Разработка урока литературы по рассказу Л. Н. Андреева Кусака
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Варшавчик Екатерины Петровны
Урок литературы в 6 классе
по произведению Л.Н.Андреева «Кусака»
Тема «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. Экзюпери)
Цель: Закрепить умения учащихся анализировать произведение, обучать ведению диалога, полилога, развитие монологической речи, воспитывать потребность оберегать и защищать все живое на земле.
Оборудование: компьютер, опорные листы, музыкальное сопровождение Вивальди «Времена года»
Ход урока
1.Орг. Момент. Сегодня мы будем работать не в обычных тетрадях, а на опорных листах. Все необходимые записи вы будете вести на них, ручкой .
2.Актуализация
На прошлом уроке вы познакомились с рассказом Л. Андреева «Кусака», написанном в начале хх века. Для того чтобы начать работу над ним, предлагаю прослушать современную песню и подумать, какая проблема объединяет эти произведения и актуальна ли она сейчас?
=
и то, и другое о жестоком и равнодушном отношении к животным и об ответственном отношении к ним . Раз проблема существует, мы должны её решать, что-то делать.
Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?
У. Итак тема нашего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Обратимся к рассказу.
Герой рассказа является собака, почему?
Почему именно собака?
== Сам Андреев отвечал: « в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу и страдает одними и теми же страданиями» Эти слова и стали эпиграфом к нашему уроку.
Знаете ли вы примеры других произведений, где герои были бы четвероногие?
Какова тема рассказа «Кусака»?
==о жизни собаки, о взаимоотношениях человека и собаки.
Как долго проходит перед нами жизнь собаки? Изменялась её жизнь?
Поэтому 2-ой темой нашего урока -будет Развитие и изменение.
А что такое изменение? = изменить- сделать иным.
С понятием изменения связано понятие развитие. = процесс перехода из одного состояния в другое: От старого качественного состояния к новому качественному, от простого к сложному, от низшего к высшему
Как вы думаете, после сегодняшнего урока, какие изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер?
Итак, посмотрите на темы и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
=== Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.
Молодцы! Цель
У: Проанализировать рассказ и отметить, под влиянием чего и какие изменения происходят с Кусакой и своё сердце научить добру, состраданию, сочувствию , пробудить чувство сострадания к братьям нашим меньшим
Молодцы!
Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая? На протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям…
Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.
А сейчас вы поработайте в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные вопросы Проговорить
1.Обсудите и выберите самое лучшее название главы из домашних записей
2. Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (Пприл., сущ., гл., нареч.)Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?
3.Проследите, какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?
1 глава: Дают монологический ответ
Название? «Она никому не принадлежала».
Какая собака? Грязная , некрасивая, злая
Ключевые слова? Одиночество, страх, злоба.
Какой картиной заканчивается 1 глава? = кусака одинока – в природе все мрачно: холод, ночь
=== описанием зимнего пейзажа, но есть надежда в этом описании?
=да робкий луч.
2 глава
Как изменилась собака с приездом дачников? В чем выражаются эти перемены?
Пришла весна и в жизнь Кусаки. Как изменился мир вокруг Кусаки? Как назвали? === «У неё отняли непримиримую злобу» или «Встреча с добрыми людьми»
Ключевые слова: любовь, ласка, имя. В её жизнь вошла любовь и ласка, тепло, добро, мир наполнился звуками, запахами
А почему вздрагивала?= слишком долго она чувствовала холодную злобу людей, чтобы сразу оттаяло сердце
3 глава «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака?» Изменилась Кусака? Как? =Внешне и внутренне,
Длинная шерсть … стала лосниться, как атлас,
Ключевые слова: Ласковая, счастье, восторг, благодарность, любовь, принадлежала людям.
А почему никто на замечал в её глазах странной мольбы?
=== она для них игрушка, вещь, забава
4 глава.
«Смутно предчувствуя беду,,,» Какую беду предчувствовала Кусака?
