Открытый урок Словообразование. Повторение и закрепление изученного. (6класс)


Тема: Словообразование. Повторение и закрепление изученного
Цель: систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по
словообразованию в 6 классе.    
Задачи:
создать предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся и  усвоения условий выбора правильных буквенных написаний в приставках, корнях и суффиксах на основе знаний, полученных при изучении раздела «Словообразование»
способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать речевые навыки
выработать навыки групповой работы, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей,
воспитывать чувство товарищества и ответственности не только за себя, но и за других
Класс разделен по группам – 3 группы. Группы сформированы специально учителем. В каждой группе есть сильные и слабые учащиеся. «Командиры» групп – сильные учащиеся.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, карточки и оценочный лист.
Технологии: ИКТ,: смена вида деятельности, физкультминутка
Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково
Ход урока:
Сказка о чудесном дереве
Когда ребята остановились у поваленного сильным ветром дерева, учительница спросила:
-Из каких частей состоит это дерево? Назовите эти части по-русски.
-Корни, ствол, ветки, листья.
-Обратите внимание на корни. Для чего корень нужен растению, вы знаете. А вот знаете ли вы, какие ещё значения имеет слово «корень»?
-Знаем!- наперебой закричали ребята.- Все наши зубы имеют корни. И в каждом слове есть свой корень.
-Правильно. Но тогда у меня к вам ещё один вопрос: «Чем корень слова напоминает нам корни деревьев?»
Ребята задумались.
-Чтобы помочь ответить на этот вопрос,- сказала Наталья Семёновна,- расскажу вам сказку о чудесном дереве.
Жило-было много лет назад слово «ходить». Нашли его люди и приказали: «Будешь жить с нами!».И и поселилось слово среди людей, и стало скитаться, и попросило слово их:
-Посадите меня в землю.
-Зачем?- удивились люди.
-Чтобы из меня много других слово выросло: и вам будет интересней, и мне веселей.
Посадили люди слово «ходить» и начали поливать его. Долго из земли ничего не росло, но наконец показался маленький росток.
Как тебя зовут, росток?- спросили люди.
Ходить,- ответил он.
Опять «ходить»! А где же другие слова?
Будет! Вы только чаще меня поливайте. Стали люди ухаживать за ростком лучше
прежнего, и превратился он в могучий ствол. А когда ствол начал ветвиться, спросили люди первую веточку:
-Как тебя, веточка, зовут?
-Приходить, -ответила она.
Обрадовались люди. Вот оно новое слово. А веточка продолжала:
-Приходите завтра на рассвете, ещё не то увидите. Пришли люди рано утром и видят: от новой веточки ещё одна тянется.
-А тебя как зовут?- спросили люди.
-Приход,- ответила новорожденная.
На другое утро из ствола дерева опять появилась новая веточка. Её звали «уходить».Так каждый день чудесное дерево дарило людям по одному новому слову. Все эти слова были чем-то похожи на слово «ходить», но и чем-то отличались от него. А чем – подумайте сами.
Вот какое дерево тогда выросло.
Учитель. А теперь, скажите тему нашего урока. Запишите число, тему и классная работа в тетради.
Что такое словообразование?
Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
Игра «Угадай словечко».
А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое это слово. (скрыто слово тигрята).-Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет). Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).-Предположите, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).Что называем окончанием?Можно ли, изменив окончание, образовать однокоренное слово? - Для чего нужно окончание? ( для связи слов в предложении и словосочетании). -А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»? (тигрята).- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).-Какой вывод можно сделать? Что такое корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова. Без корня слов не бывает).- А что обычно находится после корня? (суффикс) Для чего он служит? (для образования новых слов)Назовите суффикс в этом слове. - ят - обозначает детёнышей животных, птиц. Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята)- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)-Что такое основа? (часть слова без окончания)-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов. И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд «Душа слова» и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
Встретились части речи на стали рассказывать о себе:
«Слово с моем представление – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть», - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)
Другая часть слова сказала: «Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово «с головой»!». Какая часть слова может считаться головой слова?
« А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?», - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) «Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !» - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)
Последняя часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое».
« Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи», - успокоили ее другие части слова. «Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться», - продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать «одеждой» слова?
Вот мы и узнали о душе слова.
Учитель: Теперь вам надо решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово, объяснить его правописание и придумать с ним предложение.
Командам раздаются карточки
От глагола ПОДАТЬ взять приставку,
От глагола ДАРИТЬ корень,
От существительного КРУЖОК суффикс.
Получилось слово ПОДАРОК.
От глагола ПОБЕЛЕЛ взять корень,
От прилагательного МАЛЕНЬКИЙ суффикс,
От прилагательного СИНИЙ окончание.
Получилось слово БЕЛЕНЬКИЙ.
От глагола ПРИШЕЛ взять приставку,
От глагола УЛЕТЕЛ взять корень.
От глагола БЕЖИТ окончание.
Получилось слово ПРИЛЕТИТ.
Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Учитель: Давайте вспомним. Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.) Я вам предлагаю вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.
Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.

Слайд 10
Молвил слон, подставив бок: Прислонись ко мне, сынок? Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский)
Слайд 11
Дождик льёт – кругом вода,Мокнут столб и провода.Мокнут кони и подвода,Дым над крышами завода,От бегущих быстрых водЗадрожал водоотвод.(Л. Яхин)
Слайд 12
Если б дали берёзе расчёску Изменила б берёза причёску:В речку, как в зеркало, глядя,Расчесала б кудрявые прядиИ вошло б у неё в привычкуПо утрам заплетать косичку. (И. Токмакова)
Проверка
Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!»
Учитель: Я вам предлагаю следующее задание.
Найдите «третье лишнее 1. Гореть, угорать, гора 2. Горе, нагорный, горевать 3. Пот, потолок, потливый 4. Море, морщины, морской 5. Боль, большой, больница 6. Вода, водить, водник
Учитель: Я вам предлагаю следующее задание. Нужно заменить слово другим, уже с приставкой. Человек, который не отвечает на зло, не может защитить себя –(беззащитный) Спросить снова- (переспросить) Тот, с кем вы беседуете –(собеседник) За пределами школы- (пришкольный) 
Учитель: А теперь, мы напишем словарный диктант. -На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.Пр…плыть, пр…градить, пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…лечь, к…саться, к...снуться, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.
Учитель. Посмотрите, ребята, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)
- Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)
По-моему, нам нужно выполнить это задание.
Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.
І. ПОМОЩНИК ІІ. ШКОЛЬНИК ІІІ. ЗАПИСАТЬ
Молодцы! Все успешно справились с этим заданием.
Итог урока.
- Сегодня мы говорили о словообразовании и о частях слова и показали свои знания по этим темам. Хочу вернуться к нашему эпиграфу: "Если знаешь части слова, то напишешь их толково”,поэтому помните чтобы понять ,как образуются слова в русском языке надо знать его состав, т.е из каких частей оно состоит. Спасибо всем. Домашнее задание:
Рефлексия: «Две звезды, одно пожелание»Комментирование оценок Учитель вместе с уч-ся анализирует результаты самооценивания. Затем суммативно оценивает учащихся.