Проект Профилактика негативных зависимостей и здорового образа жизни
МБОУ «СОШ№9»СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ : «ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Дмитренко В.Н.
«Мы уже привыкли к мысли, что благополучие общества зависитне столько от органов власти, сколько от самих граждан.Потому выбор – не ждать, а действовать, не только требовать,но и что-то делать самим – для себя, своих близкихи для окружающих, стал образом жизни для многих людей!»
Актуальность проблемы Во всём мире растёт употребление психоактивных веществ (ПАВ) — алкоголя, наркотиков и токсических веществ детьми и подростками. Это одна из самых тяжёлых социальных болезней начала XXI века, приводящая к задержке и даже остановке развития мышления, формирования этических и эстетических категорий у подростков.Причины. Объективные причины связаны с влиянием социальной среды: питейные (алкогольные) обычаи, обрядовые нормы поведения населения, бытовое пьянство, молодёжные группировки, СМИ. К этому добавляются психологические особенности подросткового возраста. Субъективные причины — алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека. Употребление токсических веществ выступает как составная часть молодёжной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действительности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприятные биологические факторы (предрасположенность к алкоголизму).Обоснование. Идея включить профилактику алкоголизма и наркомании среди детей и подростков в содержание нравственного воспитания как составную часть проекта пришла не просто так, а как жизненно важная необходимость.
Цель проекта: Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья воспитанников.
Задачи: - развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств, как способов воздействия на свою личность; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; - способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность; - формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни.
Системность;Парциальность;(пристрастность)Проблемность;Когнитивная адекватность;Персонификация.(олицетворение)При этом необходимо использовать феномены массового сознания, массовой культуры (с учётом их возрастного аспекта); обязательный альтернативный выигрыш; опережающее обучение.Принципы профилактики антиалкогольного и антинаркотического воспитания:
Для реализации проекта необходимы следующие кадры:1. Социальная служба , психологическая служба детского дома «Светозар», школы – составление плана профилактики наркомании; 2.Воспитатели, классный руководитель для организации и реализации плана профилактики наркомании; 3. Врач-нарколог, врач-психотерапевт, медицинские работники детского дома «Светозар» – просвещение и помощь подросткам; 4. Специалисты отдела по борьбе с наркооборотами при МВД; 5. Специалисты отдела по делам молодежи – помощь в реализации плана профилактики наркомании.
Механизм реализации проекта:1. Организационные условия Реализовывать проект будут воспитатели вместе со специалистами учреждения.2. Научно-методические условия Это различные методические разработки, материалы, пособия, методики по работе с подростками в области наркомании. Проводить лекции, беседы, анкеты, просмотр видеофильмов, игры, творческие задания.3. Мотивационные условия Для побуждения подростков к отказу от употребления наркотиков и других дурных поступков используются различные методы и средства профилактики.4. Материально-технические условия Нужен кабинет, стулья, столы, ТСО (телевизор, видеокассеты, видеомагнитофон), школьные принадлежности.
Реализация плана: 1. Организация и проведение «Недели здоровья». 2. Анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. 3. Проведение анкетирования воспитанников с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. 4. Проведение анкетирования с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. 5. Оформление выставки книг: «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните», «Берегите здоровье смолоду», «Экология и проблемы XXI». 6. Оформление картотеки по темам: «Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения». 7. Проведение беседы с просмотром видеокассет по темам: «Наркомания», «В XXI век без наркотиков», «Футбол».
8.Подбор материалов к родительским собраниям и классным часам по темам: «Режим дня воспитанника», «Безопасность на улице, необходимость соблюдения правил дорожного движения», «Физическая активность и здоровье», «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек», «ЗОЖ, закаливание», «СПИД и его профилактика», «Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения », «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека». 9. Регулярное проведение классных часов, родительских собраний, анкетирования по проблемам ПАВ, бесед с детьми и родителями(если есть), консультации, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.
10. В целях контроля проведение учета посещаемости школы детьми?контролирование их занятости во время каникул. 11. Проводить заседания Совета профилактики правонарушений в группе. 12. Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. 13. Флюорографический осмотр детей и работников учреждения. 14. Проведение осмотра детей на наличие педикулеза и кожных заболеваний. 15. Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. 16. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в группе. 17.Проведение ролевой игры «Суд над наркоманией». 18.Принимать участие в подборке информации для презентаций и для снятия фильма.
Ожидаемый результат: Результативность данного проекта предполагается оценивать по анализу результатов анкетирования обучающихся: «Оценка ситуации по выявлению факторов риска и защиты от наркотиков».Привлечение внимания общественности к проблеме наркомании и алкоголизма, мотивация к организации пропаганды здорового образа жизни.Эмоциональное неприятие наркомании и алкоголизма в качестве положительного поведения.Жизненная позиция, позволяющая формировать круг интересов, не прибегая к «ПАВ».Увеличение числа желающих заниматься в оздоровительных кружках.Активизация методов работы с детьми по профилактике и предотвращению наркотической зависимости.Налаженный контакт взаимопонимания межличностных отношений: воспитатель – ребенок.
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Так давайте все вместе стремиться к этой красоте под названием «Здоровье!» Генрих Гейне