Рабочие программы. Внеурочная деятельность Музыкальная капель
МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Основные методы работы.
4. Особенности реализации программы.
5. Планируемый результат освоения.
6. Тематическое планирование.
7. Календарно-тематическое планирование.
8. Литература.
9. Методическое обеспечение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Музыкальная капель» 1- 4 классы создана на основе программы для общеобразовательных учреждений по курсу «Музыка 1-8 классы» Алеев, Науменко. М. Просвещение, 2007, в соответствие с требованиями ФГОС НОО
Программа рассчитана на 4 года обучения – 1 час в неделю (135 ч.)
1кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч., 4 кл. – 34 ч.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение обучающихся к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Новизна данной программы заключается в том, что она отвечает запросам и требованиям, предъявляемым ФГОС НОО – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех универсальных учебных действий, которыми должна обладать личность в настоящее время. Программа дает возможность для реализации развития индивидуальности, музыкальных и творческих способностей детей, помогает открыть перспективу для будущего развития личности, дает возможность ей самоутвердиться.
Актуальность программы состоит в том, что музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Воспитание обучающихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с воспитанниками различного возраста. Занятия пробуждают у обучающихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Замечательный педагог современности В. Сухомлинский писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любит, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое – к человечному».
Реализация программы направлена на достижение следующей ЦЕЛИ:
создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры, приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра
Реализации данной цели способствуют следующие ЗАДАЧИ:
расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре через изучение детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен, углубить знания обучающихся в области музыки: классической, народной, эстрадной, обучить воспитанников вокальным навыкам;
развивать индивидуальные творческие способности на основе исполняемых произведений; развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
привить навыки сценического поведения учить обучающихся быть чуткими слушателями и исполнителями;
создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств.
воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Содержание программы
Содержание программы внеурочной деятельности «Музыкальная капель» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования школы.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочной деятельности. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, ритмикой.
Связь с предметом музыка Связь с предметом литературное чтение Связь с внеурочным занятием ритмика
Вокально-хоровая работа Последовательность звуков различной длительности Правильное звукообразование - формирование гласных; четкое и короткое произношение согласных Спокойный вдох, правильный выдох
Работа над певческим материалом Скорость звучания, последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием, основная тема Чтение и разучивание текста песен, соотнесение с ритмом стихотворений Выполнение движений под музыку, создание двигательных образов, гармония движений
Сценическое искусство Выразительность, образность Дикция и основные правила произношения в пении, литературные образы героев песни Сценическая импровизация, движение под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару, культура поведения на сцене
Слушание музыки Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариации.
Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства, о жизни и деятельности композиторов. Беседа о музыке и тексте песни. Народная песня. Раскрытие ее значения, как выразительницы исторического прошлого нашего народа. Пластическое выражение темы и содержания
Основные методы работы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у обучающихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы).
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Особенности реализации программы
Основная форма образовательной работы с обучающимися: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого обучающегося.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, музыкально-голосовые упражнения и игры, творческие задания, просмотр тематических видеофильмов, клипов. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о композиторах, истории музыкальных жанров. Одной из форм проведения занятий являются музыкальные игры, разучивание музыкальных физминуток, итоговая игра «Минута славы»
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю (135 ч.)
кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч., 4 кл. – 34 ч.
Планируемые результаты
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Второй год обучения:
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Третий год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение, увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Четвёртый год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
В результате освоения программного материала, обучающиеся начальных классов должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
знать гигиену голоса;
виды атаки звука и по требованию педагога петь «мягко, легко, нежно»;
место дикции в исполнительской деятельности;
Обучающиеся должны уметь:
передавать характер песни, петь выразительно и осмысленно;
уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
уметь петь короткие фразы на едином дыхании;
различать песни по жанрам;
принимать участие в творческой жизни школы.
проявлять исполнительское мастерство на сцепе
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная капель» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Личностные результаты
Личностные
Личност-
ные 1 класс
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к вокально-хоровой деятельности. Наличие эмоциональноценностного отношения к искусству.
