Формирование речевых умений на уроках литературного чтения посредством поэтической тетради
Введение.
Изучение на уроках литературы поэтических произведений составляет для учащихся особую трудность. Учитель должен решить важные задачи – погрузить детей в художественный мир поэзии, познакомить с особенностями лирических произведений, вооружить учащихся набором определенных умений и навыков, необходимых для анализа поэтического текста.
Методике работы с поэтическими произведениями обучают все педагогические заведения. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что стихотворение несколько раз прочитывают, отвечают на вопросы после текста, а затем учат наизусть.
При такой методике невозможно добиться любви к поэзии. Результат получается с точностью до наоборот.
Задачей развивающего обучения является создание условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в само изменении и способного к нему, воспитание человека думающего и чувствующего, умеющего организовать свою деятельность.
Я хочу напомнить об этапах работы над стихотворением, средствах выразительного чтения, изобразительных средствах. На примере заданий проиллюстрировать организацию работы над формированием данных понятий и в целом над формированием речевых умений.
Слайд 2-3.
2. Этапы работы над стихотворением
Этап 1. Эмоциональная и психологическая подготовка к восприятию стихотворения
Цель: создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста.
Формы работы
1. Воспроизведение живых впечатлений о проведенной накануне экскурсии в лес, в парк и т.д.
Учителю важно сосредоточить внимание детей не на пересказе увиденного и услышанного во время экскурсии, а на том, что понравилось и запомнилось, что удивило и поразило, показалось необычным.
2. Знакомство с особенностями творчества автора, временем
и местом создания данного произведения.
3. Обсуждение названия стихотворения, написанного на доске, выдвижение версий о том, почему автор дал такое название тексту, что он хотел в нем отразить.
4. Работа со схемой:
автор – художественное произведение – читатель
А. Ч.
Дети воспроизводят знания о задачах автора и читателя: автор создает художественное произведение, наполняет его разными секретами и загадками; читатель рассказывает о своем отношении к прочитанному произведению, раскрывает секреты автора.
5. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий; прослушивание музыкального произведения.
Одну–две минуты дети индивидуально, молча рассматривают картину или слушают музыкальное произведение, затем высказывают свои мысли по поводу увиденного или услышанного. Учитель задает вопросы, которые обостряют эмоциональное состояние детей:
«Какое настроение вызывает у вас эта картина (музыкальное произведение)? Что вы чувствуете, глядя на нее (слушая его)?
Какое состояние передает художник (композитор)?»
6. Проверка домашнего задания, в процессе которой завершается работа над знакомым художественным произведением и начинается обсуждение нового.
Слайд 4.
Этап 2. Первичное восприятие стихотворения.
Цель: средствами выразительного чтения донести до детей содержание поэтического текста, вызвать эмоциональный отклик на прочитанный текст.
Эмоциональное состояние детей развито еще слабо. Задача учителя – создать атмосферу для появления и развития эмоций. Желательно, чтобы в первый раз текст читал учитель, так как он является образцом выразительного чтения, умеет эмоционально, играя голосом, передавать настроение произведения. Перед чтением текста учитель предлагает детям удобно сесть, расслабиться, закрыть глаза и включить мысленный
экран – воображение, попробовать представить то, о чем пишет
автор. После чтения текста учитель делает паузу, чтобы дать детям возможность осмыслить услышанное.
Этап 3. Проверка первичного восприятия стихотворения
Цель: выявить уровень первичного восприятия поэтического текста.
Для достижения этой цели учитель организует диалог, в ходе которого выясняет, как дети осознали текст в целом, какие картины представили, на что обратили внимание, а что не заметили.
Слайд 5.
Вопросы
1. Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?
2. Какое чувство, настроение вызвало у вас стихотворение?
3. C каким настроением автор рисует картины? Почему вы
так думаете?
4. Какие слова вам запомнились и показались необычными?
5. Кто открыл для себя что-то новое?
6. Хотелось бы вам еще раз послушать стихотворение?
Почему?
Слайд 6.
Этап 4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения
Цель: дать детям возможность самостоятельно познакомиться с поэтическим текстом для его более глубокого осмысления и понимания.
После проверки первичного восприятия дети самостоятельно, не спеша, читают текст, отмечая карандашом слова и выражения, которые могут быть подтверждением собственных мыслей, доказательством какой-то точки зрения или являются ответом на поставленный вопрос.
Этап 5. Анализ содержания cтихотворения.
Цели: расширить образные представления, возникшие
в воображении детей при первом знакомстве с поэтическим текстом.
Создать условия для целостного восприятия и понимания детьми
поэтического текста.
Слайд 7.
Приемы работы:
– деление текста на части, строфы и анализ каждой;
– выборочное чтение отдельных строчек, слов по заданию;
– анализ текста в целом (если текст небольшой);
– раскрытие замысла автора, вычитывание ключевых слов,
выражений;
– обсуждение особенностей творчества автора, времени создания произведения, взглядов и интересов автора в данный период жизни, отражения их в произведении;
– обсуждение названия стихотворения и сопоставление его с текстом.
Приступая к анализу стихотворения, не следует превращать
его в материал для словарной работы и бесед на эстетические темы.
Так как стихотворение носит эмоциональную окраску, отражает мысли и чувства поэта, его душевное состояние в данный период жизни, то анализ текста следует посвятить чувствам, настроению.
Работа по анализу стихотворения на уроке не должна сводиться лишь к постановке вопросов по тексту со стороны учителя и поиску ответов на них детьми.
Учитель должен создавать такие ситуации, когда поставленный вопрос дает возможность начать исследовательскую работу над текстом, способствует выдвижению новых точек зрения, предположений.
Например, анализируя стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», дети замечают, что первая и вторая строфы противопоставлены друг другу (художественный прием – антитеза): радости начинающегося зимнего утра противопоставлена печаль вечера. Дети приступают к обсуждению проблемных вопросов («Чем вызвана печаль зимнего утра?», «Почему радость одерживает победу над печалью?»), проводят исследователь-
скую работу над поэтическим текстом, знакомятся с биографией поэта.
Работа над поэтическим текстом может быть направлена
на обсуждение:
• темы произведения;
• композиционного построения произведения;
• характеристики поэтического образа;
• звуковой организации текста;
• изобразительных средств;
• средств выразительного чтения.
Определяя тему, дети уточняют, о чем говорится в стихотворении.
Учителю важно донести мысль о том, что автор не просто так выбрал ту или иную тему. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Поэтому автор в произведении прежде всего рассказывает о своем видении мира, своих чувствах, переживаниях. Увидев что-то необычное и интересное в своей жизни, он хочет об этом рассказать читателю.
Так в стихотворении «Береза» С.А. Есенин восхищается березой в зимнем наряде. Образ березы у поэта – это символ Родины. В стихотворении «Черемуха» поэт создает образы черемухи душистой с «золотистыми кудрями» и маленького серебряного ручья. Им хорошо быть вместе, рядом: черемуха прикрывает ручей от солнца, чтобы он не пересох, а ручей
«вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Строфы, написанные Есениным, помогают читателю увидеть красоту дерева, представить очарование русского пейзажа, испытать радость от общения с природой.
Природа и любовь – главные темы произведений многих авторов.
Слайд 9.
А.А. Фет одушевляет природу. Чувства поэта сливаются и как бы растворяются в ней. В стихотворении «Ласточки пропали» он пишет:
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Слайд 10.
Ф.И. Тютчев – певец природы, мастер пейзажа:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Слайд 11.
Тема стихотворений Н.А. Некрасова – детство, жизнь крестьянских детей, нелегкая жизнь взрослых, красота и простор родной земли, лесов, полей:
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят...
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Слайд 12.
Этап 6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения
Цель: средствами выразительного чтения донести до слушателя
чувства, идеи автора, вызвать у него интерес и отклик.
Подготовка к выразительному чтению – планомерная и
углубленная работа с текстом. Результатом этой работы является
составленная детьми речевая партитура текста.
Слайд 13.
3. Звуковой рисунок текста стихотворения
Звуковой рисунок – это средство выразительности речи. Он
строится на основе повтора сходных звуков.
Повторение звуков помогает увидеть, почувствовать изображаемую картину.
Конь бежит,
Земля дрожит,
Из ушей дым валит,
Из ноздрей пламя пышет.
Звуки [д], [ж], [л], [р], [ш] передают шум, топот копыт.
Слайд 14.
