Программа воспитательной работы в коррекционном классе 8 вида


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Бриакан муниципального района
имени Полины Осипенко Хабаровского края
Воспитательная программа
специального (коррекционного) класса VIII вида
Учитель: Сегидина Людмила Серафимовна
Бриакан 2016г.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и
дольше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Актуальность программы
Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы.
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.
Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей ребёнка; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознаёт себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.
Программа коррекционно-образовательно-воспитательной работы составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов.
Важным фактором эффективности воспитательной деятельности является работа по развитию общей психологической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывается также необходимость создания основ для последующего профессионального самоопределения: умения представлять будущее, умения воображать картины жизни, устанавливать причину и следствие.
Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.
Закон РФ «О социальной защите инвалидов»
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1- VIII видов”
Типовое Положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Региональный базисный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Программа учитывает ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, социальный фон, традиции коллектива, обстановку в семьях, качество медицинского обслуживания и другие факторы. В ней нашли отражение цели, задачи, программа действий на ближайшую перспективу и готовность педагогического коллектива к её реализации.
ЦЕЛЬ программы:
-создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
ЗАДАЧИ:
-  укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
-  формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
-  развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
-  воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;
-  формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.
Реализация программы воспитания  основана на принципах:
1. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
5. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На  основе данных принципов  можно выделить 7 основных направлений:
Гражданско – патриотическое.
Знания.
Здоровье.
Культура и творчество.
Труд и профориентация.
Нравственное.
Семья.
Целевая аудитория
Программа рекомендована для работы с обучающимися специальных (коррекционных) классов VIII вида.
Этапы реализации программы
    Этапы            Сроки           Содержание
Подготовительный
январь-март
2015 г. составление программы, утверждение плана работы; психолого-педагогическое сопровождение (диагностика, анкетирование)
Основной сентябрь- апрель 2016- 2017г. реализация программы
Итоговый,
аналитический май 2018- г. диагностика, анализ проведённой работы; обобщение опыта работы
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности учителя в следующих сферах:
Направление  «Гражданско-патриотическое».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи: 
Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории поселка, школы.
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
Прививать детям чувство гордости за свою страну, поселок, школу.
Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного поселка.
Формы:
Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, поселка, государства.
Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
Направление “Знания”
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
Воспитание потребности учиться.
Воспитание ответственности за выполненную работу.
Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
Стараться участвовать в олимпиадах, конкурсах.
Направление " Здоровье”
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности.
Задачи:
Создание условий для физического развития учащихся.
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Формы:
Участие класса в  спортивных соревнований, играх, днях здоровья.
Организация и проведение тематических классных часов, бесед.
Организация и проведение походов.
Организация и проведение встреч с интересными людьми .Направление  “Культура и творчество”
Цель:  развитие потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности
 Задачи:
Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
 Формы:
Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
Участие класса в творческих конкурсах, праздниках.
Организация и проведение выставок работ школьников.
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
Организация и проведение экскурсий, походов в поселке.
Направление  “Труд и профориентация”
Цель: способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать  организаторские способности
Задачи:
Воспитание потребности трудиться.
Воспитание ответственности за выполненную работу.
  Формы:
Участие класса в трудовых мероприятиях: субботниках.
Организация и проведение дежурства по классу.
Организация и проведение походов;
Направление “Нравственное”
Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
 Задачи:
Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
 Формы:
Организация и проведение семейных вечеров.
Формирование и развитие классных традиций.
Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Организация и проведение классных праздников.
Направление “ Семья”
Цель: способствовать социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями,  формировать положительное отношение к семейным ценностям
Задачи:
Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
Стараться  хранить семейные традиции, формировать традиции класса.
Формы:
Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
Организация и проведение походов, поездок с участием семей, родных ребенка.
Формирование традиций класса.
Организация и проведение семейных праздников.
Организация взаимного творчества детей и родителей
Условия реализации программы
Содержание программы предполагает активное использование наглядных и дидактических материалов в соответствии с тематикой программы:  мультимедиаресурсы, использование ТСО, экскурсии, энциклопедии, учебная и художественная литература.Программа предусматривает использование групповых, коллективных и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа воспитанников обеспечивает творческое общение, сплочённость, своевременное исправление допущенных ошибок своим товарищем. Коллективная форма предусматривает подачу материала всей группе, где есть возможность каждому ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику лично, что подразумевает личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, который создаёт благоприятные условия для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи. 
