Занимательные пятиминутки по ПДД В ДОУ «МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ» (вопросы и ответы)


«МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ»
(вопросы и ответы)


« МИНУТКА » - это кратковременное занятие - напоминание по тематике безопасности движения, которое проводится учителями начальной школы, в конце каждого последнего урока, то есть непосредственно перед тем, когда дети пойдут домой.

Цель минутки - приобретение навыков движения и навыков наблюдения, оценки обстановки на улицах и дорогах города.

« Минутка» проводится ежедневно или не реже одного раза в два дня. Каждый день разбирается новый вопрос из «вопросника» с проставлением даты проведения занятия.
После рассмотрения всех вопросов необходимо, используя имеющуюся литературу по безопасности движения, подготовить новые вопросы.
Проведение «минуток» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни смотров, операций и рейдов по безопасности движения, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей по пути из школы, на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.


  1.Почему нельзя переходить дорогу на желтый сигнал светофора?
       -Желтый сигнал запрещает движение и водителям, и пешеходам. Но если в момент включения желтого сигнала транспорт находился на перекрестке, то водитель уже не сможет остановить машину. Он имеет право проехать перекресток, чтобы не создавать проблем ни пешеходам, ни другому транспорту.
   2.Почему опасно перебегать через дорогу?
       -Когда человек бежит, ему трудно видеть, что происходит вокруг. И еще, торопясь,  вы можете упасть, не заметить выезжающую из переулка машину и т.п.
 
 3.Где идти пешеходу, если нет тротуара?
       -Когда нет тротуара, пешеходной дорожки или обочины, то идти нужно в один ряд по краю проезжей части. За городом пешеходы в таких случаях должны идти навстречу транспорту.
   4.Почему нельзя переходить дорогу наискосок?
       -Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к  машинам и можешь не увидеть их. Кроме того, путь становиться длиннее, вы находитесь на проезжей части больше времени.
   5.Что может получиться, если выходить из автобуса в последний момент?
        -Водитель увидит в зеркало, что никого нет, и начнет закрывать двери.
          Если вы опоздаете с выходом, то двери могут прищемить вас. При этом можно упасть и оказаться под колесами автобуса. 6. Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руки? Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует (конечно, если школьник не ведет своего младшего брата или сестренку), потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потеряют драгоценные секунды. 7. О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса? Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому выбегать из-за него нельзя - ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.
8.В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими детьми? Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки и не выпускать их. Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса, трамвая, такси, троллейбуса. Маленькие дети, заметив кого-то из знакомых на другой стороне улицы, могут вырваться и побежать к ним.
9.Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую? Некоторое время первый автомобиль закрывает второй. Пешеход может видеть только одну машину и не заметит обгоняющую машину. Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины? Одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга. 10.Можно ли отвлекаться при переходе дороги? Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы любим оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим свое имя. Это очень опасная привычка. 11.Вы подошли к перекрестку. На нем горел для пешеходов зеленый сигнал. Как долго, вы не знаете. Стоит ли начинать переход? Лучше подождать нового цикла зеленого сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора. Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая. 12.Что делать, если при переходе дороги уронил сумку, портфель или какой-нибудь другой предмет? Если мы что-то уронили, первая реакция - быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу. Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою «пропажу». Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять. 13.Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность такой ситуации? Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая пока от глаз мальчика. Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону. 14.Почему опасно играть рядом с дорогой? Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину. 15.На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомобиль, больше машин ему не видно. Можно ли переходить? Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы. 16.Пешеход начал переходить улицу при смене сигналов светофора с зеленого на красный. Пешеход решил: «Пока машины стоят - успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать». В чем ошибка пешехода? Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку, и при включении зеленого сигнала они выедут на перекресток с ходу. Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин. И пешеход эту машину не видит тоже из-за стоящего транспорта.

