Программа «Начальное техническое моделирование»


ПРОГРАММА
ПО НТМ
АВТОРЫ:
ПЛЕХОВА Т.А,
МУРАВЛЕВА М.А.
Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В системе образования детей особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных программах предусмотрены занятия по рисованию, аппликации и конструированию. По окончанию подготовительной группы дети имеют большое количество знаний, умений и навыков, которые необходимы для занятий начальным техническим моделированием.
Знают:
- названия геометрических фигур,
- основные свойства бумаги,
- названия инструментов для разметки и вырезания деталей (линейка, трафарет, ножницы);
Умеют:
- вырезать нарисованную или начерченную фигуру,
- рационально размещать трафарет на листе бумаги,
- использовать клей (или пластилин) для скрепления деталей объекта творчества.
У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставленных задач. А также все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками, особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления выглядит красиво и привлекательно или ёё можно использовать в играх или соревнованиях.
Все эти знания, умения и навыки, относящиеся к процессу развития личности ребёнка в процессе творчества необходимо продолжать развивать дальше.
Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных кабинетах.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступными для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона, пенополистирола и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Цели и задачи
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель данной программы:
- содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству, создать оптимальные организационно-педагогические условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании сложных композиций, вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении как простейших технических изделий так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;
осваивать навыки организации и планирования работы
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;
предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.
Воспитательные:
формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
заложить основы культуры труда;
привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
На протяжении всего периода младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением. Развиваются произвольная память, внимание, произвольной становится организация его деятельности. Очень важна для младших школьников доступность целей. Деятельность, направленная на достижение доступных целей, приобретает направленность. Решаемая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать свои силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Самостоятельность детей этого возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причём этот возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества. Для развития самостоятельности необходимо давать ребенку возможность как можно больше дел выполнять самостоятельно, а стремление к самостоятельности поощрять.
Коммуникативные навыки детей расширяются. Для детей наиболее важной фигурой по-прежнему является фигура взрослого, однако, оценки и отношение сверстников приобретают для них всё большую значимость.
У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.
Одной из основных целей деятельности педагога должна являться деятельность по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в школе. Для этого необходимо:
- обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классе, создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, принадлежности и признании;
- развить у школьника способность к самопониманию, формированию положительного образа «Я» и навыков конструктивного выражения эмоций;
- совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром, достижение взаимопонимания;
- поддерживать творческое самовыражение учащихся;
- объединять усилия родителей, учителя и ребенка в обеспечении благоприятных условий для развития.
Задачей педагога является также поддержка и стимулирование обретения ребенком собственного стиля и способа творчества. Младший школьный возраст - это сензитивный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Организационные требования.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа), количество обучающих 15 человек.
Содержание, формы и методы работы.
Содержание программы «НТМ» рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовыми основанием для отбора и структурирования содержания стали следующие принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- занимательность;
- практическая и прикладная направленность;
- обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей;
- последовательность в усложнении учебного материала.
Обучение в детском объединении строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в детском объединении состоит из трех этапов:
Обучение на репродуктивном уровне;
Обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества;
Творческая деятельность под руководством педагога.
Этому способствует комплексное использование следующих методов:
Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.
Метод создание творческого поиска.
Метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый).
Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
Метод гуманно-личностной педагогики).Метод формирования обязательности и ответственности.
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (см. таб. 1).
Таблица 1
Параметры Критерии
Образовательные результаты
Освоение детьми содержания образования.
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).
5. Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).
Эффективность воспитательных воздействий 1. Культура поведения ребенка.
2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте.
3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца
Социально-педагогические результаты 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Выполнение требований техники безопасности.
3. Характер отношений в коллективе.
4. Отношение к преподавателю.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4.Разнообразие творческих достижений
Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторикиВысокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1.Культура поведения ребенка
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина)Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий
4. Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
Предполагаемый результат реализации программы «НТМ»:
овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;
уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности.
уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем;
уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, стараться эстетично оформить творческую работу;
уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.
Учебно-тематический план программы.