Как пейзаж помогает понять нам состояние собаки? Пейзаж красивый, но настроение какое рождает? Тревожное, мы предчувствуем беду.
Для чего введен диалог Лели с мамой?
Как вы оцениваете отношение Лели к собаке? (изменений пока нет, но развитие остановилось)
===Это предательство, поступили жестоко, Кусака никогда не предала бы , какими бы ни были её хозяева, она служила бы им бескорыстно, порода для неё ничего не значит.
Они оставили её, бросили, их доброта поверхностна
5 глава работаем вместе, зачитаем
В связи с тем, что её оставили, как изменилась собака?
Какая стала Кусака? ==грязная, промокшая, одинокая, несчастная
Как природа сочувствует Кусаке?
Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки? Ключевые слова : мрак, темень, чернота, жуткая картина выползающего мрака усугубляется частым дождем.
Читаю два последних абзаца под музыку
Как озаглавим? Название: « Собака выла».
Почему собака выла? (раньше болело тело, а теперь душа) В этой главе воплощена вся душевная боль собаки. Кто сильнее причинил ей боль? Почему? Они нанесли ей удар больнее, раны , ушибы зажили , зализала, а душевную боль ничем не унять, тем более, что от близкого человека.
Почему Андреев выбирает именно это слово? ( она превратилась в бездомную, брошенную собаку) Если в начале рассказа мы слышим, как лаяла собак, то сейчас – воет. Каково лексическое значение этого слова.
Выть – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.. Собака выла – надо читать «собака плакала»
Кусака поверила ещё раз человеку, поэтому её боль ещё острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки
Посмотрите, ребята, какие же изменения и в связи с чем происходили в Кусаке?
== Они начались с появлением дачников, пошло развитие отношений между людьми и собакой, они носили какой характер? =позитивный , добрый,
Закончились отношения , и развитие прекратилось, началось изменение в обратную сторону. И пейзаж это подчеркивает Вывод: Когда Кусака одинока ,- в природе все мрачно, холод, слякоть, дождь, когда Кусака Любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие деревья. Она менялась в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.
Так что же будет изменять мир в лучшую сторону?
=== Любовь, доброта , Но этого достаточно? Ведь это было и у дачников? = Нет!
Нужна действенная доброта, дело, понимание, забота, участие, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость Рисуем стрелочки , а в серединке пусто пока, а как называется качество, которое все это включает в себя – МИЛОСЕРДИЕ У нас получилось солнышко и слова теплые . Только когда мы будем понимать, любить, сопереживать, заботиться, отвечать за ближнего, тогда на земле не будет страдания, боли, отчаяния.
Мы должны не просто говорить о доброте, а действовать. МИЛОСЕРДИЕ есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь
Скажите, а в жизни вам приходилось сталкиваться с бездомными животными, с ситуациями, когда люди обижали животных? Да ,Значит, проблема, о которой мы говорили в начале урока, существует, значит , мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли, что порой равнодушно проходим мимо.
Только ли об отношении к животным этот рассказ?
вспомните эпизоды с пьяница и ; Как кучка злых и равнодушных людей дразнит у трактира Илюшу?
=люди жестоки не только к животным, но и к людям
Судьба Кусаки – это может быть и судьба людей, кем-то прирученных и забытых.
Так о чем хотел сказать нам автор? Леонид Андреев своим рассказом призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Эта жестокость настолько стала привычной, что порой её не замечают. , Не быть черствыми и равнодушными., Нужно любить все живое, т.к. только любовью и милосердием держится мир.
О добре и зле, о трагедии одиночества, о том, как плохо оказаться забытым и покинутым, как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей, хочется быть добрее, милосерднее, гуманнее
Какими мы должны быть? = милосердными Будьте добрыми и человечными!
Рефлексия: продолжите, пожалуйста предложения…..
1.Рассказ Андреева «Кусака» навел меня на мысль…
2. Этот рассказ учит нас….
Дом. задание: : напишите сочинение «Никогда не предам своего друга»