Центр национального воспитания и образования – необходимость современной многонациональной школы

На сегодняшний день на планете Земля и в России насчитывается огромное количество этносов. На территории Самарской области более 100, в Исаклинском районе более 20 национальностей. Соответственно национальный состав Исаклинской школы тоже разнообразен.
В школе села Исаклы обучается более 600 учащихся. Каждый из нас является представителем определенного этноса, а значит и несет с собой свою культуру. В связи с этим на базе нашей школы планируется открыть «Центр национального воспитания и образования». Почвой для открытия центра послужило то, что изучение национальной культуры остается за рамками образовательных программ.
Возникает проблема: незнание детей культуры своего народа приводит к ее утрате.
Мы выдвинули гипотезу: что открытие Центра на базе Исаклинской школы возродит и заинтересует детей в изучении и сохранении национальной культуры.
Цель работы – доказать целесообразность открытия центра национального воспитания и образования на базе Исаклинской школы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- определить уровень этнического самосознания школьников;
- изучить роль межэтнических браков на формирование этнической самоидентификации школьниками;
- определить степень владения и уровень применения (использования) национальной культуры в жизни школьников;
- определить систему работы Центра.
Объект это необходимость создания Центра национального воспитания и образования ГБОУ СОШ с. Исаклы, а предметом изучения стало этническое самосознание, межэтнические браки, национальная культура.
В работе были использованы методы анкетирования, социологического опроса, статистического анализа, метод интервью.
Мы провели социологическое исследование, в ходе которого было установлено, что учащиеся исаклинской школы испытывают затруднения с национальной самоидентификацией, не могут определить, кто они – чуваши или русские, мордва или украинцы. Причиной такой неопределенности являются межэтнические браки родителей, когда создают семью представители разных культур. Школьники не представляют, что является составной частью национальной культуры, либо относят к ней неверные вещи и признаки. Учащиеся продемонстрировали интерес к изучению культуры народов, а были и зафиксированы случаи, когда ребята не просто не хотят изучать культуру, но и проявляют негативное отношение к другим народам. Мы пришли к выводу о том, что подобная ситуация может складываться как раз на почве незнания культуры этносов.
Сегодня на территории села, по нашему мнению, уделяется недостаточное внимание изучению и популяризации национальной культуре среди детей школьного возраста. Приобщение к народной культуре осуществляется через творческие коллективы, такие как театр танца «Мечта». Он состоит из пяти человек, двое относятся к чувашскому этносу, двое к русскому и одна девочка является украинкой.
Лишь 150 человек задействованы в обучении в детской школе искусств, где педагоги через свой предмет стараются донести и сохранить всю красоту культуры этносов. Фольклорный коллектив «Затейница изучает русские, чувашские, мордовские песни, язык которых является для многих не родным.
Хореографическое отделение в ДШИ состоит из трех коллективов. Педагог отделения рассказала о том, что девочки и мальчики начинают изучение этнических танцев с рассказа педагога о народе, о быте и пище, о культуре в целом.
Но, вот в чем парадокс – воспитанниками ДШИ являются только 150 детей. Т.е. получается, что из всех учащихся исаклинской школы, только 27,5% охвачены изучением национальной культуры!
Эта ситуация может привести к тому, что спустя несколько лет, когда произойдет смена поколений мы можем остаться без национального культурного наследия. Может произойти неисполнимая утрата ценностей, а наша задача сегодня не допустить этого.
В начале февраля текущего года вопрос целесообразности открытия Центра мы поднимали на районной научно-практической конференции. Актуальность и значимость нашей работы подтвердилась, и мы заняли II место. На окружном конкурсе «Интеллект. Творчество. Фантазия» мы заняли III место.
Мы бы хотели, чтобы Центр национального воспитания и образования поставил перед собой те цели, задачи и выбрал то направление деятельности, которые мы попытались прописать в проекте Положения о Центре национального воспитания и образования. Пока что создание Центра находится на первоначальном этапе, и поэтому созданный нами проект Положения будет отдан на рассмотрение и доработку директору нашей школы. Мы лишь попробовали определить в нем все те значимые моменты, которые, по мнению учителей, учеников и родителей помогут объединить людей разных национальностей, создавая возможность развивать свою самобытную национальную культуру, возродить утраченные традиции и обычаи, защитить этнокультурные интересы, наладить контакты с исторической Родиной, привлечь специалистов, создать коллективы народного творчества.



15