Методическая разработка Одарённые дети. Характеристика. Проблемы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества № 6
Методическая разработка
«Одарённые дети. Характеристика. Проблемы.» Разработку выполнила: педагог дополнительного образования Ахтямова З.Л.
г. Ульяновск 2015
Одарённые дети. Характеристика. Проблемы.
Кто такие одаренные дети? Характеристика одаренных детей
Одарённые дети или вундеркинды (с нем. «Wunderkind»— «чудесное дитя») — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.
Для подготовленных специалистов заметить одаренного ребенка довольно легко. Даже не очень опытные родители, могут заметить, что их ребенок не совсем такой, как другие дети. Однако родители часто задают вопрос, что означают эти различия. Они знают, что их ребенок умный, но одаренный ли? Помочь выявить одаренность в ребенке поможет список особых черт или характеристик.
- Очень наблюдательны;
- чрезвычайно любопытны;
- обладают превосходной памятью ;- могут длительно удерживать внимание (к примеру, среднестатистический дошкольник может сосредотачиваться на игре не более 50 минут, а внимание к учебному процессу у первоклассника продолжается не более 10-15 минут);
- обладают отличными навыками рассуждения ;- хорошо развито абстрактное мышление, есть способность к синтезу и анализу;
- нестандартное и оригинальное мышление
- быстро учится и приобретает новые навыки с меньшим временем практики и повторения;
- обладает необычным и ярким воображением.
Эмоциональные и социальные признаки
- Интерес к философским и социальным вопросам;
- очень чувствительны, эмоционально и даже физически;
- обеспокоены вопросами о добре и зле, о справедливости и несправедливости;
- хорошо развитое чувство юмора;
- обычно внутренне мотивированы.
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
1.Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
2. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
3. В школе должны быть свои традиции.
4. Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха
Проблемы
Одаренные дети могут интеллектуально понимать абстрактные понятия, но иногда не в состоянии бороться с этим эмоционально, что приводит к чрезмерной озабоченности вопросами смерти, будущего и другими.
Одаренный ребенок может принять участие в разговорах взрослых, в вопросах о глобальном потеплении или проблеме голода в мире, а в следующую минуту расстраиваться и плакать, потому что брат или сестра взяли его любимую игрушку.
Одаренные дети могут спорить и манипулировать. Родители и другие взрослые должны помнить, что, хотя и следует отдать должное их логическим объяснениям и убедительным аргументам, ребенок все еще остается ребенком и требует соответствующей дисциплины.
Одаренный ребенок может попытаться перехитрить родителей и учителей.
Сложная лексика и чувство юмора иногда приводят к тому, что ребенок может быть неправильно понят своими ровесниками. Из-за этого ребенок чувствует себя неполноценным. Это одна из причин, по которой такие дети предпочитают общение с более старшими детьми и взрослыми. Проблемы, связанные с перфекционизмом и эмоциональной чувствительностью
Перфекционизм - убеждение, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В патологической форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Может быть как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим психическим расстройством.
Перфекционизм может привести к страхам о неудачи; это в свою очередь приводит ребенка к тому, что ребенок отказывается даже пробовать что-то, боясь потерпеть неудачу (в том числе делать домашнее задание!)
Наблюдательность и воображение, способность предчувствовать очевидный результат, может привести к тому, что ребенок становиться застенчивым, зная последствия.
Одаренные дети очень чувствительны к критике
Обострённое чувство добра и зла может привести к озабоченности глобальными проблемами, такими как войны, несправедливость и насилие в окружающем мире. Если дети перегружены обсуждениями этих вопросов, они могут стать замкнутыми и даже страдают от "экзистенциальной депрессии".
Одаренные дети чувствуют себя «другими» даже в раннем возрасте. Поэтому очень важно, чтобы такие дети имели возможность общения с себе подобными ровесниками, которые понимают их.
Но главной проблемой вундеркиндов остается то, что, становясь взрослыми, они становятся обычными людьми, что нередко приводит к внутреннему конфликту и страданиям. Поэтому одаренный ребенок в семье – не только гордость и радость, но и огромная ответственность родителей.
