Воспитательная система Улыбка программа
Авторизированная
воспитательная система
классного коллектива
«Улыбка»
(срок реализации – 5 лет)
Викина У.С.
Воспитательная программа «Улыбка»
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2015-2016 уч.год.
2 этап -2016-2017 уч. год.
3 этап -2017-2018 уч. год.
4 этап -2018-2019 уч. год.
5 этап -2019-2020 уч. год.
Ребенок – это индивидуальная, свободная, яркая личность, находящаяся в постоянном движении, поиске, личность, которая должна строить свое будущее, зная свои истоки.
Пояснительная записка
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной программы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная программа класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная программа класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Цель программы:
Формирование разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний.
2. Создать благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
3. Развивать творческие способности школьников.
4. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
5. Воспитать в детях любовь к Родине, своему городу, родному дому.
6. Воспитать способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость).
7. Воспитать эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде.
8. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
9. Прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
10. Развивать потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни.
11. Развивать стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.
12. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.
Формировать системы самоуправления в классе. Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.
Содержание воспитательной программы
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
Свою работу ориентировала на следующие направления:
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
Цели воспитательной работы с классом:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений: педагогика отношений строится на взаимопонимании, доверии, уважении;
- гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной концепции, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность;
- единство обучения и воспитания – создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: “Учиться победно”.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
- гуманизация обучения и воспитания;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- личностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
- принцип гуманизации (гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; ненасильственного формирования требуемых качеств);
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Программа включает в себя ряд подпрограмм:
1. Подпрограмма ««Воспитание социальной ответственности и компетентности».
2. Подпрограмма «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».
3. Подпрограмма «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)»
4. Подпрограмма «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания»
5. Подпрограмма «Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни».
6. Подпрограмма «Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни».
Подпрограмма «Воспитание социальной ответственности и компетентности»
Цель : создать условия для формирования социальных компетенций.
осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
социальные роли в классе: лидер ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Подпрограмма «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»
Цель: создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания учащихся.
общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Подпрограмма «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания»
сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Подпрограмма «Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического, психического и экологического здоровья для будущего самоутверждения.
присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Подпрограмма «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии»
Цель: сформировать соответствующее отношение к труду.
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
осознание нравственных основ образования;
осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
общее знакомство с трудовым законодательством;
нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
Подпрограмма «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)»
Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям.
ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
представление об искусстве народов России.
Примерное содержание деятельности по направлениям Программы
Мероприятия реализации программы могут варьироваться, изменяться, вноситься новые в зависимости от потребности и интересов детей и подростков, а также возникающих проблем и других ориентиров.
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
I. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
1.1 Учебная деятельность
Уроки литературы, истории, обществознания, краеведения,ОБЖ;
Предметные недели.
1.2 Внеучебная деятельность
Занятия в школьных детских объединениях: «Изучаем родной край», «Лингвокраеведческий кружок», «Пресс-центр»
Работа по УМК: «Я- гражданин России»
1.3 Воспитательная деятельность
Уроки России:
«Святыни нашего Отечества»
«Святыни Хабаровской земли»
«Их именами гордится Россия»
«Моя страна на карте мира»
« Я – россиянин»
Уроки правовых знаний:
« ООН о правах ребёнка»
«Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних»
«Детство без насилия»
«Что ты знаешь о Конституции»
«Подросток и закон»
Тематические классные часы:
«Моя родословная»
«Памятные страницы истории моей улицы»
«Историческое путешествие по моему городу во времени и пространстве»
«Герои земли Дальневосточной»
«О патриотизме ложном и мнимом»
Уроки толерантности «Мы разные, но мы вместе»
Уроки Мужества, встречи с ветеранами войн и труда
Праздники к Дням воинской славы
Конкурсы инсценированной песни военных лет, песни о войне «Песни в солдатской шинели»
Военно-спортивные игры: «Витязи гимназии», «Взлет», «Патриот»
Вечера- встречи:
- с выпускниками – знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Линейка Памяти, посвященная работникам школы – участникам Великой Отечественной войны
Киноуроки о национальных героях, исторических битвах
Экскурсии:
в военно-исторический и этнографический музеи города
Интеллектуальные игры из цикла «Культурное и историческое наследие России»
Тематические встречи со школьным инспектором ИДН
1.4 Социально-значимая деятельность
Акции: «Посылка воину», «Ветеран живет рядом», «Музей и дети», «Сыновний долг»
Проекты:«Старшие для младших о порядке и порядочности», «Сделаем улицы краше», «Ландшафтный дизайн»
Заседания Совета профилактики
Заседание конфликтной комиссии
Классные собрания «Как правильно прожить жизнь?», «Ключ к успеху»
II. Воспитание социальной ответственности и компетентности:
осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
социальные роли в классе: лидер ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
2.1 Учебная деятельность
Проектная деятельность
Конференции, беседы, круглые столы в рамках нетрадиционных уроков, дискуссии, дебаты
Уроки: обществознание, история, ОБЖ
2.2 Внеучебная деятельность
Ученическое самоуправление
Исследовательская работа
Социокультурное проектирование
Ттренинги личностного развития
Занятия в школьных детских объединениях:
Добровольческий отряд «Доброе сердце»
2.3 Воспитательная деятельность
Тематические классные часы, классные собрания:
«О правилах школьной жизни»
«Безопасность поведения в классе и школе»
«Я в школе, я дома, я среди друзей»
«Конфликты и способы их разрешения»
« Какой мы коллектив?»
