ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ Неформальные молодежные движения
АНКЕТА УЧАСТНИКА
Ф.И.О.: Сорокина Анна Александровна
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 07.10.1996г.
МЕСТО УЧЕБЫ: МБОУ « ПОЧИНОКИНЕЛЬСКАЯ СОШ»
ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДСТАВЛЕННОЙ РАБОТЕ
Название работы:
Неформальные молодежные движения
РУКОВОДИТЕЛЬ: СОРОКИНА ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА
учитель истории и обществознания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ЧР
КОМСОМОЛЬСКОЕ РОО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ
НА ТЕМУ:
Неформальные молодежные движения
Работу выполнила ученица 10 класса
МБОУ « Починокинельская СОШ »
Комсомольского района Чувашской
Республики.
Сорокина Анна Александровна
Руководитель: Сорокина О.Г.
2012 год.
Введение.
Почему я взял эту тему?
Я взял эту тему потому что эта тема довольно близка мне. Ведь неформалы это в основном молодежь. А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.
Но если можно так выразиться, видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, системщики и т.д.) эти виды как правило составляет
молодежь. Кроме того я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения, по сути целая система, это
очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где
существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря - это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.
Цели и задачи: Я не ставлю своей задачей детальный анализ деятельности каждого объединения - такой анализ должен быть предметом специальных исследований.
Эту работу можно сравнить с фотографией яхт на море сделанной с берега: можно увидеть их очертания, общее количество, положение по отношению друг к другу, определить вероятные направления движения в ближайшем будущем - и не больше. Рассматривая неформальные объединения, я попытаюсь определить роль и место самодеятельных общественных формирований в жизни страны в настоящее время и ближайшие перспективы их развития с учетом возможных альтернативных вариантов. Сегодня не смотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь оду какую-то сторону их деятельности.
В отношении неформальных объединений сложился самый острый дефицит – дефицит информации. Моей целью отчасти является хотя бы частичное удаление этого дефицита.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Понятие "НЕФОРМАЛЫ". "НЕФОРМАЛЫ" - кто
они?
Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей.
ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение
отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Пвоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего,спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер. "Любителями" же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям представляется более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:
1. Сотрудничество.
2. Оппонирование и критика.
3. Оппозиция и борьба.
Все эти три функции органически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.
Таким образом, я думаю, что мы уже немного разобрались с вопросом: " Кто такие "НЕФОРМАЛЫ"? Хотя это довольно короткое объяснение данного понятия, все же
я думаю, что суть более или менее ясна. Можно сказать еще более коротким определением, которое постараюсь сформулировать сам: "НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Может быть мое определение не совсем полное и точное. Я просто попытался выразится кратко.
а) ЭКСТЕРНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.
Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.
Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур , можно предложить термин "экстернальные" (от лат.
"externus"-чужой) . Сообщества типа "Системы" действительно отчуждены от общества, хотя и неотделимы от него. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и. т.д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство) .
В не общества:
Кому не подойди, такой же промежуточный считает себя художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник) , философ (бродяга без определенного места жительства) . Здесь таких большинство. Статус в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества. " Хиппизм, заявляет он, не вступает во взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения повсюду, где горит огонь творящей независимости". Все без исключения "пиплы" настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания. В. Тернер,
говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам ", то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат."лимен"-порог) . Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.
Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В. Тернера, Т. Парсонса, Л. Фойера. По Парсону, например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У М. Мид это выглядит так: "Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".
Новое поколение ступает в пустоту. Не они выходят из имеющейся социальной структуры (как у Парсона или Тернера) , а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контр-культуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контр-культуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контр-культур. На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус.
Схожая структура известна в армейских подразделениях под названием "дедовщина". То же и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: четко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке "Монах", основная масса металлистов,группировавшихся вокруг элиты, и наконец - случайные посетители, забредавшие в то кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе "гопников", то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. Именно "исключенные" сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключенное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть относятся собственно к самоорганизации.
