Литературное мероприятие «Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с.Буздяк.
Литературное мероприятие
«Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны»
Подготовила: Тухватшина А.Р..,
учителя русского языка илитературы.
2014-2015 учебный год
Цели: · познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем; · показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству; · отработка навыков выразительного чтения стихотворений.
Оборудование: выставка книг «Строки, опалённые войной», презентация.
Эпиграф:
Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет… А.Твардовский
Ход мероприятия.
1 ведущий.
Война – это очень страшно, это смерть, разрушение, горе, что не бывает войн справедливых, как не бывает на войне победителей – одни проигравшие; что, погибая ради нас с вами, воины учили нас, прежде всего, не убивать и ненавидеть, а любить. Любить всё и вся, учили быть на страже всего, что нам дорого. Всё верно… Значит, не зря погибали наши деды и прадеды. В память о них, чтобы ощутить с ними свою кровную связь, предлагаю перенестись в далёкий сорок первый год, во времена их юности, почувствовать атмосферу, которой они дышали. И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе. Мы узнаем сегодня, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными. 22 июня 1941 года…Война…Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали. Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся. Стихи, ставшие песнями «Лебедев-Кумач «Священная война» (чтение стихотворения наизусть учеником).
2 ведущий. История создания песни «Священная война»
Солдаты пели, словно школьники, и как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно —
и няня в стареньком платке,
и в сапогах кирзовых докторша,
забывши градусник в руке…
…Разрывы слышались нам дальние,
и было свято и светло…
Вот это все и было — Армия,
Все это Родину спасло.
Так о песне «Священная война» и ее исполнении сибирскими школьниками, которые выступали с концертом перед ранеными воинами в тыловом госпитале, напишет много лет спустя участник этого концерта, поэт Евгений Евтушенко.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!..
1 вед. Стихи В. И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.
24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор Д. Ортенберг:
2 вед. «Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача, хотя за плечами был уже опыт «Героической красноармейской» и «Героического похода» — фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами. Таким опытом располагал не только я, а и многие краснозвёздовцы, работавшие в редакциях тех газет вместе со мной. (…)Во фронтовых газетах «Героическая красноармейская» и «Героический поход» не бывало, кажется, ни одного номера без стихов. (…) Вспомнив все это. я вызвал Соловейчика (литсотрудник газеты. — Ю. Б.}:— Добывайте срочно стихи… Получив от меня задание — непременно добыть стихи, — Соловейчик стал обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал… Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом. Без каких-либо предисловий Соловейчик сказал ему:
— Василий Иванович, газете нужны стихи…
— Когда?
— Не позже завтрашнего утра.
1 вед. Стихи немедленно пошли в набор. А ночью, когда полосы уже были сверстаны, Соловейчик, испуганный, смущенный, вдруг докладывает:
— Только что звонил Лебедев-Кумач. «Известия» выпросили у него стихи, отданные нам… Не устоял… Что будем делать? В иное время я, наверное, распорядился бы в назидание «неустойчивому» автору снять его стихи. Не любили мы печатать «дубликаты». Нам больше нравилось, когда другие газеты перепечатывали наши материалы со ссылкой на источник. Но в ту ночь было не до амбиций. Да и стихи — замечательные.
— Ничего, — ответил я. — Пусть идут в двух газетах.
2 вед. Мог ли я и мои товарищи думать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн.
В сердце ударила строка, вынесенная поэтом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач первым произнес их вслух».
Опубликованное газетами, звучавшее ежедневно по радио стихотворение Лебедева-Кумача не могло не привлечь внимания композиторов. Уже 27 июня в Музгизе была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку к которым написал композитор М. И. Блантер.
Юлия Друнина
«Я ушла из детства в грязную теплушку...» (чтец)
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
«Я столько раз видала рукопашный...» (чтец)
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943
«Качается рожь несжатая...» (чтец)
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы-девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
1942
1 вед. Жизнь Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической. Трагической — потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой — потому что ей удалось выжить и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине «взрывают время» и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья. Юлия Друнина стала свидетелем войны с первых ее дней. Она так и писала:Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемажь»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать...