Что же такое одаренность и кто такие одаренные дети? Согласно широко бытующему представлению, одаренные дети — это дети, обнаруживающие высокий уровень способностей, общих или специальных, например, к музыке, рисованию, хореографии, иностранным языкам, литературе, математике, естественным наукам и технике. Детскую одаренность распознают по степени опережения ребенком своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях. Принято считать, что раньше других у детей обнаруживается музыкальный, поэтический, художественно-изобразительный дар, а в области науки — склонность к математике.
В настоящее время в Российской Федерации проживает около 29 млн детей. Сколько же среди них одаренных? Определить, кто из детей одарен — трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем… Большинство психологов или педагогов оценивают количество одаренных детей от 1–2 % до 20 % от общего числа детей. Специалисты по математической статистике, используя закон нормального распределения, считают, что в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68–70 %, существенные отклонения в обе стороны составляют по 15–16 %. Статистическая разница в оценке количества одаренных в разных странах весьма значительная — от 7 до 90 %. Россия дает цифру около 7 %. «Потенциально одаренных» — до 30 %.В настоящее время в нашей стране обнаруживается довольно печальная картина: скоро у нас не останется не только квалифицированных рабочих, но и представителей интеллектуальной и художественной элиты. Сегодня терпит крах система работы с талантливой молодежью. Развивать и преумножать свои таланты могут лишь дети из обеспеченных семей: занятия в спортивных секциях, музыкальных и художественных коллективах, поездки на конкурсы и учеба в престижных учебных заведениях стоят больших денег. Колоссальное бремя в выборе жизненной стратегии для своего ребенка ложится на семью. Без поддержки государства задача такого масштаба не может быть решена полноценно и всеобъемлюще.
Актуальность работы с одаренными детьми. Россия вплотную озаботилась созданием «отборного» человеческого капитала буквально несколько лет назад, но не подкрепила эту заботу достаточным финансированием. В 2004 году в рамках Президентской программы «Дети России» прошли конференции, круглые столы и заседания по проблемам работы с одаренными детьми, отбору одаренных детей в ходе модернизации системы образования. Авторитетные ученые и практики разработали и приняли Рабочую концепцию одаренности[16], в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей, обозначены направления работы с ними в сфере образования, обоснованы различные формы обучения.
Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в об ескую задачу. Ее показали академику Колмогорову, который похвалил «красивое решение», но не поверил, что ее в уме решил 8-летний мальчик. П.Коноплеву было отказано в приеме в математическую школу Колмогорова для одаренных школьников, так как туда принимали только старшеклассников. Он учился в обычной общеобразовательной школе, где из 1-го класса перешел сразу в 4-й. Но тут возникла проблема общения: из-за разницы в возрасте ему было трудно с одноклассниками и физически, и психологически. В 15 лет Павел поступил в университет, в 18 — в аспирантуру… Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества привели к душевной болезни. Гениальный интеллект вошел в конфликт с физическими возможностями организма, что привело к преждевременной гибели молодого человека.
Появление одаренных и сверходаренных детей ставит и перед обществом, и перед их родителями, и перед самими детьми серьезные проблемы. Встает острейшая необходимость сохранения этих детей. И немалая ответственность и роль отводится в этих ситуациях родителям.
Но не у всех одаренных детей этот путь складывается благополучно. Известна, например, история необычайно одаренного математика Павла Коноплева (1971–2000), получившая в свое время широкую огласку. Ему было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. В пять лет научил свою маму (профессионального физика) вычислять в уме логарифмы. По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (музыкантов в семье не было).
Имеется печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей — в лучшем случае их число не превышает 2–3 %. Речь идет в данном случае, конечно, о достижениях, сопоставимых с уровнем проявлявшихся в детстве необычных способностей. Несостоявшиеся одаренные люди — это не только беда для нации, которая нуждается в выдающихся людях, это трагедия и для самого бывшего «чудо-ребенка», который на всю жизнь страдает «синдромом бывшего вундеркинда», проявляющегося в депрессии, потере интересов, часто в повышенной агрессии
Список используемой литературы
1. Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков.
2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 46–68.
3. Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков.
4. Ведерникова Н. И. Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися