Авторская работа Роль подростковых организаций при учреждениях общего среднего образования в формировании здорового образа жизни у подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Педагог–организатор Макарова А.П.
2015 год
РОЛЬ подростковыХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ при учреждениях общего среднего образования В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ у подростков
На рубеже тысячелетий для России как многонационального государства чрезвычайно важной становится деятельность, направленная на поиск объединяющей идеи, способной консолидировать нацию, содействующей сопряжению разнородных интересов различных слоев общества.
Сегодня важно использовать воспитание как эффективную форму управления обществом. Грамотная сильная политика - это, в частности, лучшее средство интеграции и сохранения целостности России. Очевидно, что система воспитания должна быть нацелена на универсальные общенациональные ценности, носить надклассовый, надгрупповой характер.
В.А. Дергунов, вице-президент ФДПО РТ, считает что сегодня правомерно рассматривать воспитание как один из важнейших факторов в преодолении духовного, а в конечном счете и экономического кризиса в России [Дергунов 2003: 20].
Подростковые общественные организации при учреждениях общего среднего образования в любой их форме представляют собой уникальную среду для формирования у подростков здорового образа жизни. Анализ всех форм деятельности подростковых общественных организаций и их программ, выполненный С.П. Федоровым [Федоров 2003: 17], позволяет определить несколько подходов к формированию мотивации к выбору подростками здорового образа жизни и использованию различных стимулов в работе с учащимися этого возраста в данном направлении.
К первому относится пропаганда здоровья и здорового образа жизни посредством различных мероприятий.
Ко второму - проведение республиканских конкурсов и акций на тему здорового образа жизни.
К третьему - подготовка из членов подростковых общественных организаций отрядных вожатых - организаторов работы по формированию здорового образа жизни в школьных коллективах.
Все эти формы должны быть использованы для внедрения в сознание подростка интересных и в то же время полезных размышлений об образе жизни и здоровье, перерастающих в дальнейшем в осознанные действия, поступки, инициативы, творчество и способствующих выбору подростком здорового стиля жизни.
В республике Татарстан подростковые организации имеют свою многолетнюю историю и традиции, большой педагогический и методический опыт работы. Современные подростковые общественные объединения выступают как сложившийся за последние 10 лет социальный институт [Дергунов 2003: 9].
Законы Республики Татарстан «О молодежи» [О молодежи 2005], «Об образовании» [Об образовании 1994] признают право учащихся объединяться в подростковые организации, движения, а за государственными учреждениями закрепляют обязанность поддерживать вступление и участие молодых граждан в деятельности подростковых организаций
Министерство образования и науки Республики Татарстан придает большое значение гражданскому становлению подростков, развитию их социальной активности в новых общественно-экономических условиях.
В 1993 году в Татарстане была принята Концепция воспитания учащейся молодежи [Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан 1993]. Она определила новые подходы в развитии подросткового движения: принцип добровольности объединения подростков в свою организацию; вариативно-программный подход к деятельности подростковых объединений. Деятельность подростковых общественных объединений организуется по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания. Изменилась роль педагога во взаимодействии с подростковым общественным объединением: педагог-воспитатель не над членами организации, не впереди их, а рядом с подростками как взрослый член этой организации. Отсюда и его новая позиция - педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение и конкретная организационно-методическая помощь.
Прочная законодательная, нормативно-правовая, концептуальная и организационная база подросткового движения создала новые условия для его развития. В республике официально зарегистрированы, получили юридический статус и действуют республиканская общественная организация «Союз наследников Татарстана», Федерация детских и подростковых организаций РТ. В Татарстане также действуют ученические общественные объединения по различным направлениям деятельности.
Союз наследников Татарстана в программе «Путь к наследию» [Путь к наследию 1993] ставит целью помочь подросткам-членам организации жить интересной жизнью, стать умными, сильными, честными людьми, гражданами. Содержание
деятельности СНТ определяется интересами самих подростков, ценностями человеческой культуры, задачами общественного развития.
Основная идея этой программы – раскрыть и развить творческие способности детей, помочь юным гражданам адаптироваться в жизни, научиться быть организаторами добрых, общественно-значимых дел. Объединяясь в различные общества, лиги, подростки объединяют, прежде всего, свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретных целей в игровой, учебной и общественно-полезной деятельности. При учреждении общего среднего образования г. Бугульмы «Средняя общеобразовательная школа № 16» действует общественная организация «Союз мальчишек и девчонок». Эта организация реализуют собственную целевую программу по выявлению и поддержке талантливых школьников, развитию школьного предпринимательства, национально-культурному возрождению. Особенно важным является стремление объединения к сотрудничеству и взаимопониманию на демократической основе с другими общественными организациями.
Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и для каждого возраста – особая возрастная модификация воспитания. Школьное воспитание СМИДа определено целью: «Личность, способная строить жизнь, достойную человека», должно подготавливать подростков к выбору жизненной дороги в границах культуры.
С.П. Федоров [Федоров 2003: 7] пишет, что формирование и развитие у подрастающего поколения здорового образа жизни, возможность реализовать ребенком свои социальные потребности, развивать творческие способности, научиться интересно и полезно проводить свое свободное время, помогает успешно решить задачи профилактики наркомании, правонарушений, безнадзорности и других негативных явлений.
Для достижения этого необходимо, чтобы помимо обучения, подростки получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют реальные подростковые общественные объединения, где самоорганизация и самоопределение дают возможность формировать готовность подростков к социальным действиям, содействуют росту творческого потенциала, учат подростков интересно проводить свободное время. Участие в работе подростковых организаций – это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности.
Республиканская общественная организация «Союз наследников Татарстана» и Министерство образования и науки РТ предлагает ряд тем по формированию мотивации к выбору здорового образа жизни в подростковых объединениях различной направленности. Например, в деятельности объединения «Юные судомоделисты» рекомендуется проведение бесед на такие темы, как: «Физические и моральные качества русских моряков, несовместимость вредных привычек и морской службы в современных условиях»; «Роль воды в здоровье человека» и др.
В рамках республиканского фестиваля «Твое свободное время и твое здоровье» проходят различные акции. Например, конкурс идей на тему: «Что бы я сделал, чтобы помочь здоровью детей и взрослых России, если бы я был президентом (мэром, губернатором, министром здравоохранения, министром образования и т.д.)». Или конкурс на лучшую антирекламу курения, употребление алкоголя и наркотиков. Он может проводиться в виде конкурса сценариев для рекламного ролика на телевидении, живых театрализованных сценок, настенной рекламы и т. д. Практикуется проведение конкурса на лучший проект «Что нужно сделать в школе, чтобы она стала свободной от курения, алкоголя и наркотиков». На этом фестивале организуется праздник «Твое свободное время и твое здоровье», на котором капитаны команд рассказывают о своем хобби, о том, как увлечение интересным делом укрепляет физическое и духовное здоровье.
Взаимодействие органов управления образованием и подростковых общественных организаций Татарстана будет способствовать активному становлению юных граждан нашей республики и положительно воспринято органами государственной власти и широкой общественностью [Федоров 2003: 12].
Таким образом, многолетний опыт существования подростковых общественных организаций при учреждениях общего среднего образования в нашей республике подтверждает необходимость конструктивного диалога взрослых с подростками, особенно если это касается формирования у подростков правильного отношения к здоровому образу жизни.
список использованной литературы
Дергунов, В.А. К истокам гражданственности. Социально-политические основы движения юных граждан «Наследники» / В.А. Дергунов. – Казань: РИЦ «Школа», 2003. – Ч. 1, 104 с. - Ч. 2, 120 с.
Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан. – Казань: РИЦ «Школа», 1993. - 64 с.
Об образовании: Закон Республики Татарстан // Вестник: Информационный бюллетень МНО РТ.– Казань, 1994. – № 1. - С. 3-59.
О молодежи: Закон Республики Татарстан // Республика Татарстан. - 28.05.2005. - № 108. – С. 2-50.
Программа «Путь к наследию»: Методическая разработка Федерации детских и подростковых организаций Республики Татарстан / Отв. за выпуск В.Дергунов, Ф.Сингатуллина. – Казань, 1993. – 16 с.
Федоров, С.П. Детское движение в Татарстане и проблемы охраны здоровья / С.П. Федоров // Школы золотого уровня, содействующие здоровью: Научно-методический сборник / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – Казань: Магариф, 2003. - С. 17-18.
13PAGE 15
13PAGE 15
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415
«Педагогическое мастерство – формула успеха».
А.П. Макарова
«Педагогическое мастерство – формула успеха».
А.П. Макарова
Root EntryљжТКГ
ѕ ёґ
±®15¬« ¬%®*±-ґ-ё-»*Ѕ(ѕ$ѕ »ё13±®Ё ўќљ” ђ ‹
…
Ђui)a0[4U8O
@@9A/B)A"@><137