Выступление на ШМО ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Выступление на методическом объединении
учителей 4 классов по теме:
«ФОРМИРОВАНИЕ
НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Учитель 4 б класса
Карькова Е.А.
26 февраля 2015 г.
ФОРМИРОВАНИЕ
НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Личностный подход (в педагогике) — это индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию.
Духовно-нравственное развитие личности в своей основе представляет формирование знаний о нравственных ценностях, формирование отношений к окружающему миру и формирование опыта нравственно духовного поведения.
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения объявлено приоритетным направлением государственной образовательной политики РФ и закреплено:
в Законе РФ «Об образовании»
в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (среднее (полное) общее образование)
Выписка из проекта Федерального государственного образовательного стандарта: «Стандарт направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся (раздел «Общие положения»).
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".
в Государственной Программе развития российского образования на период с 2013 до 2020 года
в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
в распоряжении Правительства РФ “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы
Какова степень актуальности поставленной выше задачи?
Цифры в подтверждение: С 2010 Россия занимает 1-е место в мире по количеству самоубийств среди подростков, каждый 12-й предпринимает попытку уйти из жизни, у каждого 3-го бывают суицидальные мысли. Ежегодно погибает около 2800 человек, а покушений в 3-4 раза больше. За последние 5 лет покончили жизнь 14157 несовершеннолетних детей. В 90% случаев – это попытка привлечь к себе внимание и заявить о своих проблемах, и только в 10% целью действительно было самоубийство. 62% случаев связано с семейными конфликтами, чувством одиночества и утратой смысла жизни.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания:
1) воспитание уважения к нравственным нормам традиционной христианской морали;
2) знакомство с храмами как духовными святынями Отечества;
3) формирование чувства любви к Родине, городу, району на основе изучения национальных культурных традиций и исторических ценностей;
4) развитие музыкальной культуры, приобщение учащихся к классической, духовной и народной музыке;
5) ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается:
педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. (Концепция)
В процессе формирования личности и воспитания нравственности всегда решающее значение имели понятия Ценности и идеала.
Что же такое ИДЕАЛ?
В научных педагогических работах идеал рассматривается в контексте его влияния на формирование личности, поэтому его сущность неотделима от выполняемых педагогических функций:
1) идеал – это цель воспитания (П.Ф. Каптерев, В.А. Сластенин);
2) идеал – это средство воспитания (В.А. Сластенин);
3) идеал – это метод воспитания (Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина);
4) идеал – это критерий воспитанности личности (В.А. Сухомлинский, В.Э. Чудновский);
5) идеал – это основной мотив и действенный стимул самовоспитания (В.А. Сухомлинский);
6) идеал – это регулятор поведения и деятельности человека (З.И. Гришанова);
7) идеал – это основа для создания жизненных прогнозов, программ и стратегий (В.А. Сластенин).
Идеалы школьников начала XX и XXI веков разительно отличаются.
В начале 20 века большинство называют своим идеалом следующих людей:
писатели, поэты: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Надсон, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, Н.А. Некрасов, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Ф.М. Достоевский, Сенкевич, Шекспир и др.; литературные герои: Ш. Холмс, Р. Крузо, Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Рудин, Лиза (И.С. Тургенев), Базаров, Соня (Л.Н. Толстой), Нехлюдов, Левин, Анна Каренина, княжна Мэри (М.Ю. Лермонтов), Раскольников, Катерина (А.Н. Островский), Нат Пинкертон, Ник Картер и др.императоры, реформаторы, политические деятели и др.: Петр Великий, Александр II, Владимир св., Екатерина II, Борис Годунов, Елизавета Петровна, Марфа Посадница, Мария Стюарт, Жанна Д'Арк, Владимир Мономах, кн. Ольга и др.;
ученые, изобретатели: Сократ, Брем, Д.И. Менделеев, Дж. Бруно, Г. Галилей, Стефенсон, Эдисон, Уатт и др.; религиозные деятели: Иисус Христос, св. Серафим Саровский, Бог и др.;
путешественники: Колумб, Пржевальский, Магеллан и др.
