Обучение навыкам чтения в рамках ФГОС
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ФГОС
Лыюрова Н.В.
В основе Федерального Государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который способствует формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, построению образовательного процесса с учетом индивидуальных и возрастных психологических особенностей обучающихся.
Основными задачами являются: - формирование первоначальных представлений о многообразии языкового и культурного пространства, - развитие диалогической и монологической речи, - развитие устной и письменно речи, - развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, - развитие способностей к творческой деятельности.
Учащиеся в процессе обучения ставятся в ситуацию выбора текстов, упражнений, последовательности работы и т.д. При этом они проявляют самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала, который соответствует их потребностям и интересам, это придает процессу обучения личностный смысл. Развитие умения читать на иностранном языке и понимать то, что прочитано – это одна из важных целей общего образования.
Работая с детьми, мы сталкиваемся с тем, что детям очень трудно читать на иностранном (в данном случае на английском языке). Как результат этого – дети читают медленно и неосознанно, трудно им начинать читать небольшие тексты и понимать их содержание, они не соблюдают интонацию при чтении. Несмотря на это, английский язык им интересен и на уроках дети очень стараются проговаривать звуки, слова , выражения и предложения. Учащимся нравится выполнять на уроках разные тренировочные задания на чтение. Учителя учат соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом, читать вслух небольшой текст, соблюдая при этом правила произношения и нужную интонацию, читать про себя, понимать содержание небольших текстов, находить в них интересующую информацию и догадываться о значении незнакомых слов по контексту. Учащиеся получают возможность не обращать внимания на незнакомые слова, которые не мешают им понять основное содержание текста, читать слова по транскрипции, соблюдать интонацию перечисления, правила отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах и предлогах).
Реализация этих положений достигается за счет системы упражнений и заданий учебника и рабочей тетради. Использование на уроках наглядных пособий позволяет создавать на уроках коммуникативную обстановку и моделировать реальные ситуации общения.
Работая с учебно-методический комплексом «Spotlight» для 5-6 классов, используется комплексный подход в обучении чтению. При таком подходе обучение чтению ведется параллельно с обучением аудированию, говорению и письму. В 5 классе учащиеся должны научиться читать по транскрипции, а затем переходят к чтению слов по правилам, хотя большинство слов в английском язке читаются не по правилам и есть много слов, которые пишутся по разному, а читаются одинаково, кроме того сочетания гласных и согласных читаются по разному в зависимости от положения в слове. Все это заслуживает особого внимания и отрабатывается в начале каждого урока.
Для достижения этих целей предлагаются следующие упражнения:
- прослушай и повтори слова с определенными звуками, которые надо отработать;
- прослушай, повтори и подумай о других словах с данным звуком;
- прослушай и прочитай предложения, где ты можешь встретить слова с данными звуками;
- прослушай, повтори слова и догадайся, какие слова похожи на русские и т.д.
В работе с текстами используются следующие стратегии чтения:
- прочитайте название текста.
- прочитайте первое предложение или абзац.
- прочитайте первые предложения каждого второго абзаца и т.д.
Рассмотрим этап урока работы с текстом на примере текста «My bedroom» (УМК «Spotlight» 5 класс)
«What is your bedroom like? My bedroom is great. It’s very big and there is a lot of furniture in it. Everything is blue in my bedroom and I call it blue room. I’ve got a small bed, a desk, a chair, a wardrobe and a bookcase. The bed is in front of the wardrobe. My desk is under the window. There’s a big poster behind my bed. There’s a computer and a lamp on my desk and I’ve got books in the bookcase next to my desk. I haven’t got a TV but I’ve got a CD player. I like my bedroom very much»
Перед тем как учащиеся увидят текст: для сильных учеников предлагается задание только по названию текста написать слова, словосочетания, которые они ожидают встретить в тексте, подумать и написать о чем будем текст, то есть идею текста в одном предложении. В то время, для слабых учеников выдаются листочки с первыми предложениями абзацев, которые они должны прочитать и понять о чем текст.
Затем переходим непосредственно к работе с текстом. Так как мы используем комплексный подход в обучении английского языка, следует начать с прослушивания текста, затем поработать с транскрипцией сложных слов, например, furniture, wardrobe, еverything и найти предложения с данными словами.
После отработки сложных слов, приступаем к чтению текста с отработкой скорости чтения, интонации и правильности произношения слов.
И после прочтения текста приступаем к послетекстовым заданиями, например, «TRUE-FALSE», после выполнения которого останутся только правдивые предложения, которые послужат основой для пересказа текста или подготовки к монологическому высказыванию. При этом, при подготовке домашнего задания слабые ученики получать задания составить предложения, используя данный текст и нарисовать план спальни своих родителей и своей. Также для слабых учеников может быть целесообразно задание - подготовить хорошее чтение данного текста.
В заключении я хочу подчеркнуть, что только правильно отобранные тексты и задания к ним способствуют развития интереса учащихся к чтению на английском языке. Считаю целесообразным, учитывать особенности учащихся по возрасту и интересам.
Можно сказать, что проблема обучения чтению в наше время действительно актуальна и требует внимания.
15