2 вед. 17-летняя выпускница одной из московских школ она, как и очень многие ее сверстники, в 1941 году ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Поэт Николай Старшинов вспоминал: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители — школьные учителя — были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний...».
Мотив ухода из детства в ужас войны будет звучать и поздних стихах поэтессы, словно и спустя десятилетия она не вернулась с «кровавых полей». Друнина была медсестрой не где-нибудь в тыловом госпитале, а на передовой, в самом пекле. На хрупких девичьих плечах было вынесено немало раненных солдат из-под огня. Она подвергалась смертельной опасности, да и тащить на себе раненного — труд тяжкий:
Четверть роты уже скосило... Распростертая на снегу, Плачет девочка от бессилья, Задыхается: «Не могу!» Тяжеленный попался малый, Сил тащить его больше пет... (Санитарочке той усталой Восемнадцать сравнялось лет).
1 вед. Самыми горькими минутами фронтовой жизни были, пожалуй, даже не ранения — Друнину ранили два раза, и, поправившись, она снова рвалась на передовую — а потеря близких друзей-однополчан. Стихотворение Друниной «Зинка» посвящено памяти ее однополчанки — герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой. Стихотворение быстро стало популярно в конце войны и сразу после окончания ее, и многие знали его наизусть. В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной. Девушки ожидают рассвет в лесу «у разбитой ели», под одной шинелью, потому что так теплее «на продрогшей, сырой земле». Зинка, видимо, обладает живым, веселым характером: «... Я против грусти», но в данный момент ее охватывает тоска по родному краю, по «яблочному захолустью» рязанщины, где живет ее «мамка». Она одна у нее и дочь знает — каждую минуту мама ждет ее домой:
Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет...
Разговор подруг прерывает «нежданный приказ: «Вперед!».
2 вед. Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, «становилось горше». Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку «через смертные рубежи». «Светлокосый солдат», который не ждал «посмертной славы», погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима:
Ее тело своей шинелью Укрывала, я, губы сжав...
1 вед. Трагичность происходящего усиливается тем, что на рассказчице лежит страшное, тяжелое обязательство — сообщить старушке-матери Зины о гибели ее единственного ребенка:
И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ...Я не знаю, как написать ей, Чтоб она тебя не ждала?
2 вед. Военная лирика словно воссоздает перед нами, читателями, те трагические дни в жизни нашего народа. Мы сопереживаем, скорбим, испытываем боль за лирических героев. И, наверное, больше жалеем даже не погибших, а их родных, тех, кто остался жить с этой неутихающей болью. Сама же поэтесса так и не вернулась с войны, говоря фигурально. Уже в мирное время она все продолжала «воевать», но в 1991 году признала свое бессилие: «... По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшимся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл... Оно и лучше — уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле...»
1 вед. Поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни по собственной воле — пережившая ужасы войны, она не могла смотреть на то, «как летит под откос Россия». Остались ее стихи—лирические строки, возвращающие нас к трагическому и одновременно героическому времени.
"До свидания, мальчики!" Окуджавы Б.Ш. (чтец)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат-
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
2 вед. Булат Шалвович Oкуджава родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.
1 вед. Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение» Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.
2 вед. Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»
Нам нужна одна победа ( Слова и музыка - Булат Окуджава) (чтец)
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Нас ждёт огонь смертельный,
И всё ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдёт с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьёт пулемёт неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
1 вед. В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает, патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы. Нашли отражение в военных стихах и горькая пора отступления, и высокое понимание солдатами чести и долга.
2 вед. Ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные жизни предельно лаконично выражено поэтом в 1966 году в стихотворении "Я знаю, никакой моей вины..."
Трагической недосказанностью этих стихов поэт заставляет нас сильнее и глубже почувствовать свои переживания. Твардовский осознает, что практической его вины перед погибшими "воинами-братьями" нет, но все равно ощущает ее, потому что они умирали, защищая и его, и нас, и наше будущее, и потому, что он сам мог погибнуть, но остался жив. Это чувство в период "холодной войны", наступившей сразу же после Великой Отечественной, заставляет поэта снова и снова выступать "против, тех, кто войну поют, войною дышат, войною бредят наяву".