  Основные формы, методы и приемы работы по программе
Тематические классные часы;
Участие в делах класса и школы;
Родительское собрание класса, школы;
Деловая игра, ролевая игра;
Экскурсии.
     Методы и приемы работы:
Метод поиска правильного решения (Приёмы: включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска;
Метод поощрения и наказания (Приёмы: грамоты, поощрительные записи в дневнике, сюрпризы,)
Метод убеждения, переубеждения (Приёмы: работа в группе, участие в работе класса, в подготовке внеклассных мероприятий, участие в различных групповых соревнованиях на разных уровнях; контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося, такие как отстаивание заведомо неверной точки зрения);
Метод обучения правильному общению через деловое общение в группах с поэтапным контролем и проверкой на заключительном уровне (Приёмы: беседы с последующим анализом ситуаций как положительного, так и отрицательного свойства, создание условий для приобретения положительного опыта общения, создание положительного общественного мнения).
Данные методы и формы работы,  направленные на активизацию мыслительной и творческой деятельности, которые не только развлекают учащихся, но и создают позитивный эмоциональный тонус, способствующий сосредоточению и активному обучению. Игровая методика помогает учащимся самостоятельно находить ответы на фундаментальные вопросы: как жить? как поступать? как строить взаимоотношения?
Оценка эффективности работы по программе.
Оценка эффективности программы:
сформированность теоретических знаний по правовой компетентности;
сформированности практических навыков в вопросах о взаимоотношениях;
отсутствие правонарушений среди обучающихся класса;
изменение уровня социальной адаптированности;
Программа предполагает, что педагог в начале своей работы внимательно и обстоятельно изучает представления каждого учащегося о своих правах и обязанностях; о своем месте в коллективе, в семье. Устанавливает возникшие трудности в общении, в адаптации учащихся с ОВЗ в коллективе, в обществе, их причины. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии  с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции.  Знание и учет данных диагностической деятельности позволяет в общем смысле понять содержание дальнейшей педагогической работы.
Ожидаемые результаты
-создать максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;
- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;
-усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;
- обучающиеся с ОВЗ будут готовиться к социальной адаптации в обществе с помощью полученных знаний по праву.
 В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете, относящихся к группе «риска»,    формирование  правового самосознания учащихся, родителей, формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Тематический план мероприятий
№ Направление Темы занятий
1 Расширение представлений о человеке.
Нравственное воспитание Классный час «Мы разные, но мы вместе»
2 Беседа «Я в мире людей»
3 Индивидуальности и особенности собственного «Я».
Культура и творчество. Классный час «Взаимоотношения в классном коллективе»
4 Беседа «Секреты общения» (анкетирование)
5 Здоровье.
Нравственное.
Классный час «Осторожно огонь!»
6 Беседа «Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния»
7 Расширение представлений о человеке.
Знания. Классный час «Что такое космос?»
8 Беседа «Зачем нужно учиться»
9 Индивидуальности и особенности собственного «Я».
Культура и эстетика. Беседа «Что такое сила воли?»
10 Классный час «Свободное время для души и с пользой или Чем заняться?»
11 Здоровье.
Гражданское. ЗОЖ «Этого нельзя допустить!» (профилактика табакокурения, употребления спиртного, наркомании)
12 Классный час «Я в мире прав»
13 Профориентация.
Нравственное.
Семья. Классный час «Я в мире профессии» экскурсия
14 Беседа «Бесконфликтное общение»
15 Классный час «Мы выбираем, нас выбирают»
16 Индивидуальности и особенности собственного «Я».
Знания. Анкетирование «Мир моих увлечений»
17 Классный час «В мире сказки» /значение сказки при осмыслении жизненных ценностей/
18 Нравственное.
Здоровье. Классный час «Правила поведения в школе»
19 «Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроках»
20 Тематическая беседа «Лесные пожары. Правила поведения в лесу»
21 Расширение представлений о человеке.
Профориентация. Классный час «Культура мира. Человек среди людей»
22 Беседа «Кем я хочу быть и почему»
23 Индивидуальности и особенности собственного «Я».
Нравственное.
Гражданское. Тест для учащихся «10 моих Я», анкетирование  /совместная работа с психологом/
24 Классный час «Воля и характер»
25 Беседа «Терпение и труд все перетрут»
26 Гражданское.
