Программа внеурочной деятельности по музыке Радужная капель


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Радужная капель» для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе «Примерных программ внеурочной деятельности: начальное и основное образование/ В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов, под ред. В.А. Горского. -2 изд. - М.: «Просвещение»,2013 г.
Программа «Радужная капель» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, творческой фантазии.
Цель
Формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам
мировой классики с раннего школьного возраста.
Задачи
Обучающие:
- Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игрой на музыкальных инструментах.
- Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в
духовно-нравственном развитии человека.
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и
Музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
Развивающие:
- Развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих
способностей обучающихся;
- Расширение эмоционального отношения к музыке на основе восприятия;
- Развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, навыков сольного и
ансамблевого исполнения;
- Развитие творческой активности детей посредством различных видов
музыкальной деятельности
Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса и исполнительской культуры
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств, уважения к истории,
духовным ценностям своей страны, музыкальной культуре разных народов;
Отличительными особенностями данной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип межпредметной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю. Продолжительность занятия: в 1 классе - 25 минут, во 2 и 3 классах – 35 минут, в 4 классе 40 минут с обязательным применением физминутки. Количество детей в группе – 15-20 человек.
В основе данной программы следующие принципы: - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; - принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;  - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребность отдавать их на общую радость и пользу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7 -10 лет.
Сроки реализации программы: 4 года.
Формы и режим занятий
Формы работы - групповая и индивидуальная, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, встреча с музыкантами концерты и праздники.
Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, создание литературно-музыкальных композиций - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами. Занятия начинаются после перерыва от основных уроков. Перед занятиями классная комната обязательно проветривается.

Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Радужная капель» является формирование:
- основ музыкальной культуры, художественного вкуса, устойчивого интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- опыта общения с публикой в условиях концертного предъявления
результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
-совершенствование коммуникативных способностей и умения работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса «Радужная капель» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
- уметь планировать работу и определять последовательность действий;
- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений
Познавательные УУД:
- самостоятельно включаться в творческую деятельность;
- осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели;
- осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
Коммуникативные УУД:
- использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Предметными результатами изучения курса «Радужная капель» является формирование следующих знаний и умений:
знать
- что такое музыка;
      - чем отличается музыка от других видов искусств;
      - какие виды музыкальной деятельности существуют;
- жанры музыкальных произведений;
- элементарные музыкальные средства исполнения;
      - нормы поведения на сцене и в зрительном зале.

уметь
- выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей;
      - образно мыслить;
- правильно управлять своим голосовым аппаратом;
- петь сольно, в ансамбле и хоре;
- воплощать музыкальный образ в своем исполнении

   Формы подведения итогов
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов.




























Содержание курса
1 класс

Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
Тео
рия
Прак-тика















п
ф
п
ф
п
ф






1






Как зародилась музыка
1
Беседа о происхождении музыкальных звуков.
1


2






Знакомство с голосовым аппаратом.
Голосовые игры.
1
Интонационно-ритмические упражнения. Работа над унисоном.

1

3






Сказка о музыкальных капельках
1
Сказка о музыкальных звуках и нотах. Музыкально-дидактические игры.
1


4-5






Музыка осени.
2
Разучивание песен об осени, школе.

2

6






«Три кита» в музыке
1
Знакомство с жанрами песни, танца, марша.
1


7






Волшебная страна звуков.
1
Слушание музыки – звуки природы. Имитация звуков живой природы в классической музыке.
1


8






Весело - грустно.
1
Знакомство с музыкальными ладами – мажор и минор. Хоровое пение.
1


9






Пластическое интонирование
1
Слушание русских народных песен. Звукоимитация. Разучивание попевок. Ритмические упражнения.

1

10






Где живут ноты?
1
Нотная грамота. Нотоносец.
1


11






Музыкальная азбука.
1
Разучивание веселых песенок о буквах

1

12-13






Музыкальные инструменты.
2
Шумовые музыкальные инструменты. Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах.
1
1

14






Новогодний хоровод
1
Разучивание песен к новогоднему празднику.

1

15






Пришла Коляда накануне Рождества
1
Пение рождественских колядок.

1

16-17











Зимние забавы.
2
Образы зимы в музыке русских композиторов. Разучивание, исполнение и инсценировка песен о зиме.
1
1

18






Музыкальные игры и загадки
1
Составление и разгадывание загадок на музыкальную тематику. Мини-игры с инсценировками.

1

19-20






«Мы шагаем как солдаты»
2
Разучивание песен ко Дню защитника Отечества.

