Проверка продуктивности чтения у учащихся в начальной школе

Голуб Людмила Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
Г.Мончегорска

Проверка продуктивности чтения учащихся
на уроках в начальной школе

  Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100». Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.


Я хочу представить опыт работы по проверке продуктивности чтения.

1. Проверка продуктивности чтения осуществляется индивидуально на листах с заданиями.
2. Проверка осуществляется регулярно (1раз в неделю).
3. По времени данная работа на уроке занимает не более 10 минут.
4. Тексты для проверки имеют постепенно возрастающее количество слов (В 4 классе – от 100 слов до 250слов)
5. Тексты – произведения известных отечественных писателей различных жанров. Таким образом, дети приобщаются именно к своей родной литературе.
6. Работа с текстом оценивается.

Каким образом построены проверочные работы по чтению?

1. Текст.
2. Вопросы по содержанию. Форма ответов варьируется – задания с выбором правильного ответа (отметь правильный ответ), поиск и графическое обозначение ответов в самом тексте (подчеркни красным карандашом, подчеркни волнистой линией, задания в форме развёрнутого ответа)
3. Задания по определению жанровой принадлежности произведения и обоснование выбора ответа.
4. План произведения. Форма заданий варьируется: «расставь правильную последовательность событий», «составь план самостоятельно»
5. Определение основной мысли и темы произведения.
6. Заголовок текста. Форма заданий варьируется: «выбери наиболее точный заголовок», «придумай наиболее точный заголовок»

Результативность работы.

Нет затруднений.

*Достаточно точно работают по содержанию.
*без труда справляются с распределением пунктов плана.

Выявлены трудности.

*Определение жанра и обоснование выбора. (Мне пришлось в Справочник делать специальную памятку по жанрам литературных произведений для того, чтобы обоснование выбора жанра объясняли грамотно)
*Трудно выбрать наиболее точный заголовок к произведению. Как правило дети выбирают заголовок на основе темы текста, и очень редко выбирают заголовки на основе основной мысли произведения, хоты они в некоторых случаях являются наиболее точными.
*Не все могут сформулировать грамотный развёрнутый ответ на вопрос – ответ однословный, неполный, является вырванным из предложения.

В результате еженедельной работы над такими текстами заметила, что не стало ошибок при определении жанра (1 человек из 25 так и не может освоить эти особенности), обоснование жанровой принадлежности стало грамотным ( например, «Это сказка, так как в ней рассказывается о вымышленных событиях» и т.д.) дети стали более внимательны при озаглавливании текста.

Приведу примеры работ для проверки продуктивности чтения.









Ещё одним из вариантов проверки продуктивности чтения является использование вопросного листа, который раздаю детям перед знакомством с литературным произведением на этапе внеклассного чтения.
Этот лист не является тестовой работой, так как, по-моему, невозможно запомнить все тонкости прочитанного произведения или сохранить эти данные продолжительное время. А вот по ходу чтения, предварительно ознакомившись с вопросником, можно читать вдумчиво и сразу отвечать на вопросы.

Приведу примеры таких вопросников.

1. Внеклассное чтение. Тема: М.М.Пришвин – певец русской природы. «Кладовая солнца» (выборочно)
Ответь на вопросы по тексту

1.Запиши автора и название произведения..

2. В каком районе жили дети?..........................................................................

3. С кем жители села сравнивали Настю?........................................................

4. Как называли жители села Митрашу?..........................................................

5. Какое хозяйство досталось детям после родителей?..................................

6. Какую работу в доме выполняла Настя?......................................................

7. Какую работу научился делать Митраша?...................................................

8. За чем отправились в лес Настя и Митраша?..............................................

9. Какие предметы взял с собой в лес Митраша?............................................

10. Куда повела Митрашу стрелка компаса?
13 FORMCHECKBOX 15в Слепую елань 13 FORMCHECKBOX 15в село 13 FORMCHECKBOX 15к леснику 13 FORMCHECKBOX 15на Блудово болото

11. Чем страшна Слепая елань?.........................................................................

12. Какая беда случилась с Митрашей?
13 FORMCHECKBOX 15нечего кушать 13 FORMCHECKBOX 15потерял компас 13 FORMCHECKBOX 15заблудился

13. Кого испугалась Настя у чёрного пня?.......................................................

14.Кто вывел детей из леса?..............................................................................
2. Внеклассное чтение. Тема: Детская приключенческая книга.А.Экзюпери «Маленький принц»

Ответь на вопросы по тексту
1. Запиши автора и название произведения...

2. Что автор изобразил в детстве на своём первом рисунке?
13 FORMCHECKBOX 15шляпу 13 FORMCHECKBOX 15слона в шляпе 13 FORMCHECKBOX 15удава, проглотившего слона
3. Какую профессию получил автор?.............................................................
4. Где совершил вынужденную посадку самолёт автора?
13 FORMCHECKBOX 15на Южном полюсе 13 FORMCHECKBOX 15в поле 13 FORMCHECKBOX 15в пустыне Сахара
5. Кого там встретил автор?.............................................................................
6. Кого нарисовал автор по просьбе Маленького принца?
13 FORMCHECKBOX 15собачку 13 FORMCHECKBOX 15овечку 13 FORMCHECKBOX 15кошечку 13 FORMCHECKBOX 15слона 13 FORMCHECKBOX 15удава
7. Какой по размеру была планета Маленького принца?
13 FORMCHECKBOX 15величиной с Марс 13 FORMCHECKBOX 15величиной с дом
13 FORMCHECKBOX 15величиной с землю 13 FORMCHECKBOX 15величиной с Солнце
8. Какие травы росли на планете Маленького принца?
13 FORMCHECKBOX 15высокие
13 FORMCHECKBOX 15полезные и вредные
13 FORMCHECKBOX 15лекарственные
9. Какое дерево, по словам Маленького принца, может завладеть всей планетой принца?............................................................................................
10. Маленький принц задал вопрос: Зачем звёзды светятся? И сам на него ответил. Как?............................................................................................

11. Седьмой по счёту он посетил именно эту планету. Какую?..................
12. Какой цветок являлся другом Маленького принца?..............................

3. Внеклассное чтение. Тема: «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках) А.Волков «Волшебник изумрудного города» (выборочно)
Ответь на вопросы по тексту.
1. Запиши автора и название произведения
2. Где жила семья Элли?......................................................................................
3. Как звали пёсика Элли?..................................................................................
4. Какие заботы были у Элли?
13 FORMCHECKBOX 15помогать маме 13 FORMCHECKBOX 15читать 13 FORMCHECKBOX 15писать 13 FORMCHECKBOX 15ходить в школу
5. Как звали злую волшебницу?......................................................................
6. Как Элли оказалась в другом месте без родителей?
13 FORMCHECKBOX 15ушла из дома 13 FORMCHECKBOX 15уехала к бабушке 13 FORMCHECKBOX 15унёс ураган
7. Каких персонажей встретила Элли на своём пути?......................................
8. Самые заветные желания:
Элли - ..
Страшилы -
Железного Дровосека - .
Льва - ..
9. Кто должен исполнить желания героев?........................................................
10. Какими чертами характера по-вашему обладают герои сказки?
Элли:..
Страшила:.
Железный Дровосек:
Лев:
11. Что помогло преодолеть все трудности?....................................................










2013-04-17 22-16-00_0227Аa! 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·у
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·2013-02-05 21-09-19_01722013-02-05 21-09-56_01732013-01-15 19-27-09_0145 Заголовок 215