формируют не только новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой сфере. Концепция модернизации образования определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "Подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы мы, учителя, были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием. Таким образом, наша главная задача — научить самостоятельно работать учащихся, осмысливать информацию и уметь её обрабатывать. Учитель на уроке не должен объяснять материал, а должен давать инструкции по работе с материалом, а в результате - ученики должны научиться тому, как учиться.
В итоге итакой работы мы увидим независимого, самомотивированного, увлеченного, ответственного ученика, с развитиым критическим мышлением, умеющешго свободно общаться и проявлять компетентность в цифровых технологиях.
Немаловажной работой на уроках русского языка является работа по развитию речи. Написание сочинения по картине — один из способов развития не только письменной и устной речи учащихся, воображения, но и развития критического мышления. Я долго думала, можно ли применить все Семь модулей обучения на таком уроке и решила попробовать на прогимназическом классе. К тому же поняла, что на уроке возможна интеграция предметов ИЗО, самопознания и русского языка.
Тема урока: « Сочинение-описание по картине И.Шишкина «Рожь». В начале урока я поставила перед учащимися задачи: научиться смотреть на картину, понимать содержание и видеть художественные возможности, перевести увиденное на язык слова.
Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план).
Успех написаниясочинения учащимися во многом обусловлен характером материала, который дети соберут на этапе подготовке к сочинению. Подготовка к сочинению — это процесс сбора информации, её переработки и структурирования. Для этого необходимо использовать факты окружающей действительности, ту фоновую информацию, которая поможет учащимся полнее выразить свои личные впечатления.
Немоловажным аспектом при рабрте является дополнительная информация о художнике, о его творчестве. Если раньше подготовительный этап проводился исключительно учителем с привлечением учащихся, то сейчас я решила всю эту работу предоставить ученикам, а учитель должен наблюдать за работой и контролировать её.
Делю учеников на группы, каждой группе даю задание, понимая, что этап подготовки очень важен.
1 группа — Найти информацию о художнике И. Шишкине, используя Интернет-ресурсы ( почти у каждого ученика есть сотовый телефон с подключением к интернету)
2 группа — Найти информацию о творчестве художника, истории создания картины, используя интернет-ресурсы.
Остальные группы работают по картине
3 группа — Описание переднего плана картины.
4 группа — Описание среднего плана картины.
5 группа — Описание заднего плана картины, фона картины.
6 группа - Цветовая гамма картины.
У учащихся на столах раздаточный материал: на группу - репродукция картины и у каждого - лист сбора материала, куда ученики записывают собранную информацию. В таблице записаны только части сочинения, остальные столбцы учащиеся заполняют в группах и записывают по ходу презентации работы групп.
Части сочинения Детали Описание
1. И. Шишкин - художник Художник-пейзажист,
лес, осень, роща, бор, болото, деревья, озеро 2. Творчество И.Шишкина1878 год создания картины, родная Елабуга, линейная перспектива, - раздолье, Простор, раздолбе, рожь, русское богатство.
3. Передний план картины Дорога, рожь, колоски 4. Средний план картины Рожь, сосны, 5. Задний план картины Облака, тучи, 6. Фон небо 7. Цвета
8. Настроение, создаваемое картиной. Теплые: желтый, золотой, зеленый, изумрудный, …
Холодные цвета: фиолетовый, голубой, белый, …
Звонкие цвета(краски радости, счастья, вдохновения): желтый, зеленый, …
Глухие цвета(используются на дальнем плане, длоя создания теней): голубой, сероватый, фиолетовый, …
Первые две группы собирают сведения о И.Шишкине и его творчестве, истории создания картины. Конечно, дети предоставят много информации, нужно научить школьников выбрать основное, главное. Записываем в таблицу ключевые слова и фразы, составляем предложения для вступления.
На уроках по развитию речи (описание картины) в пятом классе учащиеся учились «читать» картину». «Прочесть» ее, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства «зримых образов», «говорящих» красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины. Поэтому работа, данная учителем по картине, учащимся уже знакома и не представляет больших тредностей.
Группы, работающие по сбору материала по картине, указывают детали, дают их описание. Ученики понимают, что собирание материала требует наблюдательности, внимания к признакам предметов и деталям, которые можно сразу и не заметить, но которые усваивают технику записи рабочих материалов. В процессе рассматривания картины у учеников развивается наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие полотна художника. Увиденное в работе художника дети заносят в таблицу в столбец «Детали» (см. таблицу)и дают описание этим деталям.
Благодаря тому, что ученики на уроках ИЗО работают над цветом, созданием на рисунках линейной перспективы, они видят все детали. Здесь и теплые, и холодные цвета, глухие и звонкие (что я сама усышала впервые), учащиеся отметили линейную перспективу для создания шири и раздолья. Гланая задача учителя — направлять учащихся в процессе работы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины, учитывать возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.
По ходу презентации работы каждой группы по картине остальные учащиеся вносят в таблицу те сведения, которые были предоставлены участниками других групп. Таким образом, таблица будет заполнена учащимися полностью. Учитель же должен умело организовать работу, помочь учащимся в отборе необходимых слов, нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов, которые характеризуют конкретный, непов=средственно изображенный на картине предмет(явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словом и реалией, чтобы у них воспитывалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.
В качестве вывода используем интеграцию с предметом Самопознания. Какова же роль человека? О чем нам говорит картина? ( уважение к труду, любовь природе и т.д.)
Последний пункт заполняется совместно учителем с учениками.
Таким образом, весь материал, собранный по картине, систематизирован и подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения.
И последний этап — формативное взаимооценивание групп.
При подготовке к написанию сочинения по картине необходимо выполнить огромную работу, как учителю, так и ученикам. И если каждый этап будет тщательно продуман, то написание самого сочинения детьми не составит особого труда, потому что им предстоит воспроизвести все сказанное на уроке. В ходе урока учитель использовал работу в группах, развитие критического мышления при описании картины, одаренные учащиеся показали свои знания при описании картины ( цвет, свет, тени), на уроке использованы ИКТ (воспроизведение репродукций картин художника), оценивание, использование новых технологий — все то, что было запланированно учителем в начале урока.