Статья Формирование эколого-валеологической компетенции обучающихся

Высокий уровень заболеваемости школьников, обусловленный, с одной стороны, недостаточно здоровым образом жизни, а с другой – стрессогенным характером образовательного процесса, указывает на необходимость формирования на уроках и во внеурочной деятельности эколого-валеологической компетенции и обучающихся. Важно вооружить выпускника школы багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

И.Н. Васильева,
зам. директора по УВР МКОУ СОШ № 1, учитель биологии г. Кушва Свердловская обл.

Формирование эколого-валеологической компетенции обучающихся


Словосочетание “эколого-валеологические знания”, введенное З.И. Тюмасевой*, отражает не просто факт объединения экологических и валеологических( знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов знаний. Здоровье интегрирует экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды. Под эколого-валеологической компетенцией нами понимается уровень образованности, который характеризуется знаниями о валеологической и экологической культуре и основах безопасной жизнедеятельности (далее – ОБЖ), а также умением решать жизненные задачи на основе этих знаний и способов практической деятельности.
Формирование и развитие эколого-валеологических знаний, умений и навыков должно обеспечиваться в процессе не только изучения таких дисциплин, как биология, химия, физическая культура, ОБЖ, предметной экологизации учебных курсов, но и оздоровительно-просветительской работы с родителями школьников.
Для достижения этих целей необходимо:
дополнить федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) содержанием, направленным на формирование данной компетенции;
разнообразить виды и формы организации деятельности учащихся, уделив особое внимание поисковой и исследовательской деятельности школьников в образовательном процессе.
Деятельность учителя, направленная на формирование эколого-валеологической компетенции предполагает: формулировку диагностической цели; начальную диагностику образовательных потребностей учащихся; выбор содержания, методов и форм учебно-познавательной деятельности.

Пример
Учащийся, обладающий эколого-валеологической компетенцией, должен (на примере предмета физики):
знать:
– физические параметры окружающей среды (температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, ускорение свободного падения и др.) и их нормы для комфортного состояния человека;
– виды загрязнений окружающей среды (химические, физические, биологические) и их влияние на человека;
– физические характеристики и возможности человеческого организма (температуру тела, артериальное давление, сопротивление тканей, развиваемую скорость, мощность и др.) и способы их определения;
– методы оценки состояния окружающей среды;
– пути и методы защиты окружающей среды;
уметь:
– оценивать экологическую ситуацию (владеть методами);
– определять физические характеристики и возможности своего организма;
– эффективно использовать ограниченные ресурсы природы и человеческого организма;
иметь следующие ценностные ориентации:
– заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих;
– бережное отношение к окружающей природе.
Конец примера

ЛК Определение образовательных потребностей учащихся

Важными условиями формирования у обучающихся ключевых компетенций являются учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей.
В частности, для выявления образовательных потребностей в знаниях и умениях, составляющих эколого-валеологическую компетенцию, учащимся можно предложить комплекс вопросов и диагностических заданий, позволяющих не только определить степень их информированности в вопросах данной компетенции, но и вызвать у школьников интерес к изучаемой проблеме. Диагностика может осуществляться разными методами, например, путем наблюдения за деятельностью учащихся, анкетирования, тестирования, организации бесед и т. д. Для получения объективной информации в диагностировании должны принимать участие не только школьники, но и их родители, учителя, одноклассники. В приложениях 1, 2 приведены примеры анкет “Здоровый образ жизни”, “Отношение к здоровью” для обучающихся 5–8-х классов.
В опросник можно включить следующие вопросы:
является ли для вас значимым знание факторов окружающей среды и степени их влияния на здоровье человека? Перечислите известные вам факторы;
перечислите физические характеристики для оценки собственного здоровья;
предложите пути и методы улучшения экологической обстановки в своем районе;
удовлетворены ли вы имеющимися знаниями и умениями в области экологии и здоровья человека или хотели бы их пополнить?
Следует также определить жизненно важные для учащихся вопросы и предпочтительные для каждого ученика виды учебно-познавательной деятельности.

