Программа Здоровье по формированию здорового и безопасного образа жизни


ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Большеголоустненская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании Директор МОУ ИРМО
педагогического совета №1 «Большеголоустненская ООШ»
Протокол № 1 ________Л. Г. Чикалинаот «29» августа 2013 г. «______»_________ 2013 г.

Программа
«Здоровье»
по формированию здорового и безопасного образа жизни
Авторы:
Чикалина Лариса Глебовна, директор
Обоева Оксана Семёновна,
педагог-организатор
Программа «Здоровье»
по формированию здорового и безопасного образа жизни
Основанием для разработки программы «Здоровье» стали:
Закон РФ № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон «Об образовании РФ» ст. 12,13,32,20,51, распоряжение Президента РФ № 343 -РП от 17.09.1998г. «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими», постановление Правительства РФ № 1030 от 09.09.1999г. «О федеральной целевой программе: «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014г.г.», приказ Министерства образования РФ № 619 от 28.02.2000г. «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 26.04.1999г. № 80-ФЗ, приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 176/2017 от 31.05.02г, распоряжение Правительства РФ № 736-р от 31.05.02г. «О программе проведения в российском обществе пропаганды здорового образа жизни на 2002-2008 годы».
Основные концептуальные ориентиры программы:
Данные о состоянии здоровья учащихся школы;
Резкое ухудшение социально – экономической обстановки в семьях учащихся, что влечет за собой изменение условий содержания детей и поддержки их физического здоровья.
Несформированность ценностного отношения к своему здоровью у учащихся и их родителей.
Профилактическая значимость программы, основанная на следующих принципах:
Дифференцированность целей, задач, методов и планируемых результатов работы с учетом возраста детей, степени предрасположенности к употреблению психоактивных веществ учащимися, их социальной адаптации и индивидуальными особенностями.
Аксиологичность - формирование у школьников мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, толерантности, уважении к окружающей среде, принятие общечеловеческих ценностей и морально-нравственных норм поведения в социуме.
Многоаспектность - связь образовательной, социальной, психологической профилактической областей. Стимулирование инициативы учащихся, формирование самосознания, осуществление мониторинга общественного мнения, относительно проводимых здоровьесберегающих мероприятий.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества, создание социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечение организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
Относительно образовательно-воспитательной деятельности:
формирование у обучающихся саногенного (здоровьеполагающего) мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
формирование представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
формирование способности делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
формирования личностной культуры самовоспитания и укрепления воли обучающегося путем внутренней установки личности поступать не во вред здоровью и вопреки пагубным желаниям, привычкам и модным тенденциям;
воспитание ценностного отношения не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения.
Относительно организации образовательного процесса и педагогической деятельности:
осуществление образовательной деятельности на основе ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса;
создание в образовательном учреждении, в учреждениях дополнительного образования, на прилежащих районных и городских территориях условий, обеспечивающих возможность каждому участнику образовательной деятельности сохранять и укреплять свое здоровье;
организация образовательного процесса в учреждении общего начального образовании таким образом, чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности имел бы возможность управлять своим здоровьем, создавая при этом необходимые условия для развития творческой, поисковой активности в познании себя;
создание системы преемственности знаний и опыта обучающихся на каждой ступени образования по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Относительно административной деятельности:
организация административного контроля за соблюдением требований СанПиН;
осуществление профилактических мер по предотвращению ухудшений санитарно-гигиенических условий;
активное использование административных и общественных ресурсов для развития материальной базы образовательного учреждения с целью повышения уровня состояния и содержания внутренних помещений и прилежащих территорий.
Для достижения поставленной цели обучающийся должен:
иметь определенный социальный опыт, позволяющий ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
уметь делать осознанный выбор, по крайне мере на уровне, той информации итого опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры: учет рекомендаций врачей, применение дифференцированного подхода;
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
проведение физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
проведение утренних зарядок перед уроками;
организацию работы спортивных секций МУК ЦКС п. Большое Голоустное и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов).
Реализация дополнительных образовательных программ.
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, указанные в содержании ООП ООО.
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.
Как показывает практика, без привлечения родителей к участию в образовательном процессе педагогическому коллективу трудно добиться серьезных успехов. Поэтому важнейшей задачей педагогического коллектива является организация педагогического всеобуча родителей. Администрацией школы разработаны темы педагогического лектория для родителей:
«Возрастные особенности подросткового возраста. Проблемы адаптации. Режим дня пятиклассника».
«О профилактике близорукости и сколиоза. Последствия неправильной осанки».
«Как сохранить зубы ребенка здоровыми».
«Организация летнего отдыха».
«Как помочь ребенку выполнить домашнее задание».
«Воспитание у ребенка ответственности за свои поступки».