С помощью шипящих и свистящих звуков при чтении строчек И.А. Бунина в стихотворении «Листопад» можно почувствовать шорох, шуршанье, шум листьев:
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Звонкие парные и сонорные звуки [г], [з], [л], [м], [р] помогают услышать движение, гул, шум воды, грохот грома в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
Слайд 15.
В стихотворении А.С. Пушкина «Зима» гласные звуки [а], [у],
[ы], [э] передают картины надвигающейся зимы, завывания ветра. Холодный север становится похожим на дикого зверя:
Вот сЕвер, тУчи нагонЯЯ,
ДохнУл, завЫл...
Слайд 15.
Гласные звуки передают завывание вьюги, пурги и в стихотворении «Зимний вечер»:
Буря мглОю нЕбо крОет,
Вихри снЕжные крутЯ,
То, как звЕрь, она завОет,
То заплАчет, как дитЯ.
Свистящие и шипящие звуки передают шум ветра:
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Слайд 16.
Певучесть стихотворению С.А. Есенина «Берёза» придают
гласные звуки, которые встречаются в словах. Они звучат долго, плавно:
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне
Первая строка в стихотворении «Поет зима, аукает» произносится так, словно «дразнится» эхо:
ПоЁт зима, аУкает...
Слайд 17.
Повторение согласных звуков в тексте — аллитерация.
Повторы гласных – ассонансы.
Слайд 18.
3.1. Организация работы над звуковым рисунком текста стихотворения
Задача учителя на данном этапе – научить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков, различать их функциональные характеристики, четко и правильно произносить слово. Чтобы задача была выполнена, а уроки по звуковому анализу слов вызывали интерес, учитель использует на уроке различные упражнения, звуковые игры, фонетические зарядки.
Задание1.
Учитель.
Прочитайте скороговорку. Определите, что передают повторяющиеся звуки в словах?
От топота копыт пыль по полю летит.
Выделяя звуки в словах, проговаривая и повторяя их, читая
слова ритмично по слогам, дети приходят к выводу, что звуки
[а, т, п] передают дробь, стук и шум топота копыт, радостный
бег лошади, а звуки [л’, п] помогают представить полет пыли,
ощутить ее мягкость.
Задание 2.
У.
Прочитайте. Выделите звуки, передающие шорохи в камышах, настроение героев стихотворения.
Слышен шорох в камышах –
От него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.
Задание 3.
У.
Прочитайте строки из стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный Шум». Определите, что передает в словах шипящий звук [ш]. Почему слова Зелёный Шум написаны с большой буквы?
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!..
Слайд 20.
4. Изобразительные средства
Работа над поэтическим текстом не обходится без разговора
об изобразительных средствах. В начальной школе нет необходимости изучать все средства на понятийном уровне. Основное
внимание нужно направить на обогащение словарного запаса
детей, показать, что образность речи подчинена замыслу автора и помогает читателю понять то, о чем он пишет. Знакомство с образными словами раскрывает читателю секреты красоты текста.
Образность речи часто достигается употреблением слов в переносном значении.
Тропы (от греч. тропос – «образ, поворот, оборот») – это слова или выражения, употребляемые в переносном значении.
4.1. Сравнение
Сравнение (вид тропа) – сближение двух явлений с целью
пояснения одного с помощью другого. В любом сравнении присутствуют два компонента: объект сравнения (то, что сравнивается) и средство сравнения (то, с чем сравнивается объект).
Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим,
придающее описанию особую наглядность:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.Есенин)
Слайд 21.
Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий:
Блестящие, звенящие
Хрустят, как леденцы,
Под крышами висящиеСосульки-сорванцы.
(А.Инчин)
Слайд 22.
Сравнение всегда двучленно. В нем называются оба сопоставляемых предмета или явления, качества действия. Сравнение нередко выполняет разъяснительную функцию. Поэтому данный троп используется и в текстах, содержащих научные описания.
В сравнении можно выделить предмет сравнения и признак сходства:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.Пушкин)
В данных строчках снежный покров – предмет сравнения, образ сравнения – ковёр, признак сходства – закрывать землю.
Слайд 23.
Сравнения выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов: как, словно, как будто и др. Встречается форма сравнения, выраженного в творительном падеже:
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
(С.Маршак)
Слайд 24.
В отрицательных сравнениях один предмет противопоставляется другому:
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои...
(Н.Некрасов)
Иногда автор не находит слов, чтобы выразить свой восторг,
восхищение, поэтому он и говорит: «Ни в сказке сказать, ни
пером описать».
Слайд 25.
4.2. Организация работы по формированию понятия сравнение.
Задание 1.
Прочитайте слова и дополните строчки.
Хитрый, как ... . Сильный, как ... .
Глупый, как ... . Трусливый, как ... .
Мудрый, как ... . Злой, как ... .
После обсуждения результатов работы дети формулируют еще один вывод: признаки одного предмета можно уточнить, с помощью другого предмета. Но эти признаки должны быть общие. Такие слова называются сравнениями.
Работа над сравнением при анализе поэтического текста
строится по плану.
Слайд 26.
План
1. Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
2. Какие картины вы представили?
3. Что привлекло внимание автора?
4. Что задумал автор? Что он хотел нам рассказать?
5. Какие слова нашел автор, чтобы нарисовать картины,
передать свои чувства, показать образ?
6. Как вы понимаете такие слова? Объясните их значение.
7. Как называются такие слова?
Слайд 27.
Задание 2.
Объясните смысл пословиц. Какое изобразительное средство использовал народ, чтобы показать черты характеров людей, их отрицательные стороны?
Надулся, словно мышь на крупу.
Вертит языком, как корова хвостом.
Смотрит, как баран на новые ворота.
Сонливый да ленивый, что родные братья.
Слайд 28.
Задание 3.
Подберите сравнения к словам.
снег, словно ...
луна, как ...
солнце, будто ...
деревья зелёные, словно ...
листья жёлтые, как ...
лес, точно ...
облако лёгкое, словно ...
птицы поют, как ...
Слайд 29.
4.3. Эпитеты
Эпитеты (от греч. эпитетон – приложение) – вид тропа, слова, которые художественно определяют предмет или действие, т.е. выступают в роли определений к слову (образное определение).
Слайд 30.
Чаще всего – имя прилагательное + имя существительное.
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
(С.Есенин)
Имя существительное + имя существительное.
Ветер бродяга, матушка Волга
Глагол + наречие.
Неудержимо, неповторимо всё пролетело.
(С.Есенин)
Реже – краткая форма прилагательных.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.
(М.Лермонтов)
Слайд 31.
4.4. Организация работы по формированию понятия эпитет.
Знакомство с эпитетами начинается с выяснения лексического значения слов. Учитель подбирает детям предложение, в котором есть необычное слово:
Ударили лютые морозы.
Дети определяют лексическое значение слова: лютый –злой, свирепый, беспощадный. Но этими словами можно охарактеризовать зверя, а не мороз. Почему автор использовал это слово?
Дети рассуждают: автор хотел показать, что мороз настолько сильный, холодный, пробирает до костей, что его можно сравнить с диким зверем. Автор использовал это слово в переносном значении для большей выразительности. Когда-то на Руси месяц февраль называли лютень из-за сильных, жгучих морозов.
После обсуждения учитель говорит о том, что в литературе слова в переносном значении, которые использует автор для большей выразительности, называются эпитетами.
Слайд 32.
Задание 1.
Прочитайте сочетания слов. Объясните их значения.
Найдите эпитеты.
золотое сердце, золотое кольцо,
золотые волосы, золотые часы,
золотой человек, золотой одуванчик,
золотые листья, золотое украшение
Слайд 33.
Задание2.
Подберите эпитеты к словам.
море ... солнце ... руки ... береза ...
девица ... молодец ... день ... туман ...
снег ...
Слайд 34.
Задание 3.
Дайте определение эпитетам. Над словами, которые являются эпитетами, поставьте значок «+».
Эпитет – это ... .
золотое кольцо, железная воля, зеркальное отражение,
чугунная плита, изумрудное колье, железная решетка,
зеркальный лед, чугунная голова, шоколадная плитка,
изумрудные глаза, шоколадный загар, золотые руки
Запишите свои примеры эпитетов.
Слайд 35.
4.5. Метафора. Олицетворение.
Метафора – вид тропа, перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства; скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. И родилась метафора:
В саду горит костер рябины красной.
Но никого не может он согреть.
(С.Есенин)
В отличие от сравнения, которое двухчленно, метафора одночленна. Сравнение звучало бы так:
Гроздья рябины краснеют, как пламя.
