Планирование на год по программе Л. Шевченко Добрый мир ( духовно — нравственная культура)
СЕНТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ НЕДЕЛЯ
1.Чтение – обсуждение «Счастливый человек» (хр.№2,с. 3)
2.Словарная работа : грех, послушание, совесть.
3.Аппликация «Вверх по радуге бегом»
(18 детей)
1. Чтение стихотворение «Благородство» (хр.2 ,с.13)
2. Работа с иллюстрацией (с. 15)
3. Учим поговорку «Жизнь дана на добрые дела»
4. Эссе - размышление «Легко ли быть добрым?» 1. Путешествие с книгой «Как человек стал непослушным?
2. Работа с иллюстрацией с. 26, 27 (хр. №2)
3. Дидактическая игра «Что можно, а что нельзя?» 1. Чтение сказки «Три златопёрых рыбки».
2. Подвижная игра «Поймай рыбку»
3. Лепка «Рыбки плавают в пруду» (барельеф).
1.Чтение обсуждение «Что такое хорошо и что такое плохо?»
2. Главные правила хороших детей.
3. Слушание песни «Если добрый ты»
4. Рисование «Живёт на свете доброта» 1. Разговор с детьми «Отчего зло?»
2. Обсуждаем - размышляем «Почему добро не умирает?»
3. Слушание «Господи, помилуй!»
4 . Психологическая разгрузка «Сомнём, порвём и выкинем плохие поступки» 1.Путешествие с книгой. Чтение и обсуждение рассказа «Послушание Марии» (хр.№2,с. 28)
2. Заучивание наизусть стихотворения «Послушание»
3. Речевая игра «Скажи наоборот» 1. Вспоминаем сказку «Колобок». Обсуждаем, размышляем «Почему съели Колобка?»
2. Игра – драматизация по сказке «Колобок»
3. Рисование на тему «Кого встретил Колобок?» ( с элементами аппликации
Работа с детьми во внеурочное время
Беседа-рассуждение «Какими должны быть дети?»
Игра-викторина «Что такое хорошо , что такое плохо?»
Свободное рисование «Подарок другу» Слушание песни «Дорогою добра»
Подвижные игры «Дружно», «Выручалки»
Работа с иллюстрацией (хр.№2 ,с 16) Чтение стихотворения «Непослушный сын»,
Чтение «Как Ваня хорошее делал» (хр. №2,с. 19).
Ситуативный разговор «Уклонись от зла и сотвори добро Чтение «Хорошо, что солнце светит» (хр. №2),с 20
Речь с движениями
Сравнение – обсуждение «Две козы» и «Два козлика» (хр. №2,с 23)
Творческое рассказывание
по картинке (хр. №2,с. 15)
ОКТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ 4-5 НЕДЕЛЯ
1. Путешествие с книгой «Мудрый царь» ((хр. №2, с.35)2. Обсуждаем и размышляем «Кого можно назвать трудолюбивым?»
3. Обсуждение поговорки «Терпение и труд-всё перетрут»
1. Чтение стихотворение «Приглашаем всех к труду»
2. Работа с иллюстрацией на с. 39 (хр. №2,)
3. Рисование «Мы дежурим» 1. Работа с пословицами и поговорками «Доброе дело два века живёт», «Бог труды любит», «Ты труд другого уважай, сам насорил – сам убирай» (хр. №2,,с.44-452.Обсуждаем –размышляем «Ленивый и прилежный» 1. Чтение рассказа «Матерь Божья – детей защитница».
2. Обсуждение рассказа «Матерь Божья- детей защитница».
3. Работа с иллюстрацией (хр. №2, с. 49-51)
1.Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» (хр. №2, с. 35)
2.Слайды «Эти загадочные насекомые»
3. Игра драматизация
«Стрекоза и муравей»
1Чтение рассказа «Маленький садовник». (хр. №2,с. 41)
2. Угадайка «Без чего не проживёшь» (хр. №2,,с 43)
3. Подвижная игра «Ленты тянутся» 1. Фильм- презентация « Утренние лучи» (хр. №2,,с.40)
2. «Речь с движениями «Ты давай-ка, не ленись!»
