Психологическое сопровождение процесса обучения младших школьников навыкам сотрудничества.
Психологическое сопровождение процесса обучения младших школьников навыкам сотрудничества.
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут (и вынуждены) быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать, не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и педагогов.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога – психолога как полноценного участника образовательного процесса. Задачу развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю, чрезвычайно важной.
Целью моего исследования являлось определение содержание и формы психологического сопровождения процесса обучения младших школьников навыкам сотрудничества. Для достижения поставленной мной целью было выполнено следующее.
- Раскрыть сущность понятий сотрудничество, психологическое сопровождение, описать сущностные характеристики процесса обучения младших школьников навыкам сотрудничества.
- Изучить и обобщить имеющиеся теоретические разработки по проблеме психологического сопровождения процесса обучения младших школьников навыкам сотрудничества.
- Спланировать и реализовать психологическое сопровождение процесса обучения младших школьников навыкам сотрудничества.
- Провести психологическое обследование с целью выявления эффективности практической части исследования.
В рамках работы по профилактике организации уровня сотрудничества выделяют следующие направления:
- Психолого - педагогическая диагностика.
- Развивающая психологическая и педагогическая работа.
- Консультативная работа с педагогами и родителями.
- Психолога - педагогическая коррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.
В реализации данной работы « главными лицами», несомненно, будут учитель начальных классов и психолог.
Для подтверждения полученных мною теоретических положений мною была спланирована и реализована практическая часть исследования, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе было проведено диагностическое обследование, общие результаты которого показали, что у детей начальной школы достаточно низкий уровень организации сотрудничества.
Второй этап включал в себя серию занятий направленных на повышении уровня сотрудничества.
Контрольный этап исследования по результатам сравнительно-сопоставительного анализа позволил проследить динамику повышения уровня сформированности сотрудничества учащихся начальной школы. Уровень сформированности ребят повысился на 21 %, что показывает на положительный результат данной работы.
При организации психологического сопровождения процесса обучения младших школьников навыкам сотрудничества должны быть реализованы следующие направления: диагностика, коррекционно - развивающая работа, просвещение, консультативная работа, а также профилактическая работа. Также рекомендуется использовать следующие психологиские методы: игровые ( в том числе психологические игры), арт- терапия, треннинговые упражнения.