Музыка вокальная и инструментальная
Здравствуйте, ребята! (Тему урока назвать в конце.)
И сегодня мы продолжим разговор о жанрах вокальной и инструментальной музыки.
Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. (Слайд №1)
По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.
- Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера)
- С произведением, которое я предложу вам прослушать, мы уже знакомились на прошлых уроках. Узнайте его?
СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С. Рахманинова
-Кто вспомнил это произведение?
-Кто его написал? (Слайд №2)
- При каких обстоятельствах появилось это произведение на свет?
- Какое настроение создаёт это произведение у слушателей?
-Какие чувства и мысли хотел передать нам С.В. Рахманинов?
-Кто исполнял это произведение?
-Почему композитор решил написать его без слов?
- Какие жанры вокальной музыки вы знаете еще? (песня, романс, кантата, оратория, опера)
-Очень часто один и тот же жанр встречается и в вокальной музыке и в инструментальной.
- С произведением, которое я предложу вам прослушать мы еще не знакомы.
СЛУШАНИЕ: «Романса» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова (слайд №4)
(Анализ музыкального произведения) (слайд №5)
- Это произведение написал композитор Георгий Свиридов. И назвал его «Романс».
-Может быть кто-нибудь знает, что такое РОМАНС?
РОМАНС – это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания. (Слайд №6)
- Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки)
-но это тот пример о котором я вам говорила перед прослушиванием этого произведения.
Действительно: форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов») Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова
- Что общего у этих произведений?
(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. «Вокализ» пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней.
Более открытое проявление чувства в «Романсе» Свиридова приближает его звучание к городскому романсу.
ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека)
- Произведение, с которым мы познакомимся сейчас, относится к жанру и вокальной и инструментальной музыки. Это БАРКАРОЛА.
В мире музыки существуют ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ баркаролы.
СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона (слайд)
- К какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная)
- Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?
Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.
Слушаем ещё одно произведение.
СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки (вокал) (слайд)
- К какому жанру относится эта баркарола? (вокальная)
Баркарола М. Глинки была написана на стихотворение Нестора Кукольника.
-И еще одна баркарола Франца Шуберта (СЛАЙД)
БАРКАРОЛА
Уснули голубые Сегодня, как вчера. Ох, волны удалые, Надолго ль? До утра? У нас и в мраке ночи Волнение любви Слезами топит очи, Огнем горит в крови. И плеском размахнулось Широкое весло, И тихо распахнулось Заветное окно. И вам покоя, волны, Страдалец не дает; Надежд и страсти полный, Всю ночь любовь поет. Уснули голубые Сегодня, как вчера. Ох, волны удалые! Не спать вам до утра!
- Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки, Ф.Шуберта Что общего заметили?
(есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий)
- Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки)
БАРКАРОЛА – этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola). (слайд)
Вам хорошо известны слова «БАРКАС», «БАРЖА», происшедшие от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку. Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка. (слайд)
Запишите понятие в тетрадь:
БАРКАРОЛА- род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе, связанное с изображением катания на лодке. (Слайд)
Смотрим слайды с гандолами.
Домашнее задание.
В творческой тетради сравнить настроение романса («Венецианская ночь» М.И. Глинки) с настроением картины «Итальянский пейзаж» А. Мордвинова.
Рефлексия
- С какими жанрами музыки мы познакомились? (вокальными и инструментальными)
- Под каким названием перешла форма романса в инструментальную музыку? («песня без слов»)
- Кто был автором этого названия? (Ф. Мендельсон)
- С каким произведением Ф. Мендельсона мы познакомились на уроке? («Песня венецианского гондольера»)
- К какому жанру это произведение относится? (инструментальная баркарола)
- С какой вокальной баркаролой мы познакомились? («Венецианская ночь» М. Глинки на слова Н. Кукольника)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Сегодня тема нашего урока звучит так: «Жанры вокальной и инструментальной музыки»
15