«Что такое этикет и его виды».Сообщение +показ слайдов.
ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай
Сообщение
на заседании МО воспитателей
дошкольной группы
Воспитатель: Кавтаськина С.Н.
2015-16 уч.год«Что такое этикет и его виды»
Цель: обосновать необходимость формирования у дошкольников нравственных качеств и норм поведения.
Этикет – это правила поведения человека в обществе. Этикет включает в себя совокупность полезных для общества, устойчивых форм повседневного поведения в различных видах деятельности и в общении. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе и формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Начинать работу по обучению детей правилам и нормам этикета желательно уже с младшего дошкольного возраста. Цель работы заключается в том, чтобы дать детям знания, которые дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений.С раннего возраста родители начинают внушать малышам определённые нравственно-поведенческие правила. Придя в детский сад, ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива. Воспитатель формирует его представления о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на отношения дошкольника со сверстниками, родителями и с другими знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение. В содержании этикета можно условно выделить такие компоненты как: культура поведения, культура общения, культура деятельности и культурно-гигиенические навыки. Соответственно в работе над формированием культурных навыков у детей дошкольного возраста, можно поставить перед собой следующие задачи:
Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях.
Обучать детей речевым средствам общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса.
Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Воспитывать умение вежливо вести себя в общественных местах, бережно относиться к окружающим вещам и предметам.
Обучать правилам поведения за столом во время еды, учить правильно пользоваться столовыми приборами.
Воспитывать умение следить за собой, своей внешностью и одеждой.
Процесс формирования у детей навыков этикета должен быть интересным, доступным и увлекательным, для чего необходимо использовать различные формы работы:
НОД
Сюжетно-ролевые игры
Игровые обучающие ситуации
Беседы
Чтение художественных произведений
Рассматривание рисунков и фотографий
Дидактические и настольно-печатные игры.
Чтобы облегчить малышам освоение правил этикета, НОД рекомендуется строить на игровом принципе обучения. Именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно. Игры дают возможность интересно и показательно обучить детей, они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. На таких занятиях дети чувствуют себя достаточно раскованно. В игре проще моделируются ситуации общения и поведения. Во время проведения сюжетно – ролевых игр, (например: «Помощники Айболита) дети учатся получать необходимую информацию в общении, самостоятельно выбирая роли. В диалоге «Доктор – больной» - выслушивают другого человека, с уважением относятся к его мнению. Так, же дети учатся играть спокойно, не ссориться.
В игре «Фильм, фильм, фильм», дети самостоятельно различают настроения других детей (веселый, грустный, и т. д.).В сюжетно – ролевой игре «Почта», у детей формируется уважительное отношение к другим людям. Дети договариваются, играют вместе, с уважением относятся к желаниям окружающих.
В сюжетно-ролевой игре «Больница», у детей углубляются знания о труде врача, м/сестры, работника аптеки. В них формируются чуткое отношение к больному, чувство доброты и отзывчивости, развивается культура общения.