Осеннее дерево, словно костёр.
Метафоризация иногда усиливает изобразительность эпитетов.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком.
(С.Есенин)
Листья вначале желтеют, становятся золотыми, потом опадают, погибают. Предмет действия – берёза, поэтому языку нее берёзовый, весёлый.
Слайд 36.
В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных предметов, их признаков – цвет, форма, объем:
В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Есть также общие черты в характере действия, состояния:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.Пушкин)
Слайд 37.
Наиболее доступным для понимания младшему школьнику понятием является такой вид метафоры как олицетворение.
Олицетворение – перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы и явления; наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.
Речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного.
Улыбнулись сонные берёзки.
Растрепали шёлковые косы.
* * *
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» (С.Есенин)
Слайд 38.
4.6. Организация работы по формированию понятия олицетворение
Представление об олицетворении дети могут получить уже
в период обучения грамоте.
Жук жужжал...
– Я тоже жужжать люблю, – подумала буква Ж. –
И рожки у меня есть...
– Может я жук? – задумалась она.
Но тут вдруг жука накрыли сачком.
– Нет, я не жук, я – буква, – сразу же вспомнила буква Ж. И обрадовалась. Ведь куда приятнее, когда тебя не ловят, чтобы в лучшем случае наколоть на булавку, а стараются запомнить. И не просто, а на всю жизнь.
Прочитав тексты, дети удивляются тому, что не только люди могут думать, мечтать, фантазировать, но даже буквы становятся похожими на людей. Они мечтают, фантазируют, воображают, что-то придумывают. Учитель предлагает нарисовать героев. И что же получается? Вроде бы и буква, но с глазками, носиком, ручками и ножками. У каждой буквы свое лицо, свой характер, своя манера поведения, речи. Можно нарисовать одежду, обувь.
Слайд 39.
5. Средства выразительного чтения
Важным средством выразительного чтения является интонация.
По мнению одних авторов, под интонацией подразумевается движение тона вверх или вниз от среднего уровня.
Другие авторы интонацию рассматривают как совокупность нескольких элементов (Л.А. Горбушина «Выразительное чтение»):
– скорость, определяющая темп и ритм речи, выражаемая вдлительности звучания и остановках-паузах;
– направление, определяющее мелодию, выражаемое движением голоса, – мелодика речи;
– сила, определяющая динамику речи, выражаемая в ударениях (бывает смысловое, фразовое, логическое);
– эмоциональная окраска речи, определяющая характер
звучания – тембр.
Слайд 40.
5.1. Логическое ударение
Выделение голосом слов называется логическим ударением.
Логическое ударение очень важно в речи. Его постановка определяет смысл всего произведения. Если логическое ударение выделить неверно, то смысл фразы будет звучать иначе, а значит, произведение обретет другой смысл.
5.2. Правила постановки логического ударения
Ударения принимают:
• слова, являющиеся яркими изобразительными средствами языка (сравнения, эпитеты и др.):
Как молоком облитыеСтоят сады вишневые.
(Н.Некрасов)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
(И.Бунин)
Слайд 41.
• противопоставление картин:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.Некрасов)
• слова, передающие чувства автора, стоящие в начале
фразы:
Люблю тебя! Петра творенье! (А.Пушкин)
Люблю я пышное природы увяданье. (А.Пушкин)
Люблю берёзку русскую. (А.Прокофьев)
Люблю грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)
Слайд 42.
• слова, передающие вопрос:
«Куда ты завел нас?!» – лях старый вскричал.
(К.Рылеев)
Улетели сегодня стрижи...
А куда улетели, скажи?
(Е.Благинина)
Слайд 43.
• обобщающие слова, в которых заключена главная мысль:
Где совсем не бывает зимы,
Но милее им все-таки – мы!
(Е.Благинина)
• слова, передающие содержание текста:
Осень наступила.
Высохли цветы.
И глядят уныло –
Голые кусты.
(А.Плещеев)
Слайд 44.
• слова, передающие действия:
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде.
(Н.Некрасов)
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов.
(А.Пушкин)
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и будят и гласят.
(Ф.Тютчев)
Слайд 45.
5.3. Организация работы по формированию понятия
логическое ударение.
Задание 1.
Прочитайте предложение, выделив голосом подчеркнутое
слово.
Лиса роет нору. Лиса роет нору. Лиса роет нору.
Учитель. Что вы заметили?
Дети. В первом предложении подчеркнутое слово рассказывает о том, что именно лиса, а не другое животное роет нору.
Во втором – лиса роет, а не копает. В третьем – роет нору, а не канаву, яму.
У. Какой можно сделать вывод?
Д. Выделяя голосом разные слова, мы изменяем смысл предложения.
Задание 2.
Выделите голосом ударный звук подчеркнутого слова.
Пришла осень. Падают листья. Моросит дождик. Уле-
тают птицы.
Учитель. Прочитайте подчеркнутые слова. Выделите голо-
сом ударный звук.
Дети. О-осень. Ли-истья. До-ождик. Пти-ицы.
У. Прочитайте предложения, усиливая, удлиняя ударныйзвук подчеркнутого слова.
Д. Пришла о-о-осень. Падают ли-и-истья. Моросит до-о-
ождик. Улетают пти-и-ицы.
Задание 3.
Послушайте предложение. Определите по голосу важноеслово, смысл высказывания.
Собираем в августе урожай плодов.
Собираем в августе урожай плодов.
Собираем в августе урожай плодов.
Работа над формированием понятия логическое ударение
продолжается во 2–4-х классах, но на более сложном текстовом
материале:
– выделение слов, раскрывающих основное содержание текста;
– выделение слов, раскрывающих главную мысль текста;
– выделение слов, раскрывающих настроение текста.
Слайд 46.
5.4. Пауза
Паузы бывают трех типов: логическая, психологическая, ритмическая.
Часто пауза совпадает со знаками препинания.
Самая длительная пауза в конце предложения. Дети обозначают ее значком – || . При знаках препинания дети ставят короткую паузу – | , очень короткую – (пунктирная). Паузы возможны при отсутствии знаков препинания, и, наоборот, запятая не всегда обозначает паузу.
Слайд 47.
5.5. Организация работы по формированию понятия пауза
Задание 1
Прочитайте текст в соответствии с расставленными паузами.
СластёнкаЯ взял маленькую белочку к себе домой. || Спать она
ложилась в моей шапке. || Больше всего белочка любила
сахар. || За это её прозвали Сластёной.
Задание 2
Прочитайте тексты. Расставьте значками паузы. Приготовьте чтение текста в классе.
Ёлка в лесу
Ребята нарядили ёлку в лесу. Петя повесил на ветках кусочки хлеба. Катюша разложила кусочки сала. Ваня принёс морковку и кочанчик капусты. Звери и птицы лакомились гостинцами.
Ворона Клара
Была у нас ворона Клара. Она клювом листала книгу.
Клара считала на счётах. Ворона ловко снимала кольцо
со столбика.
Слайд 48.
5.6. Темп
Темп бывает медленный, средний (умеренный) и быстрый. Переход от одного темпа к другому можно назвать ускоренно, замедляя.
5.7. Организация работы по формированию понятия темп
Формирование умений определять темп осуществляется входе выполнения разных заданий.
Задание 1
Прочитайте отрывок стихотворения сначала в медленномтемпе, затем в быстром.
«Эй, смотри, смотри – у речки
Сняли кожу человечки!» –
Крикнул чижик молодой.
Подлетел и сел на вышке,
Смотрит – голые детишки
С визгом плещутся водой.
(Саша Чёрный)
Задание 2.
Прочитайте стихотворение в соответствии с указанным тем-
пом.
Зима недаром злится:
Прошла ее пора;
Весна в окно стучится с р е д н и й т ем п
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон,
И жаворонки в небе у с к о р е н н о
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет з а м е д л я яИ на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет у с к о р е н н о
И пуще лишь шумит!
Взбесилась ведьма злая быс т р о
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя. з а м е д л я яВесне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала с р е д н и й т ем п
Наперекор врагу.
(Ф.Тютчев)
Слайд 49.
5.8. Ритм
Ритм – это повторение какого-то явления или группы явлений в определенном порядке. Ритмический рисунок – основа
всех видов искусства. Например, в рисунке повторяется узор, ввышивке — орнамент, в архитектуре повторяются предметы,
окна, колонны, в музыке — долгие звуки и паузы. Как же найти ритм в литературе? Что же повторяется в искусстве слова?