17. Почему надо переходить дорогу по пешеходным переходам?
Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, он снижает скорость, более внимателен. Пешеход, который переходит дорогу не там, где положено, сам может пострадать и мешает движению транспорта.
18. Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора?
Когда для пешеходов включен красный, для водителей горит зеленый. Видя зеленый сигнал, водитель едет быстро, не ожидая появления пешеходов.
19. Почему опасно перебегать дорогу?
Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть проезжую часть, приближающуюся машину.
20. Чем опасен выход на дорогу из-за стоящего автомобиля?
Когда машина стоит, она закрывает обзор дороги, пешеход не может увидеть другую машину, которая едет позади стоящей. Надо помнить: если машина стоит, за ней может быть скрыта опасность.
21. Почему нельзя ходить по проезжей части?
Даже по краю проезжей части дороги ходить опасно, может задеть машина. Ходить надо только по тротуару.
22. Почему пешеходный переход без светофора опаснее, чем переход со светофором?
Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить, далеко ли машина, быстро она едет или медленно. При этом из-за медленно идущей машины, может выехать встречная?
23. Чем опасен переход, когда одна машина обгоняет другую?
В тот момент, когда одна машина обгоняет другую, скорость обгоняющей машины намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющую машину. Водитель обгоняющей машины тоже может не заметить пешехода.
24. Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?
В зависимости от скорости может двигаться 36-46 метров. В гололед намного больше. Кроме того, пока водитель нажмет на тормоза, машина проедет несколько метров без торможения.
25. Почему опасно играть рядом с дорогой?
Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под колеса автомобиля.
26. О чем надо помнить человеку, выходящему из автобуса?
О том, что стоящий автобус, мешает заметить приближающийся транспорт. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки.
27. Как надо шагать с тротуара на проезжую часть дороги?
Всегда надо остановиться, чтобы осмотреться, настроиться на переход.
28. В чем опасность спешки на улице?
Когда человек спешит, он не так внимателен, в таком состоянии легко не заметить движущийся автомобиль.
29. Как быть, если пешеходу приходится выходить на дорогу из-за деревьев, кустов и т.п.?
Приостановиться и осмотреть ту часть дороги, которая была скрыта за предметом.
30. Почему нельзя цепляться за транспорт?
Потому что можно сорваться и попасть под колеса автомашины, к которой прицепился, или машины, которая едет сзади.
31. Как регулируется движение пешеходов?
Светофорами, линиями дорожной разметки, указателями, дорожными знаками, регулировщиками.
32. Где и для чего устанавливаются металлические ограждения?
Они устанавливаются в местах интенсивного движения пешеходов и транспорта, ограничивают возможность перехода проезжей части в не- положенном месте.
33. С какого возраста детям разрешается выезжать на велосипеде на улицу?
С 14 лет.
34. Где нужно ожидать трамвай?
Ждать трамвай надо напротив остановки на тротуаре или на специально отмеченной для этого площадке.
35. Каким машинам разрешено ехать на красный свет?
Скорой помощи, милиции, пожарной, горгаза.
36. Как обходить стоящий трамвай?
Стоящий трамвай надо обходить впереди, чтобы не попасть под встречный трамвай.
37. Для чего нужны тротуары, как по ним надо двигаться?
Тротуары служат для движения пешеходов. Пешеходы должны двигаться навстречу друг другу, придерживаясь в каждом направлении правой стороны. Играть, толкаться на тротуарах нельзя.
38. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход проезжей части?
На «островке безопасности” или в месте пересечения осевой линии с линией пешеходного перехода.

39.Почему опасно идти и бежать вдоль проезжей части ?
Проезжая часть предназначена только для движения транспорта, и пешеход, находящийся на ней, мешает движению. Это может привести к несчастному случаю, так как можно не успеть оценить дорожную обстановку. К тому же водители не рассчитывают, что пешеходы могут идти, бежать вдоль проезжей части и могут не заметить пешехода.

40.В Москве много случаев, когда во дворах дети попадают под движущийся задним ходом автомобиль Почему это происходит? Как быть детям?
Детям опасно находиться, играть сзади автомобиля потому, что водитель видит только частично, что делается сзади него, и часто лишен возможности увидеть маленького ребенка.

41.Где можно играть во дворе ?
Только на специальной, отведенной для игр площадке, где не могут ездить автомобили и мотоциклы

42.Для чего нужна дорожная разметка(линии, надписи и др.), наносимая на проезжую часть белой краской ?
Она устанавливает определенный порядок движения. Она указывает где двигаться отдельным видам транспорта, где можно пешеходам переходить улицу.

43.Для чего оборудуются пешеходные переходы на улицах ? Какие они бывают ?
Пешеходные переходы - это места для перехода улицы с одной стороны на другую. Пешеходные переходы бывают подземными, наземными и надземными. При наличии пешеходного перехода переходить улицу надо только по ним. Переходы бывают регулируемые и нерегулируемые. Первые оборудованы светофором.

44.Как перейти улицу по пешеходному переходу ?
Разрешается переходить улицу, если горит разрешающий ( зеленый ) сигнал светофора. Перед тем как ступить на проезжую часть, надо осмотреться, убедиться, что автомобили остановились. Если приближающийся автомобиль движется с большой скоростью ( может водитель не увидел сигнал), пропустить его. Еще более осторожно и осмотрительно надо переходить улицу на нерегулируемом пешеходном переходе.