б) ПОЛЕ СИМВОЛИКИ.
СИМВОЛ.
А. м. греч. сокращенье, перечень, полная власть символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.
Б. (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета) , 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.
2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории,
смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
В. Греч. слово to symbolon (sym - с, bolon - бросание, метание; symballein - совместно нескольким лицам бросать что-либо, напр. рыбакам сети при ловле рыбы) позже стало
означать у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц, напр. для поклонников Цереры, Цибелы, Митры. Тот или иной
знак (sumbolon) служил также отличием корпораций, цехов, разных партий-государственных, общественных или религиозных. Слово "С. " в житейской речи заменило более древнее слово shma (знак, знамя, цель, небесное знамение) . Еще позже в Греции sumbolon называли то, что на Западе наз. lagritio - номер или билет на получение бесплатно или по уменьшенной цене хлеба из казенных складов или от щедрых богачей, а также перстни.
Существует еще другой способ определения (или представления) сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре: через символику. Именно так обычно происходит на уровне обыденного сознания или журналистской практики. Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи" (или панки и проч.) , мы прежде всего описываем их знаки.
А. Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской газете" изображает тусовку волосатых: " Лохматые, в залатанной и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и
флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в
одиночку и хором, закусывают, покуривают "...
Поведение, описанное в приведенном пассаже: неторопливые прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринужденность - то же знак. Это все форма, а не содержание общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки принадлежности к сообществу. И именно их описывают, желая это сообщество представить. И
действительно, наличие особой символики, расцениваемой как " своя ", есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоего социального образования.
Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информация. В таком виде она отличима от чужой, а следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ и вне ее. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры.
Насколько это справедливо для Системы?
Сложилось ли на базе ее символики социальное образование? Как уже говорилось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой: в ее недрах постоянно идут
перегруппирования, исчезают одни объединения и формируются новые. Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. Тем не менее, Систему можно рассматривать как сообщество, поскольку присутствуют такие признаки, как общий язык (сленг и символика) , сеть коммуникаций - личные связи, поверхностные знакомства (лица на тусовке примелькались так, что уже подсознательно узнаешь "своих") .
Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотношений. Присутствует и Системное самосознание, которое выражается, в частности, в самоназваниях. Их есть несколько. " Системными " или " системщиками " ее редставители называют себя редко, да и то с иронией. Чаще всего - " пипл " (от англ. "people"-люди, народ) . Иногда просто люди: " Мне один человек вчера сказал... ", - понимать надо так, что именно Системный сказал.
Итак, наличие общей сети коммуникаций с обслуживающим ее собственным языком, а также общего самосознания, норм и ценностей позволяет говорить о Системе как о сообществе (еще не зная его структуры) .
Традиция.
Но особенно существенно для нас, что в рамках этого сообщества сложилась своя традиция, основная главным образом на устных механизмах передачи. Каждый два-три года в Системе сменяются “поколения” на арену выходит новая когорта молодежи. Люди меняются, а традиции Системы остаются: воспроизводятся те же основные нормы отношений и ценности, такие как "свобода", "любовь" (в кавычках, потому что этим понятиям предается особый, Системный смысл) ; новички осваивают сленг и используют Системные символы, так что внешне они мало чем отличаются от своих предшественников.
в) Основные признаки неформалов.
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженная внутренняя структура.
3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
8) Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
2. История неформального движения.
Причины возникновения.
За период 2007-по2009 год количество неформальных объединений выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, 1986 год. Существование неформальных групп было признано официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и. т.д.) С помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.
Причины возникновения.
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
ИСТОРИЯ Неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.
Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации.
В первые годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения.
Выражая свое отношение к различным литературным течения и группам, ЦК РКП(б) в 1925 всякое иное решение вопроса было бы казнено - бюрократическим псевдорешением.
В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений.Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято "Положение о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным в котором даны характеристики и признаки общественных организаций) .