5.9. Организация работы по формированию понятия ритм
Задание 1.
Произнесите слова по слогам. Выделите ударные слоги и
обозначьте ∪/ , безударные слоги ∪.
Идёт коза рогатая,
∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪∪
Идёт коза бодатая,
∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪∪
Ножками топ-топ,
∪/ ∪ ∪ ∪/ ∪/
Глазками хлоп-хлоп.
∪/ ∪ ∪ ∪/ ∪
– Что вы заметили? – спрашивает учитель, после того как
дети выполнят задание.
Сравнив слоговые схемы, дети делают вывод о том, что ударные и безударные слоги повторяются в определенном порядке, поэтому получается ритм. Его можно простучать, прохлопать руками, даже пропеть.
Задание 2.
Разучите считалки в группе.
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор...
Поищи и ты топор!
Чудный домик трёхэтажный,
Наверху гудок отважный.
Как гудочек загудит,
Весь народ к нему бежит
Слайд 50.
5.10. Мелодика речи
Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи.
Повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце предложения с некоторой паузой в середине.
Зимой много снега. Миша катит ком снега.
Вопросительные предложения надо читать с интонацией законченности, но с повышением тона на том слове, которое содержит вопрос.
Когда выпал снег? Кто радуется первому снегу?
Восклицательные предложения произносятся на высоком тоне.
5.11. Организация работы по формированию понятия
мелодика речи
Знакомство с этим понятием происходит в процессе практических наблюдений.
– Представьте себе, что к вам завтра приезжает цирк. Какой бы вопрос вы задали своему другу? – спрашивает учитель.
– Ты идёшь сегодня в цирк? – говорят дети.
– Что вы заметили?
– Повышение голоса в слове идёшь на звуке [о], – говорят
дети.
– А вы идёте сегодня в цирк? – спрашивает учитель.
– Мы идём сегодня в цирк! – весело отвечают дети.
– Ответьте спокойно, – просит учитель.
– Мы идём сегодня в цирк, – говорят дети.
– Сравните высказывания. Что вы заметили? – спрашивает учитель.
– Повышение голоса в первый раз на слове идём. Во второй раз на слове – идём повышения не было, – рассуждают дети.
Слайд 51.
Задание 1 Прочитайте предложения сначала монотонно, затем повышая и понижая голос.
Мишки-борцы
В цирке выступали мишки-борцы. Они не царапали
друг друга, не кусали. Они вели себя спортивно, честно.
Молодцы мишки!
Задание 2
Прочитайте народные шутки. Обозначьте стрелками подъемы и падения тона.
– Иван, скажи моей лошади: тпру!
– А сам что ж?
– Да губы замерзли.
– Сена дал лошади?
– Дал.
– Напоил лошадь?
– Напоил.
– Так иди запрягай!
– А где она?
Обучение мелодике речи легко проводить на стихотворениях, которые содержат диалог.
Задание 3
Прочитайте стихотворение, прислушиваясь к своей интонации. Повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания.
Кто кого?
– Кто кого обидел первый?
– Он меня.
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!
(В.Орлов)
Слайд 52 .
5.12. Тембр – окраска речи
Тембр – дополнительное средство обогащения мелодики речи. У каждого человека свои особенности звучания речи.
Окраска голоса может меняться в зависимости от чувств, настроения, душевного состояния. Читая произведение, читатель окрашивает его разнообразными оттенками, пытаясь передать мысли, чувства автора. Каких-то особых правил «раскраски» тембра нет. Вдумчивое чтение произведения, «вживание» в образ героя, видение описываемых автором картин, знание особенностей его творчества составляют основу эмоционального звучания текста
5.13. Организация работы по формированию понятия тембр
Для формирования умения эмоционально окрашивать свою речь можно использовать игры.
«Вопросник»
Учитель. Передайте голосом настроение героев. Что просит
сказать врач, когда осматривает горло больного?
Дети. А-а-а! (жалобно, недовольно)
У. Как девочка укачивает куклу?
Д. Ааа-ааа-ааа! (ласково)
У. Как кричит осел?
Д. –Иа-иа! (гордо)
У. Как воет волк?
Д. У-у-у! (страшно)
У. Как плачет малыш в коляске?
Д. Уа-уа-уа! (жалобно)
«Жук»
Жук жужжит в железной банке: (жжж). (спокойно)
Жук не хочет жить в жестянке: (ж-ж-ж). (протестуя)
Жизнь жука в плену горька: (ж-ж) (ж-ж) (ж-ж). (печально)
Жалко бедного жука: (ж) (ж) (ж). (жалостливо,
чуть не плача)
Слайд 53.
6. Составление партитуры текста
План
1. Определи логическое ударение. Выдели важное слово встроке (предложении) и подчеркни его.
2. Расставь паузы и укажи значками: | – короткая, || – длинная, – очень короткая.
3. Определи мелодику речи. Повышение голоса покажи ,понижение , монотонно .
4. Укажи темп чтения. На полях слева напиши слова: быстро, не спеша, ускоряя, медленно.
5. Определи тембр – эмоциональную окраску голоса. На по-
лях справа напиши слова: весело, грустно, с радостью и др.
6. Укажи уровень громкости: громко, тихо, чуть слышно и др.
Когда партитура составлена, приступаем к чтению.
Слайд 54.
7. Громкость как интонационное средство
выразительного чтения
Умение говорить с разной громкостью является важным средством передачи сообщаемой информации. Оно помогает высказать свои эмоции, чувства, передавать и раскрывать смысл содержания текста. Чтобы показать детям выразительную роль изменения громкости, учитель предлагает их вниманию стихотворение.
Задание 1
Прочитайте стихотворение. Что изображает в нем автор?
Найдите в тексте слова, которые дают описание грома и тишины. Покажите характер действующих лиц при чтении стихотворения с помощью голоса.
Гром и тишина
Гром грохочет – бух, трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге – ах! –
Затыкает уши.
(А.Шлыгин)
Урок литературного чтения в 4-м классе
Тема. С.А. Есенин «Черемуха»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Эмоциональная и психологическая подготовка к восприятию стихотворения
Воспроизведение «живых» впечатлений о проведенной накануне экскурсии в парк в весенний, солнечный день.
Цели. Подготовить детей к эмоциональному восприятию
поэтического текста; учить детей умению делиться своимичувствами, настроением, впечатлением от увиденного.
1. Беседа
Вопросы и задания
1. Поделитесь своими впечатлениями о вчерашней экскурсии. Расскажите, что вам запомнилось, понравилось?
2. Опишите день, небо, весеннее солнышко, воздух.
3. Опишите цветущую черемуху, ее запахи.
4. Какие чувства вызвало у вас цветущее дерево?
5. С каким настроением вы вернулись домой?
6. Захотелось ли вам еще посмотреть на черемуху, посидеть
в тени ее ветвей, вдыхать аромат ее цветов?
2. Подведение итогов беседы
Учитель. Как хорошо, что мы с вами побывали в парке, наслаждались теплым весенним днем, любовались цветущей черемухой, вдыхали ее аромат!
III. Первичное восприятие стихотворения
Цель. Средствами выразительного чтения донести до детей
содержание поэтического текста, вызвать эмоциональный отклик
на прочитанный текст.
1. Погружение в творчество поэта
Учитель. Сегодня мы прикоснемся к творчеству поэта Сергея
Александровича Есенина, поговорим о его стихах. Поэт родился в селе Константиново под Рязанью, на берегу красивой реки
Оки. Он очень любил природу: в детстве часто сидел с удочкой
на берегу, гулял по лесу. Наверное, однажды вот так же, как и
вы, Есенин весенним днем любовался цветущей черемухой.
А потом сочинил об этом стихотворение «Черемуха».
Я прочитаю вам его, а вы сядьте удобно, включите свое воображение и постарайтесь представить картины, которые описывает автор.
2. Чтение стихотворения учителем
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
IV. Проверка первичного восприятия стихотворения
Цель. Выявить уровень
первичного восприятия поэтического текста.
1. Обмен впечатлениями
Вопросы и задания
1. Какие картины возникли в вашем воображении?
2. Какие чувства возникли в вашем сердце?
3. Какое настроение автора вы почувствовали? Почему вы
так думаете?
4. Какие слова вам запомнились?
5. Хочется ли вам еще раз послушать стихотворение?
Почему?
