Технологическая карта уроков литературы по творчеству И. А. Гончарова. Разработала и провела учитель русского языка и литературы М.А. Фром


Технологическая карта уроков литературы по творчеству И. А. Гончарова.
Разработала и провела учитель русского языка и литературы М.А. ФромЦель: установить взаимозависимость чувственных переживаний и социально-ролевой декомпозиции литературных произведений.
И. А. Гончаров (1812 – 1891)
Основные этапы творчества: 1847 «Обыкновенная история», 1858 «Фрегат «Паллада», 1859 «Обломов», 1869 «Обрыв».
Тема: судьба поколения ищущего, но не сумевшего найти правильный путь; история любви; история идеала, поиска смысла жизни; тема семьи, воспитания человека; тема русского национального характера; тема дружбы.Идея: осуждение патриархально-крепостнического быта и бездуховности общества. Обломовка – Обломов – Обломовщина – вот идейный стержень романа
Конфликт: 1) героя с обществом (2ч., 4 гл., стр. 297);
2) внутренний конфликт (4 ч., 9 гл., стр. 144).
Главная проблема романа: что сгубило героя, наделённого «пылкой головой, гуманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов и всеобщих человеческих скорбей» душой?
(«Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» Ольга)Общечеловеческие проблемы:
- К какому идеалу нужно стремиться; ради чего стоит трудиться; к чему может привести бездействие, стремление к покою; какими должны быть отношения в семье; как нужно воспитывать детей?
Время: эпоха русской жизни середины 19 века, гибель патриархального помещичьего уклада; состояние общества перед реформой.
(И. С. Тургенев, «Дворянское гнездо» 1859 г.; А. Н. Островский, «Гроза» 1860г.)
Актуальность романа.
Используя высказывания современников Гончарова, докажите:
1)«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали Обломова», не спорили об «Обломове» . А. В. Дружинин.
2)«Обломов» имеет в настоящее время успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный». Л. Н. Толстой.
3)«… Роман есть знамение настоящего общественно-политического состояния России». Н. А. Добролюбов.
Система персонажей.
Галерея гостей, представителей светского, чиновничьего, литературного Петербурга. Обломов («Да я ли один? Наше имя легион») Обломов: -древнеслав. «обло» - округлость;
(… «всероссийский тип, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». В. Соловьёв).Ольга – высший идеал, какой только можно вызвать из «русской жизни», «роль путеводной звезды.
Штольц – антипод героя. Автор представляет в нём образцового, совершенного человека. Гончаров использует приём антитезы. Большинство критиков говорят о схематизме характера, из которого «выглядывает» идея. Автору Штольц не очень интересен.
Захар – пародия на Обломова; каждый из них – раб другого; их невозможно представить друг без друга. После смерти Обломова Захар – нищий бродяга, тоскующий о своём барине.
Пшеницына – идеал Обломова, но без поэзии. «Тёплая печка, огонь которой любить нельзя. Она даёт тот покой, о котором он мечтал. Этот покой привёл его к смерти».
Композиция романа.
1 ч. – растянутая экспозиция (по словам Гончарова, пролог к роману»;
Гл. 9 – сон- «увертюра всего романа» (Гончаров);
2 ч. – первая завязка. Приезд Штольца. («Теперь или никогда!»);
Вторая завязка. Объяснение Обломова в любви (2 ч., гл. 5). Символика романа.
1.Халат Обломова. Восточный без малейшего намёка на Европу. Символ и неги, и лени, и покоя, праздности, дворянской культуры и «обломовщины». Появляется Ольга – исчезает халат. Расстаётся Обломов с любимой женщиной – халат снова набрасывают на него, как крышку гроба. Недаром он отчаянно кричит: «Что это?»
2.Ветка сирени. Символ весны, любви, надежды. Поблекли сирени – ушли надежды.
3.Разведённый мост. Пропасть между 2 и 3 ч.
4.Заросли крапивы. Обломов идёт смотреть квартиру в Выборгской стороне и любуется пышными зарослями крапивы. (Символ запустения, Обломовки).