ЛК Выбор содержания и форм учебно-познавательной деятельности
В процессе формирования эколого-валеологической компетенции на уроках химии, биологии, физики, физической культуры необходимо создавать условия для самостоятельного решения учащимися познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других вопросов, обсуждать личностно значимые для ученика проблемы.
Названные выше учебные предметы предусмотрены федеральным компонентом ГОСа. Реализация национально-регионального компонента в процессе их изучения возможна путем расширения и углубления основных разделов и тем за счет регионального содержания. Национально-региональный компонент раскрывается через содержательные линии образования, представляющие собой совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры.
Пример
В качестве основных линий образования в Свердловской области выступают те, которые наиболее полно раскрывают специфику региона в прошлом и настоящем, а именно:
художественная культура;
социально-экономическая и правовая культура;
культура здоровья и охрана жизнедеятельности;
экологическая культура;
информационная культура.
Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона.
Школьный компонент ГОСа реализуется путем включения в учебно-воспитательный процесс элективных курсов по интересам учащихся. В нашей школе это такие образовательные программы, как “Основы медицинских знаний”, “Химия в повседневной жизни человека”, “Будь здоров! Всегда здоров!”, “ Химия и питание”, “Эволюция и жизнь”, “Проектная деятельность”. Основными критериями отбора учебного материала при реализации вариативной части ГОСа являются: соответствие образовательным потребностям учащихся и дополнение федерального компонента содержанием, направленным на развитие ключевых компетентностей.
Конец примера
Учебно-познавательная деятельность должна быть самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер, иметь практическую направленность. В частности, при формировании эколого-валеологической компетенции необходимо иллюстрировать учебный материал примерами влияния природных факторов на здоровье человека, методов измерения и определения основных физических характеристик человека и т. п. Для повышения уровня мотивации учащихся в учебный материал следует включать сведения о регионе, его истории, материал практической направленности и т. д.
Для организации учебно-познавательной деятельности целесообразно применять следующие формы и методы:
подготовка сообщений по интересующим учащихся вопросам экологии и валеологии;
ведение дневника здоровья;
экскурсии, полевые практикумы;
экспериментальные задания, лабораторные работы;
создание комплексных проектов;
элективные курсы и т. д.
Пример
В нашей школе учителя химии и биологии активно применяют метод проектирования. Например, десятиклассники работали над проектом “Химия и реклама”, целью которого было расширение знаний учащихся о применении бытовой химии в повседневной жизни. Участники проекта должны были доказать, противоречит ли содержание рекламы изучаемым в школе законам и понятиям естественных наук, и проанализировать действие некоторых химических веществ, содержащихся в рекламируемых продуктах, на организм человека. Материала по этой теме немного. Учащимся приходилось работать с научными статьями, недавно опубликованными в газетах и журналах, а также интернет-ресурсами.
Конец примера

ЛК Оценка уровня сформированности компетенций обучающихся
Компетентностный подход требует изменений в системе оценивания. Необходима переориентация контроля на оценку способности учащихся применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, использовать их для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем.
Для оценки уровня сформированности компетенций мы используем количественный метод, предложенный д-ром педагогических наук, проф. П.В. Зуевым(.

Вставка на фоне
Алгоритм определения уровня сформированности компетенции:
Шаг 1. В каждой компетенции определить число структурных единиц. В частности, при изучении физики в эколого-валеологической компетенции нами были выделены: знания (5 единиц), умения (3) и ценностные ориентации (2) (см. выше).
Шаг 2. Ввести весовые коэффициенты, например:
для знаний – “1”;
умений – “1,5”;
качеств личности – “2”.
Шаг 3. Суммировать все знания, умения и качества личности с учетом весовых коэффициентов, получив максимально возможный результат, например (5х1+3х1,5+2х2=13,5 – соответствует 100%).
Шаг 4. Выделить уровни сформированности компетенции, например:
до 50% – низкий;
50–70% – удовлетворительный;
70–90% – достаточный;
свыше 90% – высокий.
Шаг 5. Вычислить фактически полученный школьником балл, найти процент от максимально возможного результата, определить уровень сформированности компетенции.
Конец вставки

Знания, умения и качества личности определяются по специально разработанным показателям и критериям в ходе наблюдения за деятельностью учащихся, беседы с ними, анкетирования, тестирования и др. Для повышения валидности данного метода одни и те же составляющие компетенции следует проверять в различных ситуациях и при использовании большего числа вопросов и заданий. В приложении 3 приведен пример матрицы уровней сформированности ключевых компетенций.
Вся деятельность учителя по формированию ключевых компетентностей должна сопровождаться постоянным отслеживанием промежуточных результатов и своевременным внесением корректив в организацию процесса обучения.

Приложение 1

АНКЕТА
“Здоровый образ жизни” для обучающихся 5–10-х классов

1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? (Оцени их, поставив от “8” – самое важное до “1” – наименее важное).
А) Иметь много денег__
Б) Быть здоровым__
В) Иметь хороших друзей__
Г) Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)__
Д) Много знать и уметь__
Е) Иметь работу__
Ж) Быть красивым и привлекательным__
З) Жить в счастливой семье__
2. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? (Из перечисленного выбери и отметь галочкой 4 условия наиболее важных для тебя).
А) Регулярные занятия спортом.
Б) Знания о том, как заботиться о своем здоровье.
В) Хорошие природные условия.
Г) Возможность лечиться у хорошего врача.
Д) Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
Е) Отказ от вредных привычек.
Ж) Выполнение правил здорового образа жизни.
3. Какие из перечисленных в таблице мероприятий присутствует в твоем распорядке дня? (Поставь галочку в нужной графе).