военные герои: Наполеон, Александр Македонский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Александр Невский, Минин, Пожарский, Ермак, С. Разин, Е. Пугачев, М.Д. Скобелев, Гарибальди, Дмитрий Донской и др.эстетические идеалы: Рафаэль, И.Е. Репин, Бетховен, Шопен, Римский-Корсаков, Лист, Моцарт, Аренский, Айвазовский, Яворская, Вяльцева, Леонардо да Винчи, Верещагин, В.М. Васнецов и др.В начале 21 столетия идеалами учащихся стали:
отечественные и зарубежные певцы, актеры, шоумены: Ксения Собчак, Дженифер Лопес, Перис Хилтон, Алла Пугачева, Клара Лучко, Ван Дамм, Витас, Мадонна, Тото Кутуньо, Дима Билан;
спортсмены: Сычев, Татьмянина, Аршавин, Буре, Рональдо, Кабаева, Тайсон, Кличко, Дзю;
исторические личности: Цезарь, князь Владимир, Петр I, Колумб, княгиня Ольга,
Г. Шелихов;
политики: В.И. Ленин, В.В. Путин, Д.А. Медведев;
поэты, писатели: А.С. Пушкин, С.А. Есенин, М.Ю. Лермонтов; литературные герои и герои художественных фильмов: князь Мышкин, Даниил Маковский, Дубровский, Исаев (Штирлиц), Рембо, Тарас Бульба, Робин Гуд.
Мотивы выбора идеала школьников начала XX и XXI веков
У школьников 20 века преобладают альтруистические мотивы. Материальные ценности привлекают очень немногих, так как «богачей» в качестве идеала называют единицы.
Школьники 21 века часто используют выражение «Хорошо устроился в жизни», где под словом «хорошо» понимается богатство, известность, популярность.
Привлекательные качества для школьников начала XX и XXI веков
Начало XX века:
доброта,
честность,
справедливость, артистические таланты,
ум,
сила воли.
Предпочитаемые качества:
целеустремленность, самостоятельность, амбиции, решительность, инициативность, независимость, твердая воля и самоконтроль, предприимчивостьОтвергаемые качества: грубость, хамство, деловая необязательность, алкоголизм, проституция
Ценностные ориентации подростков и молодежи XXI века.
Предпочитаемые ценности:
удачный брак,
семья,
материальный достаток,
хорошая работа,
успешная карьера,
здоровье свое и членов семьи,
полезные знакомства и надежные дружеские связи,
счастливая семейная жизнь
Игнорируемые ценности:
общество,
общественная польза,
общественное благо,
Родина,
человечество,
Земля
Количество идеалов школьников.
С 1994 года по 2014 год снижается количество школьников, имеющих положительные идеалы. Если по данным конца XX века нравственные идеалы имели от 40 до 60% учащихся, то более поздние исследования показывают что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет.
Причины современного социокультурного состояния общества, характеризующегося ценностным кризисом:
отсутствие общепринятого общественно-образовательного идеала;
негативное влияние средств массовой информации, пропагандирующих идеалы потребления, культивирующих материальные потребности людей, фиксирующих в сознании модус обладания;
отсутствие единого культурно-воспитательного пространства в стране;
отсутствие идейной интеграции институтов воспитания: учреждений культуры и образования, семьи, средств массовой информации, печати, кино;
слабое влияние церкви на духовно-нравственное состояние общества;
перекос образовательной политики в сторону прагматизма образования, уход воспитания из школы;
отчуждение педагога от ученика, а ученика от педагога, школы от семьи и наоборот;
коммерциализация образовательной системы
Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания можно перечислить по степени важности:
нравственный пример педагога; (на первом месте!);
социально-педагогическое партнёрство;
индивидуально-личностное развитие;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания.
Организатором реализации духовно-нравственного воспитании в средней школе и учреждении дополнительного образования является педагог.
Исходя из этого необходимо выделить ряд требований, предъявляемых к личности современного педагога:
высокий уровень профессионально-педагогических ипсихологических знаний
духовно-нравственная зрелость
развитие компетентности педагогических кадров
наличие творческого потенциала
профессиональная ответственность
Известные русские педагоги и философы прошлых столетий, выделяли развитие и воспитание человека, выросшего в условиях российской морали, как нечто особенное и отличительное от любой европейской страны.
Николай Бердяев писал в своих работах: «Образование – это восхождение человека к своему очеловеченному «божественному» образу».
Константин Ушинский считал, что «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – деятельность без цели.» Образовательный идеал отечественной школы
Дореволюционная школа – образ Иисуса Христа
Начало XX века -
1.герой-революционер
2.христианско-православный идеал
3.свободно развивающаяся личность
В советской школе - коммунистический идеал.
ФГОС (Федеральные Государственные образовательные стандарты) - предлагают нам реализовывать данную проблему в полном соответствии с педагогическими принципами. А именно:
принцип ориентации на идеал (компетентный, духовно зрелый, обладающий общепринятыми в обществе ценностями и т.д.)
аксиологический принцип (ценности определяют содержание духовно-нравственного воспитания)
принцип идентификации (Что такое хорошо и что такое плохо, на примерах)
принцип диалогического общения и так далее, но акцент делается на младший школьный возраст.
