«Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы»
II Международный педагогический Форум
«Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы»
Докладчик: учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской обл. Могилина Г. Н. Тема: «Проект «О родных с любовью» (из опыта работы)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель н/к Осинского образовательного центра. Работая над проектами, я поняла, что младшие школьники - это потенциальные будущие исследователи и научные работники. У них не угас ещё интерес к познанию, они легко увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. 1,2
В нашей школе традиционно проходит Школьная конференция творческих проектов. Мои ребята каждый год занимают призовые места. Но этому предшествует большая кропотливая работа. Проблема проекта или исследования находится в области познавательных интересов учащихся, в зоне их ближайшего развития. На мой взгляд, нельзя полагаться на массовое участие учеников в проектной деятельности в начальной школе. Здесь нужен индивидуальный подход. Обучение данному виду деятельности начинаю с первого класса. Опираюсь на группу детей и родителей, заинтересованных в подготовке проектов. Итогом работы становятся различные конкурсы. Ребята 2 класса работали над проектом - детская спортивно – игровая площадка. Они увидели проблему в том, что: в нашем посёлке живёт более четырёхсот детей в возрасте до 14 лет, но нет ни одной детской спортивно-игровой площадки, которая поможет решить проблему детского досуга.
Результатом этой работы стало появление в нашем посёлке 3-х спортивно - игровых площадок , 1 место на Школьной конференции, 2 место в районном конкурсе социальных проектов «Гражданин» и 1 место в Окружном конкурсе творческих проектов. 3
4
При работе над проектами дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими информационными источниками. Они проявляют инициативу, учатся творчески мыслить, работать на компьютере и презентовать свой продукт. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Думаю, что мне удалось зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты. Позитивная динамика участия учащихся моего класса в проектной деятельности за последние годы. Можно сделать вывод, что дети все чаще
принимают участие в разработке проектов.
2008-2009 школьный -12 , поселковый -0, районный -1, региональный – 1.
2009-2010 школьный -15 , поселковый -0, районный -3, региональный - 1 .
2010-2011 школьный -13 , поселковый -5, районный -11, региональный - 2 5
Я предоставляю вашему вниманию работу учащихся 4 класса, которая показалась мне интересной, и я бы хотела поделиться опытом работы.
Ребята работали над проектами, которые вошли в цикл «О родных с любовью». На его создание ушло 6 месяцев, а работа по одному проекту продолжается. 6
Цель: патриотическое воспитание учащихся начальных классов; совершенствование навыка проектной деятельности. 7
Задачи:развивать познавательные процессы и интересы личности;
развивать основные нравственные качества личности;
развивать коммуникативные отношения ребёнка;
развивать мыслительные процессы и творческие способности;
познакомить учащихся с участниками и ветеранами ВОВ;
прививать любовь и уважение к старшему поколению;
воспитывать достойных граждан, знающих историю своего народа, умеющих ценить его героические подвиги и чтить традиции;
сплотить детский коллектив. 8
На этапе введения в проект Ежегодное участие ребят в митинге «День памяти», совместно с администрацией п. Осинки и Советом ветеранов посещение участников и ветеранов ВОВ; организация уборки приусадебного участка у участника ВОВ Дарданова Василия Степановича. 9
Делая акцент на патриотическое воспитание детей, организовываю встречи и акции. Встречаются с:
библиотекарем СДК «Осинский» Снопковой О.А.;
председателем и заместителем Совета ветеранов Голубь Н.А. и Изрюмовой А.М.;
с участниками и инвалидами ВОВ.
Ребята преподнесли ветеранам подарок, сделанный своими руками. Совершили рейды добрых дел. Данная работа отмечена благодарностью от правительства Самарской обл 10
Активно принимают участие в акции «Ассорти добрых дел»
Совместно с администрацией п. Осинки и Советом ветеранов ребята присутствовали на вручении юбилейных медалей участнику и ветерану ВОВ Дардановым и поздравление с 95-летием. (Василию Степановичу и Марии Степановне) 11
На основе этой работы ребята формулируют проблему: «Ежегодно наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне, но мы мало, что об этом знаем»; ребята доказывают актуальность своего выбора.
В 2000 году, в нашем посёлке проживало 47 участников Великой Отечественной войны.
2010 год- 12 участников Великой Отечественной войны. Сколько останется их в живых к 2015 году, в годовщину 70-летия Победы? На основе сформулированной проблемы организовываю поисковую и исследовательскую деятельность учащихся.
Цель: собрать информацию о ветеранах ВОВ нашего посёлка и оказать им посильную помощь. Использовать материал для работы школьного музея. 12
13
Во время планирования деятельности я уточняю и корректирую план работы по поиску решения проблемы. Ребята, исходя из жизненного опыта и интересов, планируют свою работу. Работа с СМИ (сбор информации об участниках ВОВ, правительственные документы); индивидуальная и групповая работа над проектами; создание альбома «Воинской славы»; подготовка к защите (презентация).
Моя задача оказать помощь в организации групп по принципу «Кто что умеет? Кому что интересно?» В ходе работы никто не остался в стороне. Были сформированы группы:
группа документалистов; группа журналистов; группа фотографов;
творческая группа; группа художников; группа поддержки;
Ребята выполняли исследования (сбор и анализ информации: брали интервью, работали с домашними и областными архивами, документами, справками, материалами СМИ)
14
15
В процессе работы создаются альбомы:
«Воинской славы»; газеты и правительственные документы о ВОВ;
«Песни военных лет»; «Ордена и медали ВОВ».
А несколько ребят предпочли индивидуальные проекты, в которых отразили жизнь своих родных в годы ВОВ. 16
Индивидуальная работа учащихся:
Гераськина М. «Через душу прошла эта война» (о легендарной тёте);
Лысова В. «Жизнь прожить, не поле перейти» (о прадедушке);
Тимченко А. «Человек жив до тех пор, пока о нём помнят» (о прадедушке);
Климанова Р. «Через века, через года» работа над этим проектом продолжается. Регина решила проследить вклад своей семьи не только в освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков, но и в развитие нефтепромысла в Самарском регионе. Многие члены её семьи связали свою жизнь с нефтедобычей. 17
18
19
20
На этапе подготовки к презентации идёт обобщение, проводится самоанализ, результатов своей деятельности. В это время обращаю внимание на толерантность, умения общаться, слушать, обосновывать своё мнение, работу в группе на общий результат.
Через метод презентационных технологий оказываю помощь в создании презентации работы учащихся. Результаты своей работы ребята объединяют в цикл «О родных с любовью». Готовятся к защите проекта. 21
VI Итог работы
1 место на Школьной конференции по проектной деятельности;
3 место на районном конкурсе социальных проектов «Гражданин»;
1 место на XVI районном слёте юных краеведов. 22
Ребята ответственно отнеслись к данному проекту, который полностью отразил тяжёлые времена в годы Великой Отечественной войны. Пришли к выводу о том, что нет в нашей стране почти ни одной семьи, которая бы не потеряла в этой войне своих близких, погибших в боях или умерших от голода, холода, поэтому мы должны помнить своих ветеранов, подаривших нам Великую Победу и заботиться о них. Обучая в сотрудничестве, стремлюсь развивать навыки мыслительной деятельности, повышать ответственность учащихся за результат коллективной работы, совершенствую навыки логического мышления и понимания, подчеркиваю индивидуальные качества детей. А использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей. 23
Благодарю за внимание!