Статья Внедрение программы семи модулей на уроках химии: Проблемы и пути решения.


Баймуратова Зарема Маженовна. Учитель химии и биологии средней школы имени Умбеталы с ДШМО, Жамбылского района, Алматинской области
Внедрение программы семи модулей на уроках химии: Проблемы и пути решения
Современная бельгийская писательница  Амели Нотомб говорила:
«Единственный ключ к знаниям — желание, и ничего более».
Я думаю, что многие учителя испытывают внутреннюю потребность в изменении своей педагогической деятельности и желают научиться работать по-новому, внедрять в свои практику новые подходы в обучении, учить детей учиться самостоятельно, а не путём получения готовой информации. Самое главное, что внедрение идей программы в нашу ежедневную практику вполне реально и применимо в наших условиях.
Изучив стартовую позицию школы, с применением исследовательских методов (анкетирование учителей, учеников, родителей, интервьюирование, беседа, наблюдение): была определена цель развития моей школы. Свою деятельность по управлению процессом внедрения преобразований в школе, основываясь на план развития школы, в котором сформулирована цель: Использование групповой работы для обучения как основного способа повышения мотивации. Ожидаемые результаты и критерии успешности способствуют контролю введенных преобразований, а для осуществления контроля над происходящими изменениями я использовала следующие методы: наблюдения, интервью, анкетирование, рефлексивные отчеты, «Голос ученика», учителей, родителей, анализ видео материалов, рефлексию ученика, сравнения анкетных данных. Наряду с этим в нашей школе создана «Команда развития» в составе которой все учителя прошедшие уровневые курсы. Благодаря этому наблюдая за деятельностью каждого учителя сравнивая и сопоставляя приемы и методы их работы, получаешь богатый материал о педагогическом воздействии определенной группы учителей на учащихся данного класса. Видны так же и отдельные недоработки каждого. Ведь на ошибках учишься!
Великий Аристотель говорил, что «познание начинается с удивления». А уроки химии, особенно в старших классах, должны всегда удивлять нашего ученика, вызывать у них интерес к этому предмету, побуждать ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. Каким же образом можно внедрить в один урок идеи всех семи модулей? На этом мне хочется остановиться поподробнее.
Когда представилась возможность на практике внедрить идею Программы, я до конца не осознавала, как могут ученики при помощи критического мышления обучить друг друга тому, чего сами еще не знают?! Я всегда считала, что первым лицом на уроке должен быть учитель и только он один. Учитель задает темп урока, учитель дает оценку ученикам за работу на уроке, учитель выделяет и анализирует главные аспекты своей и ученической деятельности на уроке. Но я ошибалась! Ведь ученик, который может мыслить критически, анализировать и синтезировать свои действия, является успешным обучающимся. А этот успех зависит от преподавателя, который обязан направить ученика в сторону всестороннего развития личности. Положительный результат урока будет зависеть не от того, насколько понятно и доступно учитель расскажет ученикам о каких-либо событиях, фактах, а, то, как сам ученик сможет их понять и охарактеризовать. Отходя от привычных шаблонов, нужно давать детям возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. Благодаря этим данным я научилась строить так уроки химии, чтобы детям на них было интересно. И действительно, применив предложенные идеи в инновации преподавания в своей школе, я отметила, что эта методика очень положительно влияет на мотивацию учеников как сильных, так и слабоуспевающих. И замечая эти маленькие изменения на своих уроках химии, я тоже стала увереннее вместе с ними. Хотелось творить что-то необычное, а затем, находясь в стороне, наблюдать плоды своей работы. После каждого урока, получая отзывы и обращая внимание на пожелания детей, на урок начала смотреть по-другому. Применяя на уроках стадии вызова, я с помощью различных приемов критического мышления выслушивала рассуждения класса. С их помощью в классе, можно было определить, на каком уровне осознанности восприятия и понимания находятся учащиеся. На стадии осмысления я применяла информационно-коммуникативную технологию (просмотр видеороликов, презентации Power Point, раздаточные материалы по темам), где каждый ученик может отследить то, что он понял в начале урока. Далее, когда ребята начинали работать в группах, было заметно, что сначала каждый находил свои идеи, а потом уже делился в группе с учениками. На этой стадии работы я сначала столкнулась с трудностями. Отличникам было трудно делиться своими знаниями со слабоуспевающими учащимися, возникали конфликты, некоторые ученики не понимали, чего от них требуют. Я подходила к ним и напоминала о правилах работы в группе, которые дети сами же и выводили. Постепенно дети вошли во вкус, и больше споров не возникало.
На следующей стадии рефлексии ученики показывали свои работы и обсуждали, как и с помощью чего они добились полученных знаний. Ведь рефлексия и подразумевает именно итог выполненного задания. Я увидела на своих уроках много изменений именно со стороны учеников, как слабых, так и сильных. Работа в группах помогла моим ученикам не только обучаться, но и оценивать свои возможности, повышать мотивацию за счет того, как оценит каждый из учеников свою деятельность на уроке.
На курсах Центра педагогического мастерства, я полностью поменяла свое мировоззрение при использовании методов и приемов обучения, выявила для себя много нового и интересного именно с позиции консультанта, а не учителя на уроке. Познакомившись с новой методикой преподавания, а именно с семью модулями обучения Программы, предлагаемой Кембриджским Университетом, я пришла к выводу, что нужно обращать больше внимания не на сам урок и тематику, а конкретно на то, как подать данный материал обучающимся, чтобы их заинтересовать.  Что естественно для достижения успешности в обучении, можно было бы увидеть конечный результат поставленной задачи на уроке. При этом ставить такие цели и задачи чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и определенные по времени те есть SMART – цели.
А вот особое внимание нужно уделить вопросу проведения менторинга и процесса коучинга для дальнейшего профессионального роста наших учителей. Наблюдая за процессом внедрения, хотелось бы определить влияние происходящих преобразований на деятельность каждого учителя из сетевого сообщества, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения. Преобразования были нацелены на ожидаемые результаты, повышение уровня мотивации учащихся в познавательной деятельности. Для этого учителя в свою очередь должны, вовлекать учащихся в работу и позволять им, принимать активное участие во всем, что происходит в классе. В итоге ученики будут получать удовольствие от обучения и достижения какого-либо результата.
Обобщая и сравнивая полученные данные можно выделить несколько приоритетов в развитии школы:
-Повышение уровня мотивации учащихся в познавательной деятельности.
- Определения недостатков в процессе обучения оценивания для обучения
-Внедрение критериев оценивания в процесс обучения
-Внедрение в урок групповой формы работы
-Создание коллаборативной среды в процессе обучения
- Использование критериев оценивания в процессе обучения;
- Создание сетевого сообщества учителей для обмена опытом и повышения своего профессионального мастерства
- Организация и проведение тренингов и менторинга для осуществления преобразований по использованию новых подходов в учебной практике.
Отсюда вытекают критерии успешности:
- повышение интереса изучения материала и активности в процессе обучения
- каждый ученик группы активно участвует и работает совместно на занятиях.
- активное использование учителями критериев оценивания в процессе обучения.
- обучение идеи проведения коучинга учителями.