2. Подведение итогов впечатлений
Учитель. Автор радуется, что пришла весна. С ее приходом
расцвела черемуха. Ее зелень горит на солнышке. Рядом струится маленький ручей. Он поет черемухе песенки. Поэт любуется красотой дерева, у него праздничное настроение. Когда мы слушали стихотворение, мы вспоминали нашу экскурсию и черемуху, которую видели вчера. Хочется еще раз увидеть
черемуху, насладиться ароматом ее цветов.
V. Самостоятельное чтение стихотворения детьми
Цель. Дать возможность детям самостоятельно
познакомиться с поэтическим текстом
для его более глубокого осмысления и понимания.
Учитель. Прочитайте стихотворение самостоятельно, под-
черкните слова, с помощью которых автор рисует картины.
VI. Анализ стихотворения
Цель. Расширить образные представления, возникшие
в воображении детей при первом знакомстве с текстом.
1. Обсуждение нарисованных автором картин. Вычитывание слов, дающих их описание
Обсуждение начинается с постановки проблемного вопроса.
Учитель. Как вы думаете, с какой целью С.А. Есенин написал это стихотворение?
Дети. Он хотел рассказать о красоте цветущей черемухи.
– Хотел привлечь наше внимание к красоте природы.
– Хотел поделиться с нами радостью от увиденного.
Доказательство первой версии.
Учитель. Докажите, что поэт действительно хотел показать
красоту цветущей черемухи.
Чтение и обсуждение первой строфы.
Учитель. Какими словами поэт рисует цветущую черемуху?
Почему Есенин говорит о черемухе, что она расцвела «с вес-
ною», а не «весною»?
С чем поэт сравнивает ветки черемухи? Почему он выбрал
такое слово? Как называются такие слова в литературе?
Дети. Сергей Есенин хотел показать, что именно с приходом
весны черемуха преображается, становится краше. Веточки у
нее становятся золотистыми, похожими на кудри девушки.
Это сравнение. Слово золотистые можно объяснить так: лучики солнышка отражаются и переливаются на веточках дерева. Выражение ветки золотистые является эпитетом.
Чтение и обсуждение второй строфы.
Учитель. В какое время суток С.А. Есенин изображает черемуху? Какими словами автор рисует росу? Почему у нее такой
цвет? Как вы думаете, почему для изображения зелени Есенин
использует слово пряная?
Дети. Есенин изображает черемуху ранним утром, так как
на дереве роса не высохла.
Автор называет росу медвяной. Это значит, что роса ароматная, имеет запах меда.
Зелень пряная – имеет острый, ароматный запах. Капельки
росы впитали в себя аромат листвы и цветов черемухи. Роса
стекает по коре дерева на траву. Молодая зелень, роса и воздух
пропитаны этими запахами.
Автор называет черемуху душистой потому, что она распространяет приятный и сильный аромат.
Слова черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная
являются эпитетами.
Чтение и обсуждение третьей строфы.
Учитель. Прочитайте описание ручья. Каким он вам
представился?
Дети. Ручей маленький, он струится между корнями черемухи. Черемуха прикрывает ручей от лучей солнца, он не пересыхает. С помощью слов бежит, струится автор показывает движение воды. Лучи солнца отражаются в воде, блеск которой похож на цвет серебра (серебряный цвет), поэтому поэт
называет ручей серебристым. Это эпитет.
Чтение и обсуждение четвертой строфы.
Учитель. Почему в середине стихотворения автор повторяет
первую строку? Какое изменение произошло с черемухой с наступлением дня?
Дети. С наступлением дня черемуха развесила ветки. Роса
еще не высохла, потому что зелень не просто сияет на солнце, а
горит золотистым огнем. Капельки росы переливаются на солнце, своим блеском они похожи на огоньки. Слова зелень золотистая – эпитет.
Чтение и обсуждение пятой строфы.
Учитель. Какое изменение произошло с ручьем?
Дети. Ручей не просто звенит и струится. Возможно, он на-
полнился росой, которая стекает с дерева, и теперь волной гремучею шумит. Волна гремучая – это значит шумная, издающая громкие звуки. Это эпитет.
Наверное, черемухе и ручью хорошо быть вместе. Своими
ветвями черемуха прикрывает его от жарких лучей солнца, не
дает ему пересохнуть. А ручей в знак благодарности поет черемухе песенки.
Таким образом, в стихотворении Сергей Есенин рассказывает о цветущей черемухе. Для ее описания он использует не простые слова, а эпитеты, которые наиболее точно передают ее необыкновенную красоту.
Первая версия детей доказана.
Доказательство второй и третьей версий.
Учитель. Почему автор написал стихотворение «Черемуха»?
Какие чувства вызвала красота дерева у поэта? Вспомните, какие чувства испытывали вы сами, когда видели цветущую черемуху? Похожи ли они на чувства поэта?
Дети. Поэт ощутил радость от увиденного. Красота дерева
захватила чувства поэта, вызвала удивление, восторг, ликование. Встреча с цветущей черемухой была похожа на праздник.
Есенину захотелось об этом написать, выразить свои чувства. И, конечно, поэту хотелось, чтобы его стихотворение понравилось читателю. Чтобы и читатель смог полюбоваться
красотой черемухи, пережить то, что чувствовал сам автор.
Ему удалось это сделать.
2. Характеристика художественного образа.
Раскрытие глубины содержания стихотворения
Учитель. Вернемся еще раз к описанию черемухи. О ком
можно так сказать: расцвела, завила кудри?
Дети. О девушке, невесте, красавице. Белые цветы черемухи напоминают наряд невесты.
Учитель. Верно, ребята. В стихотворении Сергея Есенина
«Черемуха» есть еще такие строки:
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
Дети удивлены, они выплескивают свои эмоции, чувства.
– Как вы думаете, кто в стихотворении представлен юно-
шей?
Дети. Серебряный ручей, потому что он поет черемухе песенки.
Учитель подводит детей к открытию.
Учитель. Весна. Всё живое наполнено любовью: окружающая природа, люди. О чем хотел поведать нам поэт, создавая
образ черемухи и ручья?
Дети. О любви девушки и юноши!
Дети удивляются открытию.
Учитель. Есенин не просто рассказывает в стихотворении о
красоте природы. Он олицетворяет черемуху и ручей образами
девушки и юноши, которые любят друг друга.
VII. Подготовка текста к выразительному чтению
Цель. Средствами выразительного чтения передать
настроение, чувства автора, образ черемухи.
1. Составление партитуры текста
План работы
1. Выделить главные слова в каждой строчке, указать логическое ударение.
2. Расставить паузы.
3. Определить темп.
4. Определить тембр.
2. Выразительное чтение стихотворения детьми в соответствии с составленной партитурой
VIII. Подведение итогов
IХ. Домашнее задание
9. Диагностика
9.1. Задания для диагностических и проверочных работ
После большой и кропотливой работы над поэтическимипроизведениями дети готовы продемонстрировать полученные
знания и умения. Учитель предлагает ребятам выполнить раз-
личные диагностические и проверочные задания.
Приложение 1.
Организация работы над звуковым рисунком текста стихотворения.
Задание1.
Учитель. Прочитайте скороговорку. Определите, что передают повторяющиеся звуки в словах?
От топота копыт пыль по полю летит.
Выделяя звуки в словах, проговаривая и повторяя их, читая
слова ритмично по слогам, дети приходят к выводу, что звуки
[а, т, п] передают дробь, стук и шум топота копыт, радостный
бег лошади, а звуки [л’, п] помогают представить полет пыли,
ощутить ее мягкость.
Задание2.
У. Прочитайте стихотворения. Сравните, как чувствуют себя цветы. Какие звуки помогают вам представить состояние
цветов?
Этот цветик так хорош,
На лугу его найдёшь.
Словно шапочка с помпончиком,
Он зовётся колокольчиком.
Дин-дон!
Дин-дон!
Утомившись от жары,
Тихо шепчутся цветы.
В разговор вникая их,
Лёгкий ветерок затих: ш-ш-ш.
Сопоставив тексты, дети высказывают свои точки зрения.
Дети. Колокольчик чувствует себя хорошо, он весело звенит.
Его радостное настроение передают звуки [д’, и, к, л’, н].
– А вот цветам очень плохо от жары, они очень устали, они
засыпают, еле слышно шуршат. Даже легкий ветерок не может
им помочь.
– Звук [ш] передает шелест, тихое шуршание.
Задание3.
У. Прочитайте. Выделите звуки, передающие шорохи в камышах, настроение героев стихотворения.