Работая над формированием навыков этикета, желательно использовать принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Выбирая то или иное задание, воспитатель продумывает, кто из детей может его выполнить, учитывая уровень мышления и психологические особенности каждого ребёнка. В ходе занятия необходимо избегать негативных оценок. В оценочную систему вводятся такие слова как: отлично, хорошо, молодец, подумай, давай вместе. Уважение личности ребёнка, понимание, дружелюбное отношение к нему, помогают создать наилучшие условия для формирования у него этикетного поведения. Общение на основе доброжелательности помогает установить с малышами тесный контакт и позволяет вызвать у них ответную доброжелательность и другие, базирующиеся на её основе чувства. Своим внешним обликом, поступками, спокойным тоном и вежливостью, воспитатель должен быть действенным примером для подражания. Основными приёмами при обучении малышей, являются наглядный показ и пояснение действий, напоминание и подсказывание как следует поступить в той или иной ситуации. Желательно проводить эту работу тонко и ненавязчиво, в интересной для детей форме. Это позволит детям с интересом и увлечением осваивать правила этикета. В поведении ребёнка на занятиях, во время самостоятельных игр или выполнения трудовых действий, проявляется культура его деятельности. Формировать у детей культуру деятельности – значит воспитывать у них привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам и др. предметам. Для этого хорошо подойдут рассказы воспитателя о хороших поступках детей или такие как: « Почему обиделись куклы.», «О чём рассказала порванная книжка.», «Помогаем друг другу» и т. д. Можно организовать беседу или создать любую проблемную ситуацию. Например: «От нас ушли игрушки», «Оторвали мишке лапу…» и др. и вместе с детьми найти правильное решение и выход из проблемы. Одна из важных составляющих частей этикета – это культурно-гигиенические навыки. Необходимость опрятности, содержание в чистоте тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Для формирования культурно-гигиенических навыков можно использовать НОД на тему «Азбука здоровья», « В гостях у Мойдодыра» и т.д., а во время выполнения режимных моментов стихотворения и потешки на подходящую тему. Прививая детям культуру внешнего вида, необходимо их учить замечать неполадки в одежде и причёске, быть аккуратными и опрятными. В этом помогут игровые ситуации : «Собираемся в гости», «Поможем куклам собраться на праздник», а также беседа «Кто опрятен, тот приятен». К гигиеническим навыкам часто относят и культуру еды, но помимо гигиенических требований, культура еды имеет и этический аспект. Так, как поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Овладение культурой поведения за столом нелёгкое для малышей дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Во время приёма пищи, используя наглядный показ и пояснение действий, учим детей пользоваться столовыми приборами, правильно сидеть за столом, есть не спеша, тщательно пережёвывать пищу. Организуя дежурство или сюжетно-ролевые игры, даём детям представления о сервировке стола, закрепляем знания о видах столовых приборов, их назначении и правильном использовании. Большое внимание необходимо уделять воспитанию у детей культуры общения (речевому этикету). Речевой этикет включает в себя правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, т.е. слов и выражений, закреплённых за типовыми ситуациями общения: приветствие и прощание, обращение, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравления и многие другие. Правильное использование этикетных формул, помогает установлению контакта между собеседниками, а также поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности и взаимного внимания. Обучение детей правилам речевого этикета предполагает введение в их словарь достаточного количества этикетных стереотипов и формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где и зачем говоришь.) Освоение правил начинается на специальных занятиях и продолжается в реальной действительности в течение дня. Например, утром дети приветствуют воспитателя и друг друга, а вечером прощаются, употребляя необходимые в общении слова. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребёнка много раз в день и в детском саду и за его пределами.Закрепление этих правил происходит не только в специально организованной деятельности, но и во всех режимных моментах жизни детского сада. Во время, которых воспитатель подсказывает необходимые слова и действия, стараясь прививать хорошие манеры как бы случайно, не навязчиво, терпеливо и не спеша. Лучше лишний раз напомнить ребёнку как нужно вести себя в какой-либо ситуации, чем ругать его за то, что он не так поступил. В процессе работы по развитию у детей навыков этикета, воспитательные воздействия должны быть едиными, последовательными и непрерывными. А также желательно и даже обязательно, участие в этом процессе родителей. Для этого работая с родителями, воспитатель проводит для них консультации и беседы, знакомит их со своими методами работы, расширяя их знания о правилах этикета и разъясняя его смысл в человеческих отношениях. Согласованность родителей и воспитателей благоприятно влияет на развитие детей и способствует более полноценному формированию у них этических навыков.Знание правил поведения позволяет ребёнку чувствовать себя уверенно и помогает ему свободно войти в мир общения со сверстниками и взрослыми, адаптироваться к новым условиям и избегать конфликтных ситуаций.
Список литературы
1.Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.
2.Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991.
3.Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
4.Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 1991.
5.Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.
6.Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.
7.Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986.
8.Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Познаём мир и себя». Мн.: «И.В.Ц. Минфина», 2002Мухина В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 1975.
Проводя свою практическую работу я использовала методики Васильевой:
Мамы и папы,
Бабушки и дедушки,
Юноши и девушки,
И даже малыши!
Мы хотим Вам предложить
Без куренья жизнь прожить.