45.Что означает красный сигнал светофора ?
Красный сигнал запрещает движение.

46.Что означает сочетание красного и желтого сигнала ?
При этих сигналах движение запрещено. Они предупреждают о предстоящем включении зеленого.

47.Какое главное правило при переходе улицы ?
Переходить ее надо только в установленных местах - на перекрестках и пешеходных переходах, но самое главное - обеспечить себе хороший обзор дороги вправо и влево. Стараться никогда не переходить там, где обзор плохой ( стоят машины, кусты деревья и другие помехи). По возможности отойти подальше от стоящих машин, кустов и других предметов, мешающих осмотреть дорогу.

48.Как быть, если приходится переходить улицу рядом со стоящим автомобилем или другой помехой обзору ?
Может оказаться так. Что как раз там, где разрешен переход сломалась или стоит машина. В таких случаях надо, подойдя к стоящей машине (или другому предмету, который мешает обзору), остановиться и осторожно выглянуть, только убедившись, что скрытой опасности нет, можно переходить.

49.Почему надо переходить дорогу на перекрестках и по пешеходным переходам ?
Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, он снижает скорость, более внимателен. Пешеход, который переходит не там, где положено, сам может пострадать и мешает водителям.

50.Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора ?
Когда для пешеходов включен « Красный»,для водителей горит « Зеленый». Видя зеленый сигнал, водитель едет быстро и не ожидает появления пешеходов. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать зеленого сигнала.

51.Почему опасно перебегать дорогу?
Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги главное - внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога тоже обманчива: кажется, что безопасно, и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины.

52.Почему опасно переходить дорогу наискосок ?
Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.

53.Как видит водитель пассажиров автобуса ?
Водитель наблюдает за посадкой и высадкой и пассажирами в салоне в специальные зеркала. Поэтому ему не надо поворачивать голову , чтобы увидеть, что делается сзади.

54.Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса ?
Водитель увидит в зеркало, что никого нет и будет закрывать двери, если опоздаешь с выходом, может прищемить дверями. Если при этом упадешь, можешь попасть под колеса.

55.Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего автомобиля ?
Когда машина стоит, она закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину, которая едет позади стоящей. Особенно опасны и закрывают обзор дороги машины грузовики, автобусы, троллейбусы , трамваи . Но и легковые машины тоже могут помешать увидеть опасность. Надо помнить: если на улице стоит машина, за ней может быть скрыта опасность.

56.Чем опасна дорога на которой очень мало автомашин ?
Пешеход может подумать, что дорога пуста и начинает переходить, не поглядев по сторонам. А машина может внезапно появиться - выедет со двора, из переулка. При переходе дороги надо всегда внимательно смотреть по сторонам.

57.Как определить, далеко автомашина или близко ?
Надо определить, долго ли автомашине ехать до того места, где стоит пешеход. Если долго, значит машина далеко. Если всего несколько секунд - значит близко. Иногда кажется, что автомобиль далеко, однако, если он едет быстро, переходить дорогу опасно. При переходе проезжей части надо обязательно учитывать скорость движения транспорта.

58.Почему нельзя ходить по проезжей части дороги ?
Даже по краю проезжей части дороги идти опасно - может задеть машина. Ходить надо только по тротуарам.

59.Как ходить по дороге, на которой нет тротуара ?
Когда нет тротуара (за городом),надо идти по обочине, лицом к движению, чтобы видеть те машины, которые едут навстречу.

60.Какая опасность нередко возникает, когда школьник подходит к своему дому ?
Заметив свой дом, ученик захочет быстро перейти проезжую часть, чтобы попасть домой, и может не заметить автомашину, которая в этот момент едет по дороге.

61.Как определить, что водитель автомобиля собирается повернуть направо ?
Автомобиль занимает правый ряд, включается и мигает правый фонарик - указатель поворота.

62.Чем опасны автомашины с прицепами ?
Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов. Во-вторых, невнимательный пешеход, увидев, что кузов автомашины проехал мимо, может начать переход улицы и попадет под прицеп.

63.Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руку ?
Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует , потому, что при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны и потеряют самые ценные секунды.

64.Почему пешеходный переход без светофора опаснее, чем переход со светофором ?
Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить, далеко ли машина или близко, быстро едет или медленно, надо уметь заметить маленькую машину или мотоцикл. При этом часто из-за медленно едущей машины, выезжает другая, которая едет быстро, из-за машины, которая проехала, может выехать встречная.