Тренинги и практикумы:
«Давайте перезнакомимся снова»
«Давайте жить дружно»
«Типологические свойства и темперамент»
«Особенности личности»
«Ориентация в жизни»
Классные часы посвященные семье:
«Дверь в детство» – путешествие детей в детство их родителей.
« Мой дом, моя семья. Что они для меня значат?» – час общения.
«Мои нравственные ценности» – интерактивная игра.
«Люди, без которых мне одиноко» – этическая беседа.
«Всему начало любовь» – праздник.
КТД: «Коллективное планирование», «Строим Дом Дружбы»
2.4.Социально-значимая деятельность
Социальные проекты: «Лауреаты школы»
Встречи с интересными людьми
(депутатами, политиками, представителями молодёжных организаций)
Конкурсы: «Лучший класс года», «Ученик года», конкурс агитбригад ЮИД
Проекты: «Страна безопасности», «Крепка семья – крепка страна»
Выборы, планирование и организация работы Совета старшеклассников, Советов дел в классах
III. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
3.1 Учебная деятельность
Уроки: история, обществознание, литература, краеведение
3.2 Внеучебная деятельность
Занятия в школьных детских творческих объединениях:
Мини-футбол
«Хореография»
«ИЗО студия»
«Театральная студия»
«Школа географа-исследователя»
«Науки-помощницы истории»
«Основы программирования»
«Основы компьютерной грамотности»
«Основы проектной деятельности»
Вокальная группа
Уроки мужества
Исследовательские работы «Моя малая Родина», «Судьба человека в истории ХХI века»
3.3 Воспитательная деятельность
Часы нравственности:
«Великий и маленький человек»
« Совесть – регулятор поведения»
«Есть ли у человека недостатки»
«Ты записался в волонтёры?»
«Когда взрослый - взрослый»
КТД: «Моя семья», « В человеке всё должно быть прекрасно», «Маленькое дело для моей Родины», «Кому нужна помощь?!»
Тематические вечера: «С любимыми не расставайтесь», «Друзья! Прекрасен наш союз»
Праздники: «День успеха», «Дом, который построили мы», «Крепка семья- крепка держава», «Мама, папа и я – спортивная семья»
Уроки рыцарства и благочестия по половому воспитанию
Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты»
Дискуссии: «Миссия мужчины. Миссия женщины», «Что такое характер и бесхарактерность?», «Чудесная сила дружбы», «Всё начинается с любви», «Что делает человека сильным?», «Когда язык – враг?», «Можно ли примирить верующих и атеистов?»
Дебаты: « Самое главное украшение человека – чистая совесть», « Нужно ли сегодня служить в армии?», «Могу ли я изменить общество?»
3.4 Социально-значимая деятельность
Чествование ветеранов войны и труда
Добровольческие акции: «Весенняя неделя добра», «Подарок малышам», «Подарок ветерану», «Посылка солдату»
Проекты (индивидуальные): «Характер человека: каково со мной другим», «Жизненная позиция: иметь, быть, творить», «Скромность гордого и гордость скромного», «Цена и ценности в жизни», «Книга обо мне», «Таймер полезности».
Проекты (коллективные): «Я учился в этой школе..»,«Жемчужины человеческой мудрости», «Школа полезных дел», «Один эпизод из жизни страны»
Благотворительные концерты
Ролевая игра «К барьеру»
IV. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
( осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
4.1 Учебная деятельность
Уроки: биология, химия, ОБЖ, география, технология, физическая культура, изобразительное искусство.