Нравственное. Беседа  «Основной закон России и права человека»
27 Тематическая беседа «Правила перехода улицы и дорог»
28 Расширение представлений о человеке.
Семья.
Профориентация. Классный час «Азбука нравственности»
29 Беседа «Что означают наши имена»
(проблемная ситуация)
30 Беседа «Книги о профессиях»
31 Знания. Классный час «Легко любить все человечество, сумей полюбить соседа»
32 Правовое Тематическая беседа «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка»
33 Нравственное. Что такое доброта?
34 Индивидуальности и особенности собственного «Я» Беседа «Что я хотел бы изменить в себе»
35 Классный час «Подведение итогов. Мой вклад в жизнь школы»
36 Гражданское патриотическое. Тематическая беседа «Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность» /совместная работа с социальным педагогом/
37 Расширение представлений о человеке. Знания.
Классный час «Язык, мимика и жесты»
38 Анкетирование «Для чего я учусь?»
39 Культура и эстетика.
Здоровье. Классный час «Учимся видеть в друге хорошее»
40 Беседа «Зависть»
41 Правовое.
Нравственное.
Здоровьесберегающее.
Классный час «Правила поведения в школе»
42 Тематическая беседа А нужны ли правила?»
43 Классный час по ПДД «Зеленый нам дорогу открывает»
44 Гражданское патриотическое.
Профориентация. Классный час «Я – гражданин России»
45 Классный час «Выбор профессии – дело серьезное»
46 Нравственно-патриотическое.
Культура и эстетика. Классный час «Ответственность за свои поступки»
47 Анкетирование Определение уровня воспитанности учащихся»
48 Беседа «Правила этикета: как вести себя в гостях»
49 Гражданское патриотическое. Классный час «Есть ли границы у свободы?»
50 Деловая игра «Закон на нашей земле»
51 Нравственное.
Семья.
Профориентация. Классный час «Азбука нравственности»
52 Классный час «Ценности. Что человек должен ценить»
53 Беседа «Что нужно знать при выборе профессии»
54 Индивидуальности и особенности собственного «Я» Классный час «Береги честь смолоду»
55 Беседа «Роль книги в жизни человека»
56 Здоровьесберегающее.
Семья. Классный час «Курильщик-сам себе могильщик»
Классный час «Права, обязанности и ответственность ребенка»
57 Расширение представлений о человеке Классный час-игра «Толерантность – это дружба»
58 Экскурсия в музей
59 Индивидуальности и особенности собственного «Я» Классный час «Эмоции и темперамент»
60 Классный час «Подведение итогов. Мой вклад в жизнь школы»
61 Правовое Классный час « Правонарушение, преступление и подросток»
Содержание программы: 1 год
Направления. цель мероприятия Сроки
проведения
Знания. Развитие всесторонних интересов. школьников, повышение умственной культуры. - игры «В гостях у почемучек»
«Умники и умницы»
- олимпиады по предметам
- игра «Хочу все знать»
- конкурс «По дорогам сказок» Нравственное. Передача детям опыта (ЗУН) общения людей - поздравления учителей с Днем учителя;
- акция «Забота» (ко Дню пожилого человека);
- экскурсия в школьный музей;
- встречи с выпускниками;
- конкурс «Листая прошлого страницы…» (сбор материалов по истории школы);
-конкурс рисунков к Новому году Гражданско-патриотическое. Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре - акция «Я – хозяин моего села» (действия по благоустройству школы, школьной территории, озеленение)
- урок памяти «Подвигу народа жить в веках»
Семья. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - внеклассные мероприятия с родителями: «спортивная семья», «Читающая семья»
- интеллектуальная игра с родителями «Звездный час» Труд (профориентация) способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело. - конкурс «Птичья столовая» (Изготовление кормушек для птиц);
- игра-путешествие «По лесным тропинкам отчего края» Здоровья. Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил - «Фестиваль игр»,
- конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья» Культура и творчество. Создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником - Конкурс рисунков «Моя милая мама»;
- конкурс на лучшую Снегурочку
- снежная сказка;
- детский фестиваль «- конкурс рисунков на тему противопожарной безопасности Тематика классных часов
№ тематика цель Дата проведения
1 День знаний Поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настой на учебную деятельность 2 Классный коллектив Дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи» 4 Мой ум Показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желанию развивать свой ум с раннего детства 5 Развивай свою память
Какая у меня память
В доступной форме дать понятие о видах памяти, ее свойствах; способствовать развитию памяти у детей через игры и упражнения
