Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Л. Андреева Кусака


муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Дежевская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области

306130, Курская область, Солнцевский район, с. Дежевка, пер. Школьный, 1
Тел: (471-54)3-13-23, e-mail: degevskaya@mail.ruМетодическая разработка
урока литературы
в 7 классе
по произведению Л. Андреева «Кусака».
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Сараева О. В.
Тема:  «Мы в ответе за тех, кого приручили». 
Цель: закрепить умения учащихся анализировать произведение, обучать ведению диалога, воспитывать потребность оберегать и защищать все живое на земле.
Задачи:
обучающие: формировать в ходе урока навыки анализа художественного текста, понятие об авторской позиции и способах ее выражения;
развивающие:
развивать критическое мышление; развивать внимание; развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развивать творческие, речевые способности учащихся; формировать логическое мышление;
воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к слову; развивать коммуникативные УУД: создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; содействовать нравственному воспитанию учащихся
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальное сопровождение.  
Ход урока:
Оргмомент. Здравствуйте. Сегодня урок литературы проведу у вас я – Сараева Ольга Владимировна. Я рада вас видеть и думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи.
Мотивация учебного процесса. Слайд 3.  
(Чтение притчи под музыку).
-Ребята вы прослушали притчу. О чем она?
-Какова тема нашего урока?
-  Итак,  тема нашего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили».
-Что значить приручить? Работа с толковым словарем.
«Приручить – сделать ручным, послушным»
3. Актуализация знаний.
1) Обратимся к рассказу.    Слайд 5.
-Какова тема рассказа «Кусака»? 
-Кто является главным героем рассказа «Кусака»?     
-Почему именно собака? 
Сам Андреев отвечал: « в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу и страдает одними и теми же страданиями…».
Составление синквейна. Слайд 6.
Собака
Умная, преданная
Оберегает, радует, любит
Собака в доме – большое счастье
Друг
Знаете ли вы примеры других произведений, где героями были бы собаки? Слайды 7, 8.
- Как вы думаете, после сегодняшнего урока, какие  изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер?
- Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.
Молодцы!
Цель
 Проанализировать  рассказ  и отметить, под влиянием  чего и какие изменения происходят в  Кусакой и  своё сердце научить добру, состраданию, сочувствию, пробудить чувство сострадания к братьям  нашим меньшим.
Молодцы!
-Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая?  На протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям…
Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.
А сейчас вы поработаете в группах.
Слайд 9.
1 группа.
Кусака до встречи с людьми.
2 группа.
Кусака после встречи с людьми.
3 группа.
Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?
1.Обсудите и  выберите самое лучшее название глав.
2. Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (Прил., сущ., гл., нареч.).
3.Проследите,  какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?
1 глава:
-Название?   
-Какая собака?   Грязная, некрасивая, злая
-Ключевые слова?     Одиночество, страх, злоба.
-Какой картиной заканчивается 1 глава?
2 глава 
- Как изменилась собака с приездом дачников?
-В чем выражаются эти перемены?  Пришла весна  и в жизнь Кусаки.
 -Как  изменился мир вокруг Кусаки?  Как назвали?
-А почему вздрагивала?
3 глава «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака?»
-Изменилась Кусака? Как?
-А почему никто на замечал в её глазах странной мольбы?4 глава.
- Какую беду предчувствовала Кусака?
-Как пейзаж помогает понять нам состояние собаки? Пейзаж красивый, но настроение какое рождает? Тревожное, мы предчувствуем беду.
-Для чего введен диалог Лели с мамой?
-Как вы оцениваете отношение Лели к собаке?    
5 глава.
-В связи с тем, что её оставили, как изменилась собака? 
-Какая стала Кусака? 
-Как природа сочувствует Кусаке?  
-Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки?   Ключевые слова: мрак, темень, чернота, жуткая картина выползающего мрака усугубляется частым дождем. Слайд 10.
5. Слайд 11.
Физминутка.
«День – ночь».
На слово «ночь» - крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» - открыть глаза на 5 сек.
Повторить 5 раз.
6. Слайд 12.
 Чтение  двух последних абзацев под музыку. Наступила ночь.
-Как озаглавим?      
-Почему собака выла?  (раньше болело тело, а теперь душа) В этой главе воплощена вся душевная боль собаки.  
-Кто сильнее причинил ей боль? Почему?  Они нанесли ей удар больнее, раны, ушибы зажили, а душевную боль ничем не унять, тем более, что от близкого человека.
-Почему Андреев выбирает именно это слово? (она превратилась в бездомную, брошенную собаку) Если в начале рассказа мы слышим, как лаяла собака, то сейчас – воет.
-Каково лексическое значение этого слова.
7. Слайд 13.
 Выть – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.. Собака выла – надо читать «собака плакала»
Кусака поверила ещё раз человеку, поэтому её боль ещё острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки
Вывод: Когда Кусака одинока,- в природе все мрачно, холод, слякоть, дождь, когда Кусака  любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие деревья. Она менялась в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.
-Так что же будет изменять мир в лучшую сторону?
 8. Слайд 14.
Составление кластера.
Мы должны не просто говорить о доброте, а действовать.  МИЛОСЕРДИЕ есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь.
9. Работа с иллюстрациями. Выступают художники от каждой группы.
10. Слайд 15.Чтение стихотворения А. Барто «Щенок».
-У А. Барто есть прекрасное стихотворение «Щенок». Прочитаем его.
-Чем оно похоже на рассказ «Кусака» и чем отличается?
(счастливым концом)
-Скажите, а в жизни вам приходилось сталкиваться с бездомными животными, с ситуациями, когда люди обижали животных? Да. Значит, проблема, , значит, мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли, что порой равнодушно проходим мимо.
-Только ли об отношении к животным этот рассказ?
Судьба Кусаки – это может быть и судьба людей, кем-то прирученных и забытых.
-Так о чем хотел сказать нам автор?    
Леонид Андреев своим рассказом призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Эта жестокость настолько стала привычной, что порой её не замечают. Не надо быть черствыми и равнодушными.  Нужно любить все живое, так как только любовью и милосердием держится мир.
О добре и зле, о трагедии одиночества, о том, как плохо оказаться забытым и покинутым, как страшно, что вокруг так много бездушных и  злых людей,  хочется быть добрее, милосерднее, гуманнее
-Какими мы должны быть?
- Будьте добрыми и человечными!
11. Рефлексия: продолжите, пожалуйста, предложения
1. У меня на душе осталось…
2. На уроке я понял (а)…
3. На уроке мне удалось…
12. Подведение итогов.
13. Домашнее задание.
1. О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»?
2. Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?
3. Написать рассказ о животном.