Рабочая программа по внеурочной деятельности. Город мастеров.



Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 373 от 06 октября 2009 г. и составлена на основе авторской программы Коротеевой Е.И. «Изобразительное искусство» – Москва,2003.
Художественнее творчество в начальной школе является важным составляющим начального общего образования, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. Курс внеурочной деятельности «Город мастеров» имеет направленность на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « Город мастеров» положены концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных живопись, графика, скульптура; конструктивных архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством. Ребенок поднимается урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Ценностные ориентиры содержания программы .
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Место объединения «Город мастеров» в учебном плане школы.
В учебном плане школы на 2013-14 гг. в 3 –в классе на внеурочное занятие «Город мастеров» выделен 1 час в неделю (34 часа в год). Рабочая программа соответствует авторской и рассчитана на 34 ч в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Город мастеров».

В результате изучения курса в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Город мастеров»:
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.


Содержание курса внеурочной деятельности «Город мастеров».

1. Живопись
(8часа)
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

2. Графика 
(5часов)
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью.



3. Скульптура 
( 4 часов)
Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.

4. Аппликация
( 4часов)
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.

5. Бумажная пластика 
(4 часов)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок, проектная деятельность (коллективные работы).

6. Работа с природным материалом 
(6 часов)
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

(3часа)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.










Тематический план программы «Город мастеров».

Название разделов
Количество часов
Характеристика учебных действий учащихся

1.
Живопись
8


1.
Осенний пейзаж.

1
Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства.
Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства.
Различать виды искусства.
Разрабатывать творческие проекты.
Создавать композиции на заданную тему на плоскости(живопись , рисунок, орнамент)

2.
Красота букетов из Жостово. Роспись
1


3.
Осенний натюрморт.

1


4.
Моя любимая книга. Обложка.
1


5.
Иллюстрация к русской народной сказке.
1


6.
Моя любимая игрушка
1


7.
Поздравительная открытка. Декоративная закладка.
1


8.
Карнавальная маска.

1


2
Графика
5


9.
Линия и пятно. Разнообразие графических материалов.
1
Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.
Создавать графическими средствами образы природы.
Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке.
Изображать графическими средствами животных и птиц, строения.


10.
Природа на кончике карандаша.
1


11.
Графический натюрморт.

1


12.
Мой домашний любимец.
1


13.
Портрет друга.
1


3
Скульптура
4


14.
В мире пластических искусств.
1
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.
Использование приёмов работы со скульптурными материалами.
Передача в объёмной форме фактуры.
Выполнение творческих заданий и проектов.
Использовать приёмы декоративного украшения плоской формы.
Моделировать с помощью трансформации природные формы.

15.
Объемные фигуры.

1


16.
Народные игрушки. Образ народной глиняной игрушки.
1


17.
Лепим из теста.

1


4
Аппликация
4


18.
Аппликация из ткани,
приклеенной на бумагу
1
Использовать техники аппликации в прикладном искусстве.
Изображать пейзажи, архитектурные сооружения, натюрморты, коллажи.
Создавать композиции.
Выбирать и использовать различные материалы.
Понимать условность и субъективность художественного образа.
Участвовать в обсуждении и разработке творческих проектов.

19.
Аппликация из природного материала.
1


20.
Поздравительная открытка. Аппликация.
1


21.
Коллективная работа в технике: аппликация.
1


5
Бумажная пластика.
4


22.
Объемные изделия в технике
Оригами.
1
Выполнять трансформацию плоского листа бумаги.
Получать заданный образ из плоского листа бумаги.
Овладевать силуэтным вырезанием формы.
Углублять представления о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Использовать навыки работы с белой бумагой.
Выполнять пластические композиции.
Создавать и моделировать природные объекты, пейзажи, изображение угла парка, образы танцующих фигур, фигур в движении.
Использовать различные приёмы сминания бумаги.

23.
Симметричное вырезание
1


24.
Вата по бархатной
бумаге.

1


25.

Бумажные
салфетки к празднику.

1


6
Работа с природными материалами.
6


26.
Мир природного материала. Экскурсия в парк.

1
Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.
Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.
Принимать участие в сохранении природы.
Моделировать уголки природы из природных материалов.
Декорировать природные объекты.
Находить образ в природных объектах и передавать его в творческих композициях.
Различать разнообразие форм предметного мира.
Понимать ценность природы и гармонии между человеком и окружающим миром.
Использовать природные материалы.

27.
Животные из природного материала.

1


28.
Украшения из природного материала.

1


29.
Панно из природного материала.

1


30.
Сбор материала для проекта «Красота природного материала».
1


31.
Творческий групповой проект. Красота природного материала.
1


7
Организация и обсуждение выставки детских работ.
3


32.
Оформление выставки «Карнавальная маска»

1
Обсуждать творческие результаты выполненных проектов.
Оценивать творческие возможности. Защищать творческие проекты.
Воспринимать продукты творческой деятельности.
Высказывать суждения по вопросам языка художественной выразительности и изобразительного искусства.

33.
Оформление выставки
« Поздравительная открытка».
1


34.
Оформление выставки «Красота природного материала».
1



Итого:
34




















Рабочая программа адаптирована для детей с ОВЗ (VII вид).
Содержание программы соответствует содержанию программы для детей в общеобразовательных классах. Изменены подходы к организации занятий и формы работы. В занятия включается в большем объеме практическая деятельность. Дозирована подача теоретического материала. В занятия включены упражнения на формирование эмоционально - волевой сферы.
































Формы работы и контроля.

- работа в группах;
- индивидуально-коллективная работы;
- викторина;
- беседа и т.п.

Формы контроля:
- выставки детских работ,
- конкурсы,
- проекты.

Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 1991.
1

2
.Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
1

3
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
1

4
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 –4классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
1

2. Технические средства обучения

1
Компьютер
1

3. Экранно-звуковые пособия

1
Интерактивная доска
1

4. Оборудование кабинета


Плакаты демонстрационные.



1
Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном.
1

2
Организация рабочего места при работе с пластелином.
1

3
Организация рабочего места при работе с природными материалами.
1

4
Организация рабочего места при работе с текстилем
1

5
Организация рабочего места при работе с набором деталей «конструктор»
1

6
Организация рабочего места при работе с пластиком и пенопластом.
1

7
Техника безопасности при работе с ножницами.
1

8
Деление листа бумаги на части.
1

9
Рицовка, биговка
1

10
Формообразование бумажных деталей.
1

11
Приёмы наклеивания бумажных деталей.
1

12
Деление круга на части.
1

13
Разметка деталей.
1

14
Разметка деталей копированием.
1

15
Разметка деталей по линейке.
1

16
Разметка деталей по угольнику.
1

17
Линии чертежа.
1

18
Чертеж, эскиз, рисунок.
1

19
Разметка деталей с помощью циркуля.
1

20
Разметка объёмных деталей.Развёртка.
1

21
Технология изготовления изделия
1

22
Технологический проект
1

23
Информационный проект.
1

24
Анализ образца изделия.
1

5. Оборудование кабинета

1
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
15

2
Стол учительский с тумбой.
1

3
Шкафы для хранения дидактических материалов.
2

4
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
2


15