Слышен шорох в камышах –
От него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.
Задание4.
У. Прочитайте строки из стихотворения Н.А. Некрасова
«Зелёный Шум». Определите, что передает в словах шипящий
звук [ш]. Почему слова Зелёный Шум написаны с большой
буквы?
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!..
Приложение 2.
Организация работы по формированию понятия сравнение
Задание1.
Прочитайте слова и дополните строчки.
Хитрый, как ... . Сильный, как ... .
Глупый, как ... . Трусливый, как ... .
Мудрый, как ... . Злой, как ... .
После обсуждения результатов работы дети формулируют еще один вывод: признаки одного предмета можно уточнить,пояснить с помощью другого предмета. Но эти признаки должны быть общие. Такие слова называются сравнениями.
Работа над сравнением при анализе поэтического текста
строится по плану.
План
1. Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
2. Какие картины вы представили?
3. Что привлекло внимание автора?
4. Что задумал автор? Что он хотел нам рассказать?
5. Какие слова нашел автор, чтобы нарисовать картины,
передать
свои чувства, показать образ?
6. Как вы понимаете такие слова? Объясните их значение.
7. Как называются такие слова?
Задание 2.
Объясните смысл пословиц. Какое изобразительное средство использовал народ, чтобы показать черты характеров людей, их отрицательные стороны?
Надулся, словно мышь на крупу.
. Вертит языком, как корова хвостом.
. Смотрит, как баран на новые ворота.
. Сонливый да ленивый, что родные братья.
Задание 3.
Прочитайте отрывки из сказок К.И. Чуковского. Найдите
сравнения. Объясните их смысл.
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
Эй, держи, держи, держи, держи, держи!
* * *
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
* * *
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Задание 4.
Подберите сравнения к словам.
. снег, словно ...
. луна, как ...
. солнце, будто ...
. деревья зелёные, словно ...
. листья жёлтые, как ...
. лес, точно ...
. облако лёгкое, словно ...
. птицы поют, как ...
Приложение 3
Организация работы по формированию понятия эпитет.
Задание1.
Прочитайте сочетания слов. Объясните их значения.
Найдите эпитеты.
золотое сердце, золотое кольцо,
золотые волосы, золотые часы,
золотой человек, золотой одуванчик,
золотые листья, золотое украшение
Задание2.
Подберите эпитеты к словам.
море ... солнце ... руки ... береза ...
девица ... молодец ... день ... туман ...
снег ...
Задание3.
Дайте определение эпитетам. Над словами, которые явля-
ются эпитетами, поставьте значок «+».
Эпитет – это ... .
золотое кольцо, железная воля, зеркальное отражение,
чугунная плита, изумрудное колье, железная решетка,
зеркальный лед, чугунная голова, шоколадная плитка,
изумрудные глаза, шоколадный загар, золотые руки
Запишите свои примеры эпитетов
Приложение 4.
Организация работы по формированию понятия олицетворение.
Жук жужжал...
– Я тоже жужжать люблю, – подумала буква Ж. –
И рожки у меня есть...
– Может я жук? – задумалась она.
Но тут вдруг жука накрыли сачком.
– Нет, я не жук, я – буква, – сразу же вспомнила бук-
ва Ж. И обрадовалась. Ведь куда приятнее, когда тебя не
ловят, чтобы в лучшем случае наколоть на булавку, а ста-
раются запомнить. И не просто, а на всю жизнь.
* * *
Букве Э нравится воображать себя луком со стрелой,
но без тетивы. Все-таки лук – не какая-то там рогатка.
– А была бы тетива, – мечтает буква Э, – я бы целилась
в одну точку, восклицательные знаки ставила б.
– Но и стрелки иногда промахиваются, – скажете вы.
Что ж, буква Э не возражает.
– В одном случае, – считает она, – я бы ставила знак –
тире.
Приложение5.
Организация работы по формированию понятия
логическое ударение.
Задание 1
Прочитайте предложения.
Люблю берёзку русскую.
(А.Прокофьев)
Люблю грозу в начале мая.
(Ф.Тютчев)
Учитель. Как вы думаете, о чем хотел рассказать автор?
Дети. Автор рассказывает о любви к дереву как символу России, о любви к родной земле. Во втором предложении –о большом желании видеть и слышать грозу в начале мая.
У. Александр Сергеевич Пушкин говорит о своей любви к городу Петербургу так:
Люблю тебя, Петра творенье!
Как вы думаете, какие слова главные в этих предложениях?
Почему?
Д. Люблю, Петра творенье.
Поэт признается в любви к городу Петербургу.
Задание 2
Прочитайте отрывок из стихотворения. Подумайте, какова его главная мысль? Выделите слова, подтверждающие это.
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной,
Навек любимый,
Где найдёшь ещё такой?
(А.Пришелец)
Дети делают вывод о том, что в предложении есть особые слова, в которых заключена главная мысль. Они помогают представить картины, выражают эмоции, чувства автора.
Задание 3
Прочитайте предложение, выделив голосом подчеркнутое слово.
Лиса роет нору. Лиса роет нору. Лиса роет нору.
Учитель. Что вы заметили?
Дети. В первом предложении подчеркнутое слово рассказы-
вает о том, что именно лиса, а не другое животное роет нору.
Во втором – лиса роет, а не копает. В третьем – роет нору, а не
канаву, яму.
У. Какой можно сделать вывод?
Д. Выделяя голосом разные слова, мы изменяем смысл предложения.
Задание 4
Выделите голосом ударный звук подчеркнутого слова.
Пришла осень. Падают листья. Моросит дождик. Улетают птицы.
Учитель. Прочитайте подчеркнутые слова. Выделите голосом ударный звук.
Дети. О-осень. Ли-истья. До-ождик. Пти-ицы.
У. Прочитайте предложения, усиливая, удлиняя ударный звук подчеркнутого слова.
Д. Пришла о-о-осень. Падают ли-и-истья. Моросит до-о-
ождик. Улетают пти-и-ицы.
Задание 5
Послушайте предложение. Определите по голосу важное слово, смысл высказывания.
Собираем в августе урожай плодов.
Собираем в августе урожай плодов.
Собираем в августе урожай плодов.
Задание 6
Послушайте текст. Вдумайтесь в его содержание. Определи-
те по голосу важные слова, передающие смысл текста.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт...
(И.Крылов)
Задание 7
Прочитайте предложение. Самостоятельно установите логическое ударение.
Няня Иру мылом мыла.
• Мыла именно няня, а не кто-то другой;
• мыли Иру, а не кого-то другого;
• мыли мылом, а не чем-то другим;
• именно мыли, а не выполняли другое действие.
С целью повышения интереса к данному понятию можно ис-
пользовать различные игровые приемы. Например, учитель
произносит предложение, выделяя голосом определенное сло-
во, внося ноты вопроса или утверждения. Дети отвечают на во-
прос, выделяя голосом нужное слово, внося нотки вопроса или
утверждения. Можно произносить слова по-разному: испуган-
но – смело, плача – смеясь, грустно – радостно.
Задание 8
Прочитайте текст. Выделите голосом слова, которые будут
являться ответом на вопрос «Чем?».
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
(Дж.Родари)
Задание 9
Прочитайте текст. Выделите голосом слова, которые рассказывают о том, как прыгает Лида.
Раздаются голоса:
– Посмотрите, эта Лида
Скачет целых полчаса!
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...
(А.Барто)
Задание 10
Прочитайте текст. Выделите голосом слова, которые подсказывают, что ландыш изображен живым.
Ландыш
Родился ландыш
В майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется:
Его задень –
Он тихо зазвенит.
(Е.Серова)
Задание 11
Прочитайте текст. Выделите в тексте голосом слова, которые помогают представить ветер как живое существо.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(М.Исаковский)
Задание 12
Прочитайте отрывок из стихотворения. Выделите голосом слова, которые показывают приход весны.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
(А.Толстой)
Задание 13
Прочитайте отрывок из стихотворения. Выделите слова, рисующие изменения в природе, вызванные приходом весны.
Подчеркните их. Приготовьте отрывок для выразительногочтения, ставя логическое ударение на выделенных словах.
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернееНа пашне полоса,
И детские звончееНад лугом голоса.
(А.Блок)
.
Задание 14
Прочитайте стихотворение. Какова его главная мысль? По-
чему автор назвал стихотворение именно так? Найдите и подчеркните в тексте слова, подтверждающие это.
Всё она
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Всё заботится о вас?
