Рабочая программа на тему Город мастеров — вязание крючком по внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский

Программа «Город мастеров – вязание крючком» реализуется в качестве художественно - эстетического направления учебного плана по внеурочной деятельности, вид деятельности - декоративно-прикладное искусство.
Вязание крючком это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Самое главное это усвоить принцип выполнения петли, а умение придет в процессе работы. Работа крючком и ниткой приобщает детей к труду в декоративно-прикладном искусстве, расширяет кругозор, подготавливает мелкую мускулатуру ребенка к письму, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания, стимулирует развитие памяти, развивает уверенность в себе, в своих способностях. Обучение вязанию крючком положительно влияет на общее и речевое развитие учащихся. При обучении вязанию дети овладевают техническими навыками работы с крючком. На занятиях по обучению вязанию крючком закрепляются знакомые слова и фразы, формируется как средство общения диалогическая речь, развиваются логическое мышление, память, закрепляется знание цвета, геометрических форм.
Вязание это труд, направленный на создание красоты, он является источником радости, облагораживает, воспитывает человека, формирует у него чувство прекрасного.

Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Включение 50 % учащихся в систематическую художественно – эстетическую деятельность.

В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
Развивать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Место учебного курса «Город мастеров- вязание крючком»» в учебном плане
В учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» учебный предмет «Город мастеров- вязание крючком» на этапе начального общего образования в общем объеме составляет 34 часа. Занятия проводятся с обучающимися 2 класса 1 раз в неделю.

Описание ценностных ориентиров учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Результаты изучения учебного курса.

Универсальные учебные действия, которые будут развиваться в процессе реализации программы:

Личностные: приобщать к ценности красоты и гармонии, труда и творчества. Развивать мотивацию к вязанию, ориентироваться на понимание причин успеха в этом виде деятельности, проявить интерес к новому; изготовление подарков для родных и близких (труд-забота), развивать способность к самооценке.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую ( читать готовую схему, составить схему рисунка, выполнить изделие по схеме); овладение техническими навыками работы крючком.

Регулятивные: приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; принимать и сохранить учебную задачу, учиться работать по предложенному плану, планировать свои действия, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Содержание учебного курса.
1. Вводное занятие (2ч)
Знакомство с коллективом, помещением, оборудованием, организацией рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами на предстоящий учебный год. Демонстрация детских работ предыдущих лет и работ педагога. Презентация кружка. История вязания Материалы: пряжа – шерсть, полушерсть, хлопчатобумажная, акрил, инструмент - крючок №3, №4

2. Приём вязания крючком - воздушные петли ( 9 ч)
История вязания крючком. Подготовка крючка и соответствующей пряжи. Положение рук при вязании. Освоение техники вязания первой (начальной) петли, воздушной петли. Вязание цепочек из воздушных петель. Самостоятельная работа воспитанников. Особенности применения цепочек из воздушных петель в изделиях.

3. Прием вязания – столбик без накида (10ч)
Освоение техники вязания соединительных петель и столбика без накида. Правило вязания круга. Чтение готовой схемы. Условное обозначение, термин. Составление простой схемы и вязание по составленной схеме.

4. Прием вязания – столбик с накидом (9ч)
Освоение приёма вязания - столбик с накидом. Свойства пряжи, возможные комбинации различных видов пряжи при выполнении работы. Самостоятельная практическая работа обучающихся. Особенности применения столбика с накидом в изделиях.

5 Орнамент в вязаном изделии.(2ч)
Знакомство с основными видами орнамента (линейный, симметричный, замкнутый). Понятие «фрагмент орнамента». Составление орнамента и его использование в вязанном изделии.