После принятия этих решений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год) . Затем наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Такова вкратце история самодеятельных общественных формирований. Она позволяет сделать некоторые выводы.
Сегодня снова, как и в первые послереволюционные годы, активная жизненная позиция миллионов советских людей стала выражаться в конкретных организационных формах, а главное стала воплощаться в их реальных делах. Об этом я и собираюсь рассказать. Но прежде познакомимся поближе с различными типами неформальных объединений.
В начале скажем несколько слов о главном объекте нашего внимания- о современных неформальных объединениях, т.е. добровольных самодеятельных формированиях, возникших по инициативе "снизу" и выражающих самые разнообразные интересы входящих в них людей. Они весьма неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности.
Но и в рамках такого условного деления на не политизированные и политизированные самодеятельные общественные формирования - есть необходимость ввести необходимые разграничения. Учитывая, что характер деятельности, ее ценность для нашей страны даже у многочисленных формирований первой группы различны, мы познакомимся не только с теми, деятельность которых приносит большую или меньшую пользу людям, но и с ормированиями, которые имеют явно ассоциальную направленность.
Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство их стремится путем развития демократических институтов,формирования правового государства и тому подобными средствами улучшить, усовершенствовать политическую систему нашего общества, не меняя ее фундаментальных основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения существующего строя. Таким образом, во второй группе можно более или менее определенно выделить социально-прогрессивный и ассоциальные, антисоциалистические формирования.
3. Классификация неформалов
Непризнанные или не признающие?
Такой вопрос нередко встает, когда заходит речь о весьма специфическом типе неформальных объединений - о неофициальных самодеятельных объединений, или, какиногда говорят, “неофициалах” . Напомню, что к таким объединениям мы относим стихийно образующиеся компании (главным образом подростков и молодых людей)
На основе общественного интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражание выбранному типу поведения (“фанаты” , “хиппи” , “панки” , “рокеры” , “металлисты” и т.д. Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов в какой-то степени напоминает молодежный бунт
против бюрократического механизма, действовавшего в тот период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы.
Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них неоговорены, численность группировок колеблется.
Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти.
Рассмотрим некоторые из них, с моей точки зрения типичных объединений такого рода.
а) Ассоциальные - стоят в стороне от социальных проблем но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекриационные функции. Примеры: панки девиз “живем здесь, сейчас и сегодня” , мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма “высокий уровень жизни” - это люди которые умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни.
Эти молодые люди часто привлекают внимание разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они же могут вас ограбить, они могут обворовать, утащить и так далее - понимаете?
... Это говорит только о том, что мы - росток будущего в нашем обществе, потому что вот то воровство, стремление утащить, обворовать - это, видимо, принадлежит прошлому и должно исчезнуть. Я думаю, что вот в этом как раз отличительное свойство “волосатых” ... Мы думаем, что уже сейчас “волосатые” оказали огромное влияние на эволюцию общества. В частности советская рок-музыка, о которой теперь так много говорится, по большей части создана “волосатыми” . Эти люди способны жертвовать последним. Последними шмотками и прочим ради того чтобы создать в стране культуру истинно молодежную.
Я поднимаю свой голос за систему “хиппи” - за движение которое дает каждому человеку возможность понять другого человека, который ищет взаимопонимания, и позволяет ему всесторонне совершенствоваться. Люди, которые входят в это движение, - это люди разных
возрастов, разных национальностей, они принадлежат разным культурам, разным вероисповеданиям. Я думаю, что это действительно движение, которому принадлежит будущее...
Что же сегодня побуждает молодежь объединяться в формирования типа “системы” ?
Причин немало. Нужно отметить что молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего “Я” взрослым - нормальное явление. Протест показное демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует “система” . Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него. Кто не любит быстрой езды? Теперь еще один вид неформалов ассоциальной направленности - рокеры.
Слово “рокер” у нас употребляется в двух значениях: рокерами называют и исполнителей рок музыки и определенную часть мотоциклистов. Более употребительно оно во втором значении. О рокерах-мотоциклистах я и поведу речь.