2 класс
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; навыков творческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха.
3 класс
Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.
4 класс
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального пения; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
1 класс
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление музыкально-хоровых представлений.
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
2 класс
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в пении
3 класс
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений.
4 класс
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
Познавательные
1 класс
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
2 класс
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения музыкально-творческих заданий с использованием учебной литературы;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.
3 класс
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
4класс
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
Коммуникативные
1 класс
умение координировать свои усилия с усилиями других;задавать вопросы.
2 класс
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
3 класс
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
4 класс
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий
Тематическое планирование
№
п/п Тема Кол-во
занятий
I - полугодие 1. Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека 1
2. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Проверка слуха 1
3. Диапазон. Подбор репертуара. Распределение 1
4. Правила поведения на сцене и за сценой 1
5. Подготовка к Дню учителя 1
6. Разучивание песен об осени 1
7. Работа с микрофоном 1
8. Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона 1
9. Разучивание песен о школе 1
10-11 Разучивание песен ко Дню матери 1
12. Подбор репертуара к осеннему балу 1
13. Выступление на осеннем балу. Обобщающее занятие 1
14. Подбор репертуара к Новому году 1
15. Разучивание песен к Новому году 1
16. Новогодний утренник. Обобщающее занятие 1
17. Разучивание песни «Как здорово» 1
18. Подбор репертуара к вечеру встречи. 1
19. Вокально-хоровая работа. Дикция и артикуляция. 1
20. Разучивание песен к Дню защитника Отечества. 21. Музыкальная форма. 1
22. Подбор репертуара к дню 8 Марта. 23. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. 1
24. Вокально-хоровая работа. Дирижёрские жесты. 1
25. Музыкальная форма 1
26. Творческое занятие «Сочини песню» 1
27. Слушание и разучивание песен о космосе 28. Музыкальная викторина «Песни из любимых кинофильмов» 1
29. Вокально-хоровая работа. Выразительное интонирование 1
30. О значении песни в годы Великой Отечественной войны 1
31. Презентация праздника «День Победы» 1
33. Беседа о творчестве современных композиторов. Беседа о творчестве современных композиторов. 1
Календарно-тематическое планирование
№
п/пДата Тема Кол-во
занятий
План Факт I - полугодие 1. Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека 1
2. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Проверка слуха 1
3. Диапазон. Подбор репертуара. Распределение 1
4. Правила поведения на сцене и за сценой 1
5. Подготовка к Дню учителя 1
6. Разучивание песен об осени 1
7. Работа с микрофоном 1
8. Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона 1
9. Разучивание песен о школе 1
10-11 Разучивание песен ко Дню матери 1
12. Подбор репертуара к осеннему балу 1
13. Выступление на осеннем балу. Обобщающее занятие 1
14. Подбор репертуара к Новому году 1
15. Разучивание песен к Новому году 1
16. Новогодний утренник. Обобщающее занятие. 1
17. Разучивание песни «Как здорово». 1
18. Подбор репертуара к вечеру встречи. 1
19. Вокально-хоровая работа. Дикция и артикуляция. 1
20. Разучивание песен к Дню защитника Отечества. 21. Музыкальная форма. 1
22. Подбор репертуара к Дню 8 Марта. 23. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота..1
24. Вокально-хоровая работа. Дирижёрские жесты. 1
25. Музыкальная форма 1
26. Творческое занятие «Сочини песню» 1
27. Слушание и разучивание песен о космосе 28. Музыкальная викторина «Песни из любимых кинофильмов» 1
29. Вокально-хоровая работа. Выразительное интонирование 1
30. О значении песни в годы Великой Отечественной войны 1
31. Презентация праздника «День Победы» 1
33. Беседа о творчестве современных композиторов. Беседа о творчестве современных композиторов. 1
Литература.
Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995.
Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Кудряшов А.В. Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
Поплянова Е.М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха: Учеб. пособие по сольфеджио для детских муз. школ и детских школ искусств. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Б-ка детской музыкальной школы).
Методическое обеспечениеКомпьютер, фонограммы песен, нотный материал, микрофон.