6.Итоговое занятие (2ч)
Оформление выставки детских работ. «Круглый стол» (анализ и самоанализ изготовленных учащимися работ)


Требования к занятию вязанием крючком.
Занятия вязанием требует хорошо освещенного места, причем свет должен падать слева. Надо следить за тем, чтобы дети не подносили вязание слишком близко к глазам: это опасно, т.к. в глаза могут попасть частички шерсти или ребенок может задеть глаза крючком; а кроме этого, может развиться близорукость. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 3540 см. Во время вязания клубок лучше держать слева от себя в специальной коробке, чтобы он не мог укатиться. По окончании работы клубок и крючок нужно убирать в рабочую коробку, конец крючка вкалывать в клубок.

Планируемые результаты:
1. Личностные: приобщать к ценности красоты и гармонии, труда и творчества. Изготовление подарков для родных и близких (труд-забота)
2. Овладение навыком работы с крючком (приёмы вязания воздушных петель, соединительной петли, столбиков без накида и с накидом, составление орнамента).
3. Приобретение опыта участия в выставках.
Методы обучения
Словесный (рассказ, беседа, объяснение).
Наглядный (демонстрация образцов, показ приемов вязания).
Практический (упражнение)
Аналитический (наблюдение, анкетирование, опрос, сравнение,самоконтроль, самоанализ).
5. Групповая, исследовательская работа.
6. Творческие работы, выставки, изготовление подарков.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса :
Инструменты: вязальные крючки различной толщины, ножницы, сантиметровая лента.
Материал: пряжа и нитки различной толщины и цвета.
Таблица «Основные виды вязания», коллекция ниток, вязаные изделия, образцы вязания
Тетрадь для записи необходимой информации (условные обозначения, схемы узоров), цветной картон для оформления изделий

Литература.

1. Анреева Р.П. Вязание крючком: квадраты и кружева.- СПб.: Литера, 1999 – 199с («Академия увлечений»)
2.  Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – Москва, 1984. 3.   Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra», 4.   Ковпак Н. Цветы, связанные крючком. - Москва, 2005.
5. Кришталева В.С. Вязание узоров крючком.: М Легпромбытиздат.1989
6. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – Москва, 2000.
7. Терешкович Т.А. Школа вязания. Минск «Полымя» 1995
8. Шевченко Н.С. Волшебный крючок. Ростов- на- Дону, Феникс. 2003
сайты: 1411145407575&viewport=wide&p=2&text=вязаные%20поделки%20крючком&noreask=1&pos=77&rpt=simage&lr=11192
http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/podsolnuh-vjazanyi-kryuchkom-master-klas.html
























Учебно-тематическое планирование кружка «Город мастеров - вязание крючком» (34 часа)
Учитель: Кошкина Д.В.

№ п/п
Тема занятия
Кол-ча
сов
Тип
занятия
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
УУД
Оборудование и материалы
Дата проведения










план
факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Часть 4. Вводное занятие

1
Презентация кружка. Правила безопасности труда при вязании крючком. Инструменты и материалы
1
Введение в новую тему

Знакомство с оборудованием, организацией рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Правила работы с крючком

Личностные: приобщать к ценности красоты и гармонии, труда и творчества. Развивать мотивацию к вязанию, ориентироваться на понимание причин успеха в этом виде деятельности, проявить интерес к новому; изготовление подарков для родных и близких (труд-забота), развивать способность к самооценке.


детские работы предыдущих лет и работ педагога.



2
Инструменты. Пряжа: виды, особенности
1
Комбинированный

Сравнение свойств пряжи
Текущий (практическая работа)

материал: пряжа – шерсть, полушерсть, хлопчатобумажная, акрил, инструмент - крючок №3, №4



3
История вязания. Положение рук во время работы.
1
Комбинированный
Расположение крючка и ниток.
Уметь правильно держать крючок и нитку.
Текущий (практическая работа)





4
Положение рук, нитки и крючка во время работы
1
Комбинированный
Уметь правильно держать крючок и нитку.
Уметь правильно держать крючок и нитку.
Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, ножницы



5
Освоение приёма вязания: образование начальной (первой) петли
1
Введение в новую тему
практиче-ское занятие
Освоение приёма вязания начальной петли

Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, ножницы



6
Освоение приёма вязания: образование воздушных петель, вязание цепочек из воздушных петель,
1
Комбинированный
Освоение приёма вязания воздушных петель
Организация трудовой деятельности: постановка цели, планирование, исполнение и оценка деятельности.
Текущий (практическая работа)
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую ( читать готовую схему, составить схему рисунка, выполнить изделие по схеме); овладение техническими навыками работы крючком.