... На асфальте масляной краской крупно выведено: “Rockers” . Рядом - стайка мотоциклистов, десять-пятнадцать человек далеко не преклонного возраста. “Мы - рокеры!” - объясняет один из юношей. В прочим он мог бы не представлять компанию - рокеров трудно спутать с другими мотоциклистами. Одеты довольно живописно, хотя одежда (обычно темная) символом принадлежности к рокерам не является. Разнообразные шлемы, как правило, с забралом; многие и вовсе без шлемов. Внешний вид мотоциклов несколько напоминает кроссовые из-за приподнятого со стороны пассажира сидения. Трубки глушителей вынуты от чего мотоциклы рокеров грохочут на уровне первых отечественных тракторов.
Отличает рокеров и определенный “возрастной ценз” : 15-20, реже - 25 лет. Основную массу составляют подростки и юноши 15-18 лет. Большинство их - без водительских удостоверений и потребности в них не испытывают.
Тем не менее среди рокеров есть свои правила, свой не писанный, но всеми принятый “устав” , свой “кодекс чести” . Выработанные рокерами для себя нормы поведения заслуживают того чтобы остановиться на них более подробно.
Пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения распространяется и на тех, кто призван следить за соблюдением этих правил. Неподчинение сотрудникам Госавтоинспекции, попытки “ухода” от патрульных машин и мотоциклов для рокеров - норма поведения. Следует отметить что сотрудники ГИБДД не пользуются у рокеров особо нелюбовью; точно также они относятся и к водителям - не рокерам и к пешеходам. Не волнует рокеров и самочувствие жителей домов, мимо которых они с грохотом мчатся по ночам. Принцип рокера: дорога для меня, и я ежу по ней как хочу. Подавляющее число рокеров вполне искренне считает этот принцип естественным и правомерным.
Подобное отношение к правилам не безобидно, поскольку не безопасно. Пренебрежение требованиями правил приводит к постоянному возникновению аварийных ситуаций, а не редко и аварий, в которых страдают водители и пешеходы и гибнут или становятся калеками сами рокеры. Но для сотен других это не стало уроком.
У рокеров своя “этика” , точнее антиэтика: “Ты на дороге король - езди как хочешь.Остальные потерпят” . Не редко рокеры утверждают, что их манера езды - единственно возможный для них способ самовыражения, что критикуют их те, кто на мотоциклах никогда не ездил и не представляет, что это такое, а следовательно, и не может их понять.
б) Антисоциальные.
Антисоциальные - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя засчет других, нравственная глухота. Однако действия описанных выше групп блекнут по сравнению с“деятельностью”молодежных “банд” .
“Банды” - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды)расправляются крайне жестоко.
В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается существует только партнерство со “своими девчонками”.
- Чем же занимаются неформалы ?
Дерутся. Весело отдыхают, “ставя на счетчик” , ходят в бары, “травку” покуривают, прикидкой интересуются.
“Травка” - наркотики - которые курят. “Прикидка” - элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юноше или девушке) подходит группа и просит “дать поносить” на время куртку, кроссовки и т.д. можно отказать, но большинство дает поносить. Самым страшным является
“счетчик” , когда к одному из подростков, как правило из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег которую он должен добыть. Для внешнего приличия
можно попросить “в долг” . С этого момента включается “счетчик” . Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика
ограничено. Расправа с не снявшим “счетчик” жестока - от избиения до убийства.
Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков.. Но, действуя по принципу “сила силу ломит” , они и сами не редко преступают закон.
Мальчики со свастикой.
Думаю не все знают, что среди нас есть те, кто сегодня кричит: “Хайль Гитлер!” , носит свастику и для защиты своих “идеалов” использует вполне фашистские методы.
Кто носит свастику?
