Статья по математике на тему Интеграция и дифференциация на уроках математики, как средство повышения эффективности урока (8 класс)


Министерство Образования и науки Республики Казахстан
Выступление на педагогическом совете
на тему «Дифференциация и интеграция на уроках математики и информатики, как средства повышения эффективности урока»
подготовила учитель математики Рахимова Г.Р.
Караганда 2013 г.
Я выступила на педагогическом совете, который состоялся 08.01.2013 года с выступлением на тему «Дифференциация и интеграция на уроках математики и информатики, как средства повышения эффективности урока». Тема педагогического совета «Дифференцированное обучение на уроках».
Ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все делать сам. Нет детей ни к чему не способных. Способности можно развивать, не развивать или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является дифференцированное и интегрированное обучение.
/Ушинский/

Тема самообразования: «Дифференциация и интеграция на уроках математики и информатики, как средства повышения эффективности урока».
Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать на уроках, как традиционных, так и не традиционных, в том числе интегрированных, дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности.
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний той или иной предметной области.

Преимущества интеграции на уроке:
1. Окружающий мир познается учащимися в многообразии и единстве.
2. Развивает потенциал самих учащихся, повышает познавательный интерес,
побуждает к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к
развитию логики, мышления, речи, коммуникативных способностей,
формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
 3. Снижает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений
на разнообразные виды деятельности.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
2.  При планировании требуется тщательное определение оптимальной
нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является
ведущим. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно.
Дифференциация означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени.
Преимущества дифференциации на уроке:
Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе.
Создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат.
У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания.
Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появилась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.
Исходя из того положения, что мотивация оказывает непосредственное влияние на учебную деятельность, то ее необходимо развивать. Поэтому я провела анкетирование среди учащихся 9 классов на темы:
«Мотивация к обучению».
«Выберите из предложенного списка предметов наиболее важные для вашей будущей специальности и будущего». В результате проведенного анализа анкеты «Мотивация к обучению», я выявила, что учащиеся 9 «А» класса обладают повышенной мотивацией к обучению 10 учеников, средней мотивацией к обучению 5 учеников и низкой мотивацией к обучению 6 учеников. А в 9 «Б» классе повышенной мотивацией к обучению обладают 4 ученика, средней мотивацией к обучению 7 ученика и низкой мотивацией к обучению 8 ученика. Результаты анализа анкеты «Мотивация к обучению» представлены в виде таблицы.
Класс 9 «А» 9 «Б»
Повышенная мотивация к обучению 10 4
Средняя мотивация к обучению 5 7
Низкая мотивация к обучению 6 8
И в результате анализа анкеты «Выберите из предложенного списка предметов наиболее важные для вашей будущей специальности и будущего», учащиеся обоих классов предпочтение отдают предмету «Физическая культура», о чем наверное можно судить, что ученики не определились в полной степени с выбором профессии для себя.
И теперь я покажу, как осуществляю эти подходы на своих уроках.
7 класс
Предмет «Алгебра»
Тема: «Степень с натуральным показателем».
Задания:
А
Запишите произведение в виде степени:
5*5*5*5;
а*а*с*с*с*с.
Найдите значения выражений:
х2, -х3, -х4 при х=3; -2.В
Представьте произведение в виде степени:
х*х…*х; 20 множителей
а+ва+в(а+в)…а+в.
n-множителейВычислите:
хn+yn при х=-2, у=3, n=4.
С
Представьте произведение в виде степени с основанием х:
х14 *х3;
х20*х15*у3*х4.2.найдите числовое значение выражения:
2а4-3в31-а2 при а=-12, в=-13.
7 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Ввод математического текста в текстовом процессоре Microsoft Word».
Задания:
Записать математическое выражение в текстовом процессоре Microsoft Word.
Записать математическое выражение по правилам записи арифметического выражения.
Вычислить используя арифметический калькулятор.
*. Вычислить в табличном процессоре Microsoft Excel.
7 класс
Предмет «Геометрия»
Глава: «Начальные понятия и аксиомы планиметрии».
Темы: «Точка, прямая и отрезок»; «Полуплоскость, луч и угол»; «Треугольники»;
«Смежные и вертикальные углы».
Задания: три варианта, с повышающей степенью сложности.
7 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Обработка графической информации. Графический редактор Paint».
Задания:
Нарисовать геометрические фигуры в графическом редакторе Paint.
*. Составить презентацию к теме «Точка, прямая и отрезок».
8 класс
Предмет «Алгебра»
Тема: «Квадратные уравнения»
Задания: три варианта, с повышающей степенью сложности.
8 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Табличный процессор Microsoft Excel».
Задания:
Вычислите в табличном процессоре Microsoft Excel.
*. Найдите значение выражения при разных значениях переменных.
8 класс
Предмет «Алгебра»
Тема: «Графики функций у =х и у=х2».
Задания: три варианта, с повышающей степенью сложности.
8 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Табличный процессор Microsoft Excel».
Задания:
Постройте графики функций в табличном процессоре Microsoft Excel.
*. Найдите точки пересечения графиков функций в табличном процессоре
Microsoft Excel.
*. Постройте графики функций у = 2 х и у =3х2 в табличном процессоре Microsoft Excel.
9 класс
Предмет «Алгебра»
Тема: «Решение задач с помощью системы уравнений»
Задания:
А. Среднее арифметическое двух чисел равно 7, а разность квадратов – 14.
Найдите сумму квадратов этих чисел.
В. Найдите площадь прямоугольника, длина которого в 4 раза больше, чем
ширина, а площадь равна периметру.
С. Разность двух чисел равна 52. Если первое число разделить на второе, то в
частном получиться 3 и в остатке – 4. Найдите эти числа.
9 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Программирование с использованием языка Pascal».
Задания:
Составьте программу для вычисления корней квадратного уравнения.
*. Составьте программу для вычисления корней квадратного уравнения с
дополнительными условиями.
Используя дифференцированные задания на интегрированных уроках, где под непосредственным руководством учителя к частичной и далее к полностью самостоятельной работе, учащиеся постепенно справляются с заданиями разной степени трудности. При этом степень самостоятельности выполнения задания и далее трудного задания постепенно нарастают. И результаты этой работы обязательно проявятся в полной степени, а на данный момент можно судить по следующей сравнительной диаграмме процента качества знаний и успеваемости учащихся за первую и вторую четверти 2012 -2013 учебного года.
Сравнительная диаграмма % качества и % успеваемости
по предмету «Алгебра» за I и II четверти

