Статья на тему Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка
«Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка»
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы комму-никативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как ком-муникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям:
социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потреб-ностями предприятия и общества);
коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т. ч. и компьютерного программирования);
социально-информационная компетенция (владение информационными техноло-гиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);
когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);
межкультурные компетенции;
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).
Формирование ключевых компетенций определяется реализацией воспитывающей функ-ции обучения иностранному языку в школе, проектированием и созданием воспитатель-ных ситуаций.
Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках – это технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении иностранного языка. Она может применяться на различных этапах обучения английскому языку и способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор учащихся.
Ситуация – это универсальная форма функционирования процесса общения, существую-щая как интегрированная система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нрав-ственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникаю-щая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся. По мнению Пассова Е. И. именно такое понимание ситуации дает возможность моделировать их в учебном про-цессе и создавать условия, адекватные реальным.Пассов Е. И. выделяет несколько типов ситуаций:
Ситуации социально-статусных взаимоотношений. (Урок-телемост, обсуждение прав и обязанностей граждан других стран, беседа с иностранцами о традициях, обычаях, быте страны изучаемого языка)
Ситуации ролевых взаимоотношений. (проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения поможет лучше узнать взаимоотношения детей, повлиять на личностные качества учащихся, на их мотивацию к изучению языка)
Ситуации отношений совместной деятельности. (Обмен опытом, групповая работа)
Ситуации нравственных отношений.
Реальные ситуации – это ситуации, максимально приближенные к жизни. А для того, чтобы максимально приблизить учебные речевые ситуации к условиям реального общения, необходима заинтересованность говорящих в содержании разговора и необходимости вести этот разговор на иностранном языке.
Основные параметры моделирования реальных речевых ситуаций общения:
мотивированность
целенаправленность
информативность процесса общения,
новизна
ситуативность
характер взаимодействий общающихся
система речевых средств.
Условия создания реальных речевых ситуаций общения:
Постановка коммуникативных задач, которые связаны с личностью и жизнью обучающегося, затрагивают его эмоциональную и интеллектуальную сферы;
Использование разнообразных стимулов, учитывающих особенности школьников разного возраста, уровень их знаний, навыков и умений;
Стимулирование учащихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному.
Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английкого языка ставят обучащихся в условия, сходные с естественными, будят воображение, заставляют оформлять свои мысли и чувства иноязычными средствами, позволяют активизировать разговорные формулы, повседневно-бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них свое внимание.
Моделирование реальных ситуаций общения можно представить в следующих упражнениях:
представленная тема к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи (задаётся в виде тактики речевого поведения, ключевых образцов);
серия картинок, с использованием ключевых слов (картинки изображают последовательность действий);
ситуативные картинки с простой (усложненной) неразвернутой ситуацией;
моделирование ситуаций на основе видеофильмов и презентаций;
на основе сообщаемой информации;
использование имеющихся данных о ситуации, например, начало и окончание диалога;
на основе ключевых слов;
на основе визуального стимула и ключевых слов;
тексты с неразвернутой ситуацией;
к монологическому высказыванию путём оживления и расширения последнего;
моделирование ситуаций применительно к новым условиям в рамках данной темы;
типичные ситуации общения по теме;
составление микро-диалогов на разные темы;
составление разнообразных диалогов и микро-диалогов к общению в условиях полилога (дискуссии, пресс-конференции, телемоста);
к серии предлагаемых обстоятельств.
В заключение хотелось бы отметить, что моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка:
способствует формированию ключевых компетенций;
помогает решать учителю коммуникативные задачи, которые относятся к целевому аспекту обучения и тесно связаны с содержанием обучения;
уменьшает утомляемость учащихся;
повышает качество обучения;
обеспечивает развивающий, проблемный характер обучения;
стимулирует речемыслительную активность школьников, развитие их любознательности, целеустремленности, трудолюбия;
приобщает к культурным ценностям другого народа.
Все перечисленные способы моделирования реальных речевых ситуаций общения на уроках иностранного языка могут быть включены в различные этапы урока в зависимости от типа урока, сложности материала, подготовленности класса и творчества учителя.
Список литературы
Алексеева, Л. В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка / Л. В. Алексеева // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6.
Жилкин, Д. Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку / Д. Н. Жилкин // Иностранные языки в школе. – 1992. – № 1.
Конышева, А. В. Современные методы обучения / А. В. Конышева. – Минск, 2007.
Мятова, М. И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку / М. И. Мятова // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 4.
Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – Москва: Просвещение, 2008.
Сумин, В. М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка / В. М. Сумин // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 2.
Цетлин, Б. С. Реальные ситуации общения на уроке / Б. С. Цетлин // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 6.
Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка (справочное пособие).- М.: издательство Высшая школа, 1997. – 408 с.
Н.Д. Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. – 192с.
Щукин А.Н. Обучения иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416с
Шагиева С.М. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 4 – С. 57-58
15