крючок, пряжа, ножницы



7
Упражнение в вязании цепочки из воздушных петель
1
Комбинированный
Освоение приёма вязания воздушных петель

Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, ножницы



8
Подготовка к выполнению мини проектов:подбор сюжетных рисунков и пряжи. Сочетание цветов.
1
проект
Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.


Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, ножницы
образцы рисунков,
наглядное пособие



9
10
11
Выполнение мини проектов. Сюжетные картинки из воздушных цепочек.
1
проект


Текущий (практическая работа)





Приём вязания крючком - воздушные петли (9ч)

12
Тамбурное вязание. Условные обозначения термины. Приём вязания: вязание соединительных петель
2
Введение в новую тему
навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук

Организация трудовой деятельности: постановка цели,
Текущий (практическая работа)
Регулятивные: приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; принимать и сохранить учебную задачу, учиться работать по предложенному плану, планировать свои действия, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем


крючок, пряжа, ножницы



13
Освоение приёма вязания соединительных петель. Правило вязания круга.
2
Комбинированный
навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук

планирование, исполнение и оценка деятельности.
Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, ножницы



14
15
Освоение приёма вязания - столбик без накида. Вязание круга столбиком без накида.
2
Комбинированный
навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук, навыки чтения и зарисовки схемы вязания

Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, ножницы



16
Зарисовка условного обозначения приёмов вязания: воздушных петель и столбиков без накида. Чтение готовой схемы.
1
Комбинированный


Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, ножницы, схемы рисунков



17
Знакомство, чтение и зарисовка схемы цветка.
1
Комбинированный
навыки чтения и зарисовки схемы вязания

Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, схемы рисунков



18
19
20
21
Выполнение мини проектов: букет из плоских цветов.
Оформление проекта на цветном картоне.
4
Комбинированный
Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.
Сочетание цветов
пряжи
Организация трудовой деятельности: постановка цели, планирование, исполнение и оценка деятельности.
Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, схемы рисунков



Прием вязания – столбик с накидом (9ч)


22
Освоение приёма вязания - столбик с накидом.
1
Комбинированный
навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук
Организация трудовой деятельности: постановка цели, планирование, исполнение и оценка деятельности.
Текущий (практическая работа)
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

крючок, пряжа, схемы рисунков



23
Вязание круга столбиком без накида и с накидом
1
Комбинированный


Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа,



24
Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов (столбиков и воздушных петель)
1
Комбинированный
навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук
Планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения
Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа, схемы рисунков



25
Чтение и зарисовка схемы круглой салфетки.
(По служебке)
1
Комбинированный
навыки чтения и зарисовки схемы вязания

Текущий (практическая работа)

схемы рисунков



26
27
28
29
30
Выполнение мини проектов: салфетки, прихватки, игольницы.
Представление работ
5
Комбинированный
Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.



крючок, пряжа,
образцы изделий



Орнамент в вязаном изделии (2ч)

31
Узор из столбиков без накида и воздушных петель.
1
Комбинированный
навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук, навыки чтения и зарисовки схемы вязания
Организация трудовой деятельности: постановка цели, планирование, исполнение и оценка деятельности.
Текущий (практическая работа)
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую); овладение техническими навыками работы крючком.
крючок, пряжа,



32
Узор из столбиков с накидом и воздушных петель.
1
Комбинированный


Текущий (практическая работа)

крючок, пряжа,



Итоговое занятие (2ч)

33
34
Подготовка изделий к выставке. Обсуждение работ школьников. Подведение итогов. Выставка детских работ
2
выставка
Осуществление под руководством учителя проектной деятель-ности по созданию готового продукта.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Регулятивные
Коммуникативные
познавательные
готовые изделия
















































15