Доклад к презентации на тему: Интеграция на уроках музыки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 103 с углубленным изучением иностранного языка Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан





Сообщение на тему:
«Интеграция предметов на уроках музыки»
(выступление на городском семинаре учителей музыки 26.11.2012)








Выполнила учитель музыки
МБОУ СОШ № 103
Демского района ГО г.Уфа РБ

Нусратуллина Р.Х.










Уфа-2012



Слайд 1 Интеграция на уроках музыки.


Слайд 2
...Знания и идеи, сообщаемые
какими бы то ни было науками,
должны органически строиться
в светлый и, по возможности,
обширный взгляд на мир и его жизнь.
К.Д. Ушинский

Любой школьный предмет в той или иной степени связан с другими предметами. Не является исключением и предмет «музыка».
Отдельные науки изучают отдельные области нашего огромного мира. В школе же мы должны сделать обратное – из тех знаний, которые ученик получает в различных областях, он должен представить себе гармоничную картину действительности.
Каждому педагогу известно мучительное состояние поиска и волнения при составлении плана урока. Эти постоянные вопросы: как, каким образом соединить, слить воедино музыку, речь, мимику, паузы и взгляды, жесты и различные ассоциации, внутренние переживания и размышления. Как создать обстановку творческой активности? Что останется в душе учащихся после очередного урока?
Ещё К. Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания.
Сочетание музыки, поэзии, истории, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать уроки увлекательными и интересными для учеников.
Но существует огромная разница между тем, чтобы просто посмотреть определенное количество картин, прослушать определенное количество музыкальных произведений, и тем, чтобы стать причастным к тому, что видим и слушаем. И проблема заключается не в том, сколько услышать, увидеть или исполнить, а в том, как исполнить – не голосом, а сердцем, увидеть не глазами, а душой.
Что же такое интеграция? ( Слайд 3)
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений: (слайд№4) создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое; нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали); развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий. 
Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях: (СЛАЙД №5)
Внутрипредметная интеграция – внутренняя интеграция отдельных компонентов в середине определенного предмета, в данном случае музыки. Предмет «музыка» представляет собой сложноорганизованную систему, в пределах которой интегрируют определенные культурные области. Учебный предмет «музыка» объединяет в своем образовательном пространстве собственно музыку, историю музыки и теорию музыки.
Второй уровень интеграции межпредметная интеграция - форма интеграции, при которой интегрантами выступают различные виды искусства.
В первую очередь это локальная тематическая интеграция. Именно этот тип взаимодействия искусств господствует в педагогической практике. Этот тип является наиболее результативным. В его основе лежат определенные художественные образы, которые находят свое отражение в различных видах искусства.
Целью художественной интеграции является (СЛАЙД №6) не хаотическое объединение различных предметов эстетического цикла, а упорядоченное, научно обоснованное дополнение предмета «музыка» другими видами искусства для формирования у учащихся структурированного, широкого комплекса музыкально-эстетических знаний.
Чем же отличается интегрированный урок от традиционного?
Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями: ( СЛАЙД № 7) предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа; логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока; большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке. Для интегрированных уроков характерны следующие формы организации содержания интегрированного блока: (СЛАЙД № 8)
пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки.
Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 5 классе тема урока «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень» и др.); в изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.) (CЛАЙД №9 Картина и музыка).
( Слайд 10) Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое. Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока. Особенность данной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль это основное понятие, изучаемое на уроке . Например, в 4 классе занятии «Музыка Украины», оценить красоту мелодий украинских песен можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры Украины в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства. Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления.
Слайд 11
Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
Чем больше на уроках будет всевозможных выходов за пределы музыки, чем больше интегрированных связей учащиеся смогут наблюдать, тем глубже у них становится восприятие самой музыки и тем шире их кругозор. Очень важно, чтобы в сознании детей музыка не стояла особняком от других видов искусств, а как можно ярче обнаруживала свои связи с ними. И именно такое взаимосвязанное преподавание гуманитарных дисциплин неизмеримо обогащает учащихся, расширяет их кругозор, даёт почувствовать и вернее понять эпоху, воссозданную художниками, включает интеллект и эмоции в непрестанную работу.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.







Литература: 1. Развивающее обучение: история, теория, практика (Материалы зональной научно-практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998. 2. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975. 3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 4. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003. 5. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615 | Страница




15