Презентация РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАУчительГайфулина Розалия Русламовна Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:уметь представить себя устно и письменно владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо ) Актуальные подходы при изучении русского языкаТекстоориентированный. Функциональный. Коммуникативно-деятельный.  . Интегрированный. В связи с этим требуются новые  методы, форм и средств обучения. Приемы развития оптимальной скорости чтения и письмаРабот со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата). Анализ высказываний лингвистов. Беседа для активизации речевой деятельности. Формулировка темы и цели урока. Тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения.Деление текста на части.Составление плана произведения. Текст является одним из важнейших средств для создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативной способности учащихся, на формирование "языковой личности". Работа с текстом создает условия для функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для реализации внутрипредметных и межпредметных связей. Компоненты анализа текстакомпозиционно-содержательный стилистический типологический лингвистический анализ отдельных элементов текста  Приемы развития речевых умений Письмо по памяти - это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию.  Формируют речевые умения и навыки такие упражнения как  сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания. Сочинение по картине  - это один из элементов работы по развитию связной речи учащихся, предусматривающей последовательное развитие у школьников определенных коммуникативных умений и навыков самостоятельной работы над этим видом сочинения «Устное высказывание». Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в  учебнике, следует обратить внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, проведя беседу по таким вопросам:Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.2. Какова роль этого предложения в тексте? Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Методы, ориентированные на устную коммуникацию Все виды пересказа Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов. Обсуждение, дискуссия, диспут. Выступления в качестве ведущих на мероприятиях Методы, ориентированные на письменную коммуникациюСочинения и изложения Подготовка заметок и статей в СМИ Телекоммуникационные тексты, сообщения Участие в конкурсах сочинений Критерии оценки ожидаемых результатов Осознанное беглое чтение текстов Перевод информации из одной знаковой системы в другую Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текстаВыбор вида чтения в соответствии с поставленной целью Владение монологической и диалогической речью; Владение основными видами публичных выступлений Умение вступать в речевое общение Умение перефразировать мысль Использование для решения познавательных и коммуникативных задач