1 вед. Своим долгом человека и писателя Александр Твардовский считал сделать все возможное, чтобы не допустить повторения трагедии, предотвратить еще более страшную катастрофу, "главную утопию", как он называл войну. Предание забвению памяти павших поэт считал недопустимым. К этому же он призывал и нас, своих потомков. Не сделать этого — значит предать память тех, кто погиб за отечество, за свободу, за мирное счастье грядущих поколений, — за наше счастье.
2 вед. Профессия военного корреспондента сложна и опасна. Журналист, идущий работать в горячую точку, должен полностью осознавать риск для своей жизни, быть мужественным и осведомленным в вопросах военного дела. Немало отважных публицистов погибло на поле боя, было взято в плен и пропало без вести за время прошедших на земле войн. Подвиг их в истории ценен не менее подвига армии и солдат. (учащиеся читают стихи)
1 вед. К.Симонов. Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В жизни талантливого поэта и журналиста Константина Симонова война занимала особое место.
2 вед. Семья была военная, жила в командирских общежитиях. Вынесенные из военной службы привычки - аккуратность, требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность, сдержанность - формировали особую семейную атмосферу: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово, требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь, презиралась», - пишет Симонов.
1 вед. Работать военным корреспондентом он начал еще в 1939 году, когда газета «Героическая красноармейская» направила его, совсем молодого человека, репортером в зону боевых действий на Халхин-Гол. В Великую Отечественную Симонов стал спецкором главного военного периодического издания страны – газета «Красная Звезда» – и все четыре года провел на передовой. Писал о мужестве и стойкости Красной Армии, о жгучей ненависти к фашизму, о солдатской дружбе, верности и любви… Уже к декабрю 1941 года он стал именитым публицистом, известным во всех боевых частях, – его статьи аккуратно вырезали и хранили. Задача Симонова как военного корреспондента - показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах.
2вед. С самого начала войны и до победы Константин побывал во многих, как сказали бы сегодня, горячих точках, регулярно отсылая свои материалы. О бесстрашии Симонова слагались легенды. В бою под Могилевом ему удалось вывести трех советских летчиков из-под огня фашистов. Сталинградские фронтовики считали героем каждого, кто мог перебраться через Волгу в город – Симонов преодолевал этот путь четырежды.
7 мая 1945 года Константину Симонову – одному из первых военных корреспондентов – выдали удостоверение на право участия в церемонии подписания Акта о полной и безоговорочной капитуляции фашистской Германии. (чтение стихов учащимися)
Мои песни
Муса Джалиль (из «Моабитской тетради», перевод С.Липкина) (чтец)
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
1 вед. До войны Муса Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.
В июле 1941 года он рядовым ушел на фронт. Затем окончил курсы политработников и был направлен на Волховский фронт в качестве комиссара батальона. В 1942 году стал военным корреспондентом.
2 вед. Строки из писем Муссы Джалиля:
- «Я с 5 апреля [1942 года]- в действующей армии, в редакции газеты. Но это не значит, что я где-то в тылу мирно выпускаю газету - нет. Я литсотрудник-военкор, в неделю 5 дней бываю на передовой позиции, собираю материал, а 2 дня - в редакции, обрабатываю материалы. В день я в среднем прохожу 25-30 километров по передовым частям и подразделениям. Только на передовой линии можно видеть нужных героев, черпать материал, следить за боевыми фактами, без которых невозможно делать газету оперативной и боевой.» - «Я сейчас в подлинно боевой обстановке, часто бываю на передовых линиях. С автоматом в руках прохожу очень опасные леса, болота и ущелья чуть ли не у самых огневых точек врага. Военкор - это далеко не мирное и спокойное занятие, приходится одновременно воевать и писать» [3 июня 1942 г.]
1 вед. Его стихи дают возможность «прожить», прочувствовать войну.
