Рабочая программа факультатива по французскому языку Краеведение на французском языке


Программа факультатива
«Краеведение на французском языке» для 5-6 классов.
Составитель: Павлова М.А., учитель французского языка
МБОУ СОШ №12 г. Мирного
Пояснительная записка
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Программа является интегрированной и предусматривает развитие и совершенствование умений и навыков в области французского языка на основе изучения истории и культуры Республики Саха (Якутии). Программа строится также как сравнительно-историческая с опорой на события и явления отечественной и зарубежной, в первую очередь французской истории и культуры. Программа по краеведению на французском языке рассчитана на 30 часов.
Цели курса:
Гармоничное развитие личности учащихся, в том числе способной использовать иностранный язык как средство познания мира и как средство общения.
Развитие исторического мышления учащихся, их способности целостно воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии.
Воспитание нравственности учащихся, их уважения к национальным традициям и обычаям, чувства патриотизма.
Расширение духовного кругозора учащихся и развитие их творческого потенциала.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, включая лингвистическую, дискурсивную и социокультурную компетенции.
Задачи курса
Дать учащимся разнообразные знания (географические, исторические, культурные и т.д.) о Якутии на иностранном (французском) языке.
Обобщить уже имеющиеся знания по истории и культуре Якутии на иностранном (французском) языке.
Сформировать базовые знания о духовной культуре Якутии на иностранном (французском) языке.
Пробуждать познавательный интерес к родному краю.
Сформировать или развить у учащихся следующие умения:
Слушать иноязычную речь
Правильно употреблять термины
Пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказы
Формулировать свое мнение
Взаимодействовать с аудиторией
Самостоятельно осваивать отечественное и мировое культурное наследие
Сформировать специфические переводческие умения.
Дать необходимые специальные знания методики проведения экскурсий и разработки маршрута и текстов экскурсий по городу Мирному.
Режим реализации программы
Объем учебной программы – 30 часов
Регулярность занятий – 1 час в неделю
Наполняемость групп – до 10 человек
Результаты программы:
Ориентироваться в важнейших событиях истории Якутии в связи с отечественной историей и культурой.
Иметь понятие о культурных явлениях и событиях в истории Якутии в сравнении с явлениями культуры Франции.
Иметь достаточные знания о географическом положении, климате, культуре и достопримечательностях Якутии.
Уметь методически начать, провести и закончить экскурсию.
Уметь спланировать обзорную экскурсию по городу.
Пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказ, отвечать на вопросы на французском языке.
Правильно употреблять термины.
Формы работы и контроля
Изучение новой лексики.
Ознакомительное и изучающее чтение.
Письмо: выполнение тематических тестов, разработка маршрута экскурсии, разработка индивидуального текста мини-экскурсии.
Говорение: ответы на вопросы, двусторонний перевод, составление текста мини-экскурсии, индивидуальные и групповые конкурсы, проведение экскурсий, сообщения по теме.
Творческие работы: сообщения по теме, создание «Портфолио юного экскурсовода», проведение обзорной мини-экскурсии.
Контроль: словарный диктант, ответы на вопросы, тестирование, викторина.
Учебно-тематический план программы
«Краеведение на французском языке»
№ Тема занятий Количество часов Вид занятий
1. Вводный урок. Понятие «краеведение»/«études régionales». 1час Экскурсия в школьную библиотеку. Создание «Портфолио юного экскурсовода»
2. Географическое положение 1час Практическая работа: “Заполни свой адрес” на французском языке. Творческая работа «Моя Якутия»
3. Топонимика. Перевод топонимов. Способы перевода (транскрипция и транслитерация) 2час Происхождение географических названий. Формирование лексических навыков и навыков чтения.
4. Климат Якутии/Франции. Характерные типы погоды нашей и иной местности. Климатическая характеристика сезонов года. 2 часа Разбор текстов на тему «Климат Якутии/Франции. Формирование лексических навыков и развитие навыков чтения.
5. Полезные ископаемые Якутии. 2 часа Беседа. Формирование лексических навыков. Развитие навыков чтения. Презентация по теме.