– Мама дорогая!
Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит,
Кто игрушки вам дари`т?
– Мама дорогая!
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Как бывает иногда,
Кто же слёзы льет тогда?
– Все она – родная!
(И.Косяков)
Приложение 6.
Организация работы по формированию понятия пауза.
Задание 1
Авосик и Небойсик напечатали для вас текст. Прочитайте
его.
Синичка
Была холодная зима к окну прилетела синичка она
была голодна у окна стояли дети они открыли форточку
синичка влетела в комнату.
– Авосик считает, что в тексте одно предложение. А Небойсик не уверен, сомневается. А что думаете вы, ребята? – спрашивает педагог.
В ходе групповой работы дети определяют количество предложений, изобретают способы их ограничения. Затем «выносят» свои решения на коллективное обсуждение. В результате выясняется, что текст состоит из шести предложений. Ограничить предложения можно точками, начало показать большой буквой.
– Но вы показали границы предложения только на письме... – выделяет голосом слова учитель и умышленно делает паузу, чтобы дать детям возможность обдумать создавшуюся ситуацию.
Выясняется, что нужно найти способ ограничения предложений в устной речи. Этот вопрос дети обсуждают в ходе групповой работы и выводят правило: чтобы в устной речи выделить начало и конец предложения, нужно голосом сделать остановку – паузу.
Далее дети упражняются в постановке пауз в конце предложений. Для формирования этих умений учитель использует разнообразные формы чтения: «змейка», «зигзаг», «цепочка».
Такое чтение требует ответственности, так как нужно не потерять место, прочитанное последним участником.
На следующем этапе дети учатся членить предложение паузами разной длительности. Анализируя высказывание: «Маша в косы шёлковые ленты вплела», — дети приходят к выводу,
что если поставить паузу после слова косы, то получаются шёлковые ленты. А если после слова шёлковые, то получаются шёлковые косы. Смысл высказываний получился разный.
– А от чего это зависит? – спрашивает учитель.
– От того, где мы сделали маленькую остановку голосом: после слова косы или после слова шёлковые, – отвечают дети.
– Покажите эту разницу в звучащей речи еще раз, – просит учитель.
Дети произносят предложение.
– Отличаются ли эти паузы от паузы в конце предложения по длительности? – спрашивает учитель.
Дети объясняют, что паузы в середине предложения были более короткими, чем в конце.
– Придумайте значки для обозначения разных по длительности пауз, – просит учитель.
Проводится групповая работа, результатом которой является введение знаков для обозначения пауз: || – длинная, | – ко-
роткая, – очень короткая.
Задание 2
Прочитайте текст в соответствии с расставленными паузами.
СластёнкаЯ взял маленькую белочку к себе домой. || Спать она
ложилась в моей шапке. || Больше всего белочка любила
сахар. || За это её прозвали Сластёной.
Задание 3
Прочитайте тексты. Расставьте значками паузы. Приготовь-
те чтение текста в классе.
Ёлка в лесу
Ребята нарядили ёлку в лесу. Петя повесил на ветках
кусочки хлеба. Катюша разложила кусочки сала. Ваня
принёс морковку и кочанчик капусты. Звери и птицы лакомились гостинцами.
Ворона Клара
Была у нас ворона Клара. Она клювом листала книгу.
Клара считала на счётах. Ворона ловко снимала кольцо
со столбика.
Задание 4
Прочитайте. Проверьте правильность расстановки пауз.
Заботливая мамаша
На лужайке копошился цыпленок || рядом ходила боль-
шая рыжая квочка Гаврюша || захотел погладить цыплен-
ка || курица налетела и больно клюнула его в руку.
Телята
У нас были особенные телята зимой || они жили в хо-
лодном телятнике || у них выросли густые и лохматыешубы || телята стали похожи на медвежат. ||
Задание 5
Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова, соблюдая остановки на знаках пауз.
Всё прошло: || с зимой холодной
Нужда, | голод настаёт; ||
Стрекоза уж не поёт... ||
Всё || прошло: с зимой холодной
Нужда, | голод | настаёт; |
Стрекоза уж не поёт... ||
Задание 6
Прочитайте. Понаблюдайте, как изменился смысл стихотворной строчки в зависимости от поставленных пауз.
Окно захлопнулось || со звоном.
Блеснула молния огнём. ||
Окно захлопнулось со звоном. ||
Блеснула молния огнём. ||
(И.Бунин)
Приложение 7.
Организация работы по формированию понятия темп.
Задание 1
Прочитайте отрывок стихотворения сначала в медленномтемпе, затем в быстром.
«Эй, смотри, смотри – у речки
Сняли кожу человечки!» –
Крикнул чижик молодой.
Подлетел и сел на вышке,
Смотрит – голые детишки
С визгом плещутся водой.
(Саша Чёрный)
Задание 2
Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, почему оно на-
писано такими короткими строчками? Прочитайте текст внужном темпе.
Куда спешат головастики
Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним –
Сплошной поток:
Тот – с ногами,
А тот – без ног,
А за ним –
Ещё пяток.
Этот – прямо,
Тот – кругами,
Кто – налево,
Кто – направо, –
Так и носится ораваВдоль пруда,
Вокруг пруда...
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики спешат
Превратиться в лягушат!
(Б.Заходер)
Задание 3
Прочитайте стихотворение. Какое слово чаще всего употре-
бляется в нем? Почему? Определите темп чтения.
Все приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкамНадо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди,
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся –
Сам
С усами!
Трудно жить
Без пап и мам!
Трудно маленьким сомам!
Но зато уж взрослый сом
Не ударит в грязь лицом!
Он лежит себе
На дне
Самостоятельный вполне!
(Б.Заходер)
Задание 4.
Прочитайте стихотворение в соответствии с указанным тем-
пом.
Зима недаром злится:
Прошла ее пора;
Весна в окно стучится с р е д н и й т ем п
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон,
И жаворонки в небе у с к о р е н н о
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет з а м е д л я яИ на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет у с к о р е н н о
И пуще лишь шумит!
Взбесилась ведьма злая быс т р о
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя. з а м е д л я яВесне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала с р е д н и й т ем п
Наперекор врагу.
(Ф.Тютчев)
Приложение 8.
Организация работы по формированию понятия ритм.
Задание 1
Маша и Алеша поспорили между собой, есть ли ритм в стихах:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Маша считает, что есть, потому что в них что-то повторяется.
– Что же здесь повторяется? Слова-то все разные, – удивляется Алеша.
– А как считаете вы? С кем из ребят вы согласны? – спрашивает учитель.
Дети высказывают свои мнения. Одни согласны с Машей,
другие – с Алешей.
– Послушайте еще раз, говорит учитель и произносит считалку, выстукивая ударные звуки.
– Как же быть? Мы же чувствуем, что что-то повторяется, –
говорят дети.
– Что делать? – спрашивает учитель.
– Давайте разбираться, – предлагают дети.
Задание 2
Произнесите слова по слогам. Выделите ударные слоги и обозначьте ∪/ , безударные слоги ∪.
Идёт коза рогатая,
∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪∪
Идёт коза бодатая,
∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪∪
Ножками топ-топ,
∪/ ∪ ∪ ∪/ ∪/
Глазками хлоп-хлоп.
∪/ ∪ ∪ ∪/ ∪/
– Что вы заметили? – спрашивает учитель, после того как
дети выполнят задание.
Сравнив слоговые схемы, дети делают вывод о том, что ударные и безударные слоги повторяются в определенном порядке,
поэтому получается ритм. Его можно простучать, прохлопатьруками, даже пропеть.
Почувствовать ритм помогают считалки. Дети знают правила игры: одно слово – один человек. Учитель предлагает разучить новую считалку. Дети встают в круг, учитель начинает считать:
Тучи, тучи, тучи, тучи.
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит — выйди вон.
При чтении первых двух строчек учитель правильно проговаривает каждое слово на одном человеке, а затем третью и четвертую строчки неправильно: на одном человеке – один слог и
слово, на другом – слово. Дети делают замечание, что так считать нельзя, потому что на одного человека пришлось одно слово, а на другого – один слог и слово. Слова были произнесены с разной скоростью.
– Правильно, – говорит учитель. – Только эта особенность
считалки называется не скорость, а ритм. Какой ритм должен
быть в считалке?
– Одно слово – один человек, – говорят дети.