Дать возможность детям изучить особенности собственной памяти; осознать ее сильные и слабые стороны; закрепить знания детей о видах памяти 6 Здравствуй, осень! Обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся 7 К тебе пришли гости Прививать этические нормы поведения гостеприимности хозяина, развивать умение встречать гостей, дарить и принимать подарки 8 День рождения – светлый праздник Прививать этические нормы поведения, умения встречать гостей, дарить и принимать подарки 9 Права и обязанности Помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о сомообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем 10 Чем я богат Сравнивать значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца? 11 Удивительное рядом Развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств 12 Береги свое время и время других Учить ценить время, быть пунктуальными; показать важность соблюдения режима дня 13 Правила поведения в общественном месте Рассказать о правилах поведения в общественных местах 14 Новый год. Украшение новогодней елки. Познакомить с русскими традициями встречи Нового года, создать предновогоднее настроение; расширить кругозор учащихся 15 Зимушка - зима Познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширить кругозор учащихся 16 Устный журнал «Расти здоровым» Обобщить полученные знания; развивать интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к своему здоровью 17 День Наума ГрамотникаСпособствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор учащихся; развивать память, внимание, стремление узнать новое 18 Честность – прежде всего Воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честным 19 У меня зазвонил телефон Познакомить учащихся с правилами телефонного этикета 20 Уважай старших Воспитывать уважение к старшим, повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям 21 День святого Валентина Познакомить с историей празднования этого дня; развивать стремление дарить окружающим хорошее настроение 22 Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте Повторить правила поведения на улице, в транспорте 24 Веселая Масленица Познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям 25 Час доброты Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, развивать добрые человеческие качества. 25 День смеха Рассказать о празднике 1 апреля, развивать духовно – нравственные качества личности, формировать этику поведения, чувства такта и уместности шутки и смеха 26 Пасха – праздник праздников Познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие 27 Культура речи Способствовать формированию культуры поведения учащихся, закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русому языку 28 Наша улица Повторить правила дорожного движения; познакомить с историей улицы; воспитывать любовь к родному краю 29 Кем быть? Продолжить знакомить детей с разными видами профессий; помочь в осознании своих возможностей и способностей; формировать желание развивать свои способности 30 «Никто не забыт, ничто не забыто» Расширить знания школьников о ВОВ; дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны 31 Животные в годы ВОВ Расширить знания о ВОВ 32 Собака – друг человека Познакомить с породами собак, их ролью в жизни человека; содействовать воспитанию любви к животным; развивать внимание, восприятие и умение слушать товарищей 33 Пожарным можешь ты не быть Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить с профессией пожарного; составить памятку как вести себя на пожаре 34 Интеллектуальная игра «Все обо всем на свете» Расширить кругозор учащихся; способствовать воспитанию любознательности, поддерживать стремление узнавать все новое Работа с родителями
Тематика родительских собраний
№ тематика цель Дата проведения
1 Психолого-возрастные особенности. Рекомендации родителям. Познакомить родителей с психолого-возрастными особенностями младших школьников; дать рекомендации в оказании помощи своему ребенку в учебной деятельности. ноябрь
2 О воздействии ТВ и компьютерных игр на психику ребенка, о патологических изменениях в организме детей. Раскрыть скрытую угрозу компьютера на изменение психики ребенка март
3 Перелистывая страницы учебного года (подведение итогов работы за год) Подвести итоги года по всем секторам; дать рекомендации на лето. май
Содержание программы
2 год
Направления. цель мероприятия Сроки проведения
Знания. Развитие всесторонних интересов школьников, повышение умственной культуры -Операция «Мир твоих увлечений»
- олимпиады по предметам
- тестирование по предметам
( русский язык, математика)
-анкетирование «Мир моих увлечений» Сентябрь
Ноябрь
Январь
Декабрь
март
Нравственное. Передача детям опыта
(ЗУН) общения людей, социализация учащихся - акция «Им нужна наша помощь» (к дню пожилых людей, к дню животных)
- экскурсия в с/ библиотеку
- сбор материалов по истории школы «Листая прошлого страницы»
- рождественские колядки
- правила поведения в
общественных местах, общественном транспорте.