Сравнительная диаграмма % качества и % успеваемости по предмету «Геометрия» за I и II четверти.

Сравнительная диаграмма % качества и % успеваемости по предмету «Информатика» за I и II четверти.

По результатам анализа процента качества и процента успеваемости по предмету «Алгебра» за 1 и 2 четверти 2012 – 2013 учебного года можно сказать, что процент качества вырос в 7 «А» классе с 35 до 39, в 8 «А» с 28 до 33, в 9 «А» с 55 до 57 и 9 «Б» с 18 до 24. По результатам анализа процента качества и процента успеваемости по предмету «Геометрия» за 1 и 2 четверти 2012 – 2013 учебного года можно сказать, что процент качества вырос в 7 «А» классе с 35 до 39, в 8 «А» с 28 до 33, в 9 «А» с 55 до 57 и 9 «Б» с 18 до 24. И проведенный анализ процента качества и процента успеваемости по предмету «Информатика» за 1 полугодие 2012 – 2013 учебного года можно сказать, что процент качества в принципе достаточно хороший и составил в 7 «А» классе 50, в 8 «А» 50, в 9 «А» 60 и 9 «Б» 29 процента.
И надо отметить, что учитель должен на протяжении всей своей педагогической работы искать пути и методы, повышения эффективности своего урока. Сделать его уникальным и интересным! Спасибо за внимание.