2

21






Широкая масленица.
1
Изучение пословиц, поговорок о масленице. Народные традиции. Песни-заклички.

1

22






Мама – солнышко моё.
1
Исполнение песен к Международному женскому дню. .

1

23






Музыкальный портрет
1
Музыкально-пластические игры «Ну-ка, зеркало, скажи», «Кто как ходит», «Дирижёр»

1

24-25






«И звонче жаворонка пенье»
2
Песни о весне. Пластическое интонирование


2

26-27






Русские народные песни
2
Жанры русских народных песен. Хороводные песни-пляски, инсценировки. Народная песня в творчестве русских композиторов.
1
1

28






Весёлый мультипликационный час.

1
Песни из мультфильмов.

1

29






Русские композиторы детям
1
«Детский альбом» П.И.Чайковского, «Детская музыка» С. С.Прокофьева
1


30






Победный марш.
1
Разучивание песен к Празднику Победы.

1

31






Песни родного края
1
Песни о Родине.

1

32






«Когда мои друзья со мной»
1
Песни о дружбе.

1

33






Мы – дети солнца.
1
Обобщающее занятие. Чему мы научились

1










2 класс


Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
Тео
рия
Прак-тика






2 В








П
Ф
П
Ф
П
Ф






1






В гости к музыке
1
Песенки о лете.

1

2






Волшебная страна музыки.
1
Пластическое интонирование. Ритмизация, озвучивание и «раскрашивание» слов-образов.
1


3






Художница осень.
1
Звуки нашего настроения. Разучивание песен об осени

1

4-5






Разбудим голосок. Музыкально-дидактические игры.
2
Скороговорки. Потешки. Колыбельные песни. Выразительное чтение коротких стихов с выделением ритмических рисунков. Озвучивание и «оживление» (театрализация) стихов. Пение и ритмодекламация. Игры-упражнения: «Зеркало», «Эхо», «Шагаем в характере музыки», «Слушаю себя», «Что какое бывает?», «Два настроения».
1
1

6






Родные просторы.
1
Разучивание песен о Родине, родном крае.

1

7






Музыкальные загадки.
1
Выполнение музыкально-творческих заданий. Ребусы, мини-кроссворды.

1

8






Звуки и краски голоса.
1
Понятие «тембр». Окраска звука, голоса.
1


9






Симфонический оркестр.
1
Сказка С.Прокофьева «Петя и волк»
1


10






Дождь и радуга.
1
Пейзаж в музыке. Слушание классических произведений, в которых воплощены явления природы.
1


11






«Угадай мелодию»
1
Музыкальная викторина.

1

12-13






Хороводные песни-игры, танцы.
2
Движения под музыку. Ритмические упражнения.
1
1

14






Новогодняя карусель.
1
Разучивание песен к новогоднему празднику

1

15






Светлый праздник Рождества.
1
Традиции и обычаи, рождественские колядки.

1

16-17






«Во владеньях инея и снега»
2
Песни о зиме.

2

18






Путешествие в мир танца
1
Происхождение танцевального искусства. Разновидности танцев
1


19






Времена года в музыке.
1
Слушание произведений П.Чайковского, А. Вивальди.
1


20






«Солдатушки, бравы ребятушки»
1
Изучение песен ко Дню защитника Отечества.

1

21






Проводы зимы. Масленица.
1
Веснянки. Песни-заклички

1

22






«Моя мама лучшая на свете»
1
Разучивание песен к празднику 8 марта.

1

23






Весенняя капель.
1
Созвучие живописных и музыкальных красок. Пение, танец, пластическая импровизация

1

24-25






Сказка в музыке.
2
Сказочные образы в классической музыке. Слушание музыкальных произведений на сказочные сюжеты.
2


26






Русская народная песня.
1
Разучивание народных песен с использованием шумовых инструментов.

1

27






Кто чем поет
1
Песни о животных и птицах

1

28






Музыкальная лесенка
1
Основы музыкальной грамоты
1


29-30






«Нам этот мир завещано беречь»
2
Песни ко Дню Победы.

2

31-32






В музыкальном театре: Опера.
2
Опера на новый лад
1
1

33






Музыкальная шкатулка.
1
Музыкально-дидактические игры, викторины.
1


34






Страна Меломания
1
Обобщающее занятие. Любимые музыкальные произведения.

1




3 класс


Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
Тео
рия
Прак-тика













П
Ф
П
Ф

















1




В хороводе муз
1
Особенности хоровода. Исполнение хороводных песен

1

2-3




Природа - великий художник
2
Слушание музыки, стихов. Рассматривание произведений пейзажной живописи. Музыкальные игры-импровизации.
1
1

4-5




«В ритме дождя».
2
Разучивание песен об осени. Комплексное развитие чувства ритма. Ритмизация, озвучивание и «раскрашивание» слов-образов.