3. Дидактическая игра «Вопрос-ответ»
1. Чтение «Святой Николай Милующий»
2. Работа с иллюстрацией (хр. №2, с. 52)
3. Слушаем песню о Святом Николае.
Работа с детьми во внеурочное время
Наблюдение за муравьями.
Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»
Чтение пословиц о труде.
Хозяйственно – бытовой труд.
Чтение «настойчивый муравей»
Игра -лото «Насекомые» Работа в цветнике и в огороде.
Подвижная игра «Я садовником родился»
Дидактическая игра «Кому что нужно»(профессии)
Чтение «Федорино горе» Драматизация по сказке «Федорино горе» Чтение «Две тучки», «Лентяй и солнце» (хр. №2 , с. 44, 46)
Пение песни «Антошка»
Выставка поделок , рисунков «Подарки далёким и близким друзьям» Чтение рассказов «Вася», «Божий фонарик» (хр. №2, с. 53)
Заучивание наизусть стихотворения «Эгоист»
Слушание песен «Вот что значит настоящий , верный друг!» , «Когда мои друзья со мной!»
НОЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ НЕДЕЛЯ
1.Чтение «Сказка о пчёлке Мохнатке»
2. Слайд-шоу «Жизнь пчёл»
3. Подвижная игра «Медведь и пчёлы».
4. Творческая работа «Пчёлка»
1. Чтение стихотворение «Сиротка» (хр. №2, с. 60)
2. Беседа – размышление «Кого бывает жалко?»
3. Словарная игра « Пожалей меня»
1. Чтение – обсуждение рассказа «Моё»
2. Работа с поговорками «За чужим погонишься- своё потеряешь», «Жадность – покоя лютый враг» (хр. №2, с. 65)
3. Подвижная игра «Жадный рот» (хр. №2, с. 65)
1. Чтение текста «Мама» (хр.№ 3, с. 9)
2. Песенка для мамы. Буква «М» (хр.№ 3, с. 9)
3. Презентация «Имя Ангела –МАМА»
4. Поём, хлопаем в ладоши «Пусть всегда будет мама!»
1.Чтение рассказа «Три малыша»
2. Обсуждаем –размышляем «О добрых, жадных, злых».
3.Пение песни с танцевальными движениями «Если добрый ты» 1. Заучивание наизусть стихотворения «Любите всех!»
2. Работа с поговоркой «Милее всего, если кто любит кого»
3. Разучивание и пение песни «Доброта» (хр. №2,63)
1. Путешествие с книгой «Верный Иов»
2. Словарная работа : смирение, верность, послушание Богу.
3. Запомни поговорку: «Что Бог даёт- всё к лучшему»
4. Работа с иллюстрацией (хр. №2,69) 1. Чтение – обсуждение «Седьмая дочка» (хр.№ 3, с.6)
2. Игра – размышление «Чем я могу порадовать свою маму»
3. Рисование портрет моей мамы»
Работа с детьми во внеурочное время
Чтение стихотворения «В дороге»
Обсуждение стихотворения «Подарок»
Ситуативный разговор «Кого можно назвать добрым?»
Речевая игра «Красота и доброта»
Чтение «Щедрый человек» (хр. №2,63)
Работа с иллюстрацией (хр. №2, 62)
Поём – маршируем «Вместе весело шагать»
Подвижная игра «Жадный рот» (хр. №2, с. 65)
Ситуативный разговор «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним»
Чтение «Обидное слово», «Обида», «Прощение» (хр. №2,70)
Пение песни «Улыбка» Заучивание наизусть «Посидим в тишине!»
Ручной труд «Подарок маме»
Игры соревнования «Поможем маме по хозяйству!»
Чтение «Мамина мама – моя бабушка», «Бабушкины руки»
Концерт для бабушек и мам ко Дню матери
ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ НЕДЕЛЯ
1. Чтение «Мой дом- моя семья» (хр.3,с.24)
2.Игра с заданиями по рисованию «Кто построил добрый дом?»
3. Выставка детских рисунков 1. Обсуждаем –размышляем «Как сохранить наш дом?»
