ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ


Д.Б. Колесникова
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Процессный подход в управлении качеством образования приобретает чрезвычайную актуальность и является одним из важнейших достижений в современных условиях. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Для успешного функционирования образовательная организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. [1].
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также их менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. [1].
Процессный  подход  характеризуется  большими  возможностями  в  отношении  развития системы управления организацией.
Сложность внедрения процессного подхода заключается в необходимости  документального  оформления каждого подпроцесса, выработки стандартов и системы показателей. Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец. Полная регламентация каждого действия приводит к необходимости наличия системы электронного документооборота и информационной системы.  Для успешного завершения внедрения процессного подхода необходимо создать соответствующие  реально  действующие  механизмы управления.
Процессный подход  управления качеством образовательного учреждения включает:
- процессы управления – маркетинг, планирование, проектирование, менеджмент ресурсов, информирование;
- основные процессы деятельности – образовательная, экспериментальная (инновационная), дополнительные услуги;
- процессы обеспечения – материально-техническое, финансовое, кадровое, информационное, методическое, международное, социальное.
На основе процессного подхода образовательное учреждение определяет процессы проектирования, производства и поставки образовательной услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков, то есть родителей. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом.
Оценивая деятельность образовательных учреждений, можно говорить о том, что в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Развивается сеть образовательных учреждений, улучшается материально - техническое и информационное оснащение образовательного процесса, внедряются современные образовательные технологии и методики. Однако состояние системы управления образованием в целом не в полной мере соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития. Не сложилась система управления качеством образования, ориентированная на запросы потребителей образовательных услуг. Административно-управленческие процессы в большинстве общеобразовательных учреждений недостаточно организованы и часто неэффективны. Во всероссийском масштабе и на уровне регионов не сложилась система единых подходов к понятиям: «качество образования», «управление качеством образования», «показатели и критерии качества образования», «оценка эффективности управления качеством образования». Значительная часть руководителей образовательных учреждений не владеет современными принципами, методами, технологиями управления. Формирование современных механизмов оценки и управления качеством образования предполагает создание моделей управления, ориентированных на запросы потребителя. Многие образовательные учреждения испытывают трудности как в разработке самой политики качества, построении модели системы управления качеством образования, так и во внедрении этой модели в практику управления школой.
Отсутствие модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества, не позволяет изменить состояние качества образования в большинстве образовательных учреждений.
Отсутствие стандартов качества и доступности образовательных услуг, стандартизированных методов оценки не позволяет обеспечить адекватную оценку деятельности образовательных учреждений со стороны органов управления образованием, эффективно использовать результаты оценки деятельности образовательных учреждений при принятии управленческих решений.
На основе вышеописанных проблем сформулируем основные задачи деятельности образовательных учреждений:
создание условий для развития эффективных систем управления качеством образования в образовательных учреждениях;
обеспечить разработку, внедрение и корректировку модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества;
повысить эффективность управления качеством образования;
обеспечить качество образования, отвечающее требованиям инновационного социально ориентированного развития, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг;
обеспечить единые подходы к оценке качества образования, а также к оценке эффективности и результативности управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях через систему единых критериев и показателей эффективности и результативности управления качеством образования;
создание «точек» инновационного развития для трансляции передового опыта в области управления качеством образования;
создание условий для повышения конкурентоспособности системы образования.
Следует отметить и особое значение проектов в процессном управлении. Управление проектами дает ощутимые результаты во всех областях приложений, чем и объясняется растущая популярность этой технологии. Для руководителей она представляет интерес и как технология, которую полезно внедрить в своих учреждениях, и как средство управления собственными проектами: небольшими – привлечение родителей к активному участию в жизни школы, и крупными - создание структурных подразделений, проведение крупномасштабных акций, и прочие изменения, носящие уникальный характер и временные по своей природе.
Сложность управления педагогическими (да и многими другими видами проектов) в том, что цели, четко определенные в начале работы, меняются в ходе реализации проекта. Поэтому необходимо не только определить цели, но и определить условия, в которых цели смогут изменяться соответственно ситуации.
Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить этим требованиям и ожиданиям, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками.
Управление проектом представляет собой руководство этими видами деятельности, призванное обеспечить, чтобы цели были достигнуты вовремя, в рамках бюджета и при надлежащем качестве.
Хотя главной задачей управления проектом является выполнение определенных работ в установленные сроки и в соответствии с бюджетом, последние являются, по существу, нежелательными ограничениями, в рамках которых приходится вести работу. Они не являются подлинными целями проекта, каковыми могут быть:
захват большей доли рынка;
подготовка к будущему развитию;
создание уникальной услуги.
Менеджмент в сфере образования предполагает не только управление технологическими, организационными и экономическими инновациями, но и менеджмент педагогических инноваций, то есть управление процессом разработки и распространения новых педагогических технологий, новых методов, приемов, методик преподавательской деятельности. «Принципиально важной особенностью инновационной образовательной деятельности является то, что она развивается в проектной форме. Деятельность проектирования оказывается в высокой степени адекватной самой специфике инновационной образовательной деятельности как деятельности, предметом которой оказывается открытое, формирующееся пространство образовательных целей и задач. Деятельность проектирования отличается от деятельности планирования именно тем, что она имеет дело с открытым формирующимся пространством целей и задач, а не решает заранее известные задачи и заранее поставленные цели. Поэтому идея проектной образовательной деятельности на сегодня является не просто доминирующей в массиве образовательных инициатив, но может рассматриваться в качестве фундаментального принципа инновационной образовательной деятельности. При этом само изменение предметности образования выступает в качестве основания инновационной образовательной деятельности, а содержанием образования во все большей мере становится сам процесс порождения нового содержания образования». [5].
Библиографический список
1. ГОСТ P ISO 9001:2011 Системы менеджмента качества. Требования
2. ГОСТ P ISO 9000:2005 (R) Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
3. Процессный подход в управлении качеством : учебное пособие /
Л.Е. Скрипко. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 105 с4. Бондаренко Ю.А. Процессный подход в системе менеджмента качества МАОУ «Гимназия №12» / Научно-методическая работа: опыт,
проблемы, перспективы // ГЦРО, Новосибирск, 2013.- 73 с.
5. Болсуновский Н.М. Внедрение системы управления проектами в образовательном учреждении. URL: http://bookfi.org/book/526232 (дата обращения: 30.01.2014)