Открытый урок на тему: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»


Открытый урок по литературе в 6 классе
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Исторические события, получившие отражение в рассказе.Урок внеклассного чтения.
Автор: Садыкова Алсу Шарафутдиновна ,учитель русского языка и литературы МБОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа»Цели урока: 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;
3)воспитание духовно-нравственной личности, уважающим человеческое достоинство,с толератным отношением к национальному вопросу,отчетливо понимающим понятие « честь».
Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя, презентация урока.
Ход урока:
-Здравствуйте, уважаемые гости , здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы прололжаем изучение творчества Л.Н.Толстого. Сегодня мы рассмотрим рассказ «Кавказский пленник».(слайд№1)
-итак , ребята, за несколько уроков вы получили кейсы с заданиями, вы должны были распределиться на группы,подготовиться .Прежде чем выступит 1 группа ,я хочу обратиться к 2 группе :вам надо внимательно слушать ваших товарищей,понять задание,оценить работу первой группы: манера общения,умение вести себя перед аудиторией,полнота раскрытия фактов.
Первое кейс-задание у вашей группы. Изучить историю создания рассказа.
(Выступают дети из 1 группы)
-В середине 19 столетия
на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
Л.Н.Толстой на Кавказе
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.(второя группа оценивает ответы)
_Кейс- задание для 2 группы
-Изучить историю создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».
Авот еще одна версия . В 1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник. Быль».Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает ,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ,но интересен тот факт,что пленнику помогает не девочка,а мальчик,ранее попавший в плени изучивший их язык.(первая группа оценивает ответы)
-какой вывод мы можем сделать из всего прослушанного?(Рассказ основан на реальных событиях,отражавшие конкретную историческую эпоху)
Вывод учителя: Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет,самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа(чеченцы,дагестанцы,осетины)
К теме Кавказа обращались многие писатели Вернувшись в Россию,Толстой записал в дневнике,что полюбил этот «край дикий,в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи-война и свобода».(слайд №2)
Еще одним кейс –заданием для 1 группы было изучение того,что кто из писателей теме Кавказа обращался,и есть ли в литературе произведения с похожим названием.
В 1821 году А.С. Пушкин создал поэму, в которой изобразил «отступника света», «друга природы», убежденного в том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. Спустя семь лет появилась поэма М.Ю. Лермонтова, написанная под воздействием Пушкина и под тем же названием. А в 1872 году читатели познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - о русском офицере, попавшем в плен к чеченцам и бежавшего вновь к своим. Рассказ был основан на действительном событии и имел сюжетное сходство с опубликованным в журнале «Библиотека для чтения» в 1838 году одноименным рассказом за подписью М.Н.тема Кавказа актульна и в наши дни ,например В.Маканин Рассказ»Кавказский пленный»
. Кейс –задание для 2 группы :изучить связь рассказа с современностью Слайд№
Связь рассказа с современностью. Рассказ Л.Н.Толстого и фильм С.Бодрова
Действие происходит в 1990-е годы во время Чеченской войны (на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне начала 90-х. В фильме показан Дагестан. Тому подтверждение - ярко выраженная агрессивная гористая местность и аварское наречие на котором говорят местные жители. По ландшафту и растительности территория Чечни сильно отличается от Дагестана) . Двое российских военнослужащих Саня и Иван, попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику…
В ролях снимались известные актёры. Может быть кому-то из вас они знакомы.
Олег Меньшиков – Саня
Сергей Бодров – Иван Жилин
Сусанна Мехралиева — Дина
Джемал Сихарулидзе — Абдул-Мурат
Александр Буреев — Хасан
Валентина Федотова – мать Жилина
Алексей Жарков – Маслов
Евдокия Вишнякова – медсестра
Ребята, когда вы читали рассказ ,вам встретились незнакомые слова
(работают по словарям,ищут значение новых слов,записанных на доске. Можно провести паралель с татарским языком ,что похожие слова встречаются и в тат языке-бишмет,продемонстрировать изделия Арской национальной фабрики по пошиву обуви-татарские ичиги(читек),обращая внимание на орнамент,что тоже шьются из кожи.)
Комментарии из толкового словаря Ожегова
БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.
ГАЛУН. Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.
САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
IV. Применение полученных знаний
Мы знаем сюжет рассказа, познакомились с содержанием рассказа. Проверим свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.
1. События происходили осенью
2. Жилин был невелик ростом, да удал
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком
8. Во второй раз Жилин бежал один
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал
(дети получают задание индивидуально,после выполнения меняются друг с другом-взаимопроверка)
-Ребята,сколько русских офицеров попали в плен?Обратите внимание на название рассказа.Почему рассказывая о двух русских офицерах,Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном только человеке?