2. Чтение «Наш общий дом»
3. Учим поговорку «Жизнь дана на добрые дела»
4. Эссе - размышление «Легко ли быть добрым?» 1. Поём песенки . Изображаем живые картинки « Медвежий сон»
2. Работа с иллюстрацией с. 35, (хр. №4)
3. Дидактическая игра «Что растёт на ёлке?» 1. Просмотр презентации «Идёт по свету Новый год»
2. Подвижная игра «Два Мороза»»
3. Аппликация «Новогодняя открытка»
1.Чтение обсуждение «Хорошо тому, кто в своём дому»
2. Рисуем « Дерево моего рода» (хр.3,с 29)
3. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» 1. Разговор с детьми «Мы-разные»
2. Обсуждаем - размышляем «О доброй душе и дружной семье»?»
3. Психологическая разгрузка
1.Слушание «Новогодняя полечка»
2. Хоровод «В лесу родилась ёлочка»»
3. Ручной труд «Ёлочная игрушка» 1. Сказочная новогодняя викторина с. 36-38 (хр.4)
2. Подвижная игра «Метелица»
3. Пение песни «Медвежий сон»
Работа с детьми во внеурочное время
Играем – прыгаем «Мы по лестнице бежали с. 29
Сюжетно – ролевые игры «Дочки –матери», «Семья»
Подвижная игра «Баба и пирожок» с.30
Работа с пословицей «Вся семья вместе так и душа на месте»
Слушание песен «В лесу родилась ёлочка», «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Игра на металлофоне «Маленькой ёлочке …»
Подготовка к новогоднему празднику
Выставка рисунков –подарков
Просмотр мультфильмов «Новогодняя сказка», «Новогоднее приключение»
ЯНВАРЬ
2 НЕДЕЛЯ 3НЕДЕЛЯ 4 НЕДЕЛЯ 5 НЕДЕЛЯ
Праздничные дни
1. Путешествие с книгой «Рождество Христово»
2. Работа с иллюстрацией (с. 5)
хр.4
3.Слава на Небесах Богу
4. Работа с иллюстрациями с.7, 8 хр.4
1. Путешествие с книгой «Яркая звёздочка»
2. Работа с иллюстрацией с. 17, 19 (хр. №4)
3. Просмотр музыкальной презентации «Ночь тиха над Палестиной» 1. Православный Храм
Главные слова : христиане, икона, крещение, крест, молитва»
2. Чтение и обсуждение стихотворения «Церковь Божия»
3. Работа с иллюстрациями с. 42,43 (хр.3)
4.Слушание «Звон колоколов»
Праздничные дни
1. Чтение «Вифлеемская звезда»
2. Слушаем песнопения «Христос рождается, славьте его»
3.Ручной труд –оригами «Вифлеемская звезда»
1.Путешествие с книгой. «Рождественские подарки» (хр.№4,с. 21)
2. Беседа «Что нам подарили на Рождество»»
3. Речевая игра «Скажи наоборот» 1. Слушание «Молитва»
2. Слайд-шоу «Храмы России»
3. Показ по схеме строения Храма
4. Рисование: «Каким я представляю Храм?»
Работа с детьми во внеурочное время
Праздничные дни
Рождественский спектакль «Предание о первой рождественской ёлке» для показа родителям
Чтение стихотворения «Ёлочка, здравствуй» (хр. №4,с. 22).
Мини – спектакль « В Вифлееме»
Заучивание наизусть «Утренняя молитва»
Дидактическая игра «Вопрос-ответ» (по вопросам с.43, хр.3)
Раскрашивание рисунков с изображением храмов
ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ НЕДЕЛЯ
1.Чтение – обсуждение «Родина»» (хр.№3,с. 32)
2.Словарная работа : Родина, Отечество
3.Работа с иллюстрацией «Москва златоглавая» с. 33
4. Слушание песни «С чего начинается Родина?
1. Святая Русь – почему мы так говорим
2. «Русь называют святою»
3. Чтение «Край родной» хр.3 с. 41
4. Рисование «Это русская сторонка, это Родина моя» 1. Читаем – размышляем « Почему люди защищают свою Родину?»
2. Работа с иллюстрацией с., 37 (хр. №3)
3. Дидактическая игра «Защитники Отечества» 1. Игра - тренинг «Кремлёвские звёзды».