65.Всегда ли видит пешехода водитель автомашины, которая к нему подъезжает ?
Не всегда: Водителю приходится наблюдать за многими другими водителями и пешеходами.

66.В чем опасность движения по дороге с маленькими детьми ?
Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук и побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших и не выпускать их при попытке вырваться. Особенно часто это бывает при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси, напротив своего дома, когда на другой стороне улицы появились родители, товарищи или знакомые.

67.Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую ?
В это время одна машина выезжает из-за другой, скорость обгоняющей машины намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющую машину, пока она не выедет вперед, но тогда уже будет поздно. Водитель обгоняющей машины тоже не будет видеть пешехода, пока на выедет из-за той машины, которую обгоняет.

68.Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?
Здесь тоже одна машина выезжает из-за другой. Поэтому водитель, и пешеход могут не заметить друг друга, потому что видимость будет закрывать машина.

69.Сколько метров автомашина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?
Даже когда человек хочет остановиться на бегу, он два метра « проскочит ». А машине надо, в зависимости от скорости, и 10, и 15, и 20 метров. Кроме того, пока водитель нажмет на тормоз, машина проедет несколько метров без торможения.

70.Можно ли оглядываться при переходе дороги?
Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы привыкли на шум, крик, когда позовут, оглядываться, не думая, надо ли поддаваться этой привычке.

71.Вы подошли к перекрестку: пока подходили, все время горел « зеленый». Можно ли переходить?
Если улица сравнительно широкая, больше 10-12 метров, лучше подождать, чтобы не оказаться на переходе или на середине проезжей части при красном сигнале светофора, нового цикла зеленого сигнала.

72.Почему опасно стоять на середине улицы?
Когда человек стоит на середине улицы, « на осевой линии», у него за спиной проезжают машины, он за ними не наблюдает. А стоять в потоке автомашин и не следить за ними - опасно. Испугавшись приближающейся машины, можно по привычке сделать шаг назад - прямо под колеса проезжающего за спиной транспорта. Стоя на середине улицы, надо быть очень собранным и внимательным, не делать ни одного шага, не глядя. На улицах, по которым движется много автомобилей, лучше так рассчитать переход, чтобы не пришлось стоять на середине между двумя встречными потоками машин.

73.Что делать , если при переходе дороги пешеход уронил сумку, портфель или какой-либо другой предмет?
Мы привыкли в такой ситуации сразу наклоняться и поднимать, отвлекаясь при этом от наблюдения. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала всегда посмотреть, убедиться, что опасности нет, а потом уже наклоняться. А лучше всего при переходе быть собранным и ничего не ронять.

74.Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность ?
Опасности две. Во-первых, за грузовиком может быть не видна другая машина, которая едет с большей скоростью и пока скрыта от мальчика. Во-вторых , переходя, мальчик будет наблюдать за приближающимся грузовиком и может забыть посмотреть в другую сторону.

75.Почему опасно играть рядом с дорогой ?
Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.

76.На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомашину, больше автомобилей не видно. Можно ли переходить ?
Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы.


77.Пешеход подошел к перекрестку. Пока он приближался, горел «зеленый», и пешеход настроился на переход. Вдруг загорелся «красный». Пешеход решил так: пока машины стоят - успею. Ведь водители видят меня и не станут наезжать. В чем ошибка пешехода, чего он не учел ?
Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку и при включении зеленого сигнала выедут на перекресток с ходу. Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин, и пешеход не видит эту машину из-за стоящего транспорта.

78.Когда вы подошли к пешеходному переходу «без светофора», машины стояли, основная группа пешеходов уже прошла половину проезжей части. Можно ли переходить ?
Когда основная группа пешеходов прошла, водители стоящих автомашин готовы начать движение. В это время они провожают глазами основную группу пешеходов и могут не заметить опоздавшего пешехода. Поэтому переходить дорогу в такой ситуации опасно.

79.В чем опасность спешки на улице ?
Когда человек спешит, он все время думает об одном - как идти быстрее, не потерять время. В таком состоянии легко не заметить автомашину. Большинство несчастных случаев на дорогах возникает, когда ребята спешат, волнуются, увлечены разговором, игрой.

80.Как надо шагать с тротуара на проезжую часть: сразу или сначала приостановиться ? Почему ?
Всегда надо приостановиться. Во-первых чтобы лучше осмотреть проезжую часть. Во-вторых, чтобы настроиться на переход. Потому что на проезжей части нужно повышенное внимание, не такое, как на тротуаре.

81.Около подъезда вашего дома стоит машина. Водитель ушел. В чем может быть опасность ?
Стоящая машина закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за нее можно не заметить другую машину, мотоцикл, велосипедиста.