Беседа «Я в мире людей» Октябрь
Ноябрь
В течение года
Январь
По необходимости
Гражданско-патриотическое. Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре - классный час «Подвиг Минина. Народное ополчение»
- край ты мой зеленый – озеленение улиц, территории школы
- мой папа был солдатом – встреча с папами, отслужившими в рядах СА
- о победе с радостью в сердцах сентябрь
Октябрь-ноябрь, апрель-май.
Апрель
Февраль
май
Семья. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - семейный праздник «Я с бабушкой своею»
- мама, мамочка, мамулечка(конкурсно-игровая программа)
- приходите в гости к нам
( чаепитие с мамами)
Октябрь
Ноябрь
Март
май
Труд(профориентация) способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело. - конкурс «Экологические сказки»
- осенины- весенние метели да капели
- край ты мой любимый
(конкурс
рисунков)
Классный час «Я в мире профессии»
Февраль
Ноябрь
Апрель
март
Здоровья. Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил - мир книг (знакомство с новыми книгами)
- уроки классической музыки
- в гостях у народной игры
- спорт, спорт, спорт…. Январь
Сентябрь-ноябрь
Апрель-май
Культура и творчество. Создание условий для проявления творческих способностей. - конкурс рисунков «Портрет моей мамы»
- таланты и поклонники
- болдинская осень (конкурс стихов по творчеству А.С. Пушкина)
Беседа «Секреты общения» (анкетирование)
В течение года
Ноябрь
Март
октябрь
Тематические классные часы
месяц Тематика классного часа цель
сентябрь - моя дорога о школы до дома
- осторожность – прежде всего
-народное ополчение
Повторить правила дорожного движения
Противопожарная безопасность
Воспитание гражданских чувств, формирование интереса к истории своей страны, чувства гордости за патриотизм и мужество народа
октябрь - о братьях наших меньших
- день народного единства Прививать чувство любви и ответственности за тех, кого приручили
Познакомить, с чем связан данный праздник
ноябрь - прекрасное слова «мама» Воспитывать уважительное отношение к родителям
декабрь - декларация прав человека Познакомить с правовыми правами и обязанностями
январь - приветливость вам открывает сердца других Взаимоотношения в коллективе
февраль Мой папа был солдатом. Военные вехи нашей страны. Воспитание гражданских чувств
март Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках. Познакомить с историей становления праздника, воспитание уважительного отношения к родителям
апрель - экологический день Земли
-день космонавтики Бережное отношение к всему окружающему
Формирование интереса к истории страны
май О победе с радостью в сердцах
Прощание с начальной школой Формирование интереса к истории страны
Подведение итогов за год.
Родительские собрания.
№ Тематика родительского собрания месяц
1 Давайте будем учиться вместе с детьми:
- режим дня
- помощь в подготовке домашнего задания октябрь
2 Роль взаимоотношений семьи в духовно – нравственном становлении школьника ноябрь
4 О поощрении и наказании
- подведение итогов первого полугодия январь
5 подведение итогов за год май
Содержание программы: 3 год
Направления. цель мероприятия Сроки проведения
Знания. Развитие всесторонних интересов школьников, повышение умственной культуры. - русские национальные игры;
- «Умники и умницы»
- олимпиады по предметам
- игра «Хочу все знать»
- Беседа «Зачем нужно учиться» Нравственное. Передача детям опыта (ЗУН) общения людей - поздравления учителей с Днем учителя;
- акция «Забота» (ко Дню пожилого человека);
- экскурсия в музей;
- встречи с выпускниками;
- конкурс «Листая прошлого страницы…» ( сбор материалов по истории школы);
-конкурс рисунков к Новому году. Беседа «Бесконфликтное общение»
Гражданско-патриотическое. Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре - акция «Я – хозяин моего села» (действия по благоустройству школы, школьной территории, озеленение)
- урок памяти «Подвигу народа жить в веках»
Семья. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - внеклассные мероприятия «Спортивная семья», «Читающая семья»
- интеллектуальная игра с родителями «Звездный час»
- задание практикумы: «ласковые слова маме», «Приятное для братишки (сестренки)»
- ролевые игры: «Праздник в семье», Труд(профориентация) способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело. - конкурс «Птичья столовая» (Изготовление кормушек для птиц);
- беседа «Кем я хочу быть и почему»
Здоровья. Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил - «Фестиваль игр», КТД
- конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья»;
- игра «Как стать нехворайкой»;
- чудо-дерево – рассказы детей о целебных свойствах деревьев. ЗОЖ «Этого нельзя допустить!» (профилактика табакокурения, употребления спиртного, наркомании)
Культура и творчество. Создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником - Конкурс рисунков «Моя милая мама»;
- конкурс на лучшую Снегурочку
- снежная сказка;
рисунков на тему противопожарной безопасности Тематика классных часов
№ тематика цель Дата проведения
1 День знаний