С июля 1942 года от него перестали приходить письма. Он считался без вести пропавшим…
А он продолжал писать… стихи. 26 июня 1942 года Муса Джалиль, выбираясь из окружения, был ранен и взят в плен. н прошел через несколько лагерей военнопленных.
В сентябре – октябре 1942 года Мусса Джалиль томился в Даугавпилской крепости, в которой располагался лагерь для военнопленных «Шталаг-340». Весной 1943 года М.Джалиля перевели в лагерь, расположенный недалеко от Берлина.
2 вед. По решению подпольной антифашистской группы он принял предложение работать в культ-взводе при комитете «Идель Урал», созданном татарскими эмигрантами-националистами. Комитет занимался вербовкой татар, башкир и военнопленных других народностей Поволжья в легион. Используя возможность посещать лагеря военнопленных, Джалиль налаживал связь с подпольными группами сопротивления.
Товарищи М.Джалиля по антифашистскому подполью писатель А.Алишев и журналист Р.Саттар работали в редакции фашистской газеты «Идель Урал», издававшейся на татарском языке в Берлине. Эта работа давала им возможность вести антифашистскую агитацию, создавать и распространять антифашистские листовки. Подпольщики готовили восстание.
1 вед. В ночь на 12 августа 1943 года во время обыска барака культ-взвода гестаповцы нашли листовки. М.Джалиль и другие члены антифашистской организации были арестованы.
Советские солдаты, захватившие берлинскую тюрьму Маобит, обнаружили в библиотеке на полях немецкой книги записку: «Я, известный татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму за политику и приговорен... Прошу передать мой привет А. Фадееву, П. Тычине, моим родным.» 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен на гильотине.
2 вед. В тюрьме Маобит Муса Джалиль записал более сотни стихотворений. Часть из них сохранил бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, также сидевший в тюрьме Маобит.
За знаменитую «Маобитскую тетрадь» Муса Джалиль посмертно был удостоен Ленинской премии. (чтение стихов из «Маобитской тетради»)
Давид Самойлов
1 вед. Русский поэт Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия Кауфман) родился 1 июня 1920 г. в Москве в семье врача Самуила Абрамовича Кауфмана. Псевдоним поэт взял после войны в память об отце.
В 1938 г. Давид Самойлов окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. В МИФЛИ преподавали лучшие специалисты того времени – Сергей Радциг, Николай Гудзий, Дмитрий Благой, Дмитрий Ушаков, Леонид Тимофеев и др. В годы учебы Самойлов подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения" – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым.
2 вед. Самойлов посвятил им стихотворение "Пятеро", в котором написал: "Жили пятеро поэтов / В предвоенную весну, / Неизвестных, незапетых, / Сочинявших про войну".
В 1941 г. Самойлов студентом был мобилизован на рытье окопов. На трудовом фронте поэт заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 г. был направлен на Волховский фронт под Тихвин.
В 1943 г. Самойлов был ранен, ему спас жизнь друг, алтайский крестьянин Семен Косов, о котором поэт в 1946 году написал стихотворение "Семен Андреич".
1 вед. После госпиталя Давид Самойлов вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями.
В годы войны Самойлов не писал стихов . Первое послевоенное произведение "Стихи о новом городе" было опубликовано в 1948 г. в журнале "Знамя". Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни "отстоялись" в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии.
Временная дистанция для осмысления войны, по Самойлову, закономерна: "И это все в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!.. " ("Сороковые").
Перебирая наши даты (чтец)
Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая.
Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет - одни деревья.
И вроде день у нас погожий,
И вроде ветер тянет к лету...
Аукаемся мы с Сережей,
Но леса нет, и эха нету.
А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая...
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
(выступления чтецов)
2 вед. Ну вот и все, дорогие гости. Конечно же, стихи о войне можно читать до бесконечности, ведь в них воплощены мысли и чувства очевидцев. И слава Богу, что Великая Отечественная война закончилась, и надеемся, что это безумие не повторится. А наш литературный вечер хотелось бы закончить стихотворением Анны Ахматовой:
(чтец) И в день победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.