№ Тема Теория Практика Всего
I. Вводный блок
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности 1 1 2
История развития технического моделирования. Начальное техническое моделирование: задачи и возможности. Материал-бумага. 1 1 2
II. Конструирование из геометрических фигур
Вырезание геометрических фигур по трафарету, без трафарета. 1 3 4
Конструирование из геометрических фигур. 1 7 8
Моделирование на плоскости 1 7 8
III. Аппликация
Работа по трафарету, способы скрепления деталей. 1 7 8
Работа в технике мозаики. 1 7 8
Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная). 1 7 8
Аппликация из ткани. 1 9 10
Логическая аппликация 1 5 6
IV. Оригами
Базовые формы. 1 7 8
Оригами простое из цветной бумаги. 1 7 8
Оригами с элементами аппликации. 1 9 10
Изготовление изделий модели транспорта (пароход, катамаран, ракета, лодка). 1 9 10
V. Техническое моделирование
Материал пенопласт. Вырезание по шаблонам. Соединение деталей. 1 5 6
Конструирование на плоскости. 1 7 8
Изготовление простых моделей по выбору 1 25 26
Подготовка к выставке 1 1 2
Итоговая выставка - 2 2
18 126 144
Содержание программы
«Вводный блок».
Изготовлением моделей люди начали заниматься очень давно. Как свидетельствуют находки археологов, уже древние египтяне делали миниатюрные модели своих барок и пирамид. Предназначались эти модели в основном дл я культовых целей и для украшения дворцов. Постепенно люди заметили, что на уменьшенных копиях реальных машин и механизмов легко опробовать технические решения, пригодные и для больших конструкций. С тех пор моделирование стало неотъемлемой частью технического конструирования.
Уменьшенные копии кораблей, машин, военной и бытовой техники традиционно служат отличными игрушками. Начальное техническое моделирование - один из видов технического творчества – помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, развивать фантазию и техническое мышление, овладевать трудовыми и творческими навыками.
Необходимо рассказать учащимся о разнообразных техниках в изготовлении моделей различных объектов, о назначении моделей (стендовые копии, скоростные, игрушки и др.), о проведении выставок и соревнований.
Для примера показать модели или фотографии различных моделей кораблей, самолётов, автомобилей (из бумаги и других материалов). Большой интерес у детей вызывают фото- или видео- материалы соревнований моделистов-школьников. Развитию мотивации к занятию начальным техническим моделированием послужит рассказ о том, с развития каких навыков должен начинать юный моделист, чтобы достичь хороших результатов (умению создавать модели для участия в выставках и соревнованиях).
Цель: создать устойчивую мотивацию к занятию начальным техническим моделированием, познакомить с историей развития моделирования и современным моделированием.
Содержание: история и современное развитие техники; современное моделирование и технологии постройки моделей;
Форма занятий:
- беседа о технике, её истории и современном развитии;
- рассказ об истории моделирования;
- рассказ о современном моделировании и технологиях постройки моделей с использованием фотографий;
- конкурс отгадывания загадок по теме «Техника»
Здоровье — один из главных параметров жизни. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса. Для детей младшего школьного возраста много значит пример взрослых. Если они видят, что взрослые (родители, учителя) придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством, то дети копируют их поведение, хотя ещё не совсем осознанно. Поэтому, с помощью разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время каждого занятия необходимо напоминать учащимся о правилах техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и добиваться их выполнения.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными инструментами и материалами для работы с бумагой.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Формы занятий:
- демонстрация инструментов, необходимых для занятий, описание их назначения и правил ТБ при пользовании ими;
- рассказ о санитарно-гигиенических нормах и правилах поведения на занятиях по НТМ;
Бумага - самый доступный и дешевый материал. Ее можно сгибать, рвать, мять... Бумага оживает в руках. Бумага легко обрабатывается, сохраняет форму, многие сорта достаточно прочны. Поэтому именно она наиболее подходит для обучения основам моделирования.
В связи с особенностями процесса изготовления бумаги и характеристиками сырья, из которого она производится, бумага обладает специфическими физическими свойствами, которые необходимо учитывать в процессе изготовления поделок.
Одной из разновидностей бумаги является картон. Он более прочен, чем обычная писчая бумага, лучше держит форму. Изделие из картона получается более надёжным, но обработка картона является более физически сложной (особенно для первоклассников).
Цель: практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Познакомить с видами картона и способами его обработки. Показать его многофункциональность.