82.Почему некоторые пешеходы переходят улицу та, где им вздумается, да еще наискосок ?
Нет культуры поведения, выдержки, силы воли, уважения к водителям.

83.Почему велосипедисты и мотоциклисты находятся на дороге в наибольшей опасности ?
Устойчивость двухколесного транспорта во много раз ниже, чем четырехколесного. Размеры его во много раз меньше и его часто не замечают. Устройства для сигнализации маневров на автомобиле несравненно лучше, чем на мотоцикле и велосипеде, поэтому мотоциклисту и велосипедисту приходится подавать сигналы рукой, что они не всегда умело делают. Кроме того, в ряде случаев сигналы рукой малозаметны: сумерки, ненастная погода и т.д. И последнее: опыт мотоциклистов и велосипедистов часто недостаточен для безопасного управления.

84.Почему некоторые пешеходы переходят улицу на красный сигнал светофора ?
Нет выдержки, дисциплины, уважения к водителям, которым труднее водитель автомобиль, когда пешеходы переходят неорганизованно, нарушают Правила дорожного движения.

85.Какой поворот опаснее, левый или правый, и почему ?
Левый поворот намного опаснее. Водителю приходится пересекать две полосы движения: свою - можно столкнуться с попутным автомобилем, который приближается сзади, его не всегда легко заметить, и встречную полосу - надо пропустить встречный транспорт.

86.Горит « зеленый» для машин, но они стоят. Почему они могут стоять ? Опасно переходить или безопасно.
Переходить в такой ситуации очень опасно: машины могут стоять в ожидании разрешения поворота при заторе, пропуская «скорую помощь», пожарную или другую специальную машину. В одном ряду машины могут стоять, а в другом ряду ( скрытые за стоящими) могут проезжать.

87.В чем опасность автобуса когда он приближается к остановке ?
Место подъезда к остановке обычно сильно накатано. В ненастную погоду или зимой возможно скольжение автобуса ( юзом ) и даже выезд его на площадку. Кроме того, сам пешеход может поскользнуться и попасть под колеса. Или его могут нечаянно толкнуть, особенно, когда на остановке много пассажиров. Поэтому надо внимательно наблюдать за подъезжающим к остановке автобусом и не подходить к нему близко до полной остановки.

88.Как быть, если пешеходу приходится выходить на дорогу близко от стоящей автомашины: деревьев, кустов ?
Приостановиться и осмотреть часть дороги, которая была скрыта за предметом.

89.Вы хотите догнать товарища недалеко от дороги. Какая опасность угрожает товарищу
Убегая он может выбежать на проезжую часть дороги, не заметив машину.

90.На краю тротуаров улицы с небольшим движением группа школьников оживленно беседует. Возможные опасности ?
Кто-нибудь будучи уверенным, что машины нет, может не глядя, шагнуть на дорогу.

91.О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса ?
О том, что стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт, поэтому выходить или выбегать из-за него нельзя - ни спереди, ни сзади.



«Минутки»
Почему надо переходить улицу на перекрестке или пешеходных переходах
Ответ: Водитель транспорта знает, что, согласно ПДД, переход проезжей части в этих местах разрешен. Взаимное внимание там больше, и при надобности водитель снижает скорость или останавливает машину, чтобы пропустить пешеходов. Пешеход который переходит проезжую часть в неустановленном месте, может своим неправильным поведением создать опасную обстановку и мешать общему движению часто такое поведение пешехода было причиной дорожного происшествия.
Почему нельзя переходит улицу на красный свет или желтый сигнал светофора?
Ответ: Если для пешехода горит красный сигнал, то для транспорта горит зеленый. Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много, движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, старается быстрее проехать его ( за исключением тех, кто совершает повороты. Они должны пропустить пешеходов).  Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего горит желтый, который является пешеходным и не разрешает начинать переход проезжей части.
Почему опасно перебегать проезжую часть?
Ответ: Когда человек бежит, он не может сконцентрировать внимание на все окружающее. Даже безопасная обстановка может за долю секунды измениться и стать опасной, так что человек, который бежит, не заметит это. Когда бежишь, можно столкнуться и упасть, особенно если дорога неровная.
Как видит водитель пассажиров автобуса?
Ответ: Водитель автобуса наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров с помощью специальных зеркал. Зеркала прикреплены снаружи автобуса и в кабине водителя. За посадкой пассажиров с передней двери водитель наблюдает через стекло кабины. Вы обязательно замечали надпись на кабине «Рядом с кабиной стоять запрещается». Для чего  это нужно? Для того, чтобы наблюдать за передней дверью, так как в зеркало ее плохо видно, а именно через эту дверь выходят маленькие дети, престарелые люди и инвалиды.
Почему стоящая машина может быть опасна?
Ответ: Стоящая машина закрывает обзор, мешает наблюдать за проезжей частью. Стоящие автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовики скрывают за собой приближающиеся транспортное средство, водитель которого не видит пешехода, а в движении есть требование: «я должен видеть, и я должен быть виден».
Чем опасны кусты и деревья на улице?
Ответ: Деревья и кусты -  это предметы, которые закрывают обзор, мешают наблюдать за движением на проезжей части дороги.
Может ли движущаяся машина скрывать другую движущуюся машину?
Ответ: Может, так как из-за движущихся автобусов, троллейбусов, грузовиков и даже легковых машин могут выехать транспортные средства меньшего габарита, но которые двигаются быстрее, и поэтому можно их раньше не заметить.
Почему улицы, по которым редко проезжают автомашины, могут быть опасными?
Ответ: Так называемые пустынные улицы могут быть опасными потому, что пешеход, переходя проезжу часть, иногда не считает нужным убедиться в безопасности. Скорости автомашин сейчас большие, и выехавшая из переулка автомашина может быстро оказаться опасной для пешехода. Каждый участник движения должен в любой обстановке должен убедиться в безопасности.
Как определить, далеко машина или близко?
Ответ: Перед тем как переходить проезжую часть, пешеход должен остановиться, вслушаться и посмотреть, чтобы убедиться, нет ли приближающегося транспорта. Скорость приближающегося транспорта нельзя оценивать сразу. Например, если от тебя до машины 4 столба уличного освещения, посмотри, сколько автомашине понадобиться времени, чтобы проехать от одного столба до другого, тогда приблизительно будешь знать, успеешь ли перейти.
Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?
Ответ: Улицы и дороги разделяются на части. На улицах – проезжая часть и тратуары. На шоссейных дорогах – обычно тоже проезжая часть и обочины. Тратуар или обочина – для пешеходов, а проезжая часть – для транспортных средств. Движение пешеходов на проезжей части мешает общему движению, так как скорости транспортных средств и пешеходов неравны. Все участники движения должны быть взаимно внимательны, но движение транспортных средств и пешеходов по одной части требовало бы слишком большого напряжения. Поэтому пешеход пользуется проезжей частью только тогда, когда ему нужно перейти на другую сторону, и это тоже только в установленном месте, или если по тротуару или обочине двигаться невозможно ( есть и  такие улицы, где, к сожалению, нет тротуаров ). Тогда нужно идти по левой стороне проезжей части навстречу транспорту и обязательно друг за другом.
Какая опасность может возникнуть, когда ребенок увидит свой дом?
Ответ: Увидев дом, поневоле возникает желание скорее домой, а если впереди -  проезжая часть дороги, которую надо переходить, тогда надо все-таки остановиться и не дать воли спешке. Спешка часто является причиной неприятностей и несчастных случаев.
Какой из переходов опаснее: обозначенный знаками или «зеброй» или переход со светофором?
