Методический доклад на тему «Формирование нравственных идеалов средствами музыкального искусства»
Администрация города Курска
Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 2 имени И. П. Гринёва»
Методический доклад
на тему: «Формирование нравственных идеалов
средствами музыкального искусства»
преподавателя Черкашиной Ольги Ивановны
г. Курск
2014 г.
План
Роль музыкального искусства в воспитании личности
Пение - вид музыкальной деятельности, влияющий на духовно-нравственное развитие детей
Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей
Вокальное искусство, как один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству
Вокальная музыка - сочетание музыки и поэзии.
Концертная деятельность, одно из важнейших звеньев в воспитании духовно-нравственного мира обучающихся
Роль музыкального искусства в воспитании личности
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем, и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.
Преподаватель должен научить обучающихся, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.
Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества.
В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость преподавателя детской школы искусств, ведущего своих учеников к добру, истине, красоте.
Преподаватель школы искусств должен в первую очередь осознавать стратегические цели своей деятельности, видеть конечный и промежуточный результаты образования школьников, обобщая свою позицию на философском и методологическом уровнях.
Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы– все это объединено одним словом – Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование.
Пение - вид музыкальной деятельности, влияющий на духовно-нравственное развитие детей
Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития.
На уроках в школе звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.
Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению обучающегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и многоголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащает опыт вокальной импровизации.
Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности обучающихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее, и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.
Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала.
Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющиеся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.
Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного мира будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родной природе, чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков. Очень любят дети небылицы, в которых развиваются события совершенно нереальные. Они развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.
Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы обучающиеся стремились к добру,- для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и чувствительность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования. Песня утверждает поэтическое видение мира.
Вокальное искусство, как один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству
Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству.
Вокальное воспитание — сложная, многогранная система, которая влияет на формирование творческой индивидуальности и может оказывать целенаправленное воздействие на личность подростка.
Необходимо создание эстетической среды вокального обучения подростков, которая предполагает наличие:
благоприятной нравственно-эстетической атмосферы;
эстетической материальной среды, выражающейся в эстетике обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, преподавателя и обучающихся, эстетике одежды;
эстетических акцентов работы, позволяющих воспитывать в подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду в ее эстетических, нравственных характеристиках;
благоприятного музыкально-эстетического окружения, эстетического фона, исключающего влияние низкопробного вокального исполнительства на подростков посредством воспитания у обучающихся психического отторжения любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;воспитательных мероприятий по развитию у подростков способности к эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.
Необходимость эстетической среды вокального обучения подростков обуславливается ее богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая среда - это совокупность объектов действительности, обладающих воспитательным влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков. Таким образом, создание эстетической среды в классе исполнительства является необходимым условием вокального воспитания подростков.
Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность. Поэтому, нравственный урок – это явление любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия. Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. Многие обучающиеся просят принять их в хоровой класс ДШИ, но не все способны выдержать нелёгкую работу, которая заключается в напряжении волевых, эмоциональных качеств личности. Чтобы достичь хорошего, качественного вокального исполнения, которое бы заинтересовало слушателя, вызвало бы в нём энергетический, душевный подъём, нужно пройти не одну ступень вокальной подготовки и, самое главное, развить в себе глубину чувств внутреннего мира. Только тогда может возникнуть высоко духовная связь между зрителем и исполнителем. Достигнуть исполнительского мастерства можно только кропотливым трудом.
Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение. Существует громадное количество произведений не только классической музыки, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка. Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей. Таким образом, репертуар должен отвечать следующим требованиям:
развивающий и воспитательный характер словесно-музыкального материала;
доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей;
посильность вокально-интонационного материала - степень сложности произведения должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся;
яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия как интеграция художественного, образного, интонационного);
гуманистический характер произведения, утверждение позитивного жизненного начала;
отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма. Естественно, что не каждое произведение может включать все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей. В репертуаре моих обучающихся ведущее место занимают патриотические песни о родине, красоте родной природы, о дружбе. Песни современных композиторов А. Ермолова: «Россия», «Если мы будем дружить», «Я желаю тебе», «Вместе ты и я», «Желаем удачи!»; А. Варламова: «Подари улыбку миру», «Наши друзья»; Ж. Колмагоровой: «Отчий дом», «Мама», «Мир детям» и ещё много других произведений прошлых лет, близких по духу современной молодёжи. Они мелодичны, просты, несут много добра, света, любви.
Вокальная музыка представляет собой сочетание музыки и поэзии.
Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувственного произношения нет выразительности. И все это - объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития художественного вкуса.
Доктор психологических наук Ю. Забродин в одной из статей высказал такую мысль: «Мы, люди старшего и среднего поколений, привыкли считать, что интеллект человека может быть оценен по тому, как он воспринимает написанное, как выражает свои мысли – в общем, как он логически мыслит.»И пению, соединяющему в себе четыре вида искусств – музыку, поэзию, вокальное и драматическое исполнительство, - следует отвести в этом одну из главных ролей.
Концертная деятельность, одно из важнейших звеньев в воспитании духовно-нравственного мира обучающихся
Одним из важнейших звеньев в воспитании является концертная деятельность. Выступление на концертах - это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности обучающегося, коллектива, демонстрирует сплоченность, дисциплину, музыкальность, способность слушать и слышать руководителя, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях - авторитетное жюри. С первого года обучения мои обучающиеся класса эстрадного вокала постоянно принимают участие, как солисты, так и в составе вокального ансамбля во всех праздниках и концертных мероприятиях детской школы искусств, в общеобразовательных школах, городских площадках. Это концерты, посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей», «Дню Матери», «Дню пожилых людей», и другие мероприятия. Дети не только познакомились с прекраснейшим песенным материалом, но самое главное – они проникались огромным состраданием к старикам, к которым приходят с концертом в центр реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидам, видели слёзы и сами плакали с мамой героя, погибшего в Афганистане, искренне преклонялись перед подвигом ветеранов войны.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков. Таким образом, особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений музыки максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире.
Список литературы:
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.
Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.
Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.
Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.
Асафьев Б.В. о музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М. Орловой. – М.; Л., 1965.
Ушинский К.Д. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. – Пермь: ПГПИ, 1974. – 194 с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.
Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // В кн.: Новое педагогическое мышление. – М., 1989.
Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М., 1984.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.
Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985.
Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995.
Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.