Проекты учебно-исследовательские по темам учебных предметов
Киноуроки экологической направленности
4.2 Внеучебная деятельность
Занятия в школьных детских объединениях: «Я и мое здоровье»,
«Юный натуралист», «Юные инспекторы дорожного движения», объединениях спортивной направленности: баскетбол, теннис, лёгкая атлетика, волейбол, тэйк-вон-до, каратэ.
Работа по УМК: «Я- гражданин России»
4.3 Воспитательная деятельность
Уроки экологических знаний:
«Здоровое питание – залог здоровья»
«Мир растений вокруг нас»
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
«В здоровом теле – здоровый дух»
« Здоровье – общечеловеческая ценность»
Уроки гигиены для девочек и мальчиков
Конкурсы:
-на лучший рассказ «Мир глазами животных»,
-рисунков и фоторабот «У природы нет плохой погоды»,
-плакатов «Здоровая планета в твоих руках», «Правильный выбор»
Турпоходы по родному краю
Уроки здоровья по программе «Школа репродуктивного здоровья»
КТД: «Школа – наш дом, изучим экологию в нём», «Здоровье – это модно», «Школа безопасности»
Интеллектуальные игры: «Мы – за ЗОЖ», «Здоровая планета в твоих руках», «Хочешь быть здоровым – будь им!»
Дискуссии: «Можно ли купить себе здоровье?», «Алкоголь и человечество. Кто победит?», «Экология Хабаровска и позиция молодежи»
Дебаты «Здоровье - общечеловеческая ценность»
«Веселые старты» (на базе гимназии)- Соревнования по различным видам спорта
Спортивные состязания по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, теннису, шахматам, шашкам
4.4 Социально-значимая деятельность
Экологические акции: «День земли», «Птичья столовая», «Мои четвероногие друзья» и др.
Социальные проекты «Школьный двор для всех», «Школьная клумба», «Школа – цветущий сад», «Чистый и уютный школьный двор»
Смотр-конкурс «Самый здоровый класс»
Ролевые игры в классах «Суд над табаком», «Суд над наркоманией», «Пешеходы-водители»
Работа волонтёрского отряда по профилактике негативной зависимости
Проведение профилактических акций: «Табак – наш враг», «Красная ленточка», «Белая ромашка», «Мы за здоровый образ жизни», «Против пива всем миром», «Жизнь без никотина»
Cпецвыпуски школьной газеты «РRО НАС» по профилактике курения, курительных смесей, наркозависимости
V. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
осознание нравственных основ образования;
осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
общее знакомство с трудовым законодательством;
нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
5.1 Учебная деятельность
Уроки: математика, физика, русский язык, история, обществознание,
технология, физическая культура, изобразительное искусство.
Проектная деятельность: участие в НПК гимназии и городской НПК «Шаг в науку»
5.2 Внеучебная деятельность
Занятия в школьных детских творческих объединениях: «Бисероплетение», «Юный натуралист», «Юные инспекторы дорожного движения», «Развиваю интеллект», «Клуб интеллектуальных игр», «Занимательная математика», «Шахматная школа» и др.
Работа по УМК: «Я- гражданин России»
5.3 Воспитательная деятельность
Классные часы по развитию интеллектуальных умений обучающихся:
«Мир моих интересов и способностей»
«Как развивать в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть»
«Глубинные тайны человеческого познания?»
«Тренировка памяти – залог будущего успеха»
«Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?»
Тренинги: « Как научиться думать?», «Хочу всё знать»
Игры-путешествия «По следам открытий», «Путешествие по родной стране», «Путешествие на машине времени»
Игры-соревнования «Созвездие талантов», «Защита будущей профессии», «Кроссворд -шоу», Интеллектуальный марафон, «Великие России имена», «Хабаровск – мой город»
Классные часы по профориентации:
«Самые важные профессии»
«Трудовые традиции моей семьи»
«Современный рынок труда»
«Карьера. Успех.»
«Сто вопросов по взрослому» (Встречи с представителями разных профессий.)
Праздники: «Трудовые династии», Праздник труда и чистоты, Трудовой десант
Классные собрания:
«Повысим успеваемость в классе», «Как я решаю свои проблемы», «Язык и богатство жизни», «Когда взрослый взрослый»
КТД: «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Дискуссии: «Профессионал. Кто он?», «Что значит быть интеллигентом?», «Жизнь во вселенной - закономерность или случайность?», «Труд – обязанность, необходимость или»
Экскурсии: на предприятия, в учреждения, участие в Днях открытых дверей в ВУЗах города
5.4 Социально-значимая деятельность
Проекты «Проведём урок сами», «Творцы и творения», «День ученического самоуправления», «Профессии моих родителей», «Трудовые традиции моей семьи»
Ролевые игры: «Детективное агентство», «Косметический салон», «Редакция», «Фабрика», «Искусный кулинар», «Пресс-конференция»
VI. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
представление об искусстве народов России.
