Рабочая программа внеурочной деятельности Город Мастеров
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Принято на заседании Утверждено
педагогического совета директор школы__________(Т. Ф.Калужина)
«_____»_________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Кружок « Город мастеров»
1 – а класс
Составитель: учитель начальных классов
Гальцова Татьяна Анатольевна
квалификационная категория первая
Тюменцево 2015г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) и написана на основании следующих нормативных документов:
1.Программа для начальной школы 1-4 классы под редакцией Чураковой (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
2.Авторская программы внеурочной деятельности Р.Г. Чураковой, Н.А. Чураковой, , Н.М. Лавровой, С.Н.Ямшинина,О.А. Захаровой , А.Г.Паутова, В.А.Самкова, Т.М.Рагозина 1 класс.
(Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
3. Авторская программа внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М. Рогозина (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Содержание программы «Город мастеров» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
Приобщать школьников к народному искусству;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, бумагопластики, дизайна;
развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
-развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Формы работы
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Формы организации занятий
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общие учебные);
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
различать предметы рукотворного мира;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
анализировать устройство изделия, определять его назначение;
выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;
конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.
бережно относиться к природе как источнику сырья;
выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
работать в коллективе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение детьми программы «Город мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
· однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
· постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
· тематические - по итогам изучения разделов, тем;
· итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т. П
Содержание курса «Город мастеров»
Технология ручной обработки материалов.
Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.
Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.
Приемы работы с природными материалами.
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.
Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.
Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.
Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Город мастеров» разработана на 1 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе. Длительность занятия 30-35минут.
Тематический план занятий по программе «Город мастеров»
1 год обучения. (1 час в неделю, 33 недели)
№ п/п
Название мастерской
Тема занятия
Планируемый объект
Форма организации
Кол-во часов
1
Мастерская игротеки
Домино
Счетный материал для уроков математики
Групповая
2
2
Мастерская лепки
Фигурки животных и композиции из пластилина
Лиса
Заяц
Медведь
Еж
Композиция
« На лесной полянке»
Индивидуальная
Групповая
1
1
1
1
1
3
Мастерская флористики
Картинки из засушенных листьев
Пейзаж
Букет
Под водой
Творческая работа
Индивидуальная
Групповая
1
1
1
1
4
Мастерская Деда Мороза
Новогодние игрушки из цветной бумаги
Игрушки из полосок бумаги
Фонарики
Клоун
Объемные игрушки (лиса, заяц)
Гирлянда для ёлки
Индивидуальная
Индивидуальная
Групповая
Групповая
Коллективная
1
1
1
2
1
5
Мастерская коллекции идей
Поделки из бумаги, ткани, ниток
Поделки из бумаги:
Мышка
Клоун
Лошадь
Объемные цветы (композиция)
Индивидуальная
Групповая
Индивидуальная
Коллективная
1
1
1
1
Поделки из ткани и пуговиц:
1-2. Подставка под горячее
Индивидуальная
2
Поделки из ниток:
Закладка плетеная
Аппликация «Бабочка»
Индивидуальная
Индивидуальная
1
1
6
Мастерская оригами
Фигурки животных, композиции
1.Модули оригами
2. Собачка, поросенок, корова, кот
3. Композиция «А у нас во дворе»
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
2
1
1
7
Мастерская конструирования и моделирования
Плавающие и летающие модели и игрушки
1-2. Кораблик
3-4. Самолет
Индивидуальная
Индивидуальная
2
2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Город мастеров»
Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002
Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003
Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002
Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2010
Энциклопедия поделок . М., 2004
Комплект компьютерного оборудования и оргтехники.
Комплект электронных пособий для начальной школы
Интернет ресурсы.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515