«Воспитание сознательной дисциплины у школьников».
«Поощрение и наказание в семье».
«Трудовое воспитание в семье».
«Утомление и отдых. О пользе занятий физкультурой и спортом».
«Можно и нельзя. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми».
«Гигиеническое воспитание школьников».
«Общение с природой – естественная потребность человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде».
«Правила поведения на водоемах».
Комплексный план мероприятий, направленных на реализацию программы формирования здорового и безопасного образа жизни
Направление деятельности Содержание деятельности, мероприятия
Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ
должна быть направлена на создание условий для эффективной организации образовательного процесса - Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании.
- Организация работы столовой.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся должна быть направлена на повышение эффективности учебного процесса - Проведение тематических педсоветов по вопросам нормирования домашней работы обучающихся.
- Замеры объёма времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.
- Работа в классах строится на основе УМК, система которых формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
- Наличие в школе оснащенного компьютерного класса, режим работы в этих классах, режим использования компьютерной техники на уроке.
- Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся.
- Создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их представления и т.п.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
должна быть направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование культуры здоровья «Папа, мама, я - спортивная семья»
Оздоровительные минутки на уроках.
Ритмические паузы на переменах.
Организация походов на природу
«Дни здоровья». Уроки здоровья.
Проведение классных часов по ЗОЖ.
- Работа наркопоста школы.
- Встречи с врачами-специалистами.
- Ежегодный медицинский осмотр.
Реализация дополнительных образовательных программ должна быть направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у детей Реализация школьной программы «Здоровье»
Реализация программы «За здоровый образ жизни» в 8-9 классах.
Организация кружков и секций МУК ЦКС п. Большое Голоустное: «Настольный теннис», «Шахматы, шашки», «Футбол», «Хоккей».
Просветительская работа с родителями
должна быть направлена на объединение усилий для формирования экологической культуры, здорового образа жизни у обучающихся Лекции, семинары, консультации для родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка («Причины детской агрессии», «Повышение работоспособности подростков», «Вредные привычки – причины, профилактика » и т.п.).
Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы.
- Совместные праздники для детей и родителей по профилактике вредных привычек («Папа, мама, я – спортивная семья», «День Победы», «Всемирный день здоровья» и др.).
Перечень мероприятий в рамках программы формирования
здорового и безопасного образа жизни
Форма
деятельности Содержание мероприятий
Формирование у учащихся знаний о правилах поведения в жизни
Внеурочная Экскурсии, прогулки, походы краеведческого характера.
Конкурс на лучшего знатока природы, ориентации на местности, , эстафета эрудитов, акция «Помоги птицам».
Формирование у обучающихся установки на здоровое питание
Классные часы На темы: «Правильное питание - залог здоровья, «Как правильно чистить зубы», беседа «Умеем ли мы правильно питаться?», «Я выбираю кашу», использование здоровьесберегающих технологий, предупреждение случаев травматизма, проведение мониторинга состояния питания.
Работа с социальными партнёрами Проведение мероприятий совместно с медицинскими работниками, работниками столовой: беседы, конкурсы, викторины, литературные встречи, круглые столы и т.п.
Работа с семьёй Беседы на темы: «Мы за здоровое питание», «Питание и здоровье», конкурс «Рецепты наших бабушек», «Овощ вырасти сам», проведение литературных вечеров совместно с родителями, «Обеспечение здорового питания» (сотрудничество со школьной столовой).
Обеспечение оптимального двигательного режима для детей
Урочная Физкультминутки, ритмические перемены, прогулки на свежем воздухе во дворе школы, родительские собрания на темы «Когда девочка взрослеет», «Когда мальчик взрослеет», «Учимся строить отношения», «Учимся снимать умственное напряжение (уроки релаксации)» и т.п.
Внеурочная Совместных мероприятий с МУК ЦКС п. Большое Голоустное, с визитно-экологическим центром «Нерпёнок», с молодёжным объединением «Странник».
Работа с родителями Совместные спортивные мероприятия, просветительские родительские собрания, конференции, обучающие семинары.
Обеспечение режима дня обучающихсяУрочная Уроки окружающего мира совместно с медицинскими работниками, беседы на классных часах о режиме дня, «Рациональное распределение свободного времени», профилактика сохранности зрения, зубов, опорно-двигательного аппарата. Составление расписания согласно требованиям СанПиН.
Работа с семьей Родительские собрания на темы: «Мы за здоровый образ жизни»,
«Закаливание организма», «Профилактика простудных заболеваний в осенний период», анкетирования, беседы «Наследственность и здоровье». «Повышение иммунитета весной».