6. Внутренние воды Якутии. 2 часа
Формирование лексических навыков и развитие навыков чтения. Практическая работа: сообщение на тему «Главные речные системы Якутии»
7. Фауна Якутии. «Живые алмазы Якутии» 2 часа Формирование лексических навыков и развитие навыков чтения. Пополнение «Портфолио юного экскурсовода» изображениями «Живых алмазов Якутии». Животные в «Красной книге РС(Я)»
8. Флора Якутии. 2 час Формирование лексических навыков и развитие навыков чтения. Растения в «Красной книге РС(Я)». Пополнение «Портфолио юного экскурсовода».
9. Население Якутии. Якутия – многонациональная Республика. 2 часа
Формирование лексических навыков и развитие навыков чтения. История заселения территории, ее освоение представителями разных народов.
10 Культура, традиции, обычаи. 2 часа Формирование лексических навыков и развитие навыков чтения и говорения. Сообщение на тему «Наши семейные традиции».
11. Памятники города Мирного 3 часа Творческая работа «Составь мини-экскурсию по достопримечательностям своего города».
12. Музеи города Мирного 2 Урок-путешествие по музею города Мирного. Творческая работа: составление текста экскурсовода на французском языке.
13. Улицы города Мирного 1 Перевод названий улиц с помощью аллитерации и транскрипции на французский язык.
14. История города Мирного. 2 Урок-путешествие. Творческое задание: “Составь рекламный ролик для путешественников».
15. Промышленность города Мирного. Трубка «МИР» 2 Урок-путешествие (заочно). Викторина.
16. Обобщение знаний с элементами творческой работы. 2 Обобщение в форме презентаций учащихся.
Тест “А знаешь ли ты?”
Содержание программы.
Введение (1 час)
Понятие “краеведение”, «études régionales». Экскурсия в школьную библиотеку. Создание «Портфолио юного экскурсовода».
Учащиеся должны знать: основные источники изучения природы своего края; возможности школьной библиотеки в изучении данного вопроса; значение профессии «экскурсовод»
Учащиеся должны уметь: пользоваться различными источниками информации, оформлять «Портфолио юного экскурсовода».
Географическое положение (1 час)
2/ Границы, величина территории. Практическая работа: “Заполни свой адрес” на французском языке. Творческая работа: «Моя Якутия» - нарисовать карту Якутии, отметить главные города.
Учащиеся должны знать: географическое расположение Республики; названия главных городов Якутии.
Учащиеся должны уметь: определять географические расположение Якутии; делать выводы, наносить названия городов Якутии.
Топонимика. Перевод топонимов. Способы перевода (транскрипция и транслитерация) (2 часа)
3/ Происхождение географических названий.
4/ Формирование лексических навыков и навыков чтения.
Учащиеся должны знать: этимологию происхождения главных городов Якутии; основные способы перевода топонимов; лексику по данной теме.
Учащиеся должны уметь: транскрибировать слова; читать и писать топонимы по-французски.
Климат Якутии/Франции (2 часа).
5/ Характерные типы погоды нашей и иной местности. Климатическая характеристика сезонов года.
6/ Разбор текстов на тему «Климат Якутии/Франции. Формирование лексических навыков и развитие навыков чтения.
Учащиеся должны уметь: читать тексты на французском языке; особенности климата Якутии и Франции;
Учащиеся должны знать: лексику по теме «Климат»; описывать климат района; характеризовать сезоны года на французском языке
Полезные ископаемые Якутии. (2 часа).
7/ Беседа. Формирование лексических навыков. Развитие навыков чтения.
8/ Презентация по теме.
Учащиеся должны знать: лексику на тему «полезные ископаемые» на французском языке; месторождения полезных ископаемых;
Учащиеся должны уметь: делать презентации на Power Point по теме; читать на французском языке тексты; показывать на карте месторождения полезных ископаемых;
Внутренние воды Якутии (2 часа).
9/ Особенности речных систем Якутии. Сравнение рек Якутии и Франции.
10/ Практическая работа: сообщение на тему «Главные речные системы Якутии»
Учащиеся должны знать: реки и озера Якутии; основные характеристики одного из водоемов окрестностей села, его основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь: переводить названия рек и озер на французский язык объяснять зависимость режима рек и ручьев от климата территории; наносить на контурную карту реки и озера Коломенского района.