2. Слайд-шоу «Мы живём в России»
3. Музыкальное упражнение «Передай платочек»
1.Презентация «Символы России – русские берёзы»
2. Слушание песни «Песня о России»
3. Рисование «Люблю берёзку русскую» 1. Пение «С чего начинается Родина»
2. Рассматривание иллюстраций о городах России
3. Работа с иллюстрацией А. Рябушкина «Московская улица 17 века » 1.Беседа по вопросам «Москва- мать всем городам русским»
2. Слушание песни О. Газманова «Москва- звонят колокола»
3. Чтение «Что мы Родиной зовём?» В. Степанов 1. Динамическая пауза «Храбрые солдаты»
2. Фильм презентация, «Первые поселения на земле Серпуховской»
3 Чтение стихов о Родине
Работа с детьми во внеурочное время
«Во поле берёза стояла» (изображаем сюжет песни, поём , водим хоровод) с. 35
Работа с иллюстрацией. с. 34 Народные подвижные игры «Чай-выручай», «Плетень», «Никанориха»
Рисование «Девушка в русском сарафане Слайд шоу «Защитники Отечества»
Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики»
Сюжетно –ролевая игра «Будем в армии служить»
Изготовление пальчикового театра «Богатыри Руси»»
Беседа «Мой родной посёлок»
Итоговое мероприятие «Масленица»
МАРТ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ НЕДЕЛЯ
1.Чтение – обсуждение «Мой род» «Наша семья» (хр. 3 с.4)
2.Словарная работа : род, родители, предки, послушание, любовь
3.Рисование «Подарок маме и бабушке»
1. Чтение рассказа «Седьмая дочка» (хр.3 ,с.7)
2. Работа с иллюстрацией (с. 7)
3. Учим поговорку «Чти отца твоего и матерь твою- повелевал Бог»
4. Эссе - размышление «Чем я могу порадовать?№ 1. Читаем-размышляем «Отец и сыновья» (хр.3,с.13)
2. Работа с иллюстрацией (хр.3,с.14)
3. Дидактическая игра «Что можно, а что нельзя?» 1. Чтение стихотворений «Мамина мама- моя бабушка», «Бабушка» с. 18-19
2. Подвижная игра «Поможем бабушке»
3. Лепка «Кружка с барельефом для бабушки».
1.Чтение обсуждение « Родной дом» ( хр. №3,с 5)
2. Слушание песни «Родной дом»
3. Аппликация «Приглашение на праздничный концерт» 1. Угадай-ка «Правильно-неправильно»
2. Обсуждаем - размышляем «Мама»(хр.3, с.9)
3. Слушание «Песенка для мамы»
4 . Рисование «Моя мама»» 1.Обсуждаем- размышляем «Любовь родителей» (хр.3,с. 15)
2. Заучивание наизусть поговорок «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»(с.16)
3. Речевая игра «Скажи наоборот» 1. Чтение «Брат и сестра» с.20
2. Угадай-ка «Родственники»
«Две матери, две дочери, да бабушка с внучкою, а всего трое»с.24Чтение
3.Рисование «Мой дом»
Работа с детьми во внеурочное время
Подготовка к праздничному концерту (разучивание песен, стихов, танцев»)
Выкладываем из счётных палочек букву М
Заучивание наизусть «песенка о маме» (хр.3 ,с.10) Слушание песни «»Солнечный круг»
Ситуативный разговор «Какая твоя мама?»
Работа с пословицей «При солнышке тепло, при матери добро» (хр.3 .с.11) Инсценировка «Любовь к родителям» (хр.3 ,с.15)
Играем в живые картинки «Народная песня» с.17
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» с. 16 Поём колыбельные, угадываем, играем в «Дочки-матери» с.23
Творческое рассказывание
по картинке (хр. 3,с. 22)
Строим дом из песка на прогулке
АПРЕЛЬ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ НЕДЕЛЯ
1.Чтение – обсуждение «К пасхе» (хр.№4,с. 45)
2. Пение «Солнечная капель»
3.Народная игра «Ручеек»
4. Аппликация «Веточка вербы» 1.Чтение – обсуждение «Чему радуются в праздник пасхи» (хр.№4,с. 42)
2. Чтение « Светлое Воскресенье»
3.Речевая игра «Кулич»
1. Чтение «Радуйтесь!»