Формирование у обучающихся знания о факторах риска для их здоровьяУрочная Беседы на уроках окружающего мира, классных часах, уроках физкультуры на темы: «Возрастные изменения», «Поговорим о личном»,
человека «Медицинская помощь и обеспечение безопасности жизнедеятельности»,
«Взаимоотнощения человека и окружающей среды».
Внешкольная, внеурочная Посещение Фап п. Большое Голоустное, коррекционные занятия с детьми по итогам совместной работы психологов и учителей.
Работа с социальными партнерами Сотрудничество с МУК ЦКС дом досуга, ФАП, визитно - экологическим центром «Нерпёнок», с молодёжным объединением «Странник».
Профилактика вовлечения учащихся в табакокурение, употребление алкоголя и
других наркотических веществ
Урочная Урок Здоровья (07.04).
Профилактические беседы о вреде курения, других вредных привычек.
Неделя по профилактике ЗОЖ.
Внеурочная Конференция и конкурс рисунков «За здоровый образ жизни».
Тренинги с детьми «группы риска».
Конкурс сочинений «Я выбираю здоровье».
Формирование потребности в здоровом образе жизни
Урочная Беседы на уроках (окружающий мир, физическая культура, изобразительное искусство) на темы: «Жизнедеятельность человека», «Общение и уверенность в себе», «Личность и внутренние ресурсы человека». Классные часы: «Курение - опасная ловушка», «Модно - но вредно (одежда, обувь, причёска)», «Алкоголь и здоровье», «Секреты здоровья», «Всё имеет смысл пока мы здоровы».Внеурочная Викторины на темы: «Быть здоровым - здорово!», «В здоровом теле — здоровый дух», выставка «Будь здоров!»
Акция «Мы выбираем спорт».
Участие в школьном легкоатлетическом кроссе «Золотая осень».
Участие в школьных соревнованиях по мини-футболу, пионерболу.
Тренинги для родителей курящих детей, детей «ГР».
Проведение уроков безопасности
Урочная Меры безопасности на водных объектах в осенне-зимний период.
Оказание первой медицинской помощи при обморожениях.
Осторожно тонкий лёд!
Правила поведения на льду в зимний период.
Основы безопасности на водных объектах в весенний период.
Правила поведения на водных объектах в весенний период «Осторожно тонкий лёд».
Оказание помощи если человек провалился под лёд. Правила поведения на водных объектах в весенне-летний период.
Проведение классных часов по ПДД.
Мониторинговое исследование
Мониторинг Проведение мониторинга состояния здоровья 5, 9 классы.
Карта здоровья для обучающихся 1- 5 классов.
Составление паспорта здоровья для обучающихся 9 класса.
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся; охват обучающихся горячим питанием; диагностика уровня работоспособности; диагностика адаптации пятиклассников.
Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников школы II ступени, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения детей, а также охват обучающихся секциями физкультурно-спортивной направленности.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечение безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
Повышение социального самосознания статуса личности, развитие  гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников через прохождение курсов ПК по данному направлению.
Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования  оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в условиях современного столичного мегаполиса.
Методы и механизмы реализации результативности программы:
Диагностика выявления склонности к вредным привычкам.
Опросник «Отношение к своему здоровью» (ежегодно).
Анализ охвата учащихся формами досуговой деятельности, занятости в спортивных секциях (за год).
Анализ охвата учащихся спортивно- оздоровительной деятельностью и массовыми мероприятиями (за год).
Мониторинг здоровья школьников (за год).
Анализ эффективности реализации программы «Здоровье» (за год).
Условия реализации программы:
Кадровые условия – совокупность требований к кадровому составу соответствующего образовательного учреждения, включающих требования к укомплектованности образовательного учреждения квалифицированными педагогическими, руководящими и иными работниками, к уровню их квалификации, а также к организации непрерывного профессионального развития через систему повышения квалификации и самообразование;
Финансовые условия – совокупность требований к финансовым условиям реализации образовательных программ, включая соответствующие нормативы расходов на реализацию указанных программ; бюджетное финансирование;
Материально-технические условия – совокупность требований к обеспечению учебного процесса оборудованием, помещениями и иными видами имущества;
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы – совокупность требований, перечень необходимой учебной и методической литературы, информационных баз, иных ресурсов, необходимых для эффективного и качественного образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.
Информационное оснащение и обеспечение реализации образовательной программы – совокупность требований, направленных на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации в сети Интернет.
Психолого-педагогические условия – совокупность требований к содержанию, способам и формам образовательного процесса, соответствующих возрастным возможностям обучающихся, целям и задачам определенной ступени образования.
Правовое обеспечение – совокупность нормативных правовых актов, локальных актов соответствующей образовательной организации, обеспечивающих качественную реализацию основных образовательных программ.
Координирование и организацию контроля за реализацией программы осуществляет администрация школы.