Урок литературы в 9 классе Чичиков. Герой или антигерой?
Тема урока: Чичиков. Герой или антигерой?
Цель урока: создать условия, способствующие формированию целостной оценки литературного героя.
Обучающая: продолжить формирование умения давать всестороннюю оценку литературному герою;
Развивающая: развивать коммуникативную культуру обучающихся;
Воспитывающая: формировать ценностное отношение к литературному герою, воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.
Оборудование: портреты Чичикова и помещиков, высказывания литературоведов о Чичикове, схема Фогельсона, текст поэмы “Мёртвые души”, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова, таблицы: “Автор о своём герое”, “Что сближает Чичикова с помещиками”, “Чем отличается Чичиков от помещиков”, “Качества Чичикова, которые способствовали его карьерному росту”.
План урока
I. Актуализация опорных знаний (инсценирование эпизода рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”) – переход к теме урока).II. Постановка проблемы урока: “Кто же такой Чичиков: “подлец”, “приобретатель” или…?”
III. Вопросы для обсуждения ( на доске):
1.Чичиков в понимании критиков.
.2.Чичиков глазами помещиков и чиновников города N N: “приятный человек”.
3.Что сближает Чичикова с помещиками?
4.Чем Чичиков отличается от помещиков?
5.Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту?
6.Почему все - таки автор называет его “подлецом”?
7.Можно ли назвать Чичикова “мертвой душой”? (Анализ двух эпизодов: сцены встречи с блондинкой и сцены на балу).
8.Есть ли надежда на возрождение героя?
IV. Итоги урока.
V. Домашнее задание: написание сочинения-миниатюры по теме урока.
Ход урока
Этот характер самый трудный.Н.Г.ЧернышевскийI. Литературная разминка. 1)Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).Читается визитная карточка Коробочки.Помещица.Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене
2) С этим героем мы встречаемся в 4-й главе поэмы, в которой Чичиков, выехав от сердобольной Коробочки, направился к Собакевичу. Заехав в трактир пообедать, Чичиков встречает там Ноздрева, который бросается к нему, как к старому знакомому. (Зачитывается описание Ноздрева со слов: «Это был мужчина высокого роста…» и до слов: «… так и прыскало лица его».)3) «Патриот русского желудка», ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость. Настоящий помещик – торгаш и скопидом.(Собакевич)
II. Сообщение темы и цели урока.Переход к теме урокаУрок начинается с инсценирования эпизода рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”.
Сюжет рассказа достаточно прост: герой, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из “Мёртвых душ”, невольно задумывается над вопросом: “А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова? Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал, ездил по краю. … Русь- тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - прохиндей, шулер…”Этот вопрос измучил главного героя рассказа Василия Шукшина Романа Звягина.
Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову, главному герою поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, не ослабевает и сейчас.
В чём же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг неё не затихают споры?
Ответ на данный вопрос кроется в высказывании молодого Чернышевского: “Этот характер самый трудный”.
В сознании многих читательских поколений сталкивались и спорили между собой и впечатления разные и чувства противоположные.
Чем же объяснить неоднозначность оценки главного героя поэмы читателями?
Причина кроется в авторской характеристике Чичикова.
С одной стороны, Гоголь называет его подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”
И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”
Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?Именно так звучит тема нашего сегодняшнего урока.
Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей: литературоведов, героев поэмы, глазами современного читателя и, конечно же, глазами самого автора. Такой многосторонний взгляд поможет постичь загадку сложного характера главного героя, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы.
III. Работа в группах над вопросами,обсуждение выводов групп.
1. Литературоведы:
В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.
С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.
В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.
М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.
А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.
И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.
В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.
- Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.
2. Герои поэмы:
Послушаем тех, у кого Чичиков покупал мёртвые души.
Слово Манилову!
Манилов: “Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. - Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?
Коробочка: “А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому, наверно, плут.
- Послушаем, что скажет о Чичикове Ноздрёв.
Ноздрёв: “Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то, ей-богу, повесил бы его на первом дереве. Ещё хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья! Хотите знать, кто Чичиков?! Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю, такая, право, ракалия. Я думал было прежде, что он хоть сколько-нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним нельзя никак говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!!!”.
- Михайло Семёнович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?
