Урок обучения грамоте (чтение) Тема Буквы Л л — М м. Закрепление
Урок обучения грамоте (чтение) 1 класс
Тема: Буквы Л л – М м: закрепление
Цель: учить слышать звуки слова и выделять их в указанной позиции; осознавать необходимость узнать буквы для обозначения этих звуков, запоминать облик и названия букв; находить новую букву среди ранее изученных.
Задачи: вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков; читать, устанавливать связь между звучанием, написанием и значением слов; наблюдать за изменениями слов, составлять и читать слова. Сравнивать слова по значению; объяснять различие в значении слов, отличающихся одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы; соотносить прочитанные слова с картинками, критически оценивать их соответствие, задавать вопросы о значении слов; находить предлагаемые слова в текстах; изменять слова. Осознавать правило чтения прямых слогов, действовать по этому правилу. Контролировать правильность и беглость чтения слогов и слов. Классифицировать изученные буквы, осознавать необходимость дальнейшего изучения букв. Соотносить отдельные предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации. Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации.
Ход урока
I. Организация класса
II. Повторение
1. Повторение изученных букв гласных звуков
Совершим прогулку по Буквограду.
− Найдите дом, в котором «живут» уже изученные буквы.
− Прочитайте их и дайте общую характеристику.
(это буквы гласных звуков)
ы и
а
о
у
э
− Какую работу они выполняют?
( Вот эти буквы «командуют» букве согласного: «Читайся твёрдо!». А буква и требует: «Читайся…»
(договаривают: «…мягко!» )
2. Повторение изученных букв согласных звуков
− Найдите в Буквограде среди «жильцов» второго дома изученные буквы. Назовите их.
− Расскажите, что вы знаете о них.
«Буква «эль» обозначает согласные звуки [л] или [л’];
буква «эм» обозначает согласные звуки [м] или[ м’]».
3. Характеристика согласных звуков.
КАССА
− Покажите карточку со звуком [л, л′, м, м′]. Дайте характеристику звуков: [л, л′, м, м′].
− Назовите пары по глухости.
(нет)
На доске:
Л, л М, м
− Посмотрите на значки звуков – в них во всех есть «звоночки».
III. Целеполагание
− Какую учебную задачу поставим?
(учиться читать с буквами М, Л)
IV. Работа по теме
1. Чтение слогов.
−Как узнать, твёрдо или мягко нужно произнести звук, обозначенный буквами л или м?
(Посмотреть на букву гласного. Буквой согласного «командует» буква гласного.
ы и
а
о
у
э
− Хором скажем правило чтения, которое она подсказывает.
«Вижу буквы ы, а, о, у, э – перед ними буквы согласных читаю твёрдо;
вижу букву и - буквы согласных читаю мягко».
(Можно и короче: перед буквами… буквы согласных читаю…)
2. Чистоговорка
Ма-ма-ма
Мо-мо-мо
Му-му-му
3. С. 72. Разгадывание звуковых загадок (подбор слов к схемам).
− Разгадаем звуковую загадку. Подберём слово к схеме.
− Дайте характеристику 1, 3 звукам.
(первый должен быть согласный, твёрдый, звонкий; третий – …)
− Какое слово может быть здесь записано?
− Проверим. Подходит ли это слово.
− Произнесём слово: какой 1-ый звук, 2? 3? …?
− Какое второе слово задумано? В чём его особенность?
(«Наверное, это имя, так как показана большая буква».)
− Предлагаю имена Маша, Лида, Люся, Мила.
(Сначала выбирают по соответствию звуковой схеме, а затем и по второму условию: возможность в указанных местах использовать буквы м или л (Мила).
4. С. 72. Звуковые схемы. Умение использовать большую букву.
К нам в гости пришли девочки. Давайте познакомимся.
НА ДОСКЕ: СХЕМЫ
− Кто из девочек Лиля, а кто – Лара?
− Первый звук какой буквой обозначим?
5. С. 72. Чтение слогов
НА ДОСКЕ
− Прочитаем первую строку слогов.
(один, хором)
___ что обозначает этот значок?
(среди записей найди слова)
− Найдите, чем один слог отличается от всех других?
(в слоге ли другая первая буква)
− Прочитаем слоги столбиками.
− Чем отличаются слоги в столбике?
(появлением буквы и значения, т.е. превращением слога в слово)
( слоги-слова есть и в первой строке)
6. С. 72. Чтение слов. Работа в паре.
− Что обозначает этот значок?
(Выделение слогов, поможет в чтении слов.)
− Прочитайте сначала 1-ую строку слов, поделив на слоги. Работаем в паре.
(один, хором)
− Прочитайте 2-ую строку слов, поделив на слоги. Работаем в паре.
(один, хором)
− Решите, какие слова можно отнести к мальчику, а какие – к девочке.
− Прочитаем столбики слов, выделяя ударение.
7. С. 72. Чтение слов, готовящих к восприятию предложений.
НА ДОСКЕ
− Прочитаем слова.
− Чем различаются?
( слогами и значением слов)
8. С. 72. Чтение предложений.
− Сколько слов в предложении?
− Какая допущена ошибка?
(нет знака в конце)
− Найдите в букваре предложения. Прочитайте. Какое выберем?
У Лили лилии?
У Лили лилии.
− Отметьте опасные места. Работа в паре.
− Прочитаем: один спрашивает, а другой отвечает.
V. Закрепление
1. С. 73. Чтение слов. Разминка перед чтением предложений.
− Прочитайте 1-ую строку.
− В двух последних словах первой строки отметьте буквы безударных гласных.
− Прочитайте 2-ую строку.
− О каком действии можно спросить что делала?, а о каком – что сделала?
2. С. 73. Чтение предложений
− Закончи предложение.
У Оли и Эли ____________ .
− В предложении содержится сообщение или вопрос?
Мыло у мамы или у Милы?
− Прочитаем предложение.
− Ответьте на вопрос предложения.
3. Чтение слов и предложений
НА ДОСКЕ
мама, Мила, мыло, мыла
− Слова рассыпались, составьте предложение, изменяя их.
− Прочитайте, какое предложение составила я.
Мама мыла Милу мылом.
− Сколько слов в предложении?
4. С. 73. Чтение предложений под картинкой. Скороговорка
Мама мыла милу мылом.
Мама мыла милу мылом?
− Сравните предложения.
− А теперь прочитаем.
− Предложение с вопросом читаем, каждый раз выделяя слово.
(логическое ударение слов)
− Попробуем ускорить темп чтения.
− На месте каких букв, из-за каких звуков возникают трудности быстрого чтения?
− Дома потренируйтесь сами и привлеките к чтению скороговорки взрослых.
5. Дифференцированные задания. В паре
Чтение с буквами М, м, Л, л.
VI. Итог. Рефлексия
− Что понравилось? Что легко далось?
− Что оказалось трудным?