6.1 Учебная деятельность
Уроки: технология, физическая культура, изобразительное искусство, литература, музыка
6.2 Внеучебная деятельность
Занятия в школьных детских творческих объединениях: «Рукодельница», «Театральная студия»
3. Воспитательная деятельность
Классные часы:
«Что есть красота»
«Современный этикет»
«Идеал красоты в разные исторические эпохи»
«Язык, мимика и жесты, как средство общения»
Встречи с интересными людьми: писателями и актёрами
Конкурс-соревнование: «Мастерская Деда Мороза», «Лучшее новогоднее украшение класса»
Тренинг «В мире вкуса, обоняния и осязания»
Литературные праздники к юбилеям писателей, книг
Фестивали детского творчества: «Ступеньки сентябрей», «Весенняя капель»
Дни театра
Экскурсии в Художественный музей, на выставки
Занятия в школьных детских творческих объединениях художественно-эстетической направленности
Дискуссии: «Роль искусства в нашей жизни», «О красоте человека», «Какая музыка вам нравится?»
Реализация традиционных школьных дел и праздников, включенных в календарь воспитательной программы гимназии:
Концерт ко Дню пожилого человека
Праздник Букваря
Концерт ко Дню Учителя
Конкурс новогоднего рисунка для подарка Деда Мороза
Конкурс «На лучшее новогоднее украшение класса»
Конкурс -выставка новогодних игрушек «Новогодняя фантазия»
«Рождественский сувенир»
«Широкая Масленица»
Фотоконкурс «Хабаровск в красках»
Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье»
Концерт ко Дню защитника России
Конкурс рисунков на противопожарную тематику
Творчески е конкурсы «Дорога глазами ребенка»
Выставка творческих работ к Рождеству
Концерт ко Дню Победы
Взаимодействие с учреждениями культуры и дополнительного образования и др.
Критерии отслеживания программ
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
Уровень сформированности классного коллектива.
Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Ожидаемые результаты
формирование навыков и привычек нравственного поведения;
обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
формирование у детей ответственности за свое здоровье;
вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
развитие органов классного ученического самоуправления;
повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
тестирование.
Реализация программы
1 этап -2015-2016 уч.год.
С 2010 года я являюсь классным руководителем в 5в классе, понимая сложность педагогической ситуации, надо уделить особое внимание сплочению коллектива.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс нужно увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Цель: создание благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.
Задачи:
1. Всестороннее развить человека, охватив интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
2. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
3. Развивать потребности к труду, что является показателем человеческой сущности.
4. Привить любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
5. Воспитать в детях преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
6. Пропагандировать здоровый образ жизни.
7. Развить интерес к окружающему миру.
8. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
Реализация программы
2 этап -2016-2017уч.год.
Цель: воспитание общительности, духа товарищества, сотрудничества, желание оказать помощь друг другу.
Задачи:
Сплочение класса в единый, дружный коллектив
Формирование способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения
Повышения уровня воспитанности и культуры поведения учащихся
Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
Создать условия для осознания учащимися важности сотворчества, содружества, дружелюбия в классе.
Укрепление связи: семья – школа.
Реализация программы
3 этап -2017-2018 уч.год.
Цель: создание условий, способствующих воспитанию духовно- нравственной, гуманной, свободной личности, строящей свою жизнь как творческое взаимодействие с собой, другими людьми.
Задачи:
Создать условия для знакомства ребят с различными видами деятельности, познания себя, приобретения навыков бесконфликтного общения.
Создание доброжелательных отношений между учащимися
Формирование развитой личности, обладающей интеллектуальными, нравственными качествами, психологической культурой, способной к самореализации
Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку.
Создать условия для осознания учащимися важности сотворчества, содружества, дружелюбия в классе.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Реализация программы
4 этап -2018-2019 уч.год.
Цель: Создание условий для творческой самореализации ученика с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
создание условий для формирования здорового образа жизни; полноценного физического развития ученика;
приобщения учащихся к культурным ценностям, в том числе культуре своего Отечества, родного края., воспитание гражданственности и патриотизма;
Стимулирование интереса к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
Создание в классе ситуацию успеха;
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
Развитие классного самоуправления.
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
классный ученический совет, его председателя и заместителя;
избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
решает вопросы жизни классного коллектива;
утверждает общественные поручения;
слушает отчеты об их исполнении;
решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Лидер класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Лидер класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:
1. Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
2. Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.
Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к школьной аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.
4. Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
5. Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
6. Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
7. Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Работа с родителями
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
1). обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
2). доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
3). позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как кл. рук. , с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на внеурочные мероприятия.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
Примерные темы родительских собраний
№
Тема
Месяц
проведения
5 класс
1
Вступление в 5 класс
июнь
2
"Давайте познакомимся"
Выборы род. актива и планирование его деятельности
сентябрь
3
«Адаптация учащихся к новым условиям обучения.»
ноябрь
4
«О значении домашнего задании в учебной деятельности школьника»
февраль
5
«Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности.»
апрель
6 класс
5
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
сентябрь
6
«Первые проблемы подросткового возраста»
ноябрь
7
«Физическое развитие школьников»
февраль
8
«Как уберечь детей от вредных привычек».
апрель
7 класс
9
«Роль семьи в воспитании моральных качеств личности».
сентябрь
10
«Агрессия, её причины и последствия»
ноябрь
11
«Поощрение и наказание в воспитании детей».
февраль
12
"Подростковый суицид".
апрель
8 класс
13
"Этот трудный подростковый возраст. Подросток и закон".
сентябрь
14
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
ноябрь
15
«Всматриваясь в детство – формирование взаимоотношений между девочками и мальчиками в переходный период».
февраль
16
«Проблемы компьютерной зависимости»
апрель
9 класс
17
«Свободное время подростка».
сентябрь
18
«Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка».
ноябрь
19
«Экзамены: как избежать стресса?»
февраль
20
«Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся».
апрель
Анкетирование родителей; выборы род. актива и планирование его деятельности; формирование картотеки семей учащихся; собрание родкома “наши общие дела”; анализ работы за каждую четверть; праздник мужчин; праздник мам и бабушек; создание экрана успеваемости учащихся; выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников; выставка творческих работ учащихся; итоговое собрание родителей и учащихся; подготовка благодарственных писем.
Диагностика
№
Тема
5 класс
1
Анкета «Я и моя школа»
2
Тест «Уровень воспитанности»
3
Тест школьной тревожности Филипса
4
Анкета школьной мотивации
5
Тест – опросник «Какой я?»
6 класс
1
Изучение ученического коллектива «Фотография»
2
Методика «Выявления мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»
3
Социометрия
4
Методика «Социально-психологическая самоаттестация классного коллектива
5
Психологический классный час «Что такое мой характер?»
7 класс
1
Изучение ученического коллектива «Дом в котором я живу»
2
Методика изучения мотивации одобрения
3
Психологический кл. час «Тренировка памяти»
4
Тест «Уровень воспитанности»
5
Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью
6
Мини-тест «Как к Вам относятся окружающие?»
8 класс
1
Опросник Мини-мульт
2
Диагностика изучения ученического коллектива.
3
Диагностика «Моё состояние»
4
Опросник Айзенка по определению темпераметра
5
Диагностика «Памятные даты моей жизни»
9 класс
1
Методика изучения психологических особенностей личности (подростковый вариант теста Кеттелла)
2
Психологическая атмосфера в классе
3
Методика « Карта одарённости»
4
Тест «Уровень воспитанности»
5
Тест «Направленность личности учащихся»
Методическое обеспечение программы
1. Алоева М.А. «А у нас – классный час: лучшие разработки на нравственные и патриотические темы 5 – 8 классы» - Ростов н/Д: Феникс, 2009
2. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 5-6-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2008
3. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 7-8-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2007
4. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 9-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2007
5. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания: 5-9 классы» - М.: ВАКО, 2006
6. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя: 5 – 11 классы» - М.:»ВАКО», 2002
7. Дик Н.Ф. «Новые стандарты второго поколения в 5 – 7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики» - Ростов н/Д: Феникс, 2008
8. Погорельский Ю.М., Брюханов А.А. «Весёлые представления в школе» – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2002
9. Савченко Е.В., Жиренко О.Е «Классные часы: 5-9 классы» - М.: ВАКО, 2007
10. Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. «Внеклассные мероприятия: 5-11 классы» - М.:ВАКО, 2007
11. Сухова О.М. «Праздники в средних и старших классах» - г. Волгогдад, Издательство «Учитель», 2001
12. Савченко М. Ю., Обухова Л.А. «Формирование коллектива класса. Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. 5-8 классы» - 2-е изд.-М.: «5 за знания», 2007
13. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы» - М.: Глобус, 2007
14. Саляхова Л.И. «Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы. Метод. пособие» - М.: Глобус, 2006
15. Тимченко А.А. «Учебный год без хлопот» - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007
Викина У.С.
2015-2020 учебный год
Худякова И.А.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415