Современный образовательный идеал представлен в трёх концепциях:
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Существует множество методов изучения идеалов и ценностей, применяемых в педагогике.
Методы изучения идеалов и ценностей:
анкетирование,
индивидуальные беседы с учащимися,
интервьюирование,
сочинения и рефераты,
наблюдение,
учительские характеристики учащихся,
изучение документации (например, классных часов и собраний с записями суждений школьников, писем, библиотечных формуляров),
запись выступлений учеников на диспутах и читательских конференциях с последующим анализом,
беседы с родителями, педагогами,
интервью с выпускниками школы и наблюдения за выпускниками после окончания школы,
эксперимент,
анализ данных о выпускниках,
самооценка
Методики изучения идеалов и ценностей
«Недописанный тезис», «Незавершенный рассказ», «Прерванный диалог» (Н.Е.Щуркова)
Опросник ценностных отношений (Д.В.Григорьев)
Методика изучения ценностных ориентаций (М.Рокич)
Анкета о нравственных идеалах (С.Л.Гостомыслова, З.И.Гришанова)
Методы формирования нравственных идеалов и ценностей
общественное поручение,
детские движения (скауты, миротворцы, волонтеры, шефы, следопыты, лидеры и т.д.),общественно полезная деятельность учащихся,
художественная самодеятельность,
соревнование и состязание,
похвала и критика,
пример как модель ценностного выбора
Педагог может использовать разнообразные примеры:
из жизни и деятельности выдающихся личностей,
из жизни и деятельности близкого окружения воспитанников,
личный пример педагога.
«Личность воспитателя значит все в деле воспитания».(К.Д. Ушинский).
Формы воспитательной работы:
коллективное чтение и обсуждение книг, поднимающих нравственные проблемы,
этические беседы,
дискуссии, диспуты на этические темы,
знакомство с биографиями знаменитых людей,
рассказы учителя о подвигах героев войны,
экскурсии по местам боевой и трудовой славы, на заводы, фабрики и т. п.,
праздники, конкурсы «Умники и умницы», «Рыцарские турниры», «Мисс-весна», «Мисс-обаяние» и т.п.,открытие памятников и обелисков,
кружковая работа, клубы по интересам,
лекции-концерты,
добротворческие дела: «трудовые десанты», подготовка лекторских групп старшеклассников для чтения лекций по профилактике наркомании, алкоголизма и др.
Условия формирования нравственных идеалов и ценностей:
целенаправленность и систематичность в работе (не мероприятийность!);
воспитательная среда образовательного учреждения;
рефлексивная диагностика нравственных идеалов;
открытая коммуникативная позиция педагога;
рефлексивно-ценностный диалог как основа воспитательной технологии.
Рассмотрим понятие ТЕХНОЛОГИЯ.
В современной педагогике технология рассматривается как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (В.П.Беспалько).
Наиболее эффективные воспитательные технологии - это:
педагогика сотрудничества
гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвилитехнология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского
технология коллективной творческой деятельности И.П.Иванова
технология саморазвития личности Г.К.Селевко и др.
«Мастерская» как метод:
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникли благодаря идеям свободного воспитания Л.Н.Толстого, практической деятельности С.А.Рачинского, исследованиям Л.С.Выготского, теоретическому наследию А.С.Макаренко, а также основам философского учения Ж.-Ж.Руссо и современных французских последователей теории познания Гастона Башляра. Мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта.
Педагогическая мастерская – это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для получения новых знаний и опыта путем самостоятельного и коллективного открытия. В основе мастерской лежит творческая деятельность каждого обучаемого.
Принципы и правила ведения мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников.
2. Право каждого на ошибку.
3. «Педагогика успеха», самооценка и самокоррекция.
4.Предоставление свободы в рамках принятых правил.
5. Диалоговость - главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
6.Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
7.Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Учитель не ставит вопросы, не отвечает на них.
Главный принцип мастерской
Ученик должен САМ:
найти ответы на возникшие у него вопросы;
получить ответы на эти вопросы;
оценить полученное знание.
Мастерская – это:
Дискуссия
Диалог
Полемика
Оживленная непринужденная обстановка
Творчество
Самоанализ
Технология педагогических мастерских
Где почитать:
1.Галицких Е.О От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентаций: Для педагогов и школьников: Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2003. В пособии представлена теория и практика педагогическихмастерских ценностных ориентаций, которые являются
инновационным педагогическим опытом решения воспитательныхпроблем в современной школе.
2.Мухина И.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Кн. для учителя. – СПб., 2002.
3.Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или…: Развитие филос.-пед. идей «Фр. группы нового образования» и их реализация в соврем. шк. России. – СПб.: Фил. изд-ва «Просвещение», 2001.