Рабочая программа по внеурочной деятельности «Город мастеров» общественно – полезная деятельность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнетуринская гимназия»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № ________ Директор МБОУ
от « ___ » __________ 2013г. «Нижнетуринская гимназия»
Руководитель ПМК __________ /Н.П.Фоминых/
_________ /Грошева Т.П./ «___» _____________ 2013г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Город мастеров»
общественно – полезная деятельность
2 класс
Учитель:
Грошева Татьяна Павловна,
I квалификационная категория
Нижняя Тура
2013
Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Занятия общественно-полезной деятельностью во 2 классе ставит целью сформировать у ребёнка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе.
Необходимо формировать правильное отношение детей к труду; воспитывать трудолюбие и культуру труда.
Необходимо учить ребёнка работать самостоятельно без учителя, но с анализом выполненной работы.
Занятия позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта воспитанников.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, получая результат своего труда. У детей формируются навыки обращения с инструментами, инвентарём, развивается навык общения с людьми. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Основная цель реализации программы внеурочной деятельности «Город мастеров»: пропедевтики профессионального самоопределения - это формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности.
Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
– формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;
– развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы;
– развитие рефлексии и обучение навыкам самопознания;
– развитие реалистической самооценки
Организация занятий по программе основывается на ряде принципов.
Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и
сотрудничества; учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.
Принцип сезонности является систематизирующим при структурировании
материала.
Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания
окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с гуманитарными при изучении природы.
Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при
реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное образование в современном информационном обществе. В разработанной программе акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко- и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.
Принцип креативности: программе предусмотрены задания на организацию
творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Занятия по программе внеурочной деятельности «Город мастеров» проводятся
1 час в неделю. На учебный год отводится 34 часа. Продолжительность занятия 35 – 40
минут.
Основное содержание учебного предмета
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Занятия имеют тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать
свои способности применительно к рассматриваемой профессии, участвовать в практическом занятии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, практические занятия, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
№ Тема занятия УУД
1 Украшение класса к празднику «1сентября». Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «экология», «здоровье», «безопасность», «самосохранение», «добро», «родина», «природа», «семья».
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Коммуникативные УУД
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Регулятивные УУД
1. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Личностные УУД
1. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
2. Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. .
2. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности , жизненных ситуациях под руководством учителя.
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «милосердие», «уважение», «добро».
2 Мы - часть природы.
Уход за комнатными растениями (удаление сухих листьев, полив). 3 Проект «Проблемы экологии» 4 Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона. 5 Практическое занятие «Я пишу письмо». 6 Акция «Поздравь пожилого человека». 7 Экскурсия в музей. Беседа «Что такое искусство?» 8 Профессии «дизайнер», «художник» 9 Операция «Чистота кабинета».
Уход за комнатными растениями (удаление сухих листьев, полив). 10 «Семь – Я».
Операция «Моя родословная». 11 Проект «Дерево семьи» 12 Конкурс рисунков, фотографий «Моя милая мама».
Операция «Подарок для мамы». 13 Экскурсия в школьные мастерские. Знакомство с профессией токаря. Беседа «Разные материалы – разные свойства» 14 Операция «Подарок друзьям». 15 Операция «Чистота кабинета». Украшение, оформление классной комнаты к празднику. 16 Конкурс загадок о птицах. Акция «Помоги птицам». 17 Изготовление кормушек. 18 Операция «Чистота-залог здоровья». Проект «Здоровая пища для всей семьи». 19 Проект «День защитников Отечества – праздник мужества, отваги» 20 Конкурс рассказов «История моей семьи в истории страны». 21 Операция «Подарок для папы, дедушки». Украшение класса к празднику. 22 Операция «Нет лучше дружка, чем родная матушка» 23 Проект «Вместе с мамой»
Украшение класса к празднику. 24 Проект «Мама на работе». 25 Операция «Чистота кабинета». Уход за комнатными растениями (удаление сухих листьев, полив). 26 Живая природа. Что любят и чего не любят растения. Приобретение семян. 27 Беседа «Технология выращивания растений». Подготовка почвы для рассады. 28 Посев семян цветочных растений.
Проект «Цветок для мамы» 29 Экскурсия к памятникам 30 Акция милосердия «Волшебники добра».
Проект «О знаменитых земляках». 31 Беседа «Что такое техника?». Профессии «инженер», «технолог». 32 Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас» 33 Операция «Чистота кабинета». Уход за комнатными растениями (подкормка), рассадой. 34 Операция «Подарок для друзей».
Конкурс рисунков на асфальте «Волшебный мир». Ожидаемые результаты прохождения курса:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
• сформировать навыки работы с информацией.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Тема Кол-во
часов
1. Украшение класса к празднику «1сентября». 1
2. Мы - часть природы. Уход за комнатными растениями (удаление сухих листьев, полив). 1
3. Проект «Проблемы экологии» 1
4. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона. 1
5. Практическое занятие «Я пишу письмо». 1
6. Акция «Поздравь пожилого человека». 1
7. Экскурсия в музей. Беседа «Что такое искусство?» 1
8. Профессии «дизайнер», «художник» 1
9. Операция «Чистота кабинета». Уход за комнатными растениями (удаление сухих листьев, полив). 1
10. «Семь – Я». Операция «Моя родословная». 1
11. Проект «Дерево семьи» 1
12. Конкурс рисунков, фотографий «Моя милая мама».
Операция «Подарок для мамы». 1
13. Экскурсия в школьные мастерские. Знакомство с профессией токаря. Беседа «Разные материалы – разные свойства» 1
14. Операция «Подарок друзьям». 1
15. Операция «Чистота кабинета». Украшение, оформление классной комнаты к празднику. 1
16. Конкурс загадок о птицах. Акция «Помоги птицам». 1
17. Изготовление кормушек. 1
18. Операция «Чистота-залог здоровья». Проект «Здоровая пища для всей семьи». 1
19. Проект «День защитников Отечества – праздник мужества, отваги» 1
20. Конкурс рассказов «История моей семьи в истории страны». 1
21. Операция «Подарок для папы, дедушки». Украшение класса к празднику. 1
22. Операция «Нет лучше дружка, чем родная матушка» 1
23. Проект «Вместе с мамой». Украшение класса к празднику. 1
24. Проект «Мама на работе». 1
25. Операция «Чистота кабинета». Уход за комнатными растениями (удаление сухих листьев, полив). 1
26. Живая природа. Что любят и чего не любят растения. Приобретение семян. 1
27. Беседа «Технология выращивания растений». Подготовка почвы для рассады. 1
28. Посев семян цветочных растений. Проект «Цветок для мамы» 1
29. Экскурсия к памятникам 1
30. Акция милосердия «Волшебники добра».
Проект «О знаменитых земляках». 1
31. Беседа «Что такое техника?». Профессии «инженер», «технолог». 1
32. Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас» 1
33. Операция «Чистота кабинета». Уход за комнатными растениями (подкормка), рассадой. 1
34. Операция «Подарок для друзей».
Конкурс рисунков на асфальте «Волшебный мир». 1
Используемая литература:
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,
2008 г
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом
«Первое сентября», 2004г.
«Программы начального и основного общего образования. Технология» Москва, издательский
центр «Вентана – Граф», 2007г., авторы: Симоненко В. Д., Синица Н. В. и др.
Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В.,
Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития»
1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.,
Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
«Технология. Рабочие программы. 1-4 классы». Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. /Линия
УМК «Роговцева Н.И. (1-4 классы) (Перспектива). – М.: Просвещение,2011.