- Вы сказали, что главные герои – Жилин и Костылин, но рассказ назван «Кавказский пленник». Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам и предстоит ответить сегодня.Чтобы верно ответить на этот вопрос,запишем сравнительную характеристику героев.
Группа № 1. 1)Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.
Жилин Костылин
«не велик ростом, а удал был» «грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»
Пухлый, запотел, да ноги ободраны.
«И чёрт меня дёрнул колоду эту с собой брать».
2) Познакомьтесь со словарными статьями к словам удалой и колода и охарактеризуйте героев.
Удалой – храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, толковый, которому в отваге всегда удача.Колода – лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый отрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.
3) Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев? На чём заостряет внимание читателей автор?
(Автор не сообщает читателям портретных подробностей, акцентируя внимание на главных отличительных особенностях: у Жилина - удаль, у Костылина – неповоротливость).
Группа № 2. Как чёрный татарин называет Жилина и Костылина во время разговора о выкупе (2 глава)? Объясните, что значат эти слова через подбор синонимов. Как они характеризуют героев?
( Жилина называет «джигит» - молодец, Костылина – «смирный»). Первоначально слово «джигит» обозначает «наездник», человек, гарцующий на коне, это предполагает такие качества, как смелость, лихость, удальство.Выберите из текста глагольные описания действий, относящиеся к поведению героев в плену (3 глава), во время побега(5 глава). Как ключевые слова характеризуют Жилина и Костылина?Слайд №6-7
Жилин Костылин
В ауле Ходит, высматривает, рукодельничает, роет .. Пишет, ждёт, скучает, спит.
Во время первого побега Раскопал дыру, выбрался, по звёздам примечает, осматривает, полез на гору, подполз к дороге, свистнул, смеётся, несёт Костылина на себе.Зацепил камень ногой, покряхтывает, отстаёт и охает, упал со страху, рассолодел…
Вывод учителя: Жизнь зависит от характера ,от того выбора,который человек делает сам.Мы должны понимать ,что наша судьба зависит во многом от нашего поведения . Война испытывает людей.Для многих война-испытание на прочность,выносливость,человечность.здесь люди в пограничной ситуации,их дальнейшая судьба зависит от них:действовать или безразлично умереть?Люди,сильные духом,ответственные за всех,имеющие человеческое достоинство ,в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.
Обратим внимание на говорящие фамилии героев(ответы учеников)Так почему же в заглавии автор говорит об одном пленнике?
Группа № 1. 1) Познакомьтесь со словарной статьёй к слову плен.
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.
2) Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру: морской берег – берег моря. Запишите получившиеся варианты и объясните смысл получившихся выражений.
1) Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?
2) Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? (обратитесь к финалу рассказа).
Группа№2 3)Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?
1 точка зрения:
Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.
2 точка зрения:
Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечённый им: «Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в плен. Потом бежит из плена один – и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.
3 точка зрения:
«Всяк в плену у страстей своих». Эта пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».
-На ваш взгляд,какими качествами должен обладать офицер?(ответы детей)
-У вас осталось еще одно кейс-задание –Что такое честь,найти определения по разным словарям(Ожегова и Даля).Подобрать несколько пословиц о честе.(ответы детей) Слайд №;4,5
Послушайте замечательный стих Владимира Слепака «Офицерская честь»
Офицерская честь – это совесть и Бог,
Марш атаки под шквальным обстрелом,
Боль разлуки и мудрость житейских дорог,
Гимн отважным, достойным и смелым. Офицерская честь никогда не предаст,
Не уронит Гвардейского стяга,
Ветеранам седым благодарность воздаст
Не изменит Священной Присяге…

Офицерская честь – не интрига, не месть,
Не скандал, не дуэль, не коварство,
Просто, если жива офицерская честь,–
Значит, есть постамент государства!
Вл.Слепак
Дети читают наизусть стихотворение Ларисы Рындовой «Офицерская честь».
Вывод учителя : Война-это кровопролитие,это трагедия,искалеченные судьбы,независимо когда она и где прошла.Война оставляет горький осадок в сердцах,ломает жизни,разрушает до основания все живое…
Вот так и бывает:тот,кто ставит перед собой цель,верит в нее и делаетвсе ,чтобы ее достигнуть,тот побеждает. Атот ,у кого воли нет,кто духом слаб,того и силы оставляют.
Жилин-пример настоящего российского офицера и настоящего мужчины.
Подводится итог урока,рефлексия .