Быть здоровым так легко:
Соки пить и молоко,
Заниматься физкультурой,
Музыкой, литературой,
Жить, мечтать, творить, любить
И, конечно, не курить.
Словно трубы не дымите,
Мы Вас просим: НЕ КУРИТЕ!!!
Приложение
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста
Сервировка стола и поведение за столом:
Знать разнообразные варианты сервировки стола;
Уметь пользоваться столовыми приорами;
Непринуждённо сохранять правильную осанку;
Знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;
Владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.
Культура внешнего вида:
Одеваться в соответствии с модой, но с учётом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;
Поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;
Уметь самостоятельно причёсываться.
Речевой этикет:
Уметь обратиться с просьбой;
Знать правила ведения разговора по телефону;
Во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.
Поведение в общественных местах:
Уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе;
Знать основные правила поведения в школе, библиотеке.
Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
Уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
Выбирать подарки и их преподносить;
Уметь принимать гостей и быть гостем.
Цель: Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.
Задачи:
✓ знакомство с правилами этикета,
✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,
✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,
✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
Содержание пособия: мнемотаблицы по этикету.
Темы:
❖ «Приветствие»,
❖ «Прощание»,
❖ «Поведение на улице»,
❖ «Правила поведения в транспорте»,
❖ «Говорим по телефону»,
❖ «Идём в театр»,
❖ «Поведение в магазине».
Ход игры:
Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения, дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки.
Тема: «Приветствие»
- называется имя
- улыбка согревает приветствие
- младший первый приветствует старшего
- руки в карманах не держим
- входящий первый приветствует присутствующих
- мужчина первый приветствует женщину
- первая подаёт руку для рукопожатия женщина
- не жуём, когда приветствуем
- при разговоре смотрим на «третий» глаз
- для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).
Тема: «Прощание»
- при прощании используем пожатие руки
- кивок головой
- взмахивание рукой
- дружеское прощание: пока, счастливо, чао- если предполагается встреча говорим « до встречи»
- как вы прощаетесь с родителями перед сном?
- само слово «прощай» означает конец встречи.
Тема: «Поведение на улице»
- на улицу выходим опрятно одетыми
- двигаемся по правой стороне дороги
- шеренгой по улице не ходим
- девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)
- дорогу переходим по зеленому сигналу светофора
- на улице не кричим
- на улице не мусорим, для бумажек есть урна
- на улице ничего не жуем
- можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать
- если на улице несчастный случай, звоним по 03.
Тема: «Правила поведения в транспорте»
- при выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке
- уступаем место инвалидам, маме
- не обсуждаем громко свои проблемы
- не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье
- в транспорте не причесываемся
- не едим
- уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)
- троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди
- если нам уступили место, то благодарим и отказываемся
- не толкаем всех локтями
- если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.
Тема: «Говорим по телефону»
- не жуём, разговаривая по телефону
- не зеваем, навевая скуку на своего собеседника
- если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер
- если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним
- и второе – представляемся, т. е. называем свое имя
- все телефоны записываем в записную книжку
- обязательно выучим свой номер телефона
- звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать
- спрашиваем, не оторвали ли от важных дел
- долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу
- если мы попали не туда, извиняемся
- если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".
Тема: «Правила дружбы детей группы»
- не деремся
- не жадничаем
- не ссоримся
- не кричим друг на друга, говорим спокойно
- жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь
- извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать
- если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле
- не обманываем
- приносим в группу игрушки и угощение всем детям.
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ « РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ » ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:
1. Как поступить, если: мама пришла с работы очень усталая, бабушка не может вдеть нитку в иголку, другу понравилась твоя машинка, девочка упала и больно ударилась, брат просит у тебя карандаш, дедушка чинит свою машину, соседский мальчишка разбил окно, ты разбил любимую папину чашку.
Вариант 1: все встают в круг, воспитатель (ведущий) задает вопросы, половина участников игры показывает действия, не говоря ни слова, другая половина угадывает, что им было показано.
Вариант 2: дети сидят на стульчиках, и каждый на вопрос воспитателя придумывает свой ответ, отличный от других; выбирается самый лучший из ответов.
