Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме Одежда говорит о человеке


Раздел: «Декор и положение человека в обществе».
Тема: Одежда «говорит» о человеке.
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран;
- сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Развивающая: познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран.
Обучающая: научить создавать китайский костюм императора.
Основные термины, понятия: одежда, император, дракон, высшие чиновники, костюм, цвета в костюме, причёски.Оборудование и материалы: учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», детские рисунки; альбом, карандаш, акварельные краска, кисти, гелиевые ручки, фломастеры; ИКТ. Зрительный ряд: презентация «Одежда «говорит» о человеке», электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Осторовской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс (1 DVD) Авторы-составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова.
План урока:
Организационный момент.
Беседа о значении одежды и основных элементов костюма.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент (проверка готовности к уроку, подсчёт количества учащихся).
Беседа о значении одежды и основных элементов костюма.
- Здравствуйте ребята, садитесь.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем «Декор – человек, общество, время». А какова наша тема урока вы мне скажите сами после просмотра презентации.
Слайд № 3. Рассматривая этих людей, мы сможем сказать в какой стране они живут? (Ответы учащихся: в Индии).
Слайд № 4 – 6. О чём говорят эти слайды? (Ответы учащихся: одежда может говорить о людях, где они живут).
Вы назвали тему нашего урока. Слайд № 7. («Одежда «говорит» о человеке»)
В слайде № 8 познакомимся с целями урока, а в слайде № 9 узнаем какую практическую работу будем выполнять на уроке.
А теперь мы посмотрим небольшой видеоролик из материалов к уроку «Одежда и украшения знати Древнего Китая» (электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Осторовской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс (1 DVD) Авторы-составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова) - Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда?
(Ответы учащихся: одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль).
- Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли.
- Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества? (Ответ: у людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие).
Постановка художественной задачи.
На этом уроке мы познакомились с декоративно-прикладным искусством народов Востока, в частности, Древнего Китая. Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.
- Прежде, чем перейти к практической работе проведём физкультминутку (Физкультминутка - Слайд № 10).
Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку:
Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем Руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, всем улыбнулись И сели работать опять.
А теперь приступим к выполнению практической работы.
Практическое выполнение задания.
(Звучит музыка.)
Можно исспользовать иллюстрации в учебнике (стр. 118-123): костюм императора, костюм чиновника, халат знатной китаянки, женщины в аристократических костюмах.
Во время выполнения практического задания учитель следит за работой учащихся, советует и помогает при необходимости.

Подведение итогов.
А сейчас проверим наши знания с помощью тренажёра (электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Осторовской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс (1 DVD) Авторы-составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова).Выставление оценок.
Домашнее задание.
Подобрать иллюстративный материал по теме: «Костюмы Средневековья».
Используемые печатные источники:
Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская
Детская энциклопедия. Том 5 «Древние цивилизации».– М.: «ТЕРРА» - «ТНРРА». 1995, с. 401-416.
Газета «Искусство» №23-24/2006. – М.: Изд. Дом «Первое сентября».
Активные ссылки на страницы материалов в интернете:
1.Традиционный костюм: http://dragons-country.blogspot.ru/2012/02/blog-post_1949.html
2. Национальная одежда разных уголков мира/Китай: http://lifeglobe.net/entry/1515
Презентация.