Собакевич: “Чичиков - хороший человек.
Слово Степану Плюшкину! А вы что скажете о Чичикове?
Плюшкин: “Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном. Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мёртвые души. И что мы услышали?! “Приятнейший, образованнейший человек”, “плут”, “такая дрянь”, “великодушный”. Мнения разные, но в целом – хороший человек.
- А что скажут чиновники города NN: губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты?
Губернатор: “Чичиков - благонамеренный человек”.
Прокурор: “Павел Иванович - дельный человек”.
Полицмейстер: “Он почтенный и любезный человек”.
Председатель палаты: “Знающий и почтенный человек”.
- Выслушаем мнение дам о Павле Ивановиче Чичикове.
Дамы города NN: “Павел Иванович Чичиков?! Любезнейший и обходительнейший человек.
-И здесь прозвучали отзывы самые лестные.
Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.
В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление.
3. Общий вывод по вопросу:
Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну а солгать способен не хуже Ноздрёва)
Чичиков не заботится об общественном благе. (Вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности)
Таким образом, Чичиков является “собирателем” отрицательных черт всех помещиков.
4. Беседа: чем Чичиков отличается от помещиков?
У Чичикова есть прошлое. (Это и “кисло-неприютное” детство, и первые уроки бережливости, и годы учения, годы службы в казенной палате и на таможне, до той минуты, когда Чичикову пришла мысль о приобретении мертвых душ)
Чичиков, в отличие от помещиков, размышляет, пытается проанализировать свои поступки. (После одной из своих неудач – увольнения с таможни за контрабанду – размышляет: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? …. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?”)Характер Чичикова дан в развитии. (От события к событию растёт в нём жажда наживы)
Чичиков обладает энергией и волей.
Чичиковым “не овладело скряжничество и скупость”. (“В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками”)Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями.
Таким образом, Чичиков, в отличие от помещиков, наделён волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице.
Перед вами схема Фогельсона. (смотри приложение 1)
На ней отражены основные вехи жизненного пути Чичикова, история его взлётов и крушений. Они неотвратимо сменяют друг друга. Но, обратите внимание, после очередного крушения Чичиков снова достигает вершины, делает карьеру.
5.Составление таблицы «Деловые качества Чичикова»
Умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать “дело”, приносящее прибыль. Практичность, изобретательность.
Целеустремленность.
Умение вести “дела” (из разряда нечистых).
Умение поддерживать разговор широта интересов.
Знает человеческую психологию. (Чичиков легко перевоплощается и легко переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чём ни себе, ни своим целям.)
Умеет произвести приятное впечатление.
Типичная внешность делового благополучного человека.
Мимикрия, приспособляемость. (Оказываясь в новой обстановке, в любой среде он сразу же приобретает ее цвет, ее окраску, всюду становясь “своим”, близким человеком. Постоянная приспособляемость прекрасно отшлифовала Чичикова: резкие, острые черты чужды его облику, печать какой-то обтекаемости лежит и на его внешнем портрете)Умение выстоять “под ударами судьбы”.
Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению.
Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, исключая взгляд автора на главного героя, то получится портрет интересного делового человека.
6. Составление схемы «Чичиков-подлец»
Чтобы понять, почему автор называет Чичикова подлецом, нужно посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова цель жизни, какие средства он использует для её достижения.
Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Деньги – единственная цель его жизни. Отцовское наставление: “А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”, - “заронилось глубоко в душу”, пошло впрок. Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши.
Таким образом, сфера действий для Чичикова не имеет особого значения. Ему важен результат. Чичиков ни во что не верит, кроме денег. Моральной оценки своим действием он не даёт. Может быть, попытка проанализировать свои поступки была однажды, после конфискации наворованного на таможне: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда…”. Но это, скорее всего, попытка оправдать себя.
На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека, который раньше любил его. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу.
“Не загляни автор поглубже в душу Чичикова, не шевельни на дне её того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровенных мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радёшеньки и приняли его за интересного человека”, - пишет о своём герое Н.В.Гоголь.
Но благодаря проницательному, испытывающему взгляду автора главный герой предстал в ином, истинном свете. Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой она подаётся, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.