Ответ: Обозначенный знаками пешеходный переход опаснее потому, что он не регулируемый. Сигналы светофора на регулируемом переходе разрешают или запрещают движение пешеходов. Без светофора пешеход должен внимательно следить за движением, оценивать расстояние, скорость транспорта и, убедившись в безопасности, начинать переход проезжей части. Но и на перекресте со светофором надо убедиться в безопасности. К сожалению, как среди пешеходов, так и среди водителей иногда встречаются нарушители.
Какое место на улице опаснее – перекресток или остановка общественного транспорта?
Ответ: На перекресте довольно сложно следить за движением. Транспортные средства могут ехать прямо, делать повороты – все надо видеть. Но остановка общественного транспорта намного опаснее. Многие имеют плохую привычку при выходе из автобуса или трамвая начинать сразу же переход проезжей части спереди или сзади, не думая о том, что мимо едут другие машины. Особенно опасны остановки общественного транспорта зимой, когда дороги скользкие. Любая невнимательность может обернуться дорожным происшествием.
Какое транспортное средство труднее всего заметить в потоке машин?
Ответ: Если на дороге много больших транспортных средств (автобусы. Трамваи, троллейбусы, грузовики), трудно заметить за ними мотоциклы или даже легковые машины, особенно в плохую погоду и с невключенными фарами.
Что на улице самое опасное?
Ответ: Многие думают, что самое опасное на улице – движущаяся машина. Она опасна, если мы попытаемся перейти улицу перед близко идущей машиной. Но анализ дорожных происшествий доказывает, что не менее опасны стоящие машины, из-за которых, не убедившись в безопасности на проезжей части, мы начинаем переходить улицу. При этом нарушается требование: «я должен видеть, и я должен быть виден».
Что на улице самое главное?
Ответ: На улице самое главное – взаимное уважение, внимание всех участников движения. Участники движения должны знать правила дорожного движения и выполнять требования безопасности движения. Каждый участник движения должен вести себя так, чтобы он своим поведением не поставил себя и других в опасность. Улица не терпит бесконтрольного поведения.
На проезжей части разметка «зебра». Если взрослый с ребенком хочет перейти там улицу, должен ли он убедиться, что нет приближающихся автомашин?
Ответ: Да. Проезжую часть никогда нельзя переходить, не убедившись в безопасности. Ни одно транспортное средство нельзя оставить моментально. Поэтому даже обозначенный пешеходный переход не дает права пешеходу «вслепую» переходить проезжую часть дороги. Особое внимание требуют улицы. Где на проезжей части в одном направлении несколько рядов. Движущаяся машина в первом ряду остановилась, но остановились ли машины в других рядах. В этом надо убедиться. Обозначенным пешеходным переходом считается тот переход, где разметка «зебра» или около которого стоит дорожный знак « Пешеходный переход».
Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть на красный сигнал светофора, можно ли следовать его примеру?
Ответ: Нет. Нельзя повторять ошибки других. Если ты когда-то что-то делал неправильно и оказался ненаказанным, может появиться желание повторить эти ошибки. Жертвами дорожных происшествий становятся не все, кто нарушает правила, а те, кому не повезло. А знаешь ли ты, когда тебе не  повезет?  В движении очень опасны неправильные привычки.
Опасно ли играть вблизи проезжей части?
Ответ: Да. Когда играешь, забываешь где находишься. Можешь выбежать на проезжую часть, где твое неожиданное появление может кончиться под колесами автомашины. Например: ты играл с мячом, он упал на проезжую часть дороги, и ты, не думая, побежишь за ним.
Если дорога в обе стороны просматривается хорошо и нет приближающихся автомашин, можно ли переходить шоссе?
Ответ: Да. Вне населенных пунктов условия пешехода такие, как и в городе: надо убедиться в опасности. Скорости автомашин и мотоциклов на шоссе большие, надо далеко видеть дорогу, чтобы быть убежденным в безопасности. Если будешь переходить дорогу на крутых поворотах или из-за кустов, или деревьев, ты можешь вовремя не заметить приближающийся транспорт.
Легко ли остановить машину на скользкой дороге?
Ответ: Нет. У каждого транспорта средства есть остановочный путь, который зависит от габаритов, груза, скорости, дорожного покрытия и т.д. Остановочный путь зависит также от водителя. На скользкой дороге остановочный путь в три раза длиннее, чем на сухой.
Может ли пешеход двигаться по левой обочине дороги?
Ответ: Да. По левой обочине ходить безопаснее, потому что транспорт идет навстречу и его хорошо видно.
Можно ли ехать по «островку безопасности» на машине?
Ответ: Нет. «Островок безопасности» только для пешеходов. На машине там ехать нельзя даже тогда, когда там нет пешеходов.
Обязательно ли для пешеходов сигналы светофора?
Ответ: Да. Светофор помогает регулировать движение на перекрестках с большой интенсивностью движения. Не всегда помогает светофор ускорить движение, но со стороны безопасности движения он необходим. У нас в городе много мест, где между перекрестком довольно большое расстояние, поэтому и установлено много светофоров для пешеходов и за пределами перекрестков.
Можно ли играть на тротуаре?
Ответ: Нет. Тротуар – для движения пешеходов, и поэтому играть на тротуаре никак нельзя, для игры необходимо использовать детские площадки.
Должен ли пешеход двигаться по тротуару, если он есть?
