Статья Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
За последние десятилетия в Казахстане стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии .Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью это группа, которая отличается между собой не только уровнем интеллектуального развития, но и способностью и возможностями организовывать общение с другими. они используют вспомогательные способы коммуникации, которые являются эффективными средствами их общения с другими, чем разговорная речь . Эти дети из за нарушения нервной системы не могут научиться использовать разговорную речь, при этом понимают речь через жесты, мимику, контакт глазами и тому подобное, использование в процессе коррекционно-развивающей работы невербальных средств общения может быть достаточно эффективным средством налаживания их контактов с окружающими людьми .использование в процессе общения невербальных средств позволит ребенку проявить себя как личность, которая может адекватно реагировать на внешние социальные влияния, которые в большинстве случаев проявляются во время общения.. Особенностью детей с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости является то, что большая часть из них не имеют навыков разговорной речи или во время общения используют свое собственную «речь», которая часто является непонятной для окружающих Объем словаря большинства тех из них, которые владеют разговорной речью, не превышает500 слов, чего явно недостаточно для полноценного общения., вербальное общение часто не может выступать в качестве ведущего в социальной коммуникации данной категории детей. Поэтому достаточно остро стоит вопрос о необходимости использования таких средств общения, которые были бы доступными для них и понятными для их окружения. Во время выбора системы коммуникации необходимо учитывать степень развития подвижности рук ребенка, готовность использовать знаковой системы и распространенность того или другого языка жестов в обществе. В настоящее время часто применяются методики, так называемой, поддерживающей коммуникации. Целью их использования является осознание того, что возможности в общении данного человека на данный момент невозможно удовлетворить. Поддерживающая коммуникация направлена на расширение коммуникативных возможностей человека в его повседневной жизни. Средства поддерживающей коммуникации достаточно разнообразны. Педагог использует инвидуализированный подход к каждому ребенку с учетом структуры имеющегося у него отклонения. Выбор средств поддерживающей коммуникации должен базироваться на основе тщательного анализа его. В целом, большая часть детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют возможность овладеть речевой коммуникацией, которая является значительно более эффективной для личностного развития таких субъектов, проведения с ними коррекционной, развивающей, учебной, воспитательной работы и в конечном результате для их адаптации в социальной среде.. Авторы указывают на то, что работа с безречевыми детьми проводится с учетом следующих дидактических принципов: -        комплексности (воздействие должно осуществляться на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);
-        максимальной опоры на различные анализаторы;
-        опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
-        поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину);
-        учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому);.
Комплексный подход обеспечивает успешное решение задач обучения, развития, воспитания. У детей с отклонениями в психическом развитии , появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками. Использование на коррекционных занятиях эмоциональных ситуаций эффективно влияет на формирование элементарных речевых реакций, на понимание первых слов, которые означают названия предметов, на понимание отдельных инструкций. Эмоциональные ситуации способствуют улучшению коммуникативного поведения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Сформированная мотивация к речевой коммуникации обусловливает успешность усвоения новых знаний и использования новых умений и навыков на практике детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. при работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых учащихся и, в первую очередь, развивать:
-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них; -        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
-        восприятие речи;
-        умение подражать;
-        умение соблюдать очередность в разговоре
-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.   литература:   1.    Дмитриев А. А. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)// Коррекционная педагогика 2009.– № 5.– С.52–56. 2.    Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/ Е. В. Кириллова.– М.: ТЦ Сфера, 2011. 3.    Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции// Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно-практической конференции.– Минск, 2003. 4.    Шипицына Л. М. „Необучаемый” ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.– СПб.: Речь, 2005.– 477 Синицына О. А., Савина Е. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).   СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 269-271.























. Анотация.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью это группа, которая отличается между собой не только уровнем интеллектуального развития, но и способностью и возможностями организовывать общение с другими. они используют вспомогательные способы коммуникации, которые являются эффективными средствами их общения с другими, чем разговорная речь . использование в процессе коррекционно-развивающей работы невербальных средств общения может быть достаточно эффективным средством налаживания их контактов с окружающими людьми .использование в процессе общения невербальных средств позволит ребенку проявить себя как личность, которая может адекватно реагировать на внешние социальные влияния, которые в большинстве случаев проявляются во время общения. Комплексный подход обеспечивает успешное решение задач обучения, развития, воспитания. Сформированная мотивация к речевой коммуникации обусловливает успешность усвоения новых знаний и использования новых умений и навыков на практике детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

литература:  

Дмитриев А. А. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)// Коррекционная педагогика 2009.– № 5.– С.52–56
.  Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/ Е. В. Кириллова.– М.: ТЦ Сфера, 2011
   Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции// Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно-практической конференции.– Минск, 2003.
  Шипицына Л. М. „Необучаемый” ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.– СПб.: Речь, 2005.– 477 Синицына О. А., Савина Е. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).   СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 269-271.



15