Фауна Якутии. «Живые алмазы Якутии» (2 часа).
11/ Состав животного мира Якутии. Животные «Красной книги Республики Саха (Якутии)».
12/ Пополнение коллекции «Портфолио юного экскурсовода»
Учащиеся должны знать: состав животного мира Якутии на французском языке; какие животные подлежат охране.
Учащиеся должны уметь: читать тексты на французском языке; доказывать, что природа Якутии обладает уникальными особенностями; рассказывать краткие сообщение о животном мире Якутии на французском языке.
Флора Якутии (2 часа).
13/ Состав растительного мира Якутии. Растения «Красной книги РС (Я).
14/ Пополнение изображениями растительного «Портфолио юного экскурсовода».
Учащиеся должны знать: состав растительного мира на французском языке; растения, подлежащие охране.
Учащиеся должны уметь: доказывать, что природа Якутии обладает уникальными особенностями; аргументировать степень полезности отдельных растений, способы их охраны.
Население Якутии. Якутия – многонациональная республика (2 часа).
15/ История заселения территории, ее освоение представителями разных народов.
16/ Современный многонациональный состав населения. Городское и сельское население.
Учащиеся должны знать: количество и состав населения Якутии; историю заселения территории; лексику на французском языке на данную тему; перевод национальностей на французском языке.
Учащиеся должны уметь: рассказывать краткое сообщение на французском языке о населении Якутии; читать тексты на французском языке; сравнивать население Якутии и Франции.
Культура, традиции и обычаи (2 часа).
17/ Культура, традиции, обычаи в Якутии.
18/ Сообщение на тему: «Наши семейные традиции.
Учащиеся должны знать: названия праздников на французском языке; отличия культур Якутии и Франции
Учащиеся должны уметь: писать краткое сообщение на французском языке; сравнивать культуру Якутии и Франции.

Памятники города Мирного (3 часа).
19, 20/ Этапы подготовки экскурсии. Теория.
21/ Творческая работа «Составь мини-экскурсию по достопримечательностям своего города».
Учащиеся должны знать: формы и методы работы по организации и проведению экскурсий; памятные места города Мирного; их расположение; краткие сведения о них.
Учащиеся должны уметь: создавать паспорт экскурсионного объекта, памятника истории и культуры, схему расположения объекта; составлять конспекты, тезисы, исторические справки; ответить на вопросы по теме экскурсии; провести экскурсию.
Музеи города Мирного (2 часа).
22/ Урок-путешествие по музею города Мирного.
23/ Творческая работа: составление текста экскурсовода на французском языке.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: составлять текст
Улицы города Мирного (1 час).
24/ История названий улиц города Мирного. Перевод названий улиц на французский язык.
Учащиеся должны знать: названия улиц; в честь кого или чего названы улицы; расположение улиц; способы перевода улиц.
Учащиеся должны уметь: переводить названия улиц на французский язык; транскрибировать звуки.
История города Мирного (2 часа).
25/ Урок-путешествие.
26/ Творческое задание: “Составь рекламный ролик для путешественников».
Учащиеся должны знать: историю своего родного города, важные исторические даты, имена знаменитых людей.
Учащиеся должны уметь: готовить рекламные тексты на французском языке, записывать видеоролики на французском языке.
Промышленность города Мирного. Трубка «МИР» (2 часа).
27/ Урок-путешествие (заочно).
28/ Викторина.
Учащиеся должны знать: историю возникновения трубки «МИР», исторические даты, известные имена людей.
Учащиеся должны уметь: вести диалог, формулировывать свое мнение.
Обобщение знаний с элементами творческой работы (2 часа).
29/ Обобщение в форме презентаций учащихся.
30/ Тест “А знаешь ли ты?”
Учащиеся должны знать: пройденный материал за год.
Учащиеся должны уметь: делать выводы; обобщать пройденный материал; отвечать на вопросы по курсу.
Используемая литература.
Карта Республики Саха (Якутия)
Красная книга Республики Саха (Якутия)
Интернет-ресурсы: gorodmirny.ru, mojgorod.ru, sakha.gov.ru, dbr-yakutia.ru,
Изображения памятников, животных, растений, фотографии знаменитых людей и т.д.