Режимные моменты
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Очень редко, никогда

Утренняя зарядка




Завтрак




Обед




Ужин




Прогулка на свежем воздухе




Занятия спортом




Душ, ванна




Сон не менее 8 часов





4. Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (Отметь нужное утверждение галочкой).
А) Да, конечно.
Б) Забочусь недостаточно.
В) Мало забочусь.
5. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? (Отметь нужное утверждение галочкой).
А) Да, очень интересно и полезно.
Б) Интересно, но не всегда.
В) Не очень интересно.
Г) Неинтересно.
6. Откуда ты узнаешь, как заботиться о здоровье? (Поставь галочку в нужной графе).
Источник информации
Часто
Иногда
Никогда

В школе




От родителей




От друзей




Из книг и журналов




Из передач радио и телевидения





Спасибо!
КЛЮЧ
для вопросов 1–5

Вопрос № 1. Показатель: личностная ценность здоровья
Показатель оценивается по ответу Б (“Быть здоровым”) – личностная значимость здоровья:
высокая – “6”–“8” баллов;
недостаточная – “4”–“5”баллов;
низкая – менее “4” баллов.
Вопрос № 2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.
А) –“2” балла;
Б) – “2” балла;
В) – “0” баллов;
Г) – “0” баллов;
Д) – “0” баллов;
Е) – “2” балла;
Ж) – “2” балла.
Роль поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья обучающийся:
понимает – если оценка “6”–“8” баллов;
недостаточное понимает – “4” балла;
не понимает – “2” или менее баллов.
Вопрос № 3. Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
Ежедневно – “2” балла;
Несколько раз в неделю – “1” балл;
Очень редко, никогда – “0” баллов.
Распорядок дня учащегося соответствует требованиям ЗОЖ:
полностью – сумма баллов “16–14”;
частично – сумма баллов “13–9”.
Не соответствует требованиям ЗОЖ – сумма баллов “8” и менее.

Вопрос № 4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ.

Вариант ответа
Сумма баллов, полученных на 3 вопрос анкеты


14–16
13–9
8 и менее

Да, конечно
4
3
2

Забочусь недостаточно
4
4
3

Мало забочусь
2
4
3


Учащийся оценивает свой образа жизни:
адекватно – если оценка “4” балла;
недостаточно адекватно – “3” балла;
неадекватно – “2” балла.
Вопрос № 5. Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.
А) – “4” балла
Б) – “3” балла.
В) – “2” балла
Г) – “0” балла
Информация:
очень интересна и полезна – если оценка “4” балла;
довольно интересна и полезна – “3” балла;
не очень интересна и полезна – “2” балла;
не нужна и неинтересна – “0” баллов.

Приложение 2

АНКЕТА
“Отношение к здоровью” для учащихся 5–8 классов(

Дорогой ученик! Нам очень важно узнать, как ты относишься к проблеме здоровья и здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Заранее благодарны тебе за участие в нашем исследовании.

Твой пол: _______Твой возраст _______лет. В каком классе ты учишься________

1. Оцени свое здоровье по 10-балльной шкале, где “1” балл соответствует очень плохому здоровью, а “10 баллов” – наилучшему.
2. Оцени, соответствует ли твой образ жизни ЗОЖ по 10-балльной шкале, где “1” балл – образ жизни совсем не соответствует, а “10” баллов – полностью соответствует.
3. Как часто ты болеешь простудными заболеваниями в течение года?
Поставь цифру ___________
4. Какие хронические болезни тебя беспокоят (напиши) __________________________
5. Поясни, что, по твоему мнению, означает фраза “вести здоровый образ жизни”
____________________________________________________________________________
6. Выбери и подчеркни утверждение, которое наиболее соответствует твоему обычному самочувствию на уроках:
радость;
вдохновение;
приподнятое настроение;
безразличие;
напряжение;
усталость;
раздражение;
другое (что именно)_________________________________
7. Сколько уроков физкультуры в неделю ты хотел бы посещать (подчеркни):
ноль; один; два; три; четыре; пять или шесть уроков?
8. Какие классные, общешкольные мероприятия по проблеме здоровья и ЗОЖ тебе запомнились? (перечисли)
______________________________________________________________________
9. Что, по твоему мнению, школа еще должна делать для здоровья учеников?
______________________________________________________________________
7. В каких мероприятиях городского проекта “Мы – за здоровый образ жизни!” ты бы хотел участвовать (подчеркни все интересующие тебя мероприятия):
классные часы, уроки о здоровье и ЗОЖ;
конкурсы;
спортивные мероприятия;
викторины, ток-шоу, КВН и т. д.;
психологические тренинги;
встречи с интересными людьми;
другое (укажи, что именно).
______________________________________________________________________
8. В организации каких мероприятий, посвященных здоровью и ЗОЖ, ты бы мог участвовать (например, провести беседу или соревнование для младших классов, подбирать материал в стенгазету и т. д.)
____________________________________________________________________________

Спасибо!
Обработка результатов
По результатам анкетирования можно в первом приближении судить о том, каково отношение к проблеме здоровья и ЗОЖ в данный момент у данного ученика.


