Презентация на тему: Профессиональная деформация личности, способы профилактикии преодоления деформаций


Презентация на тему:1.«Профессиональная деформация личности, факторы влияющие на возникновение деформаций в профессиональной деятельности»2.«Способы профилактики и преодоления деформаций»3. «Профессиональный кризис»4.«Профессиональные заболевания» Подготовила: студентка 5 курса ПО заочного отделенияХудобец Ольга Владимировна 1.Профессиональные деформации: Профессиональная деформация – всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер («История советской психологии труда», 1983).Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии.Трудоголизм (Труд в этом случае является «защитой», попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека. С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. Профессиональная деформация личностных особенностей(чрезмерное развитие одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «непрофессиональную» сферу жизни субъекта.Профессиональные стереотипы и установки (Определенный уровень достигнутого мастерства, автоматизируемых умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознание). Упрощенный подход к решению проблем. Первичные негативные изменения в профессиональной деятельности, поведении Вторичные трудные ситуации приводят к перестройке личности в повседневном поведении и общении Временные негативные психические состояния и установки Исчезновение положительных качеств Возникновение негативных психических качеств изменяющих личность 2. Способы профилактики и преодоления деформаций Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной) Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (любые ролевые игры, в том числе салонные как «Мафия») Цель - смена социальных ролей, сброс агрессии) Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа Использование инновационных форм и технологий обучения Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достиженийУсвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативногоИндивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции  3. Профессиональный кризис По мнению автора исследований В.Прокопюк, кризис профессионального развития - состояние, когда учитель осознает разницу между своими замыслами, своими возможностями и достигнутым результатом педагогической деятельности. Таких кризисов представлено три:Кризис профессиональной адаптацииКризис рутинной работыКризис завершения профессиональной активности Кризис профессиональной адаптации Происходит в период смены места работы, рода профессиональной деятельности (повышение по службе), как правило, возникает у молодых специалистов, работающих творчески, и связан с "человеческой спецификой" учительской профессии:Войти в новый коллектив и установить отношения с людьми разного возраста, пола, статуса;Войти в ученический и родительский коллективы;Определиться по отношению к нормам, принципам, функционирующим в ОУ;Проверить на истинность собственные знания и имеющийся опыт и т.д. Способы преодоления: Наиболее типовые стратегии преодоления этого кризиса заключаются в следующем: помощь в изучении специфики работы (индивидуальные особенности учащихся, характеристика семьи и т.д.), определение кандидатуры куратора-консультанта и совместное составление программы образования; помощь и поддержка директора ОУ (интерперсональное отношение) и другое. Кризис рутинной работы Возникает у педагогов обладающих богатым опытом работы, компетентных в своем предмете, имеющих 10-15 лет стажа, полностью "отдающих себя работе". Возникают деструктивные образования ("выработался", "сгорел", "устал", "не вижу перспектив для дальнейшего роста"), синдром эмоционального сгорания (истощения), деперсонализация.глубокое чувство неудовлетворенности;потерю в возможность реализоваться;потерю стимула к обновлению и развитию.Нежелание и даже отрицание каких-либо инноваций и профессионального роста. что приводит к увольнению специалиста. Способы преодоления: Типовая стратегия преодоления этого кризиса предполагает создание условий, в которых педагог осознал бы необходимость постоянного профессионального развития:создание системы непрерывного образования;взятие новых задач (создание авторской программы, написание методического пособия и т.д.);делегирование педагога в НИИ, центры, инновационные ОУ с целью знакомства с нововведениями;предложение новых ролей или общественных функций;привлечение к участию в исследования, в проведении ОЭР. Кризис завершения профессиональной активности Педагоги, проходящие этот кризис, обладают богатым опытом работы и сталкиваются с необходимостью принципиальной корректировки своей работы. Вынужденность подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации учительского труда …) может дополнительно углублять чувство неудовлетворенности.Система ценностей данной личности, определения смысла профессиональной деятельности в соотношении с современными требованиями, открытости к сотрудничеству и доброжелательного принятия помощи, нахождении новых возможностей применения своего опыта, исследовательская работа. Отрицание педагогом любой помощи, уверенность в том, что его учили и изменять ничего не надо, кризис усугубляется, переводя учителя в состояние обиды, нетерпимости, замкнутости или агрессии. Способы преодоления: Открытость ума, проявляющаяся в высокой чувствительности к противоречивым проблемам, положительной склонности ко всему новому, неожиданному. Децентрированность мышления - способность человека перейти с одной точки зрения к другой, более широкой.Гибкость мышления, исключая процессы ригидности и полной лабильности.Рефлексивные механизмы мышления: осмысление собственных поступков, отражение внутреннего мира другого.Метакогнитивная осведомленность - представление человека о своих интеллектуальных ресурсах, готовность себя стимулировать. Метакогнитивные структуры - когнитивный опыт личности, обеспечивающий управление интеллектуальной деятельностью (на уровне непроизвольном - процессы внимания, памяти и т.д.; на уровне произвольном - способность планировать, прогнозировать, выбирать стратегию)Главное в данной ситуации стимулировать преодоление кризиса не формальными решениями, носящими внешний характер, а оказывать помощь опосредованно, предоставляя свободу выбора в целях и задачах модернизации своей профессиональной деятельности учителя. 4.Профессиональные заболевания Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий в себя: эмоциональное истощение (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой), деперсонализацию (циничное отношение к труду и объектам своего труда), редукцию профессиональных достижений (возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней);Впервые этот феномен описал Х.Фреденбергер, как постепенное эмоциональное истощение, потеря мотивации и работоспособности. Ввел термин burnout (выгорание), употребляющимся в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков. Факторы: высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности; боязнь ошибок и неудач;  перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций; увеличение объема информации, которую необходимо усваивать; трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.);сужение профессиональных интересов до узкой области специализации; аддикция (навязчивая потребность в работе); высокий темп жизни;  необходимость регулярных подработок;  постоянное стремление к конкуренции;    дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности; неспособность к релаксации;