Индивидуальные образовательные траектории. Из опыта педагогической работы в вечерней школе.
Индивидуальные образовательные траектории.
Из опыта педагогической работы в вечерней школе.
Успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, организации деятельности и т.д. Все эти и другие компоненты должны быть нацелены на формирование индивидуальности обучающихся. Поэтому не случаен интерес к нетрадиционным педагогическим технологиям, которые, в отличие от традиционных методик обучения, больше ориентированы на обучаемого, чем на учебную дисциплину, строятся с учетом интересов, потребностей, возможностей ученика, гарантируют определенный уровень обученности, обеспечивают повторяемость, воспроизводимость и улучшение результатов. Одна из подобных технологий – реализация индивидуальных образовательных траекторий.
В вечернюю школу приходят обучающиеся разного возраста (от 15 до 35 лет) с перерывом в учебе от 1 года до 20 лет. Естественно, что классы оказываются неоднородны по уровню подготовки, способностям, возможностям регулярно посещать занятия. При традиционном подходе к процессу обучения в подобных условиях построение системы знаний невозможно. Поэтому индивидуальные образовательные траектории – единственный путь создания наиболее благоприятных условий развития личности путем приспособления процесса обучения к индивидуальным потребностям и уровню базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Для этого в индивидуальной работе выделяются единицы учения, предоставляется возможность выбора при выполнении заданий. Осуществляются контроль и оценка не только результатов, но и процесса учения. В качестве таких единиц учения выступает информация, которая дается обучающимся для дальнейшего изучения. Это обеспечивает возможность построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, которые представляют собой определённые последовательности элементов учебной деятельности каждого, соответствующие его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемым при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога.
Школьникам предоставляются многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а, следовательно, самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, а также необходимые материалы, ТСО, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, практического характера. Учитель следит за тем, чтобы ученики не выполняли постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый из них перерабатывает одну и ту же информацию, но решает задачи в своей последовательности, собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.
В процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся изменяются и функциональные обязанности преподавателей: они занимаются аналитически-проектирующей, консультирующей, координирующей, организующей и коррекционной деятельностью. По каждому ученику и по классу в целом ведется мониторинг уровня обученности на основе результатов контроля: вводного, нескольких промежуточных и итогового. По этапам из траекторий удаляются усвоенные вопросы и переходят те, которые требуют дополнительной индивидуальной работы.
Благодаря данной технологии наблюдается положительная динамика уровня знаний обучающихся. Например, в 9 классе по математике средний балл выполнения работ в форме ОГЭ в 2015 г. повысился с 3 баллов на начало учебного года до 9,6 баллов на государственной итоговой аттестации, по русскому языку с 5 до 22 баллов; в 12 классе имеем + 3 балла по математике и + 15 баллов по русскому языку. Первыми к необходимости изучения и внедрения данной технологии пришли учителя русского языка и математики. Опираясь на их опыт, другие учителя-предметники также начинают практику формирования индивидуальных образовательных траекторий для успешного освоения учебных программ на уровне государственного стандарта. Благодаря инициативе и ответственности наших учителей все выпускники 9 и 12 классов получают аттестаты об основном и среднем общем образовании. Многие выпускники прошлых лет обучаются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Это, конечно, положительный итог, который дает работа по индивидуальным образовательным траекториям.
О.В.Штарева, директор, учитель химии вечерней школы г.Семенова.
15