Ответ: Да. Тротуар предусмотрен для пешеходов и отделен от проезжей части дороги бордюрным камнем, который не дает возможности машинам заезжать на него. У нас существует правостороннее движение, как в большинстве стран мира. Двигаясь по тротуару, надо держаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. Двигаясь по левой стороне, мы можем вынудить других пешеходов выйти на проезжую часть дороги, что опасно. Важно, чтобы пешеход не был спиной к близкому транспорту. Если мы идем группой, всегда нужно учитывать ширину тротуара. Впереди идущих обходят слева.
Можно ли начать переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Ответ: Нет. Желтый сигнал светофора – это промежуточный сигнал. Он не позволяет начинать переход, но разрешает закончить его в случае, если при разрешающем сигнале не успели это сделать или в середине улицы нет «островка безопасности». Остаться в середине улицы, где нет «островка безопасности» крайне опасно.
В чем разница в значении знаков «Пешеходный переход» в квадрате и в треугольнике.
Ответ: Знак в квадрате ( для пешехода ) указывает на место перехода проезжей части, а знак в треугольнике ( он для водителя ) предупреждает, что скоро будет место перехода проезжей части пешеходами.
Обозначают ли пешеходный переход на асфальте полосами?
Ответ: Да. На обозначенных пешеходных переходах белой краской нарисованы довольно широкие полосы, и от края тротуара стрелками показано направление движения. Около таких переходов обязательно есть указательный дорожный знак «Пешеходный переход» (описать знак), так как зимой на асфальте полосы не видны. Такая разметка называется «зеброй». На таком переходе пешеход, который уже на проезжей части, имеет преимущество перед транспортом, но всегда нужно быть внимательным, особенно когда движение в одном направлении в несколько рядов.
Можно ли начинать переход проезжей части при мигающем зеленом сигнале светофора?
Ответ: Нет. Когда в светофоре мигает зеленый сигнал, это уже предупреждает, что вот-вот загорится желтый, а после того – запрещающий красный. Время мигающего зеленого сигнала настолько короткое, что ты не успеешь перейти улицу, а останавливаться на середине проезжей части очень опасно, и это мешает общему движению.
Правильно ли, что чем больше скорость автомашины, тем больше требуется времени для ее остановки?
Ответ: Да. (Тут можно привести пример: когда ребенку легче остановиться – когда он идет или бежит.) Транспортному средству, которое едет быстро, требуется большое расстояние, чтобы остановиться. Это значит и больше времени. Это расстояние называется остановочным путем. Остановочный путь - это расстояние, пройденное машиной с начала реакции водителя на опасность + тормозной путь. Тормозной путь (от начала торможения до остановки транспортных средств) зависит еще от груза – чем тяжелее груз, тем длиннее путь торможения.
Где расположены указатели показатели поворота у различных видов транспорта (легковых, грузовых, автобусов, мотоциклов)?
Ответ:  Указатели поворота могут быть на бампере, под фарами, на крыльях, на руле мотоцикла, спереди и сзади.
Должен ли ты наблюдать за сигналами поворота автомашин, когда будешь переходить проезжую часть?
Ответ: Да. Каждый внимательный пешеход, перед тем как переходить проезжую часть, должен убедиться в безопасности. Указатели поворота на транспортных средствах показывают, что они поворачивают или будут менять рад движения.
Должны ли пешеходы, двигаясь по тротуару, держаться правой стороны?
Ответ: Да. У нас в России правостороннее движение, и, чтобы не было напрасных столкновений, пешеходы на тротуаре должны держаться правой стороны.
Можно ли железную дорогу переходить в любом месте?
Ответ: Нет. На железных дорогах есть переходы, каждый знающий пешеход переходит железную дорогу только на обозначенных местах. В местах, где имеются шлагбаумы (закрываются автоматически или дежурными), после закрытия шлагбаумов опасно переходить дорогу. Составы поездов тяжелые, и остановочный путь их очень длинный.
Хорошо ли видно в темноте человека в темной одежде?
Ответ: Нет. В темное время пешеход для водителя вообще очень плохо виден. Немного лучше можно заметить тех, кто одет в светлую одежду. Чтобы пешеход был лучше заметен, нужно носить светоотражатели, можно и фонарики (особенно тем, кому приходится двигаться по краю проезжей части или по обочине). Велосипеды должны иметь все, что предусмотрено ПДД (спереди – фонарь с белым светом, сзади – фонарь с красным светом и красный светоотражатель).
Может ли на дороге быть скользко тогда, когда нет снега?
Ответ: Да. Проезжая часть дороги становиться скользкой тогда, когда начинается дождь, снегопад, а очень скользко бывает осенью, во время листопада. В это время проезжая часть дороги и трамвайные пути будто покрыты маслом, поэтому тормозной путь немного больше, чем на сухой дороге.
Может ли зонтик мешать наблюдению за движением, когда переходишь через проезжую часть дороги?
Ответ:  Да. Зонтик нужен во время дождя, но, когда переходишь проезжую часть дороги, особенно в местах, где движение регулируется, он мешает следить за движением. Поэтому лучше научиться носить зонтик так, чтобы была обеспечена безопасность движения.










13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




15