Игра развивает фантазию, заставляет детей показывать простые действия, задумываться о способах помощи и поддержки.
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ «Кто первым поздоровается».
- Катя встретила во дворе Мишу (разыграть сценку);
- Татьяна Ивановна ждет ребят в детском саду. Первым пришла лена, последним Ваня (младший здоровается с воспитателем и ребятами);
- Сережа и Коля вышли на улицу и увидели друг друга (кто вежливее);
- Толя с мамой встретили на улице мамину подругу (первыми приветствуют друг друга женщины, затем Толя).
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ЗНАКОМСТВА:
- Лена привела домой подружку Машу, чтобы познакомить ее с мамой. Как это сделать?
- Игорь знакомит папу и друга Василия (папе представляют друга);
- Федя знакомит свою сестру Свету и друга Егора (Егору представляют свету);
- Надя знакомит своих друзей Веру и Толю (Вере представляют Толю);
- Алеша сам представляется Юре, чтобы завязать знакомство;
- Оля и Коля хотят познакомиться друг с другом. Как это сделать?
2. ИГРА «НАШИ ИМЕНА»
Цель: помочь воспитателю и детям запомнить имена детей группы, способствует развитию внимания, координации движений.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети садятся на стульчики в кружок, каждый участник должен хлопнуть в ладоши 1 или 3 раза (правой, левой рукой по коленке, затем в ладоши), повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, четко назвать свое имя. Воспитатель играет со всеми и отмечает: кто произнес свое имя четко, с гордостью; кто тихо, словно оно ему неприятно; кто очень красиво, по – доброму улыбнулся и т.п.
ИГРА «ВЕЖЛИВЫЙ КОТИК»
ОПИСАНИЕ ИГРЫ:
Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова
Приходите к нам котята (медвежата, зверята),
Рады видеть вас всегда.
Остановившийся на последнем слове напротив игрушки говорит приветственное слово, не повторяя уже сказанного. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов.
Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе
Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.
ЦельУсвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.ЗадачиНаучить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.Воспитывать моральные и нравственные качества.
Игровые ситуации
Вежливая просьбаЦель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.
Об уступчивостиЦель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?УтешениеЦель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.
Обращение к взрослому человекуЦель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.
Проблемные ситуации
1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?3.Кто из девочек поступил этично?… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".Миша отвечает: "Сейчас".Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.
Тема: «Идём в театр»
- в театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)
- не забываем взять билет
- приобретаем в театре программу
- после первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале
- после третьего звонка вход в зал запрещён
- в буфете можно попить и поесть
- в зале не едим, не кричим
- представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)
- спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.
Тема: «Поведение в магазине»
- придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей
- не берём животных в магазин
- в магазине встаем в очередь
- корзина для товара
- продукты берём руками только в упаковке
- этикетные нормы обращения к продавцу
- сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь
- не кричим в магазине
- не бегаем по магазину.
Первичные ценностные представления о добре и зле, дружеских взаимоотношениях даются ребёнку не через систему занятий, а через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей.
Дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений в различных видах деятельности. В дошкольном возрасте рождается игра, которая становится ведущей деятельностью.
в игре формируется первое схематичное детское мировоззрение;
возникают первые этические нормы «Что есть добро и есть зло»;
ребёнок отделяет себя от мира других людей.
Дружеские взаимоотношения, умение следовать примеру хороших людей, осуществляется посредством коммуникативного общения:
1. Это организация этических бесед;
2. ситуативные разговоры;
3. педагогические ситуации;
4. рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев;
5. составление рассказов.
Образовательная деятельность включает в себя проектную деятельность. Проекты разделяются на «игровые», «экскурсионные», «повествовательные», «конструктивные».
Образовательная деятельность включает в себя познавательно – исследовательскую, с использованием карточек методов исследования.
Итог проектной деятельности – это презентация проектов.
Доброй традицией нашего дошкольного учреждения стало - выпекать жаворонков – символа весны, добра, теплоты.
Свои добрые поступки ребята доверяют весёлому клоуну.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
приветствие.
прощание
поведение на улице
в транспорте
говорим по телефону