2

6




Поэт, художник, композитор.
1
Средства выразительности разных видов искусств. Пластические этюды.
1


7




Музыкальные инструменты.
1
Разучивание народных мелодий с использованием шумовых инструментов

1

8-9




Русский фольклор
2
Жанры народного творчества. Частушки. Песенки - попевки.
1
1

10




Музыкальные игры и загадки.
1
Разгадывание кроссвордов. Ребусы. Мини-игры.

1

11




Оркестр народных инструментов.
1
Тембры русских народных инструментов. Звукоимитация
1


12




Сочини мелодию.
1
Сочинение песенки-диалога. Создание ритмической партитуры.

1

13-14




Новогодний карнавал
2
Разучивание песен к новогоднему празднику.

2

15




Рождественская звезда
1
Разыгрывание песен-колядок, сочинение пожеланий

1

16-17




В царстве Снежной Королевы
2
Песни о зиме.

2

18




Звучащие картины
1
Изобразительность в музыке.
1


19-20




Героические образы в музыке.
2
Слушание музыки эпического, героико-патриотического характера. Разучивание песен ко Дню защитника Отечества
1
1

21




Проводы Масленицы
1
Русские народные традиции и обычаи. Песни - заклички.

1

22




Праздник бабушек и мам
1
Разучивание песен к 8 марта.

1

23




Музыкальные портреты
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ музыкальных произведений.
1


24-25




Весна – волшебница.
2
Пословицы, поговорки, загадки. Песни о весне.

2

26-27




«Преданья старины глубокой»
2
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки
1
1

28-29




«Мы мечтою о мире живём»
2
Музыкально – литературная композиция ко Дню Победы.

2

30




Дом, который звучит
1
Знакомство с жанром оперы и балета.
1


31




Любимые песни из мультфильмов
1
Разучивание песен из отечественных мультфильмов.

1

32




«Угадай – ка»
1
Музыкальная викторина

1

33




Наша школьная страна
1
Песни о школе

1

34




Наш музыкальный словарик
1
Чему мы научились – понятия, термины.
1



















4 класс


Дата

Тема внеурочного занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
Тео
рия
Прак-тика












П
Ф
П
Ф






1




Окружающий мир и музыка.
1
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
1


2-3




Край в котором ты живешь.
2
Разучивание песен о Родине, родном крае.

2

4




Мир детства в музыке.
1
Музыка для детей и о детях.
1


5




Маленькая страна.
1
Песни о школе

1

6-7




В гостях у Осени.
2
Рисунки под музыку. Песни об осени

2

8




Природа и музыка
1
Состояние природы в разное время суток. Изобразительность в музыке. Выразительные средства в создании образа
1


9




Музыкальные игры.
1
Викторины, конкурсы, загадки.

1

10




«Заиграйте мои гусельки..»
1
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического
1


11




Музыкальный калейдоскоп
1
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая
1


12




Разыграй песню
1
Разучивание песни. Пластическое интонирование

1

13-14




Новогодний серпантин.
2
Песни к новогоднему празднику

2

15




Пришло Рождество, начинается торжество
1
Разучивание рождественских песен

1

16-17




Зимняя сказка
2
Песни о зиме.

2

18




Когда звонят колокола
1
Колокольность в русской музыке.
1


19-20




Образы борьбы и победы в музыке
2
Слушание музыки, интонационно-образный анализ. Песни ко Дню защитника Отечества.
1
1

21




Гори, гори ясно
1
Проводы Масленицы. Песни-игры, веснянки.

1

22




Весенний праздник
1
Разучивание песен к 8 марта.

1

23




Вальс цветов.
1
Слушание музыки. Созвучие живописных и музыкальных красок.
1


24




В каждой интонации спрятан человек
1
Настроение и характер человека в музыке. Понятия программной и непрограммной музыки.
1


25




Народная песня в творчестве русских композиторов
1
Особенности песен, их интонационная основа
1


26-27




Весенняя капель
2
Песни о весне.

2

28




В гостях у Терпсихоры
1
Разновидности танцев: народные, бальные, современные.
1


29-30




«Этих дней не смолкнет слава»
2
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

2

31




В современных ритмах
1
Джазовые композиции
1


32




Музыка в кино
1
Роль музыки в киноискусстве
1


33




Летнее настроение
1
Песни о лете

1

34




Радуга талантов
1
Итоговое занятие
1




15