2. Работа с иллюстрацией с. 53, (хр. №4)
3. Составление рассказов на тему «Как мы дома встречали Пасху» 1. Путешествие с книгой «Небесный мир. Ангелы»
2. Заучивание наизусть «Святой ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне!»
3. Рисование «Ангелы»
1.Разминка «Весёлые ложкари»
2. Чтение «Празднование»
3. Слушание песнопения «Ангельский хор»
4. Лепка «Пасхальные яйца» 1. Чтение «Красное яйцо»
2. Слушание «Колокольный звон.
3. Игры я яйцом «Чьё яйцо дольше укатится?»
4 Рисование «Роспись пасхальных яиц»» 1.Путешествие с книгой. «Поселились птицы в гнёздах»
2. Чтение «Пасха пришла!» с. 54, х.4
3. Работа с иллюстрацией с.56,х.4 1.Обсуждаем, размышляем «Христианское имя. В честь кого я назван?»
2.Чтение «Добрый помощник»
3. Конкурс рисунков «Ангелы»
4. Слушание «Песенка про ангелов» с.77 х.4
Работа с детьми во внеурочное время
Чтение «Пасха» с.46, «Пасха» с.48
Заучивание наизусть песнопения «Христос воскрес»
Народная игра «Гори, гори, ясно» Конкурс чтецов о Пасхе Семейное творчество – «Пасху радостно встречаем» -конкурс рисунков
Народная игра Живые картинки «Христос Воскрес», «Христосование»
Народные игры «Играем в салки –догонялки» с. 58,х.4 Народная игра «Каравай»
Слушание песенки «Ангелы»
Сюжетно – ролевая игра « Именины»
МАЙ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ НЕДЕЛЯ
1.Путешествие с книгой «Как человек давал имена животным»
2.Изучение заповеди «Не убивай!»
3. Настольная игра «Разрезные картинки. Животные и птицы»
1. Обсуждаем - размышляем «Кто добрый, кто злой» х.3,с.60
2. Чтение «Дед Мазай и зайцы» с.61,х.3
3. Играем в фигуры «Мазай и зайцы»
4. Эссе - размышление «Понимаем ли мы язык животных?» с. 63 1. Обсуждаем – размышляем «Чего себе не хочешь, того другу не желай» с. 67, х.3
2. «Сострадание птичек», «Чиж», «Почему плачет синичка?» читаем-обсуждаем
3.Лепка «Птицы в гнёздышке» 1. Окончание путешествия «Благодарение» (главные слова : спасибо, спаси, Боже.
2. Чтение текста « Спасибо».
3. Обсуждение текста.
4. Работа с иллюстрацией х.4 с.82
1.Чтение - обсуждение «Рассказы о святых» х.3 с.57-58
2.Злая шалость «Кому забава, а кому смерть»х.3 , с.58
3.Презентация « Жизнь лягушек»
4. Оригами «Лягушка» 1. Обсуждаем - размышляем «Как относиться к животным, птицам, растениям?»
2. Чтение «Стыдно перед соловушкой»
3 . Слушание пения соловья в аудио записи. 1.Обсуждаем- размышляем «Чем помочь?»
2. Чтение «Добрый мальчик», «Котёнок»
3. Заучивание наизусть стихотворения «Послушание»
4. Дидактическая игра «Кто кошке родственник?» 1Эссе –размышление «Чему нас научил «Добрый мир?»
2. Слушание песни «Дорогою добра»
3. Рисование на тему «Добрый Божий мир»
Работа с детьми во внеурочное время
Чтение «Воробей», «Ворона». Подвижные игры «Гуси, гуси», «Воробушки и автомобиль»
Слушаем на прогулке голоса природы
Пальчиковая игра «Две весёлые лягушки» Речевая игра «Лягушки, синицы, сова, кот» с элементами изодеятельности х.3 ,с.64
Слушание романса А. Алябьева «Соловей»
Играем в живые картинки « Птичка», «Курочки летят» с. 78,х.3 Пальчиковая игра «Котёнок Шалун»
Наблюдение за муравьями на прогулке. Установить знак « Не убивай!» рядом с муравейником
Чтение «Пожалей меня!», «Случай на прогулке», «Мой друг»
Подготовка ко Дню открытых дверей « Добрым быть совсем не просто»
Разучивание песен, стихотворений, танцев.
Выставка детского творчества.