Вы ошибаетесь, если думаете, что речь идет о доживающих свой век “ветеранах” вермахта или СС. Это и не молодые недоумки, которые готовы нацепить любую побрякушку, лишь бы она была необычной и блестела. Они родились много лет спустя после так дорого доставшейся
нам победы над фашизмом, они наши современники, называющие себя фашистами, действующие как фашисты и гордящиеся этим.
Узнать этих ребят в черном не так трудно: черные шинели или куртки, черные рубашки, черные брюки, черные сапоги. Одежда пошита по образцу формы офицеров “третьего рейха” . У многих на лацкане куртки или пиджака, на фуражке свастика. Приветствуют друг
друга возгласами “Хайль!” , “Хайль Гитлер!” . в качестве псевдонимов выбирают немецкие имена: Ганс, Пауль, Эльза и т.п. Себя называют “фашиками” , “фашистами” ,
“наци” , “нацистами” , “Национальным фронтом” и относят к последователям АдольфаГитлера. Он - “теоретик” их движение. Некоторые знакомы с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Для большинства же“теоретической” основой служит небогатый набор нацистских догм: существуют “высшая
раса” и “недочеловеки” ; большинство “недочеловеков” надо уничтожить, а остальных превратить в рабов; прав тот. Кто сильней, и т.д. Ни свои взгляды, ни свои цели “фашики” не скрывают.
в) Просоциальные.
Просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально-положительные, приносят пользу обществу. (защита памятников, памятников
архитектуры, реставрация храмов, решают экологические проблемы) .
Зеленые - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.
Их задачи и цели.
Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение и взялись “зеленые” . Экологические последствия
строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.
Первый такой комитет по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители творческой интеллигенции. Во многом благодаря общественным
движениям был отклонен “проект века” по переброске вод северных рек в Среднюю Азию. Активисты неформальных групп собрали сотни тысяч подписей под ходатайством об
отмене этого проекта. Такое же решение было принято по поводу проектирования и строительства АЭС в Краснодарском крае.
Численность экологических неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав.
Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов Амазонки.
г) Неформалы художественной направленности.
Говорят, у каждого поколения своя музыка. Ели это положение верно, то возникает вопрос: музыкой какого поколения является рок.
Рок исполнители пели о проблемах, волновавших бунтующую молодежь: о нарушении гражданских прав обездоленных, о расовых предрассудках и преследовании инакомыслящих, о необходимости социальных реформ, о расширении антивоенного движения в связи с агрессией воин. Рок - исполнители пели о том, что было близко и понятно их слушателям.
Я уже рассказывал о самодеятельных рок музыкантах, нашедших для своей деятельности те или иные организационные формы. Не меньшей популярностью у молодежи пользуются самодеятельные художники. Однако с ними дело обстоит не так уж благополучно.
Заключение.
Итак, на этом завершается наше знакомство с неформалами. Мне трудно судить, на сколько оно оказалось удачным, но хорошо уже то, что оно состоялось.
Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных
формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения
демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать. Появление современных неформалов.
Немного истории. Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".
В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия.
Я хотел бы напомнить, что рассказал только о наиболее массовых и известных неформальных объединениях, а данные мной оценки справедливы лишь на момент написания курсовой. Они, разумеется, могут и, вероятно, будут меняться, поскольку меняются сами
неформальные объединения. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас – от нашей поддержки или нашего неприятия того, или иного объединения.
Деятельность каждого объединения нуждается в глубоком анализе.
Избрав для курсовой работы столь сложную проблему, я стремился показать, что наступила пора повернуться к неформалам лицом. Они сегодня реальная и достаточно мощная сила, которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
А. В. Громов, О. С. Кузин “Неформалы, кто есть кто?”
В. Т. Лисовский “В каждом ли споре рождается истина?”
Энциклопедический словарь “Золотой фонд” на CD-rom (Лазерный компакт диск для PC)
Глобальная сеть Internet(WWW)
Адрес в Internet: http//www. russia. lt/vb/referat/
13PAGE 15
13PAGE 14115
15