– А теперь попробуйте определить ритм в другой считалке,
которую приготовила для вас Маша, – предлагает учитель.Маша произносит считалку в другом ритме: каждый слог наодном человеке.Трынцы-брынцы-бубенцы —
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон —
Выходи скорее вон!
Дети делают вывод о том, что можно произносить считалку
словами или по слогам, главное — не нарушить ритм.
Задание 3
В какой из считалок вы лучше слышите и чувствуете ритм?
Разучите считалки в группе.
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор...
Поищи и ты топор!
Чудный домик трёхэтажный,
Наверху гудок отважный.
Как гудочек загудит,
Весь народ к нему бежит.
Задание 4
Прочитайте тексты. Постройте слоговые схемы. Определи-
те: чем они различаются? Какой текст является прозой, а ка-
кой — стихотворением?
а) Маша сочиняет для мамы стихи. С утра Маша сидит надтетрадью. Девочке никак не даются рифмы. Сочинять стихи –
это не просто.
б)
Маша стихи сочиняет для мамы.
Маша с утра над тетрадью сидит.
Девочке рифмы никак не даются.
Это не просто — стихи сочинять
Приложение 9.
Организация работы по формированию понятия
мелодика речи.
Задание 1
Прочитайте предложения сначала монотонно, затем повы-
шая и понижая голос.
Мишки-борцы
В цирке выступали мишки-борцы. Они не царапали
друг друга, не кусали. Они вели себя спортивно, честно.
Молодцы мишки!
Задание 2
Прочитайте стихотворение в соответствии с указанной мелодикой.
– Мы козлики!
– Какие вы?
– Рогатые!
– А вы, волчата?
– Злые и зубастые!
– Мы ёжики!
– Какие вы?
– Колючие!
– Мы котики!
– Какие вы?
– Мохнатые!
– Мы ослики!
– Какие вы?
– Ушастые!
– Мы цветики!
– Какие вы
– Пахучие!
(В.ДанькоЗадание 3
Прочитайте народные шутки. Обозначьте стрелками подъе-
мы и падения тона.
– Иван, скажи моей лошади: тпру!
– А сам что ж?
– Да губы замерзли.
– Сена дал лошади?
– Дал.
– Напоил лошадь?
– Напоил.
– Так иди запрягай!
– А где она?
Обучение мелодике речи легко проводить на стихотворениях, которые содержат диалог.
Задание 4
Прочитайте стихотворение, прислушиваясь к своей интонации. Повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания.
Кто кого?
– Кто кого обидел первый?
– Он меня.
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!
(В.Орлов)
Задание 5
Прочитайте текст. Выделите слова, передающие интонацию вопроса, состояние испуга. Определите мелодику, расставив
стрелки над словами. Прочитайте текст в соответствии с указанным движением голоса.
Кто там спрятался за дверь?
Кто стучит?
Пойди проверь.
Может, к нам пришел медведь?
Может, волк?
Боюсь смотреть.
(И.Векшегонова)
Совершенствовать навыки движения голоса удобно на сти-
хотворении К.Чуковского «Телефон».
Приложение 10.
Организация работы по формированию понятия тембр.
«Вопросник»
Учитель. Передайте голосом настроение героев. Что просит сказать врач, когда осматривает горло больного?
Дети. А-а-а! (жалобно, недовольно)
У. Как девочка укачивает куклу?
Д. Ааа-ааа-ааа! (ласково)
У. Как кричит осел?
Д. –Иа-иа! (гордо)
У. Как воет волк?
Д. У-у-у! (страшно)
У. Как плачет малыш в коляске?
Д. Уа-уа-уа! (жалобно)
«Рупор»
Дети складывают ладони рупором и произносят звук [о]:
yy повествовательно: «О»;
yy с восклицанием: «О!»;
yy огорченно: «О...»;
yy вопросительно: «О?»;
yy удивленно, вопросительно: «О?!»
«Кто как поет?»
Учитель читает стихи:
– У леса на опушке
Высоко на суку
С утра поет кукушка.
Дети:
– Ку-ку-у-ку-ку-у-ку-ку-у! (звонко)
– Ку-ку-у-ку-ку-у-ку-ку-у. (тихо)
У. Рано-рано поутру пастушок.
Д. Ту-py-ту-ру-ту-ру-ту-ру! (отрывисто)
У. A коровы в лад ему затянули.
Д. Му-у! Му-у! Му-у! (протяжно)
У. Малышата индюшата лапками топочут,
весело болбочут.
Д. Бол-бол-бол! Бол-бол-бол! Бол-бол-бол!
(М.Крюкова)
«Жук»
Жук жужжит в железной банке: (жжж). (спокойно)
Жук не хочет жить в жестянке: (ж-ж-ж). (протестуя)
Жизнь жука в плену горька: (ж-ж) (ж-ж) (ж-ж). (печально)
Жалко бедного жука: (ж) (ж) (ж). (жалостливо,
чуть не плача)
«Кто как говорит»
У. Передайте голосом характер и настроение героев.
Собаки рычат: (pppp-pppp-ppp). (грозно)
Коровы мычат: (муу-у муу-у). (важно)
А коза: (меее-эээ). (страшно)
А котёнок: (мяаа-у). (испуганно)
А мы говорим: (ля-ля-аа, ля-ля-аа). (весело)
«Кто дома?»
У. Придумайте манеру речи каждому действующему лицу.
Прочитайте стихотворение в лицах, пытаясь раскрыть образ
каждого героя.
«Замок. Всё ясно. Никого нет дома».
Такое рассужденье вам знакомо?
– А важно ли, что на дверях замок? –
Из-под кровати проворчал щенок.
– Ничуть!
– сказал котёнок на ковре.
– Ничуть! – мышонок пропищал в норе.
– Ничуть! – шепнула муха на стене.
– Ничуть! – вздохнула бабочка в окне.
– Ничуть! – сказал паук на потолке.
– Ничуть! – пропел сверчок на чердаке.
– Что за нелепость: «Дома – никого?»
– Да мы все дома,
Все до одного!
(Э.Флеминг, перевод В.Левина)
«Кто как кричит»
У. Прочитайте текст. Какие герои участвуют в стихотворе-
нии? Определите их характер и манеру речи. Кто произносит
слова важно, звонко, а кто хвастливо, протяжно? Прочитайте
стихотворение в классе, стараясь подражать животным.
Кукареку!
Кур стерегу!
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах!
Пить, пить, пить!
Воды попить!
Мурр-мурр!
Пугаю кур!
Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра!
Му-у, му-у!
Молока кому?
(А.Барто)
Приложение.
Задания для диагностических и проверочных работ
Задание 1
Прочитайте текст. Определите тему стихотворения. Пользуясь схемой, запишите свое мнение.
Цель. Проверить уровень сформированности умений
определять тему стихотворения.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся –
И заплачет спросонья.
(К.Бальмонт)
Задание 2
Прочитайте стихотворение. Определите настроение автора.
Найдите слова и выражения, подтверждающие вашу мысль,
подчеркните их.
Цель. Проверить умение вчитываться в текст.
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно...
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят...
(А.Фет)
Задание 3
Прочитайте. Определите главную мысль стихотворения.
Цель. Проверить умение находить слова,
раскрывающие главную мысль стихотворения.
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Всё весною пахнет».
(А.Майков)
Задание 4
Прочитайте стихотворение. Найдите образные слова, с по-
мощью которых автор дает описание картинам природы и сво-
им чувств.
Цель. Проверить умение находить в стихотворении
образные слова.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
(С.Есенин)
Задание 5
Прочитайте отрывок из стихотворения, выделив голосом
подчеркнутые слова. Какие чувства выразил автор в своем сти-
хотворении?
Цель. Проверить умение выделять голосом логическое ударение.
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь еще такой?
(А.Пришелец)
Задание 6
Прочитайте текст в соответствии с указанной мелодикой речи.
Цель. Проверить умение повышать и понижать голос.
Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вместе с солнышком встаёт?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала. (А.Барто)
Задание 7
Прочитайте отрывок из стихотворения в соответствии с указанным тембром.
Цель. Проверить умение изменять окраску голоса.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре. с в о с х ище н и ем
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки, с р а д о с т ьюЁлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала с ж а ло с т ьюОт домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила. с р а д о с т ью(С.Маршак)
Задание 8
Прочитайте. Постройте ритмическую схему стиха. Простучите ритм. Что он напоминает?
Цель. Проверить умение строить ритмический рисунок.
Конь бежит,
Земля дрожит,
Из ушей дым валит,
Из ноздрей пламя пышет.