Индивидуальное логопедическое занятие Совершенствование интонационной выразительности речи


Индивидуальное логопедическое занятие
(старшие классы )
Тема. Совершенствование интонационной выразительности речи (на материале стихотворений русских поэтов).
Цели:
1) обучающие:
- совершенствование речевой интонационной выразительности, её мелодики, темпа, ритма, логического ударения, тембра, пауз;
- овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;
- обогащение речи выразительными средствами русского языка.
2) коррекционные:
- развитие произвольного и слухового внимания;
- развитие зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления;
- совершенствование владения навыками устной речи; развитие навыков публичного выступления;
- повышение коммуникативной активности;
3) воспитательные:
- воспитание свободного голосового звучания, внимания к речи, самоконтроля за произношением.
Оборудование: компьютер, аудиозаписи, карточки с текстами, портреты поэтов.
Ход занятия
- Организационный момент. Сообщение темы, целей занятия.
Речевая разминка.
Развитие чёткости дикции и эмоциональной выразительности:
а) произнеси предложение:
«Ты мне рассказывал, как он выиграл в лотерею 100 000 рублей», делая интонационное ударение поочередно на каждое слово. Что при этом происходит?
б) произнеси Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
Основная часть.
а) Теоретическая информация по теме (кратко)
Материал для беседы.
Повторение основных компонентов интонации.
Интонация включает в себя мелодику (повышение или понижение основного тона), интенсивность (громкость речи), логическое ударение (выделение голосом главных по смыслу слов), паузы (остановки, перерывы в звучании, их наличие и длительность определяются смыслом); тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок); темп и ритм («темпоритм» по Станиславскому, участвующий в создании определённой интонации), темп может быть медленным, средним, ускоренным, быстрым, ритм связан с равномерностью дыхательных циклов, чередование речи и пауз, усиление и ослабление голоса. Невербальные средства – мимика, телодвижения, жесты, позы (дополнительные средства воздействия на слушателей).
б) Интонация в поэтическом тексте.
Интонация – это проявление внутреннего состояния человека, его мыслей, чувств. В поэтическом тексте интонация выражает идейно-эмоциональную установку автора (например, трагическая у Блока, ироническая у Маяковского, ностальгическая у русских поэтов-эмигрантов и т.д.
- Чтение наизусть фрагментов стихотворений русских поэтов, определение характера интонации (выявление способности выражать интонационными средствами различные оттенки эмоциональных состояний).
Не забывай соблюдать правильное дыхание, использовать силу голоса, следить за ясностью и чёткостью произношения.
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта» (фрагмент, см. приложение); интонация гневно-обличительная.
М.Ю. Лермонтов «Бородино» (картина боя, фрагмент, см. приложение): интонация напряжённая, отрывистая, темп ускоренный.
А.С. Пушкин «Бесы» (см. приложение): интонация тревожная, местами надрывная, мрачная (отчаяние, страх, тоска).
А. А. Блок «Россия (см. приложение, возможно прослушивание аудиозаписи): интонация печальная, с нотками безысходности, отчаяния, сожаления, но проникнутая любовью к родине).
Вывод. Интонация выражает настроение, эмоции, вложенные автором в текст.
в) Поэтическая интонация В.В. Маяковского.
- Краткая беседа об авторе и темах его творчества, новаторство, приёмы речи (речь ораторская и разговорная): ритм, интонация, паузы как основа системы стиха Маяковского («лесенка»).
Это один из тех авторов, которых необходимо читать вслух. Декламация любого его стиха должна сопровождаться логическим ударением и соответствующим эмоциональным настроем.
В стихах Маяковского наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, они очень ритмичны, окончания строк рифмуются, и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком; они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.
Стихотворение «Я счастлив!» (1929)
- Чтение стихотворения про себя (уяснение смысла, определение характера интонации).
- Краткий анализ (тема, идейный смысл).
- Демонстрация образца выразительного чтения стихотворения «Я счастлив!» (чтение мастером художественного слова, аудиозапись).
- Определение общей интонации всего стихотворения (радостно-ироническая); отслеживание изменения интонации по ходу стихотворения (интонационные нарастания, паузы, ослабления, диктуемые ритмическим строем стиха; интонация добавляет различные эмоциональные оттенки к содержанию слова, обогащая и оттеняя его смысл; обращённая к слушателю речь строится на широчайшем диапазоне от почти интимного разговора до ораторского пафоса трибуна на площади, что предоставляет огромные возможности для всех типов интонационного рисунка); для данного стихотворения характерно мажорное, уверенное, энергичное звучание). Обращаясь к каламбурным, ироническим, шутливым рифмам, Маяковский оттеняет нужное ему слово в стихотворной строке, при помощи изменения ритмического рисунка стиха он умеет выделить, подчеркнуть наиболее важное в смысловом отношении слово внутри целой строфы.
Маяковский пользуется и созданием особых синтаксических конструкций, имеющих целью усилить интонационный нажим.
Неологизмы вносят ироническую, саркастическую ноту.
Данное стихотворение - пафос утверждения свободной, радостной жизни.
Интонации в поэзии Маяковского - основа, на которой строится его стиховая, ритмическая система, это важнейший смыслообразующий фактор в поэтике Маяковского.
Интонация М. наполняет слово материей конкретного переживания, чувства (страстного или взволнованного, гневного или иронического). Находясь под постоянным интонационным напором, слово обогащается эмоциональным содержанием и тем самым делается поэтически полновесным, значительным.
Приемы, с помощью которых интонация у Маяковского вовлекает слово в свою эмоциональную сферу и так или иначе окрашивает его, различны. В первую очередь здесь действует ритмическая система стиха Маяковского, разнообразно акцентирующая каждое слово и не позволяющая ему спрятаться в интонационной «тени».

- Декламация стихотворения «Я счастлив!»
Во время декламации соблюдайте технику речи, обращайте внимание на пунктуацию и следуйте структурному построению стихотворения. Там, где строки выделены знаменитой «лесенкой Маяковского», выделяйте голосом их прерывистость, пульсацию.
- Краткий анализ (самоанализ) выступления учащегося. Мы узнали о «рецепте счастья» Маяковского.
Итог занятия.
Учащийся рассказывает, какие знания им были закреплены на занятии, что было нового, необычного; объясняет важность и значение работы над интонацией.
Логопед. А что было бы, если бы все люди говорили с одинаковой интонацией?
Речь была бы скучной, было бы неинтересно слушать друг друга, было бы непонятно, в каком настроении находится собеседник. А ведь мы можем быть веселыми, грустными, можем вежливо попросить, а иногда, случается, и грубим, сердимся. Стать интересным собеседником возможно, сделав свою речь более выразительной. И слушать такого собеседника - одно удовольствие, ведь очень важно, что и как мы говорим.
Сегодня мы вели разговор об интонации, её компонентах. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, но и интонационно выразительна.