5.«Снег, снег, снег… Всё засыпал». (после расставания с Ольгой) .
Развитие действия:
У него на лице сияла заря пробуждённого, со дна души восставшего счастья, наполненный слезами, взгляд был устремлён на неё.
- Посмотрите в зеркало – глаза блестят, боже мой, слёзы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!
- Нет, я чувствую… не музыку… а любовь! – тихо сказал Обломов. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что оно не властен в нём и что оно – истина.3 ч. Кульминация, развязка. Последнее свидание с Ольгой. («Никогда!» Конец надеждам, внутренней жизни, всему высокому, светлому).4 ч. – угасание. Свинцовый сон, нравственная смерть… Критики об Обломове.
«Обломовщина – одно слово, а какое ядовитое».
- обломок, представляющий архаический жизненный уклад.
-обломан жизнью.
-Обломов – «современный русский тип», последний в галерее «лишних людей». Но всё-таки «не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек тоже чего-то ищущий в жизни, о чём-то думающий». Н. А. Добролюбов.
- «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви. Он дорог нам как… незлобный и нежный ребёнок… как чудак, который в нашу эпоху себя любил и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека, не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному». А. В. Дружинин.
Критики о романе.
1.Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (любое издание).
2.Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (литературная критика. – М., 1983 или др. издание).3.Незвецкий В. А. «Капитальная вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» - лит-ра в шк., № 7 – 1997, с. 44).Обломов Штольц.
1.Принцип антитезы – характерная черта романа:
1)Каждая историческая эпоха рождает «новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;
2)В романе Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев – Александр Адуев («Обыкновенная история») Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).
Штольц – антипод Обломова:
1)Общие черты:
возраст (Штольц ровесник Обломову: ему уже за тридцать лет»); вероисповедание; обучение в пансионе И. Штольца в Верхлёве; служба и быстрая отставка; любовь к Ольге Ильинской. 2) различные черты:
портрет, родители, воспитание, отношение к учёбе в пансионате, дальнейшее образование, образ жизни, ведение хозяйства, жизненные стремления, взгляды на общество, отношение к Ольге, взаимоотношение к взаимопониманию, самооценка, особенности характера.
Значение образов Обломова и Штольца:
1) Гончаров отразил в Обломове типичные черты патриархального дворянства;
2) Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;
3) Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;
4) Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца
Анализ эпизода.
1.Вступление. Что такое эпизод? Место и роль эпизода в тексте романа.
2.Главная часть.
1)Как связан данный эпизод с предыдущим? (общие идеи, мотивы, ключевые слова).
2)Содержательная сторона эпизода: психологическое состояние героев, его отражение в портретной характеристике; поворот во взаимоотношении героев; как раскрываются черты характера героев, мотивы их действий; роль диалогов, монологов, речевая характеристика;- прямая и косвенная авторская характеристика, оценка персонажей, ситуации, проблемы.
3) Какую роль сыграл данный эпизод в развитии последних событий?
4) Значение языковых средств, художественных приёмов.
3. Значение эпизода в раскрытии основной идеи романа.
4) Место, роль данного эпизода в контексте литературы. Современность романа.
«Обломов» - это плач по бесцельно прожитой жизни. Жизнь и покой несовместимы.
Особенности таланта писателя.
1.«Писать – это призвание обращается в страсть – почти с детства ещё в школе!» (Гончаров).
2.Гончаров – наследник Пушкина и «натуральной школы».
3.Гончаров изображает жизнь такой, какой её видит как художник (Добролюбов).
4. Добролюбов назвал талант Гончарова «объективным талантом».
5.В историю русской литературы вошёл как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.
Темы сочинений.
1.«Обломовцы» в романе Гончарова.
2.Что сгубило человека с «золотым сердцем»?
3.Анализ одного из эпизодов романа
-Приезд Штольца в дом Обломова.
-Последнее свидание с Ольгой.
-Роль сна Обломова.
4. Что такое «обломовщина»?
5. Обломов как роман о любви.
6. Обломов и Штольц: сопротивление и противостояние.
7. Обломов как национальный и общечеловеческий тип.
.