-Какие условия способствовали развитию в Чичикове жажды наживы? (Повсюду распространено казнокрадство: взятки, поборы. Истинным хозяином становится капитал).-Как относятся к тем, кто имеет капитал? (Одно это слово рождает “нежное расположение подлости”. Управляют другими те, кто владеет капиталом, а капитал управляет теми, кто управляет другими)Итак, мы стали свидетелями того, как жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привела к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души.
7. Беседа: “Чичиков - мёртвая душа?”Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту поэмы.
- Давайте вспомним, о чем рассуждает Чичиков в 7-ой главе? (Он рассуждает о купленных крестьянах).
С Чичиковым, по словам Гоголя, происходит что-то необычное.
- Что именно? (“Когда взглянул он потом на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им”)
Обратите внимание: “Чичиковым овладело чувство”!
- Может ли такое случиться с тем, кто, по мнению П. Антокольского, “мертвая душа”?
Мнения литературоведов по данному вопросу разделились.
Некоторые считают, в том числе и В.Г.Белинский, что эти мысли чужды Чичикову и что их по существу высказывает автор поэмы, лишь слегка прикрываясь своим героем.
Другие литературоведы полагают, что в натуре Чичикова есть какие-то светлые начала, которым он, правда, не дает ходу, но которые обуславливают появление у него иногда серьезных раздумий о жизни.
Итак, мы переходим к следующему спорному вопросу: “Наделяет ли Гоголь своего главного героя живыми человеческими чувствами?”
По данному вопросу мнения критиков разделились, поэтому мы сейчас снова обратимся к тексту поэмы и, заняв позицию спорящих сторон, попытаемся обосновать их точки зрения.
Первая группа, опираясь на текст поэмы, будет доказывать, что человеческое чувство не чуждо Чичикову. Вторая группа, ссылаясь также на текст, будет доказывать обратное. (Анализируются два эпизода: сцена встречи с блондинкой на дороге и сцена на балу.)
-Анализ данных эпизодов ещё раз подчёркивает двойственность главного героя поэмы. С одной стороны, главный герой “осмотрительно-охлаждённого характера”. С другой стороны, эти два эпизода приоткрывают что-то неожиданное в этом персонаже: словно какая-то сила вырвала “на несколько минут Чичикова из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа. “И Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов, - говорит Гоголь и продолжает, - но слово поэт будет уж слишком”. Обратите внимание, как Гоголь осторожен, как он постоянно уточняет себя: смущение, но “не чувство любви”, похож на “поэта”, но не “поэт”.Интересно трактует этот эпизод Ю. Манн: “И все же, - пишет критик, – какое необычайно высокое переживание для пошлого Чичикова. И насколько оно сильнее его реакции при 1-й встрече с незнакомкой! Здесь Чичиков почувствовал себя “чуть–чуть не гусаром”. Это, кстати, не ускользнуло от внимания молодого Чернышевского. В своем дневнике будущий критик сделал пометку: “Дивился глубокому взгляду Гоголя на Чичикова, как он видит поэтическое или гусарское движение его души”. “Наконец, - продолжает Ю.Манн, при первой встрече Чичикова с блондинкой подчёркнуто, что не Чичиков, а другой, “только что начавший жизненное поприще”, неподвижно застыл бы при взгляде на красавицу. “Долго стоял бы он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи в даль”.
- А теперь?.. Теперь испытать подобное пришлось Чичикову.
- О чем это говорит?
“Чичиков, конечно, не поэт”,- говорит Гоголь. Его переживание несравнимо слабее и мельче. Кроме того, это редкие, исключительные минуты его жизни. Но эти минуты были! И это важно!
Интересную оценку истории с губернаторской дочкой на бале даёт Игорь Петрович Золотусский, наш современник: “Разве не она подвела его окончательно? Разве не на ней он срезался и выпустил из рук, может быть, уже готовое порхнуть ему в руки счастье? Не пренебреги Чичиков вниманием городских дам, всё было бы прекрасно… А он рассиропился, на балу свои чувства выказал и тут же был наказан”.
Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала, - по мнению Золотусского, - способность Чичикова на живое движение души.
8. выводы групп:есть ли надежда на возрождение героя?
И эти необычные минуты в жизнеописании Чичикова, его способность откликаться на женскую красоту сверкают в I томе как дальние предвестия будущего возрождения. Я говорю о замысле Н.В.Гоголя провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению.
Имея за спиной прошлое, Чичиков мог иметь и будущее. “И может быть, - пишет Гоголь, - в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес”.
И этой верой Гоголя в способность русского человека измениться, верой в потенциальные возможности его души предопределено не только центральное место Чичикова в I томе, но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах. Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом.
9. Слово учителя. Почему так противоречив образ Чичикова?
Но как не верил Гоголь в духовное возрождение своего героя, его исправление во II главе давалось с трудом. И, как вы знаете, за 9 дней до смерти он сжигает чистовик 2 тома.
- Почему это случилось?
“Много, слишком много обещано, - писал Белинский после выхода I тома, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того нет ещё и на свете”. Против Гоголя была сама жизнь да ещё его талант, бескомпромиссно последовательный и верный правде.
А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” Запишите высказывание того литератора, чья точка зрения вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.
- Итак, прозвучали разные точки зрения. Мы видим, что Чичиков способен на живые человеческие чувства, но сознательно подавляет их, подчиняя всю свою жизнь приобретению, обогащению. Страсть к наживе захватила всё его существо.
Чичиков – несбывшаяся надежда автора, тот, с кем Гоголь связывал светлое будущее России. Это человек с большими возможностями, хотя и “подлец”.
10. Беседа по вопросам:
- Есть ли у Чичикова литературный предшественник? (Молчалин)
- Чем похож Чичиков на Молчалина?
* Оба следуют заветам отца.
* Умеют приспосабливаться к людям.
* Оба играют роль влюблённого затем, чтобы облегчить себе путь к богатству.
* После взлётов героев неизбежно следует падение.
* Производят приятное впечатление на окружающих.
* За внешней привлекательностью скрываются низменные, подлые характеры.
- “Молчалины блаженствуют на свете!” Можно ли отнести эти слова к Чичикову? (Да. Его идеалы и кажущаяся быстрота их достижения привлекательны всегда и в современном мире тоже).IV. Итоги урока .Оценивание.
Чичиковы живучи. Их самоотверженность и терпение позволяют им постоянно возрождаться.
- Как вы думаете, почему этот образ вечен? (1) цель – обогащение – привлекательна 2)привлекает быстрота достижения цели.)
- Страшны ли Чичиковы? (Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути).V.Домашнее задание: написание сочинения-миниатюры по теме урока.
Приложение 1
Схема Фогельсона Разоблачение
Служба в таможне
Катастрофа
Повытчик. Член строительной комиссии.
Служба в казённой палате
/ «Отцовское наставление В школе
пошло впрок»/ Тяжёлое детство
Завет отца: «Всё пробьёшь на свете копейкой».
Биография Чичикова
Приложение 2
Черты характера Чичикова
- стремление выбиться в люди,
- замкнутость,
- эгоизм, индивидуализм,
- упорство,
- экономность,
-бережливость;
- практицизм,
- приспособляемость;
- ум,
- льстивость,
- лицемерие,
- безнравственность,
- способность добиться желаемого любой ценой, переступая через любые преграды,
- хитрость,
- целеустремлённость,
- расчетливость,
- умение найтись везде и во всём.
- исключительная целеустремлённость,
- воля, энергия,
- настойчивость,
- упорство,
- практическая сметка,
- постоянная активность,
- угодливость,
- вежливость,
- умение вести себя в обществе, - цепкость ума,
- живучесть,
- изумительная изворотливость,
- приспособляемость,
- предприимчивость,
- ловкость,
- оборотистость,
- угодливость,
- прозорливость,
- умение возрождаться,
- экономность,
- расчётливость,
- стремление к обогащению.
- великолепное знание людей,
- поразительное умение приспосабливаться к любым условиям (хамелеонство),
- наблюдательность,
- дипломатичность,
- терпеливость,
- настойчивость,
- угодливость,
- умение убеждать,
- деятельность, энергичность.
- льстивость,
- «великая тайна нравиться»,
- наблюдательность
Приложение 3
Оценочная карта ученика
ФИО ученика_____________________________________________________________________________
Вид работы Самооценка Оценка группы Оценка учителя Итоговая оценка
1. Работа в группе 2. Творческая работа 3.Активность и заинтересованность в течение всего урока