Приложение 3
МАТРИЦА
уровней сформированности ключевых компетенций
учащихся ______класса
Предмет:__________________
Учитель: ___________________ (Ф. И. О.)

Инструкция. Каждая составляющая компонента оценивается в баллах следующим образом:
качество проявляется ярко – “2” балла;
качество проявляется – “1” балл;
качество не проявляется – “0” баллов.

Параметры и критерии анализа
Ф. И. О
учащихся
Всего баллов
% от максимального количества баллов
Уровень сформированности компонента
(по классу)









Оценка когнитивного компонента

Знание и понимание процессов, объектов, взаимодействия







Понимание характера (социально-экономического, технологического, политического) развития







Всего баллов







% от максимального количества баллов







Уровень сформированности компонента у ученика







Оценка деятельностно-практического компонента

Коммуникативная компетенция: сформированность речи (устной, письменной), умение задавать вопрос, вступать в диалог, высказывать свою точку зрения.







Владение общеучебными умениями и навыками

Логически мыслить







Анализировать







Сравнивать







Обобщать и делать выводы







Интегрировать информацию разных источников







Владение специальными умениями

Называть и показывать







Определять и измерять







Описывать, фиксировать, составлять







Объяснять







Прогнозировать







Всего баллов







% от максимального количества баллов







Уровень сформированности компонента у ученика







Оценка личностно-смыслового компонента

Понимание значимости общей культуры для принятия решений







Всего баллов







% от максимального количества баллов







Уровень сформированности компонента у ученика









Обработка результатов:
Уровень сформированности компетенции:
низкий – 50%;
средний (удовлетворительный) – 50%–70%;
высокий – 70%–100% уровень.


ТАБЛИЦА МОНИТОРИНГА
сформированности эколого-валеологической компетенции
учащихся_____ класса МКОУ СОШ №1 Кушвинского городского округа.
дата________
Ф.И.О. ребенка
Когнитивный компонент
(умножается на коэффициент 1)
Деятельностно-практический компонент
(умножается на коэффициент 1,5)
Личностно-смысловой компонент
(умножается
на коэффициент 2)
Всего
%
Уровень


1
2
3
4
Общий балл
1
2
3
4
Общий балл
1
2
3
Общий балл
баллов








макс.
факт.




макс.
факт.



макс
факт
макс
факт



Иванов П.




8





12




12

32




Семенов И.






































































Ответ: к каждому компоненту разработаны критерии, которые оцениваются в баллах: 0- качество не проявляется, 1- качество проявляется, 2 – качество проявляется ярко. Отсюда (умножая на соответствующий коэффициент) получается такой максимальный балл. А критерии я Вам высылала. Это- таблица « Структура и требования к формированию компетенции», разработанная учителями
естественно – научного цикла нашей школы ( см. ниже).

Структура и требования к формированию компетенции

(разработано МКОУ СОШ № 1 г. Кушва)

Эколого-валеологическая компетенция

когнитивный компонент
деятельностно-практический
личностно-смысловой

Знать методы сохранения и укрепления психофизического и социального здоровья.
Знать негативные последствия различных видов зависимости человека.
Знать экологическую ситуацию и основные методы природоохранной деятельности.
Иметь представление о нормах поведения в ситуациях, опасных для жизни и здоровья человека.
Уметь использовать методы сохранения и укрепления психофизического и социального здоровья.
Противостоять любым видам зависимости и тем людям, которые пытаются приобщить к вредным для жизни и здоровья привычкам.
Уметь правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни и здоровья людей, оказывать первую медицинскую помощь.
Пропагандировать здоровый образ жизни и участвовать в природоохранной деятельности.
Уровень физического развития и состояние здоровья.
Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Владение экологической культурой.



* З.И. Тюмасева – д-р пед. наук, канд. биолог. наук, директор Института здоровья и экологии человека Челябинского государственного педагогического университета.– Примеч. ред.
( См. с.
( П.В. Зуев, д-р педагогических наук, директор Института физики и технологии Уральского государственного педагогического университета – Примеч. ред.
( Анкета разработана по анкете Международного общественного движения “Добрые Дети Мира”– Примеч. авт.










PAGE \* MERGEFORMAT 16


FILENAME \p \* MERGEFORMAT C:\Documents and Settings\school1\Мои документы\Васильева И. Н\Статья в журнал Завуч.doc



Default Paragraph Font