ополчения Поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность 2 Роль книги в жизни человека. (беседа) Убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов. 3 Колокола России. (музыкальный час) Познакомить с творчеством русского народа – колокольными звонами. 4 Труд – основа жизни. (вечер загадок) Рассказать о роли труда в жизнедеятельности человека; выяснить знания детей о профессиях и их применении; расширить познавательные интересы 5
И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память. (литературно-музыкальная композиция) Дать понятие о мужестве как великом свойстве души 6 Клуб любителей фантастики. (конкурс изобретателей и фантазеров) Привить интерес к чтению научно-фантастической литературы, развивать творческое воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интуицию 7 «Азбука поведения» или разговор о воспитанности. Рассказать о правилах поведения в общественных местах 8
Мастерская общения (игра) Проследить направленность интересов учащихся, содействовать сплочению классного коллектива 9
Интеллигентный человек. Какой он? ( беседа с элементами дискуссии) Формировать представление об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека, его красоты 10 О вреде сквернословия
Воспитывать негативное отношение к порокам человечества; побуждать к нравственному самосовершенствованию 11 ООН и всеобщая декларация прав человека Подвести детей к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дать общее представление о понятиях «ООН», «Всеобщая декларация прав человека» 12 Я – гражданин России Воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны. 13 Основные права и свободы человека (деловая игра) Формирование представления о значимости прав человека в жизни общества; воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека. 14 День рождения – светлый праздник Прививать этические нормы поведения, умения встречать гостей, дарить и принимать подарки 15 Мои семейные обязанности 16 Новый год. Украшение новогодней елки. Познакомить с русскими традициями встречи Нового года, создать предновогоднее настроение; расширить кругозор учащихся 17 Чем я богат Сравнивать значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца? 18 Удивительное рядом Развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств 19 Зимушка - зима Познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширить кругозор учащихся 20 Любители биологии и защитники экологи Формировать нравственный аспект защиты экологии; расширить познания детей в азах биологии. 21 Путешествие по природным зонам нашей родины (КВН) Проверить и углубить знания школьников о природе; прививать бережное отношение и любовь к природе. 22 Устный журнал «Расти здоровым» Обобщить полученные знания; развивать интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к своему здоровью 23 Веселая Масленица Познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям 24 День птиц Познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц, развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе 25 Честность – прежде всего Воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честным 26 У меня зазвонил телефон Познакомить учащихся с правилами телефонного этикета 27 Уважай старших Воспитывать уважение к старшим, повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям 28 Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте Повторить правила поведения на улице, в транспорте 29 0 красоте, о моде и хорошем вкусе Формировать правильное представление об истинной красоте человека; развивать эстетический вкус, разумный подход и чувство меры по отношению к моде. 30 День смеха Рассказать о празднике 1 апреля, развивать духовно – нравственные качества личности, формировать этику поведения, чувства такта и уместности шутки и смеха 31 Пасха – праздник праздников Познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие 32 Культура речи Способствовать формированию культуры поведения учащихся, закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русому языку 33 Наша улица Повторить правила дорожного движения; познакомить с историей улицы; воспитывать любовь к родному краю 34 Кем быть? Продолжить знакомить детей с разными видами профессий; помочь в осознании своих возможностей и способностей; формировать желание развивать свои способности 35 «Никто не забыт, ничто не забыто» Расширить знания школьников о ВОВ; дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны 36 Удивительный мир музыки (беседа-калейдоскоп) Расширить кругозор детей сведениями о музыкальном искусстве, способствовать формированию интереса к музыкальному творчеству. 37 Искусство требует умения фантазировать Формировать интерес к художественно-творческой деятельности. 38 Интеллектуальная игра «Все обо всем на свете» Расширить кругозор учащихся; способствовать воспитанию любознательности, поддерживать стремление узнавать все новое Работа с родителями
Тематика родительских собраний
№ тематика цель Дата проведения
1 Методы семейного
-памятка «О запрещенных и желательных выражениях в семье»;
- памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье. Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка 2 Эти трудные домашние задания (семинар – практикум)
-анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности»;
- советуем вникнуть «Виды домашних заданий»;
-рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребенком. Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников 3 Школа выживания или как уберечь детей от беды ( тренинг)
-правила для ребенка, находящегося дома без взрослых;
- правила безопасного движения на улице;
- умение ориентироваться спасет жизнь;
- правила безопасности при травмах и ушибах. Отработка с родителями навыков воспитательного взаимопонимания с детьми, обеспечивающего их безопасное поведение 4 Тепло родного очага (совместная с детьми семейная гостиная)
-викторина музыкальные инструменты;
- памятка для родителей «напутствие»;
- кодекс истинного родителя4
- домашняя игротека. Создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для оценки результативности реализации программы разработаны критерии, соответствующие её целям и задачам:
Критерии Показатели Диагностические средства
Сформированность физического и психического потенциала
личности воспитанников Состояние физического
и психического
здоровья обучающихся.
Развитость
физических качеств.
Выбор здорового
образа жизни. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.
Методики экспертной оценки психолога
для определения уровня психофизического развития ребенка:
- определение уровня общей умственной
работоспособности, корректурная проба;
- определение объема кратковременной
зрительной памяти (В. Н.Кондрашенко);
-диагностика школьной дезадаптации(Н. Г.Лусканов);
Сформированность трудовых умений и навыков, навыков самообслуживания Овладение
обслуживающим
трудом. Состояние профессионально-трудовой подготовки Выполнение образовательных стандартов по трудовому обучению.
Методики экспертной оценки психолога и педагогов:
- изучение профессиональных идеалов обучающихся (Л. П.Крившенко);
- изучение интересов и склонностей учащихся (С. И.Вершинин)
-мониторинг трудовых умений и навыков, навыков самообслуживания.
Педагогическое наблюдение.
Сформированность духовно-
нравственного, интеллектуального
и творческого потенциала
личности
воспитанника Сформированность адекватного
отношения к Родине,
семье, школе,
классному коллективу,
себе, природе, учебе
и труду. Развитость
чувства прекрасного
и других эстетических
чувств Методики изучения уровня развития личности обучающегося:
-ценностные ориентации и направленности личности выпускников (Л. Н.Силантьев);
- изучение уровня развития личности воспитанника с ОВЗ (О. Э.Бутениной);
-тестовая диагностика личностного роста воспитанников( П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова);-изучение уровня сформированности нравственных качеств воспитанников с ОВЗ( диагностическая карта);
-методика определения темперамента личности (Ю. Г.Айзенк );
-методика «Незаконченные предложения» (Сакс, Леви);
Педагогическое наблюдение.
Сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника Коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры. Социальная адаптация. Методики выявления коммуникативных склонностей обучающегося:
- методика оценки коммуникативных и организаторских способностей (Е. И.Рогов);
-исследование сформированности классного коллектива. -диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов);
- модифицированный вариант методики изучения межличностных отношений учащихся начальной школы Р. Желя,;- изучение классного коллектива «Методика оценки привлекательности классного коллектива»;
- диагностическая проективная методика «Моё отношение к одноклассникам»
-Педагогическое наблюдение.
Разрабатывая данную программу, я ставила перед собой главную цель воспитания-это воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, проявляющий себя в Я- концепции, достижение социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, их интеграция в современное общество.
ЛИТЕРАТУРА
Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ
Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.
Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ
Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1).
Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997 г.
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»
1.В.В.Воронкова Программы специальной(коррекционной) образовательной школы 8вида: 5-9 классы; В 2 сб.-М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.
2.  Божович Л. И. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
3.  Боскис Р. М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1969.
4.  Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.; 1999.
5.  Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь.-М.: Из-во АПНРСФСР, 1959
6.  Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: просвещение,1973.
7.  Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под ред. Н. П. Долгобородовой – Ленинград, 1969
8.  Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
9.  Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.
10.  Долгобородова Н. П., Лялин Н. А., Пик И. Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 1968.
11.  Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.