Содержание: свойства бумаги и картона. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона.
Формы занятий: беседа, рассказ об истории происхождения бумаги, ее фактуре исвойствах, практическая работапо исследованию механических свойств бумаги и картона.
«Конструирование» (из геометрических фигур).
Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.
Дети определяют, как расположить фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Зная геометрическую формы предметов, их названия, ребенок научится видеть геометрическую форму в окружающих предметах.
Цель: закрепить названия геометрических фигур, научить сравнивать, правильно комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру, цвету.
Содержание: простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.
Формы занятий: практическая работа, беседа, игра и др.
Задания: конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм. Конструирование по заданию преподавателя (автомобиль, грузовик, ракета и др.)
«Аппликация».
В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание». Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей с помощью клеев. Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину.
Для учащихся первых классов более сложные виды аппликации (полуобъёмная и др.), требующие большой аккуратность, можно только демонстрировать на примерах.Цель:познакомить с разными видами аппликации, научить построению многопредметных композиций.
Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полуобъемная).
Формы занятий: беседа, практическая работа - создание творческих работ на основе демонстрационного материала, практическая работа-игра «Подумай и наклей»(логическая аппликация), аппликация на схематические рисунки (аппликационное раскрашивание), выставка детских работ .
Задания: «Веселая гусеница», «Веселый хоровод» и «Волшебные бабочки» (симметрическое вырезание), «Яхта в море» (аппликационное раскрашивание с использованием геометрических фигур)», «Мальчик и девочка» (многослойная аппликация), «Мой дом» (геометрическая аппликация). «Оригами».
Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Точный перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку.
По окончании изготовления «Лягушки» (классическая модель) проводятся соревнования на дальности прыжка. Для этого изготавливается поле для соревнований, отмечается линия старта. Ученики поочерёдно совершают прыжок «Лягушкой», место её приземления фиксируется на поле. По истечение трёх, попыток выявляется лидер (длина прыжка лягушки обычно не более 60 см).
Цель:Формировать интерес к искусству оригами. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.
Содержание: понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами аппликации. Условные знаки.
Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, игры, соревнования, упражнения на разминку пальцев.Задания: «Воздушный змей», «Золотые рыбки», «Тюльпан», «Шлем рыцаря», «Лис», «Собака», «Щенок», «Лягушка» и др. «Техническое моделирование и конструирование».
Техническое моделирование включает в себя создание моделей самолётов, кораблей, автомобилей, других технических объектов (светофоры, здания, мебель и др.) из тонкого пенопласта.
Цель: научить выполнять объемные модели с использованием различных материалов.
Содержание: развитие интереса к техническому моделированию, правильное использование инструментов.
Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры, выставка детских работ, практическая работа, соревнования.
Задания: модели «Легковой автомобиль», «Грузовик», «Качели», «Самолёт», «Карусель», «Ладья», «Парусник», «Мебель для куклы»Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое иинформационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, решение кроссвордов, соревнования тематические вопросы также помогают при творческой работе.
В первом полугодии у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.
Необходимо организовать занятия так, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Во втором полугодии, прежде всего, повышается творческий потенциал ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Итогом работы обучения является создание выставки детских творческих работ.
Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.
Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, пенопласт.Список использованной литературы.
Яшнова О.,Успешность обучения и воспитания младших школьников // Воспитание школьников, № 8 2002
Троицкая . И., Формирование саморегуляции у младших школьников // Воспитание школьников, № 6 2003
Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников // Воспитание школьников, № 4 2003
Н.Сократов, О.Багирова, С.Маннакова, Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников №9 2003 г.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист. 1998.
Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги. -М.: Издательский дом МС, 2001.
Горичева B.C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Ильина ТВ. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ. 2002.
Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: «Просвещение».1978.
Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. - М.: ООО фирма «Издательство ACT», 1998.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – Санкт-Петербургург: «Норинт», 2000.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Литература для воспитанников:
Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким. 1999.
Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» - Лига Пресс» 2002.
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.
Геронумус Г.М. 150 уроков труда. - Тула, 1996.
Глушкова И. Сделай сам. Для мальчиков. - М., 1996г.
Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками - М., 2000
СтоляроваС.В. Я машину смастерю - папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. -Ярославль, 2000.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. - М., 1990.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль - 2004